Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и его структура 2 страница




Историк идет за событиями и описывает их как «пространственно-временные целостности». «Историческое время» — это «эпоха, схва­ченная мыслью» (Гегель). Оно «схватывает» сущность событий. Со­циальное время (время наличного общества — хронологическое или совокупное — конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося. «История не имеет смысла», — полагает английский историк и философ Карл Поппер.

Не будем торопиться отвергать эту мысль. Ведь люди сами своими действиями наполняют смыслом и целью естественную и социальную природу. Но историк вносит цель в уже свершившееся, в то время как социолог определяет эту цель, опираясь на побуждения и действия со­временных ему людей, групп, институтов, общества в целом.

Социология использует данные, которые поставляет история (естест­венно, и другие науки), выявляет общие свойства конкретных социальных


Глава 4 Объект и предмет социологии



явлений, дает этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.)- Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и филосо­фией истории (которые интерпретируют исторический процесс), она вы­рабатывает общие методологические принципы познания прошлого и бу­дущего человечества, его движущих сил, прогресса и регресса.

Здесь шла речь об отношении общей социологии к общей истории. Однако, не следует упускать из виду, что есть и другая история, свя­занная с различными сферами жизнедеятельности общества. Это ис­тория производства, история народного хозяйства, история культуры, история семьи, история армии, история преступности и т.д. Матери­ал, накапливаемый этими «разделами» истории, неоценим для разви­тия различных отраслей, сфер, областей специального социологичес­кого знания. Причем природа взаимодействия истории и социологии здесь та же самая, что была описана выше.

Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, фактов, процессов, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (точнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социоло­гией, т.е. из общих категорий, в которых концентрируется сущность социального целого. Налицо взаимная связь и «выгода».

Историки внутренне убеждены, что их наука есть непрерывный процесс взаимодействия между самим ученым и фактами, открываемы­ми и используемыми им, что это — бесконечный диалог между настоя­щим и прошлым. Такое мнение, вероятно, справедливо и относительно социологии. В ней осуществляется непрерывный процесс взаимодейст­вия между социологом и социальными фактами, только меняется ха­рактер диалога. Непрекращающийся «разговор» между настоящим и прошлым дополняется диалогом между настоящим и будущим.

Социология и экономическая наука

Предметом экономической науки является одна из сфер обществен­ной жизни — экономика. Она имеет дело с законами и тенденциями, которые господствуют в производстве, в сфере общественного разде­ления труда и в распределительных отношениях. Экономическая на­ука изучает экономический строй данного общества. Что входит в не­го? Естественно, производительные силы общества — орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение. Но главное — взаимодействия людей, их отношения по поводу собствен­ности, обмена деятельностью (разделение труда), размера и способов



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


распределения произведенных материальных и духовных благ. Эко­номический строй образует основу хозяйственной целостности обще­ства. Изучение структуры этой экономической целостности является одним из ключевых аспектов экономической науки, который и сбли­жает ее с социологией — наукой о социуме как целостной системе.

Экономические знания, а затем и экономическая наука появились за­долго до социологии. Как и история, это весьма обширная область соци­ального знания, к тому же охватывающая первичные детерминанты ди­намики общественного организма. Не составляет большого труда понять, что экономическая наука не без основания претендовала (впрочем, как и история) на статус универсальной науки, выходя далеко за рамки поиска закономерностей, которым подчиняются хозяйственные связи.

Поскольку экономическая наука чрезвычайно важна для целостно] о анализа социальных процессов и институтов, постольку она оказывает­ся тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией. Опора на них — это опора на знания, на то целое, частью которого она сама является. Это знание дает социо­логия. В свою очередь, социология при исследовании отдельных обще­ственных отношений должна опираться на законы и тенденции, откры­ваемые экономическими науками. Целесообразно говорить о связи и взаимодействии этих дисциплин. Подобное содружество может быть весьма плодотворным именно на пути поиска обоюдной пользы.

Нетрудно видеть, что в предметное иоле социологии попадают собственно экономические отношения. Не может социология обойтись без «собственности», «производительных сил» и «производственных отношений», без «производства», без «рынка», без «рентабельности», «бюджета» и т.п. Но они для нее — поле понимания сущности «соци­ального» в целом. В самой социологии имеются области специально­го знания, которые изучают место и роль экономических факторов в жизни личности, в институционализации процессов и явлений, в со­циальной структуре, в обществе как целостной системе. Среди боль­шого многообразия отраслевого знания — экономическая социология, индустриальная социология, социология труда, социология менедж­мента, социология маркетинга и др. Скажем, социология труда изуча­ет трудовую деятельность как социальный процесс, его эффектив­ность, но прежде всего — место и роль человека в этом процессе, содержание его труда, меру удовлетворенности им, гуманизацию и оптимизацию трудовой деятельности, ее стимулирование.

Итак, социология органично связана с экономической наукой, и эта связь является жизненной необходимостью для обеих областей знания. Но, самое главное, социология изучает экономическую жизнь в


Глава 4. Объект и предмет социологии 109

ее взаимосвязи с социальными факторами (политическими, этничес­кими, образовательными, семейно-бытовыми, социокультурными). Только на пути раскрытия связи экономических и социальных струк­тур можно серьезно говорить об управлении обществом, о возможно­сти внесения в его процесс регулирующих начал со стороны человека, о мере и границах подобного вмешательства.

Социология осмысливает «экономический фактор» с учетом свя­занных с ним многообразных социальных отношений (индивидуаль­ных и социальных потребностей, статусов, которые характеризуют ту или иную социальную группу, политического и государственного влияния на экономическую ситуацию). Приоритетом социологии яв­ляется исследование социального поведения (социальных действий и процессов) групп в общественном производстве, поведения, получив­шего название экономического. Наконец, социология имеет возмож­ность укрощать «экономический детерминизм», абсолютизирующий роль экономического фактора в жизни социума, выделять «на рав­ных» другие социальные институты (политические, правовые, рели­гиозные, социокультурные). Возникающие здесь проблемы требуют профессионального междисциплинарного исследования социологи­ей, экономической наукой и другими отраслями научного знания.

Тесная связь и взаимодействие экономической и социологической наук привели к возникновению особой отрасли знания — экономиче­ской социологии, бурно развивающейся в мире в последние три деся­тилетия (в нашей стране лишь в 1990-х гг.). Исследователи проблем экономической социологии по-разному определяют ее предмет. Бли­же всего к нашей концепции предметного поля социологии точка зре­ния В.В. Радаева, который в духе М. Вебера считает, что «экономиче­ская социология изучает экономическое действие как форму социального действия». Для автора это означает, во-первых, что моти­вы экономического действия выходят за пределы экономических це­лей на уровень широких социальных задач, во-вгорых, что эти моти­вы — «продукт функционирования социальной общности, а не предпочтений изолированного индивида». К социальным общностям В.В. Радаев относит: сети межличностного общения, организацион­ные структуры, социальные группы, национальные общности1.

В каждой социальной общности социальные и экономические дейст­вия реализуются в трех ключевых типах отношений — экономических, культурных, властных. При этом экономические отношения вбирают в себя культурные и властные элементы. Что касается хозяйственной де­ятельности человека, его экономических ожиданий и ориентации, то

1 См Радаев В В Экономическая социология М, 1997 С 53—54.



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


они во многом определяются его принадлежностью к тем или иным со­циальным общностям. Поэтому не случайно экономическая социология изучает поведение предпринимателя и менеджера, наемного рабочего и домашнего работника, рассматривая их деятельность и в рамках опреде­ленных экономических и социальных структур и организаций, и в каче­стве отдельных личностных типов. Но здесь социология приближается уже к психологии.

Социология и психология

Связь этих двух наук представляется особенно значимой для социоло­гии (хочется надеяться, и для психологии тоже). Рассматривая в каче­стве своего предмета общество как «множественное целое», раскрывая общие тенденции его функционирования и изменения, социология в то же время обращается к личности, ее внутреннему миру. Здесь она вплотную соприкасается с психологией — наукой о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедея­тельности1, наукой, которая исследует внутренние субъективные пере­живания, вызывающие то или иное поведение индивида.

Между тем во взаимодействиях людей, в социальных процессах всегда есть психический элемент, который является их составной частью. Идет ли речь о макро- или микросоциологических явлениях, теориях, пробле­мах, психические элементы косвенно или прямо присутствуют в них. Нельзя забывать, что за реальными процессами и отношениями обяза­тельно стоят мотивации, установки, чувства и настроения людей. Однако сведение социологии к изучению лишь внутреннего психического мира личности было бы неправильным и крайне узким, такие попытки мы уже «проходили» в конце XIX в. Представляется, что именно социология должна во главу угла ставить вопрос о социальной обусловленности психи­ческих проявлений людей, учитывать их связь с социальной средой. Это об­стоятельство прекрасно понимают современные психологи. Один из наи­более крупных среди них отечественный ученый А.Н. Леонтьев писал: «...в каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность че­ловека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества»2.

На стыке социологии и психологии возникла такая наука, как с о -циальная психология. Каждая из «родительских» дисциплин вполне резонно включает ее в свой состав. Многие известные ученые, работающие в «пограничной» социальной психологии, упоминаются как наиболее крупные исследователи и социологической, и психоло-

1 См ■ Психологический словарь. М, 1996. С. 304

2 Леонтьев АЛ. Деятельность Сознание. Личность. М., 1975. С. 82.


Глава 4 Объект и предмет социологии



гической наук. Приведем определение предмета социальной психоло­гии, данное одним из таких ученых — Г.М. Андреевой. В своем учеб­нике социальной психологии она считает предметом этой науки «изу­чение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психо­логических характеристик самих этих групп»1.

Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общест­венную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами меж­личностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и от­крывает общие тенденции поведения и межличностного взаимодействия. Она не может уйти ни от одного его вида, вместе с тем — ни от одного из факторов социального характера, влияющих на ощущения, восприятия и представления людей. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), ее психическими функциями, про­являющимися в поведении в рамках различных социальных ситуаций.

Есть еще одна наука, находящаяся на стыке социологии и психоло­гии, — психическая социология («социология психики»). Нам представляется, что, при определенной самостоятельности этой дис­циплины (ведь, собственно, это наука о психике человека, а не о пси­хике общества), она относится к социологической науке. Все дело в том, что она сосредоточивается на анализе психических элементов в общественных явлениях — структурах, группах, организациях, инсти­тутах, движениях, классах, слоях. Ключевым здесь является вопрос: каким способом отдельные психические импульсы соединяются в со­циальные действия и процессы?

Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предме­тами. Становится ясным и то, что они в конечном счете ориентированы друг на друга. Тип их связи можно назвать сотрудничеством.

Психология, изучая поведение человека, должна «отталкиваться» не только от осмысления его биологии и физиологии (что совершен­но необходимо), но и от представлений о личности как «продукте об­щественных отношений», знание о которой дает социологическая на­ука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А об­щей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологи­ческого субстрата человека — его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» чело­века лежит перспектива прогресса социологического знания. И не

Андреева ГМ Социальная психология М, 1996 С. 10.



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


только в области изучения малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого, поскольку его нельзя понять, не «загля­нув» в психологию народов, этносов, классов, государств.

Завершая разговор о связях и взаимодействиях социологии с други­ми науками, необходимо отметить, что они касаются не только социаль­но-гуманитарных дисциплин. Социология сегодня не может обойтись без «услуг» математики, теории вероятностей, статистики, информати­ки. Невозможно представить подготовку и проведение конкретпо-со-циологического исследования без использования математических и статистических методов обработки и анализа полученной информации. Да и сам ее сбор основан на расчетах выборочной совокупности, кото­рые требуют определенных математических и статистических знаний, использования формул, коэффициентов, таблиц и т.д.

Действительно, нельзя же изучать мнение всего населения круп­ного города, если нужно выявить его отношение к той или иной про­блеме. Тогда и возникает вопрос, сколько и кого нужно опрашивать, чтобы получить надежную и достоверную информацию. Получение же ответа на этот вопрос как раз и требует математико-етатистичес-ких знаний. Социология сегодня тесно связана с использованием ком­пьютеров. Всякий мало-мальски уважающий себя и науку специалист в области социологии, прежде всего прикладной, не сумеет обойтись без электронно-вычислительной техники. Все это говорит о том, что современная социология включена в систему не только социально-гу­манитарного, но и естественно-научного знания.

Исследуя наиболее актуальные проблемы жизни общества, социоло­гия оказывается тесно связанной с науками, их изучающими. Особенно это касается дисциплин, «выросших» на основе исследования глобаль­ных проблем человечества. В качестве примера приведем проблематику защиты среды обитания человека и науку под названием «социальная экология». В этой сфере знания в последние годы активно работают и социологи. Нарушение экологического равновесия с природой, ухудше­ние здоровья человека, обусловленное средой обитания, появление не­излечимых болезней, принимающих характер пандемий (широко рас­пространенных инфекционных болезней, эпидемий), антропогенные изменения природной среды, обусловленные технологической деятель­ностью, — все это приобретает глобальный характер, ставящий само су­ществование человеческой цивилизации на грань гибели.

Именно социология более других наук способна осмыслить то, что подобные отклонения не являются лишь побочным продуктом техноло­гического развития, а обусловлены более всего противоречиями, лежа­щими внутри социальной системы, в способах и направленности исто-


Глава 4. Объект и предмет социологии 113

рической эволюции, происходящей при активном участии самих людей. От социологии ждут теоретического и конкретно-социологического анализа сущности происходящих изменений. В таком контексте форми­рующиеся науки, с одной стороны, обретают свою предметную область, а с другой — тесно взаимодействуют с социологией. Более того, содержа­ние некоторых из них становится (прямо или косвенно) объектом соци­ологического интереса, изучается в системе социологического знания.

Проведенный в этой главе анализ объекта, предмета, основных ка­тегорий социологии, ее соотношения с другими науками дает все осно­вания перейти к анализу специфики и структуры социологического знания и социологического исследования, чему посвящены последую­щие четыре главы.

Вопросы и задания

1. Что такое объект и предмет пауки, как соотносятся эти понятия?

2. Что является объектом социологии?

3. Какие подходы к определению предмета социолог ии существуют в истории соци­
ологии, современной зарубежной и отечественной литературе?

4. Какие предметные зоны социологии можно выделить?
5 Раскройте содержание каждой предметной зоны.

6. Как соотносятся социология и философия, социология и история, социология и
психология, социология и экономическая наука?

7. Какое значение для социологии имеет естественно-научное знание? Почему без
знания математической статистики, теории вероятностей, информатики и других наук
нельзя стать современным социологом?

Литература

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 1.

Зборовский Г.Е., Орлов ГЛ. Социология. М., 1995. Гл. 2.

Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1.

Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар, 1991. Т. 1. Гл. 1.

Социология. Основы общей Теории / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1995. Гл. 2.


Глава 5

Специфика социологического знания

§ 1 Природа и характер < оциологическо/о лития § 2 Социальный факт § 3 Знание как предмет с оциологии знания

§ 1. Природа и характер социологического знания i

щ

•^ Особенности социологического знания

Начнем с характеристики двух основных ипостасей социологии. Во-первых, она выступает как наука, стало быть, в качестве определенной системы знаний, во-вторых, как определенный способ мыш­ления, изучения людей, видения мира. Она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы под самыми различными углами зрения, "используя многочисленные срезы связей и отношений между людьми. Как пишет Э. Гидденс, «границы социологии предельно широки, они простираются от анализа столкновений между передвига­ющимися по улице людьми до исследования глобальных социальных процессов»1. Эта особенность социологического знания дает ему воз­можность занять одно из ведущих мест среди многочисленных видов знания, в том числе и тех, что продуцируются социальными науками.

Проблема научной специфики социологического знания не такая простая, как кажется на первый взгляд. В связи с этим могут возник­нуть по меньшей мере два вопроса: первый — способно ли социологи­ческое знание быть подобным строгому естественнонаучному знанию, находиться с ним в одном ряду? второй — может ли социологическое знание давать такой же точный результат в отношении социальных процессов, какой дает есгественно-научное в отношении природных?

Ответы на эти вопросы содержат и положительные, и отрицатель­ные суждения. Поскольку социологическое знание включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, ис­пользует не только логические доказательства, но и материал таких наук, как математика, теория вероятности, статистика и др., оно

1 Giddens A Sociology P 8


Глава 5 Специфика социологического знания



дает точный результат и может рассматриваться в качестве разно­видности строгого, не уступающего другим наукам знания.

Вместе с тем социология имеет дело не с физическими объектами, а с людьми, социальными общностями, их деятельностью как матери­алом для получения данных. Известно, чго такие объекты отличают­ся в своем поведении самопознанием, целеполаганием и вследствие этого значительными флуктуациями (случайными отклонениями, ко­лебаниями, изменениями) в деятельности. Поэтому нельзя говорить о совершенно точном и строгом социологическом описании и анализе человеческого бытия подобно даваемому применительно к природ­ным процессам естественными науками.

Социологическое знание стремится к объективности. Она оп­ределяется не только используемыми методами социологического ис­следования, но и рядом других факторов: непредубежденной и неза­висимой позицией социолога, публичностью, общедоступностью социологической деятельности, с результатами которой люди посто­янно знакомятся через средства массовой информации, эффектом критического анализа материалов исследований со стороны коллег.

Однако здесь есть свои сложности. Ведь наши суждения об объек­тивности базируются на изучении субъективных мнений людей. Полу­чается, что на основе сбора мнений, субъективных по своей природе и характеру, формируется объективное знание. Нет ли здесь противоре­чия? Конечно, в определенной степени есть. Но в том-то и состоит специфика социологического знания, что оно использует такие мето­ды сбора информации и ее обработки, которые позволяют разрешать это противоречие. Вместе с тем, само по себе его наличие предупреж­дает нас об опасности абсолютизации социологического знания, прежде всего той его части, которая базируется на материалах эмпи­рических исследований.

Специфика социологическою знания проявляется в особенностях ставящихся вопросов. Можно говорить о четырех их типах: фактуаль-ных, сравнительных, развивающих и теоретических. Первые касаются выявления социальных фактов (например, какие типы преступлений чаще всего встречаются?). Сравнительные вопросы позволяют сопос­тавить идентичные социальные факты в разных странах (насколько типичны одни и те же преступления, совершаемые в Германии и Рос­сии?). Развивающие вопросы дают возможность связать настоящее с прошлым и сравнить их (как изменились современные тюрьмы в сравнении с самыми первыми?). Теоретические вопросы направлены на выявление причинных связей (почему это случилось? почему так произошло?).



Раздел 11. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


Несмотря на различия в тинах вопросов, разграничивать и отде­лять их полностью друг от друга нельзя.. Здесь как раз и заметна осо­бенность социологического знания, заключающаяся в отказе от обы­денного мнения: «факты говорят сами за себя». В социологии они требуют интерпретации. Поэтому фактуальные и теоретические во­просы, расположенные на разных полюсах приведенной выше «шка­лы», в социологии оказываются тесно связанными1.

Еще одно свидетельство специфики социологического знания со­стоит в возможности обнаружения различий между целями поведе­ния человека (социальной общности) и его последствиями — явными и неявными, намеренными и ненамеренными (латентными). Это ка­сается и деятельности организаций и институтов. Так, целью школы является образование, обучение, воспитание, подготовка к получению профессии, социализация. Это явные ориентиры, и их намеренный характер ни у кого не вызывает ни вопросов, ни сомнений. Однако де­ятельность школы и социального института образования в целом при­водит к латентным, не видным внешне последствиям, над которыми люди специально не задумываются. Это может быть, к примеру, уси­ление социального неравенства по мере того, как у детей выявляются различные способности, реализация которых так или иначе способст­вует «скорости» их дальнейшего продвижения. Социологическое зна­ние показывает, как мало мы себя знаем, каковы возможности об­щества, последствия поведения людей, его влияния на весь контекст социальной жизни, и наоборот.

Социологическое воображение

Еще один аспект специфики знания в социологии состоит в развитии социологического воображения. Сам термин (и идея) принадлежит известному американскому социологу Ч. Миллсу, написавшему спе­циальную книгу на эту тему2. Суть такого воображения состоит в том, что исследователь должен уметь отвлечься, абстрагироваться от ру­тины повседневной жизни, посмотреть на нее заново, другими глазами, увидеть то, что «не дано» обыденному сознанию.

Прекрасный пример социологического воображения демонстрирует Э. Гидденс, рассматривая обычный, простой, явно неинтересный на пер­вый взгляд фрагмент поведения людей — употребление кофе3. Что здесь может «вообразить» социолог? Во-первых, что кофе — не только напи-


1 См.: Giddens A. Sociology. P. 15.

2 См.: Mills Ch.R. The Sociological Imagination. N.Y., 1959. Рус. перевод: Мшшс Ч P.
Социологическое воображение. М., 1998.

3 См.: Giddens A. Sociology. P. 20.


Глава 5. Специфика социологического знания 117

ток, который помогает поднять «индивидуальное потребление жидкос­ти». Это символическая ценность, являющаяся частью повседневного социального ритуала. Нередко он намного важнее, чем сам акт употреб­ления напитка, поскольку для людей, приглашающих друг друга на чаш­ку кофе, встреча и разговор всегда интереснее, чем то, что они пьют и едят. (Кстати, во всех обществах еда и питье служат общению, взаимо­действию и выполняют роль ритуала, что само по себе выступает специ­альным предметом социологического изучения). Во-вторых, хотя кофе содержит кофеин, однако кофейные наркоманы не относятся большин­ством людей западной культуры к потребителям наркотиков. Почему? Это тоже интересный социологический вопрос. Подобно алкоголю, ко­фе — социально приемлемый наркотик, тогда как, например, марихуана не является таковым. Причем подобная ситуация имеет место даже в тех культурах, где толерантно, терпимо относятся к потреблению марихуа­ны, но не в почете кофе и алкоголь. В-третьих, употребление кофе расп­ространилось по всему миру и прочно вошло в структуру экономичес­ких и социальных отношений. Производство, транспортировка и торговля данным продуктом требуют осуществления постоянных сде­лок между людьми, находящимися в тысячах миль от потребителя. Изу­чение подобных глобальных сделок является также предметом социоло­гического анализа. Наконец, употребление кофе предваряется всем процессом социального и экономического развития. Вместе со многими другими ныне привычными элементами западной кухни (чай, бананы, картофель, белый сахар) кофе приобрел популярность только с XIX в. Его массовое потребление датируется периодом колониальной экспан­сии 150-летней давности, под влиянием которой кофе стал культивиро­ваться в Южной Америке и Африке и оттуда пришел в западные страны.

§ 2. Социальный факт

Специфика социального факта

Социологическое знание базируется на фактуальной основе. Под со­циальным фактом будем понимать в самом общем виде общест­венное явление, ситуацию социальной жизни, рассматриваемые как социальное действие или результат определенной деятельности, а также вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды, оценки). Один из крупнейших отечественных исследователей социологическо­го знания В.А. Ядов считает, что социальные факты необходимо «рас­сматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты суть




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.