Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и его структура 5 страница




Первая ступень — знание об обществе в целом, представление о нем как о системе взаимосвязанных элементов социальной жизни и дея­тельности. Без такого общего знания социального организма, воспри­ятия его в качестве громадного и сложного мира связей, отношений, процессов, проблем, характеризующих многочисленные группы и слои, нельзя рассчитывать на более глубокое проникновение в недра общественной жизни. Только сформировав «всеохватное» представ­ление, пусть и весьма поверхностное, можно идти дальше.

Вторая ступень — также обогащение представления об обществе «вширь», а не «вглубь». Речь идет о познании общества в горизонталь­ном разрезе как единого организма со взаимосвязанными сферами мате­риальной, социальной, политической, духовной жизни. (Под сферой здесь понимается область действия определенных видов общественных отно­шений.) Это крайне важная ступень познания; если ее пропустить, то может сложиться «винегретное» представление о социальном организ­ме, в который, как в бочку, набито все что угодно — и производство, и быт, и семья, и национальные отношения, и обмен информацией, и меж­личностное общение и т.д. и т.п. При «сфсрном» подходе, который здесь ■ предлагается, социальная жизнь может быть определенным образом разложена по «горизонтальным полочкам», которые и называются сфе­рами общества — материальной, социальной, политической, духовной.

Каждая из названных сфер относительно самостоятельна, по­скольку имеет свое содержание и представляет собой определенную целостность. В этом смысле все сферы выступают как сравнительно автономные подсистемы общества. Однако в единстве они образуют иную качественную целостность, более широкую и глубокую, нежели каждая из них в отдельности. Итак, на второй ступени познания об­щества мы его «разобрали» на сферы, произвели как бы демонтаж, по­том сложили и увидели, что общество — это образование намного бо­лее «просторное», чем его составляющие.

Убедившись в наличии горизонтальных структур, перейдем к сле­дующей ступени познания общества: вглубь социального организма. Это сделать сложнее, потому что придется прибегнуть к услугам абст­рактного мышления. Вширь — это как бы наглядно, вглубь — необхо­димо представлять, воображать, осмысливать.


Глава 6. Структура социологического знания



Общество обладает не только горизонтальными, но и вертикаль­ными структурами. Одна из них — социальная структура, отражаю­щая наличие многообразных социальных общностей, взаимосвязан­ных и взаимодействующих в социальном времени и социальном пространстве. Степень общности этих субъектов социальной деятель­ности может быть разной: от семьи и малой группы до этносов, охва-i ывающих иногда сотни миллионов человек. Естественно, что и осно-иания для выделения социальных общностей различные. Их изучение осуществляется на очередной ступени познания.

Следующая ступень — познание структуры общества как системы и шимосвязанных социальных организаций и институтов. Для под­держания стабильности в обществе, его нормального функционирова­ния необходимы устойчивые формы объединения людей, их совмест­ной деятельности, причем во всех сферах жизни — и экономической, 11 социальной, и политической, и духовной. Эти формы общественной жизни и совместной деятельности образуют своеобразный каркас со­циального организма. Это собственность и производство, власть и уп­равление, образование и наука, семья и религия и т.д.

Наконец, поднимемся на ту ступень, с высоты которой можно обо­зревать человеческий мир в его единстве, противоречивости, развитии. Речь идет о социологическом знании личности, без которого невозможно осмысление общества как социального целого и его тенденций, ибо лю­бая из них так или иначе отражает взаимодействие личности и общест-на — через общность, организацию, социальный институт. Поэтому сле­дует иметь в виду не знание личности как таковой, взятой обособленно,» отрыве от социального, а изучение ее в определенном контексте, в единстве с социальным, в его многочисленных структурах.

При рассмотрении ступеней социологического знания, процесса восхождения от одной к другой, естественно, связь между ними оказа­лась разорванной. Как момент научного анализа это вполне допусти­мо. Но важно помнить, что переход от одной ступени к другой — это процесс социологического познания, который выводит нас на другие его «срезы», связанные с изучением социальной эволюции и револю­ции, конфликтов и компромиссов, адаптации и отторжения и т.д.

На каждой ступени познания общества проникновение вглубь со­пряжено с исследованием поведения людей (в рамках объединяющих их социальных образований) и их отношения к проблемам жизни. 11одлинно социологическое знание предполагает как раз изучение в единстве объективного и субъективного, сочетание названных подхо­дов. Продвижение по лестнице социологического познания может быть успешным лишь в таком случае. Продолжая использовать стро-



 


[лава 6. Структура социологического знания



, Литература

Гречихин В.Г Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988. С. 11-18.

Добренькое В.И, Кравченко А.И. Социология: В 3 г. М., 2000. Т. 1. Гл. 5.

Зборовский ГЕ. Социологическая теория и отраслевое знание // Проблемы теоре-шческой социологии. СПб., 1994.

Зборовский Г.Е., Орлов ГЛ. Социология. М., 1995. Гл 5.

Рабочая книга социолога. М., 1983. Гл. 2.

Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

Социология. М„ 1995. С. 62-72.

Тернер Дж. Струк гура социален ической теории М., 1985.

Фролов С.С Социология М., 1996. С. 37-41.

ЯдовВ.А Стратегия социологическою исследования. М., 1998. С. 37—43.


Глава 7

Структура социологического исследования,

его этапы и элементы

§ 1 Виды социологического исследования § 2. Программа социологического

исследования, ее методологический pa iden § 3. Методический раздел

программы Построение выборки. § 4 Обработка и обобщение

социологической информации



Чтобы знать существо социальных процессов, необходимо регулярно получать о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации является социологическое исследование. Это изуче­ние социальной действительности, рассчитанное на получение теоре­тического знания и практическое решение социальных проблем и осу­ществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации.

Для осуществления исследования нужны профессиональные знания, умения и навыки. Между тем, многие считают, что провести социологи­ческий опрос — легче легкого, главное — составить анкету. Результаты такого понимания и отношения к социологическому исследованию, как правило, плачевны, ибо приводят к получению недостоверных данных. Часто нарушаются правила подготовки и проведения исследования, ис­пользуется недоброкачественный инструментарий, возникают ошибки в обсчете, интерпретации и анализе данных и т.д.

Здесь можно провести аналогию между подготовкой и проведени­ем социологического исследования и приготовлением пищи. Сраба­тывает принцип кухонной хозяйки: что положишь, то получишь. Только в сказке можно варить суп из топора. Поэтому очень важно знать содержание, структуру, принципы и правила осуществления со­циологического исследования. От того, что будет заложено в его про­грамму, зависит конечный результат.

Одно из типичных заблуждений массового сознания — отождеств­ление социологического исследования с опросом. Сложился устойчи­вый стереотип: провести социологическое исследование — значит оп-


Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 145

росить как можно больше людей по той или иной проблеме, будь то отношение к экономической политике или политическим лидерам, выборам президента или национальным конфликтам. Тем более что массовые средства информации постоянно воспроизводят результаты многочисленных опросов.

Между тем из поля зрения многих людей выпадают два важных обстоятельства. Во-первых, то, что любое социологическое исследова­ние нельзя сводить только к опросу. Во-вторых, публикуемые резуль­таты — это только видимая, надводная часть «социологического айс­берга». Основная часть работы социологов остается неизвестной. Вне зоны видения населения оказываются разработка социологической теории, методологии и методики исследования, способы получения практических рекомендаций по решению ряда конкретных социаль­ных проблем.

Отсюда очевидно, что следует разобраться с видами социологиче­ского исследования, его этапами.и программой, формированием вы­борочной совокупности, обработкой и обобщением социологической информации.

§ 1. Виды социологического исследования

В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретны­ми). В социологии нужны и те и другие. Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития си­стемы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения кон­кретных социальных проблем, часто связанных с решением практиче­ских задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отно­шений и социальных процессов. Исследования часто имеют смешанный характер и выступают как теоретико-эмпирические.

Социологические исследования бывают разовые и повтор­ные — в зависимости от потребности в информации о статичных ли­бо динамичных социальных явлениях и процессах. Разовое исследо­вание дает возможность получить знание об их состоянии на текущий момент, повторное же — в динамике, изменении, развитии.

Повторные исследования, в свою очередь, могут быть панельными, лонгитюдными, трендовыми, мониторинговыми. Панельные пред­полагают изучение одного и того же социального объекта с опреде­ленным интервалом времени по единой программе и методике. На-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


пример, исследуются жизненные планы молодежи, ее ценностные ориентации, интересы и потребности с периодичностью в 5 лет.

Лонгитюдные исследования означают повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам. Временные промежутки между повторными ис­следованиями зависят от характера изменения объекта. Лонгитюдное исследование — это, как правило, исследование молодежи. Хорошим образцом лонгитюдного исследования является изучение жизненных путей поколения родившихся в 1965—1967 гг. Уже проведено два эта­па этого исследования, материалы которого нашли отражение в инте­ресных социологических работах конца 1980-х — начала 1990-х гг 1 Третий, заключительный этап позволил бы выявить и проанализиро­вать процесс завершения образования и вхождения в пору трудовой и социальной зрелости названного выше поколения.

Трендовые исследования представляют собой повторные исследования без сохранения выборочной совокупности. Например, мы изучаем профессионально-образовательные намерения учащихся одиннадцатых классов школ определенного населенного пункта. Еже­годные обследования предполагают постоянную смену единиц на­блюдения при сохранении одного и того же объекта исследования — учащихся одиннадцатых классов.

Мониторинг — это повторные исследования общественного мнения по различным проблемам. Ими могут быть проблемы отноше­ния различных групп населения к экономическим реформам, к поли­тическим событиям, к вопросам межнациональных отношений, к со­циальным процессам в сфере культуры и образования.

В зависимости от конкретных задач исследования могут высту­пать как разведывательные, описательные и аналитические. Разве­дывательное исследование преследует цель получения опера­тивной социологической информации, в нем используется сжатый по объему инструмент, а изучению подвергается небольшая группа рес­пондентов. Кроме того, такое исследование применяется для провер­ки качества разработанного инструментария, тогда оно называется пилотажным. К примеру, принято решение о проведении анкети­рования на большом и сложном массиве населения, и для этой цели создана объемная и содержательно насыщенная анкета. В таком слу­чае всегда необходимо провести предварительный опрос небольшого количества респондентов (несколько десятков человек) с тем, чтобы выяснить, насколько хорошо анкета «работает», правильно ли пони-

1 См Начало пути Поколение со средним образованием М, 1989, Жизненные пути одного поколения М, 1992


Пива 7 Структура социологического исследования, его этапы и элементы



мают опрашиваемые все вопросы, хотят ли на них отвечать и т.д. По­сле такого пилотажного исследования в инструмент вносятся поправ­ки, уточняются формулировки вариантов ответов, корректируются некоторые постановки вопросов. Только после такой работы можно проводить опрос большого массива населения.

Описательные исследования преследуют цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). В результате получают общую картину состояния объекта. Здесь ста­вится задача целостного восприятия проблемы без стремления к глу­бокому проникновению в существо дела.

Что касается аналитического исследования, то в ходе его проведения требуется выявление причин, противоречий, характера и способа разрешения проблем. В аналитическом исследовании уста­навливается связь между характеристиками изучаемого явления (процесса), определяются факторы, влияющие на него изнутри и из­вне. Другими словами, здесь исследование идет уже в глубину.

Одна и та же проблема может быть раскрыта по-разному в зависи­мости от вида исследования. Возьмем, к примеру, проблему свободно­го времени студентов (на материалах какого-либо вуза). Пилотажное исследование здесь сведется к выявлению качества социологического инструментария и анализу нескольких вопросов (скажем, об объемах свободного времени студентов данного вуза, удовлетворенности его проведением, частоте тех или иных досуговых занятий).

Описательное исследование даст общую и целостную картину ис­пользования студентами своего свободного времени. В ходе его можно выявить различия в использовании свободного времени студентами разных курсов и факультетов, юношами и девушками, живущими в об­щежитии или с родителями, хорошо или слабо успевающими и т.д. Описательное исследование позволит охарактеризовать бюджет сво­бодного времени студентов и его структуру, сказать, сколько часов и минут уходит на те или иные виды деятельности, ответить на вопрос о пропорциях между ними. Можно будет сказать, какие способы прове­дения досуга самые распространенные и массовые, какие встречаются реже. Из описательного исследования станет видно, какие формы ис­пользования свободного времени предпочитают студенты — коллек­тивные или индивидуальные, публичные или домашние, организован­ные или нет. Перечень аспектов описательного исследования может быть продолжен и далее, но очевидно, что в этом нет необходимости.

Аналитическое исследование свободного времени студентов, включая в себя описательное лишь как составную часть, как своеоб­разный «верхний слой», идег вглубь, стараясь дать ответ на вопросы



Раздел П. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 



преимущественно причинно-следственного характера: почему сту­денты предпочитают проводить свободное время так, а не иначе? свя­зано ли это с развитием потребностей, интересов, ценностных ориен­тации студентов и, если да, то как именно? почему одним студентам постоянно не хватает свободного времени, а другие не знают, как его «убить», чем заняться в часы досуга? от чего зависит величина сво­бодного времени студентов? влияет ли учеба на количественную и со­держательную стороны свободного времени и, если да, то как? почему одни студенты стремятся заранее спланировать и организовать свое свободное время, а другие предпочитают плыть «по воле волн»? как можно было бы помочь студентам эффективно использовать их сво­бодное время, получить большее удовлетворение от его проведения? Перечень таких вопросов далеко не полон, но он дает представление о глубинных аспектах проблемы свободного времени студентов.

Очевидно, что проведение аналитического социологического ис­следования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыков анализа сложных социальных проблем. Имеет значение умение ви­деть объект и предмет социологического анализа системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях.

Еще один критерий выделения видов социологического исследо­вания — их масштабность. Здесь нужно назвать международное, об­щенациональное, региональное, отраслевое, локальное исследования. Международные исследования охватывают как минимум две страны и проводятся по тематике, представляющей общий интерес. Эти исследования могут вовлекать в свою орбиту и гораздо большее число стран (так, в середине 1960-х гг. было проведено исследование бюдже­тов времени 13 стран Европы и Америки). Общенациональное исследование проводится в масштабах страны и, как правило, свя­зано с изучением общественного мнения по наиболее злободневным проблемам (например, выборы президента). Региональные ис­следования осуществляются в масштабах области, края, республи­ки. В таком качестве, к примеру, выступало проведенное в конце 2001 г. под руководством автора исследование профессионального об­разования в условиях изменяющегося рынка труда в Уральском реги­оне. Отраслевые исследования представляют интерес с точки зрения изучения проблем, имеющих значение для отдельной отрасли. Так, в самые последние годы проводится много исследований в сфере образования, призванных дать ответ на вопрос об отношении различ­ных групп населения к реформированию (модернизации) этого соци­ального института. Наконец, локальные исследования пред­полагают изучение и анализ проблем, представляющих интерес и



 



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


ния. Добротная программа — половина дела, она является зеркалом исследования.

Программа социологического исследования — это изложение основ­ных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. С учетом такого понимания программы она выполняет в социологическом исследовании три основных функции: ^методо­логическую (определение научной проблемы, целей, задач и прин­ципов исследования); 2)методическую (разработка общего логи­ческого плана исследования); 3) организационную (разделение социологического труда, контроль за последовательностью проведе­ния основных этапов исследования).

Структура программы включает два раздела:

1) методологический — формулировка проблемы; определение це­
ли и задач исследования; выявление объекта и предмета исследования;
интерпретация основных понятий; предварительный системный ана­
лиз объекта исследования; выдвижение гипотез (рабочих и научных);

2) методический — построение выборки; разработка основных
процедур сбора и анализа исходных данных; стратегический план ис­
следования.

Методологический раздел программы

Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы. Что такое_соцшлъная проблема? Это противоречивая ситу­ация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения. Если проблемы, связанной с тем или иным противоречием, нет, то не имеет смысла проводить ис­следование. Поэтому вначале полезно спросить себя: а не известен ли уже ответ на вопрос, не решена ли проблема, которая ставится? Это важно для того, чтобы в очередной раз не «изобретать велосипед». Значит, не надуманная, реальная проблема обязательно должна нести в себе элемент новизны, представлять пока не решенную задачу.

Для обоснования проблемы очень важно знать, что уже известно о ней, а что — пока нет. Формулировка проблемы во многом определяет также и вид исследования — будет ли оно разведывательным, описатель­ным или аналитическим. Так, говоря о свободном времени студентов, можно выделить следующие частные проблемы, которые помогут сфор­мулировать исследовательские задачи: отсутствие культуры его исполь­зования; хроническая нехватка времени, приводящая к ограниченным возможностям полноценного развития личности студентов; неудовле­творенность студентов использованием свободного времени вследствие целого ряда причин объективного и субъективного порядка и др.


Глава 7 Структура социологического исследования, его этапы и элементы



После выявления и обоснования проблемы определяется цель ис­следования и его задачи. Цель может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Под ней понимается общая на­правленность исследования, проект действия и его результата. Это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы.

Если цель исследования бывает, как правило, одна, то задач — не­сколько, и все они так или иначе конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Задачи исследования в своей совокупности направлены на анализ и решение проблемы и могут быть как основ­ными, так и неосновными. Характер задач зависит от содержания це­ли; если последняя является прикладной (практической), то и задачи будут такими же. Поскольку речь выше шла о проблеме свободного времени студентов, имеет смысл показать основные элементы про­граммы социологического исследования на примере этой проблемы.

Исходя из потребностей студенчества, можно предположить, что исследование — и его цель — должны носить преимущественно при­кладной характер. Тогда цель будет сформулирована следующим об­разом: выявить пути и условия эффективного использования свобод­ного времени студентами. С учетом данной цели, задачи исследования могут быть поставлены в таком виде: определить, каким количеством свободного времени располагают студенты в среднем за неделю; пока­зать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельнос­ти; охарактеризовать потребности студентов, которые они реализуют в сфере свободного времени; выявить уровень удовлетворенности сту­дентов использованием своего свободного времени; изучить, сущест­вует ли связь между успеваемостью студентов и способами использо­вания свободного времени, а также его эффективностью; вскрыть динамику эффективности использования свободного времени студен­тами от курса к курсу; выяснить, планируют ли студенты способы про­ведения свободного времени; определить связь между планированием свободного времени и эффективностью его использования.

Вслед за рассмотрением целей и задач необходимо определить объ­ект и предмет исследования. Любая социальная проблема не сущест­вует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — определен­ную общность, группу людей. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространст­венно-временной определенности. В нашем случае нужно выявить, студенты каких вузов, факультетов, курсов, групп будут изучаться и на протяжении какого времени.

Предмет исследования — это те стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению. Касаясь пробле-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


мы свободного времени студентов, отметим, что предметом исследо­вания здесь могут быть различные факторы досуговой деятельности студентов, удовлетворенность этой деятельностью, ее направленность и эффективность и др.

Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логиче­ский и операциональный анализ основных понятий, который часто приня­то называть процедурой их интерпретации. Ее смысл — четко, точно, оп­ределенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в социологии, операционального изучения. Это важно сде­лать еще и потому, что большинство понятий многозначно, имеет не­сколько смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе.

Возьмем центральное понятие в нашем исследовании — свободное время. Как только оно не рассматривается в литературе, не говоря уже об уровне обыденного сознания! Для одних авторов оно оказывается време­нем, остающимся после работы (или учебы) и включающим в себя и сои, и приготовление пищи, и стирку, и уборку, и стояние в очередях, и мно­гое другое. Другие авторы свободное время сводят лишь к досугу, развле­чениям, отдыху, рекреации. Третьи рассматривают свободное время как сферу, противостоящую необходимости непреложных действий.

Для нас же свободное время — это и пространство свободной дея­тельности человека как самоцели; и совокупность занятий, с помощью которых удовлетворяются многие физические, психические и духов­ные потребности; и часть внерабочего времени, в которой реализуется ряд социальных функций; и время, включающее в свою структуру как досуг, так и более возвышенную деятельность; и определенное мерило ценностей; и сфера, имеющая свои природные и социальные границы, источники и резервы, эффективность и направленность, и т.д. Ясно, что, если не определиться с содержанием этого понятия, молено допус­тить серьезные ошибки, которые погубят все исследование.

Затем, после интерпретации понятий, нужно попытаться «разло­жить» проблему на составные части, чтобы установить причинно-следственные и функциональные зависимости данного объекта. Та­кая процедура выделения и анализа взаимосвязанных составных частей проблемы называется системным описанием объекта. Речь идет о построении концептуальной модели объекта, в которой может быть раскрыт весь комплекс его внутренних и внешних эле­ментов и связей. Если попытаться схематически представить модель использования студентами свободного времени, то она могла бы вы­глядеть следующим образом (рис. 4).



 



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, при­чем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объ­яснительной схеме объекта.

Гипотезы могут быть научными и рабочими, первичными (выдви­гаемыми до полевого исследования) и вторичными (выдвигаемыми после его проведения). Могут быть также гипотезы-основания и гипо­тезы-следствия. По содержанию предположений гипотезы могут быть описательными (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предположения о причинно-следственных связях объекта), прогностическими (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов). Часто встре­чаются и смешанные типы гипотез.

Вновь обратимся к проблеме свободного времени студентов. Ка­кие рабочие гипотезы здесь можно было бы выдвинуть?

1. Эффективность использования свободного времени у студентов
зависит от комплекса объективных и субъективных факторов.

2. Важнейшими объективными факторами, от которых зависит эф­
фективность использования свободного времени, являются следую­
щие: а) перегруженность студента учебными занятиями сокращает
свободное время, ограничивает возможности активных и разнообраз­
ных форм досуговой деятельности; б) занятость студента на работах,
связанных с дополнительным заработком, также ограничивает досу-
говые возможности; в) эффективность использования свободного
времени у студентов может быть снижена вследствие наличия собст­
венной семьи, маленьких детей; г) сдерживающими и неблагоприят­
ными факторами для использования свободного времени могут ока­
заться бытовые условия студенческой жизни; д) возможности
рационального использования свободного времени в значительной
мере обусловлены состоянием инфраструктуры досуга в местах учебы
и проживания студента; е) разнообразное использование способов до­
суговой деятельности ограничено финансовыми возможностями сту­
дента и коммерциализацией сферы свободного времени.

3. Важнейшими субъективными факторами, влияющими на эффек­
тивность использования свободного времени, могут быть: а) ориентации
студента, его представления о ценности и смысле этой сферы жизни;
б) уровень развития потребностей студентов, в особенности потребнос­
тей досугового характера (чем он выше, тем эффективнее используется
свободное время); в) направленность интересов студентов (их разнооб­
разие ведет за собой более эффективное использование свободного вре­
мени); г) планирование и организация свободного времени самим сту­
дентом, что приводит к повышению эффективности его использования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.