КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество и его структура 8 страница
Биографии (автобиографии), рассказанные (описанные) людьми и использованные в научных целях социологами, выступают как три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные. Первый тип означает изложение всего жизненного опыта и пути субъекта.' Второй характеризуется описанием какой-то одной фазы жизни или одной ее стороны. Наконец, отредактированные истории жизни содержат привнесенные особенности социолога-интерпретатора, который по-своему, исходя из задач исследования, «организует» биографический материал, включающий любой устный или письменный рассказ о событиях жизни, а также вторичные документы (мемуары, письма других лиц либо официальные документы). Цит. но' Девятко И Ф. Методы социологическо! о исследования С 45 Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации Опросники и формализованные интервью, используемые в биографическом исследовании, отличаются от обычных тем, что их структура подчинена изучению временной перспективы и позволяет анализировать жизненный путь человека. Поэтому такие опросники иногда называют «биографическими путеводителями». Они позволя-ю'1 изучать основные жизненные циклы человека: детство, юность, зрелость и т.д. Еще один «мягкий» метод — case study, объектом анализа которого обычно является отдельный случай либо конкретная социальная общность. Особенность метода состоит в глубоком изучении специфики объекта. Вместе с 1ем выводы чаще всего имеют прикладной характер и заканчиваются конкретными рекомендациями, направленными на оптимизацию деятельности изучаемой социальной общности. Иногда это рекомендации по разрешению конфликтов, типичных для определенного рода ситуаций. Важно отметить, что объектом анализа с помощью этого метода часто выступают замкнутые общности, труднодос-lynifbie для изучения другими методами. В качестве такого примера применения case study можно привести исследование В. Журавлевым жизни бомжа^.
Метод case study обычно предполагает длительное «погружение» социолога в исследуемый объект, нередко посредством включенного наблюдения. Именно так па протяжении ряда лет изучал производственный коллектив ленинградский (петербургский) социолог А.Н. Алексеев. Он исследовал характер и содержание взаимоотношений, конфликтных ситуаций, повседневной жизни такой социальной общности, как трудовой коллектив, составив его подробнейшее описание, а затем проведя анализ. В рамках качественного подхода к изучению социальных проблем значительный интерес представляет метод «фокус-группы» или групповой дискуссии, которая ведется модератором — исследователем поставленной проблемы, по чьей инициативе собирается группа дискутирующих. Группа может быть однородной (гомогенной), включая, к примеру, только студентов, случайной (покупатели в супермаркете), может формироваться по принципу охвата людей, имеющих полярные точки зрения на обсуждаемую проблему, и т.д. Оптимальный состав группы — в пределах 15 человек. Цель групповой дискуссии — выявить различия в понимании тех или иных проблем, событий, случаев, социальных явлений в конкретных группах людей. Иногда задача дискуссии сводится к обсуждению 1 См Журавлев В И(юрия жизни бомжа//Судьбы людей Россия XX век М, 1996 Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
способов решения конкретных проблем, выявляемых в ее ходе. Понятно в этой связи, почему метод «фокус-группы» получил особенно широкое распространение в прикладных маркетинговых исследованиях, в изучении покупательского спроса на те или иные товары, реакции на рекламу и т.д.
Обычно дискуссия записывается на видеокассету (если участники не возражают против этого) и затем тщательно анализируется. В ходе анализа имеет значение учет не только позиций и точек зрения участников дискуссии, но и их поведения, лексики, интонаций, т.е. всего того, что поможет выявить смысл, который вкладывают в свои суждения члены фокус-группы. Успех этого метода зависит в значительной степени от подготовленности модератора к ведению дискуссии, наличия у него тщательно продуманной программы обсуждения заданной темы. Ведь сам процесс дискуссии, если он будет нормально развиваться, далеко не всегда можно предсказать. Иногда его участникам захочется «уйти в сторону» от предложенной темы, поговорить о том, что интересует их больше, чем модератора. Искусство последнего и состоит в том, чтобы возвращать дискуссию в нужное русло, не раздражая участников фокус-группы «уводом» их от интересных поворотов обсуждения. Заключая разговор о качественных стратегиях и методах социологического исследования, нужно отметить акцент в каждом из них на изучение уникальности и неповторимости конкретных личностных ситуаций, специфики жизненного мира отдельных людей. Гуманис-тичность качественной социологии связывается прежде всего именно с этим обстоятельством. Социолог обращается к повседневному опыту человека, его взаимодействию с другими людьми, выраженному в словах, жестах, коммуникативных символах, высказываниях, повествовании о собственной жизни. Это дает основание социологу осмысливать и интерпретировать конкретные формы социального бытия людей. В них исследователь может искать скрытый социальный смысл тех или иных действий, обобщая который он выходит на создание мини-теорий. Вообще, следует иметь в виду, что качественные стратегии и методы применяются в рамках микросоциологии (ее иногда называют «фрагментарной» социологией), поскольку внимание исследователей концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий. Если в количественной социологии происходит восхождение от теорий к фактам, то в качественной — наоборот, от фактов к мини-теориям. Изучение одного или нескольких случаев, событий, биографий, историй жизни позволяет социологу увидеть какие-то социальные смыс-
Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации 183 лы человеческих действий и поступков, социального поведения людей и на их базе сконструировать те или иные мини-теории. Последние не претендуют на всеобщность и универсальность, они призваны лишь объяснить и интерпретировать социальные явления, события, действия. Завершая главы, посвященные анализу структуры, методики и техники эмпирического социологического исследования, надо сказать, что каждый из рассмотренных методов сбора информации имеет свои достоинства и недостатки. Целесообразность использования того или иного метода зависит прежде всего от специфических особенностей объекта исследования. Например, изучая проблемы бездомных, вряд ли следует возлагать большие надежды на метод анкетирования, а исследуя ценностные ориентации, удовлетворенность учебой или работой, мотивацию деятельности молодежи, без анкетирования будет обойтись чрезвычайно сложно. Выбор того или иного метода зависит и от ряда других обстоятельств: степени разработанности изучаемой проблемы в научной литературе, возможностей социолога или социологической группы, целей и задач проводимого исследования. В большинстве социологических исследований применяется не один, а несколько методов сбора информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных. Вопросы и задания 1. Что такое социологическая информация, каким требованиям она доллена отве 2. В чем особенности метода анализа документов? Когда и каким образом он при 3. Охарактеризуйте виды социологического наблюдения. Покажите достоинства и 4. Почему опрос является одним из основных методов сбора социологической ин
5. Какими требованиями необходимо руководствоваться при составлении анкеты? 6. В чем специфика применения метода бюджетов времени? 7. Что представляют собой качественные методы в социологии? Чем они отличают 8. От чего зависит использование тех или иных методов сбора социологической ин Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Литература Белтювский С.А Методика и техника фокусированного ишсрвыо. М., 1993 Гл. 2—6. БогомоловаН.Н., Стефапенко Т.Г. Контент-анализ М., 1992. Бутенко ИЛ. Прикладная социология' наука и искусство. М., 1999. Гречихии В Г. Лекции но меюдике и к'хнике социологических исследований. М., 1988. С. 94-176. Дмитриева Е.В. Фокус-] руины в маркегшн с и социоло! ии М, 1998. Зборовский Г.Е, Шуклипа Е А Прикладная социология. М, 2004. Гл. 6. Ковалев Е.М, Штейнберг И Е. Качественные методы в нолевых еоциолошческих исследованиях. М., 1999. Колесников К).С. Прикладная социология. Ростов н/Д., 2001 Основы прикладной социоло! ии / Под ред. Ф.Э. Шерсти, М К. Горшкова. М., 1995. Т 1.С. 87-200. Ядов В.А. Социологическое исследование1 мегодоло!ия, нршрамма, методы. Самара, 1995. С. 121-201 РАЗДЕЛ III Глава 9 Социальная общность и ее виды § 1 Понятие социальной общности в зарубежной и отечественной социологии § 2 Факторы функционирования социальных общностей § 3 Виды социальных общностей § 1. Понятие социальной общности в зарубежной и отечественной социологии «Социальный ген» общества Анализ общества и его структуры целесообразно начать с рассмотрения «ядра» предметного поля социологии — социальной общности. Поскольку она была ранее продекларирована как своеобразный «социальный ген», постольку возникает необходимость прежде всего обосновать это положение. Как известно, ген — это материальный носитель наследственности, единица наследственного материала, наследственной (генетической) информации, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака организма, обеспечивающая его преемственность и воспроизводство в поколениях. Совокупность всех генов организма составляет его 1енетическую конституцию — генотип. Провозглашая социальную общность «социальным геном» общества, своеобразной единицей социального наследования, преемственности и воспроизводства общества как социальною организма, необходимо отдавать себе отчет в том, что никаких прямых аналогий между социальными и биологическими процессами быть не может Несмотря на то что фундаментальной особенностью общества является обеспечение преемственности его организации и функционирования, у него в целом, у конкретных социальных организмов нет никаких генетических структур, которые бы кодировали и передавали по наследству социальную информацию. В наследственном аппарате самого человека не заложен механизм передачи и усвоения социальных взаимодействий Он возникает только в процессе социализации. То, что принято называть социальным наследованием, не является разновидностью биологической на- Раздел III. Общество и его структура
следственное™. Социальное наследование есть особая форма передачи накопленной информации, знаний, норм, правил путем их закрепления в культуре. Здесь понятие «культура» употребляется в смысле совокупности выработанных людьми на протяжении жизни многих поколений способов действия. Каждое следующее поколение получает и осваивает информацию, знания, нормы, культуру. Основным субъектом этого процесса и выступает социальная общность. В социологии неоднократно предпринимались попытки определить «социальный ген» общества (разумеется, без обращения к этому понятию). Приведем пример одной из них. Она была связана с использованием в этих целях социальной группы, прежде всего такого ее вида, как малая группа. Авторы стремились доказать, что она полностью моделирует и воспроизводит общество. Идея состояла в следующем: в обществе нет ничего такого особенного и специфического, чего бы не было в малой группе (Дж. Морено, США). Отсюда было «рукой подать» до вывода о том, что, если мы хотим изменить ситуацию в обществе, нужно менять ее в малой группе. Нетрудно найти главный контраргумент: можно улучшать сколько угодно положение в отдельных и даже во многих малых группах, но вряд ли от этого произойдут существенные перемены в обществе. Социальная общность как проблема истории и современной зарубежной социологии Что касается рассмотрения такой «первоосновы» общества, как социальная общность, то, пожалуй, одним из первых к ней обратился Ф. Теннис. В книге «Общность и общество» он характеризует два типа, два ряда отношений — общинные и общественные, противопоставляя их друг другу. Общественные отношения имеют вещную природу и часто строятся в форме обмена па основе осознания полезности или ценности одного человека для другого. Следовательно, эти отношения имеют рациональную структуру. В отличие от общественных, общинные отношения включают в себя: а) родовые отношения, б) отношения соседства, в) отношения дружбы. Материальной основой общности (которую социолог рассматривал как характерную для ранних этапов жизни человечества) выступала коллективная собственность, а поведение ее членов определялось исключительно верой. Рассматривая сопоставление (и даже противопоставление) общности и общества у Тенниса, можно обнаружить следующие отличия между ними: 1) общность характеризует крестьянскую деревенскую общину, общество — индустриально-городской социальный организм; 2) в области разделения труда общность предполагает ограниченную Глава 9. Социальная общность и ее виды 189 специализацию, основанную на родственных связях (обязанности родственников в хозяйстве), общество — профессионализацию социальных ролей и отделение их от семейных ролей; 3) в сфере социального контроля общность означает применение традиционных обычаев и неписаных законов, общество — применение формального права; 4) основными «общностными» социальными институтами являются семья, община, соседство, основными общественными институтами — крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей (бизнес, правительство, политические партии, добровольные ассоциации и т.д.); 5) культура общности основана на религиозных ценностях, культура общества — на светских; 6) в сфере индивидуальной мотивации жизни в общности люди поступают в соответствии с общинными принципами (например, в период сбора урожая крестьянские семьи бесплатно помогают друг другу), в обществе индивиды действуют в ситуациях обезличенного общения, за все рассчитываются деньгами и преследуют прежде всего личные интересы. Различие общности (общины) и общества, по Теннису, — это различие двух типов связи между людьми: органической и механической. В основе каждой из них лежит свой тип воли. Для общности (общины) характерна естественная, инстинктивная воля, для общества — воля рассудочная, рациональная. Социальное изменение представляется Теннису как постепенный переход от общности (он ее идеализировал в качестве явления патриархально-феодального устройства) к обществу, культуру которого (особенно современного ему) немецкий социолог оценивал пессимистически. Некоторые идеи Тенниса были восприняты М. Вебером, который использовал категорию социальной общности для объяснения определенных типов поведения, в конечном итоге — целерационального типа. Развитие общества Вебер рассматривал как движение от общности малой рациональности к полифункциональной и целерациональной общности. В западной социологии середины — второй половины XX в. обращает па себя внимание трактовка социальной общности американскими социологами Б. Мерсером и Т. Парсонсом. Первый в книге «Американская общность» писал: «Человеческая общность — это внутренне функционально связанное объединение людей, живущих на определенной географической территории в определенное время, имеющих общую культуру, образующих определенную социальную структуру и проявляющих чувство своего единства в составе отдельной группы»1. Что касается точки зрения Парсонса, то она такова: «Общность — это объедине- MercerB. The American Community. N Y., 1957. P. 27. Раздел Ш. Общество и его структура
<
ние действующих лиц, обладающих определенным территориальным пространством как основой для осуществления большей части их повседневной деятельности... Общность не является обязательно самостоятельным целым»1. По мнению Дж. Хиллери-младшего, проанализировавшего 94 определения социальной общности, сам этот термин имеет многозначный характер и выступает синонимом понятий общества, социальной организации или социальной системы. Авторы, пользующиеся понятием «социальная общность», называют три характерные для него черты: а) территорию, б) социальное взаимодействие, в) наличие прочных связей между индивидами2. Особый интерес представляет распространенная в западной социологии точка зрения на социальные общности как общности поселенческие. Американский социолог Л. Шноре характеризует общность как совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют многие виды деятельности для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей. При этом он различает общность и иные виды объединений — прежде всего клубы, движения, добровольные группы, властные структуры^. Специального внимания требует позиция Н. Смелзера в отношении социальной общности, поскольку она охватывает целый ряд аспектов ее возникновения, функционирования и изменения в современных условиях. Смелзер подчеркивает, что общности имеют место и в животном мире. Однако человеческие общности имеют качественно более сложную структуру: это проявляется в разделении труда, особенностях коммуникаций, сотрудничества, конфликтов, в господстве одних и подчиненности других. Для членов социальных общностей характерны также чувство принадлежности к определенной группе (психологические характеристики), некий общий статус. Но одно из главных отличий состоит в наличии разных типов расселения социальных общностей, при этом имеются в виду крупные и мелкие города, сельские поселения. На положение и состояние социальных общностей в этом смысле влияют и плотность населения, и степень концентрации людей в определенных районах. Кроме того, оказывает свое воздействие уровень технического развития. Так, до изобретения автомобиля люди стремились жить недалеко друг от 1 Parsons T Social System Glencoe, 1951. Р 91. 2 См.: Hillery G H. Definitions of Community: Areas of Agreement // Rural Sociology. 3 Cm: Schnore L.F. Community // Sociology / Ed. by NJ Smelser. N.Y., 1973.
друга. Поэтому жилые дома, магазины, церкви располагались вокруг центральной площади или вдоль улицы. Сейчас ситуация принципиально иная, что способствует пространственному «рассредоточению» социальной общности. Главный же вывод Смелзера состоит в том, что понятие общности является очень сложным, имеет много оттенков и значений, поэтому дать его точное определение почти невозможно*. Социальная общность как проблема отечественной социологии В последние годы внимание к категории «социальная общность» растет и в отечественной социологии. Ранее, в связи с рассуждениями о предмете науки, уже приводилась позиция В.А. Ядова, рассматривающего социальную общность как сердцевину предметной области социологии и как ее ключевую категорию. По его мнению, с которым следует согласиться, подчеркивание особо значимой роли социальной общности «наилучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу, объективному общественному требованию анализа субъекта общественных преобразований, его интересов и потребностей, их нынешнего состояния и динамики, единства и противоборства. Короче говоря, это ставит в центр социологического анализа ключевые проблемы всей системы общественной организации, ибо она есть не что иное, как организация многообразных социальных общностей, социальных субъектов, реализующих свои интересы в настоящем и в исторической перспективе»2. Однако не все авторы рассматривают социальную общность столь широко, как Ядов, т.е. как любые известные нам устойчивые формы самоорганизации социального субъекта. В одном из учебников по социологии, несмотря на подход к социальной общности в широком и узком смысле слова, ее «объем» в одном случае достигает социальной группы (это широкий смысл понятия «социальная общность»), в другом — узком смысле — «совокупности людей, объединяемых общими условиями существования: территориальной и этнической общностями и т.п.»3. Не обошли понятие социальной общности и отечественные социологические словари — как «малый», так и «большой». В первом в качестве социальной общности рассматривается «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения»4. Согласно трактовке «большого» словаря, социальная общность — это «относительно устой- 1 См.: Смелзер НДж. Социология. С 244—245 2 Ядов В А Социологическое исследование' методология, программы, методы. С. 19. 3 Комаров М С. Введение в социологию. М, 1994. С. 297. 4 Краткий словарь по социологии. М, 1989. С. 209. Раздел III. Общество и его структура
чивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или неко горых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов» 1. Обращает на себя внимание то, что в большинстве определений социальная общность характеризуется как совокупность людей, объединенных определенными признаками. Ранее мы также рассматривали социальную общность как совокупность людей, являющуюся самостоятельным субъектом социального действия, поведения и характеризующуюся относительной целостностью, едиист вом целей и задач^. Однако более точным, на наш взгляд, является подход Ядова, характеризующего социальную общность как «взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов блaJ о-даря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, произволе гвенной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности»^ Почему взаимосвязь индивидов, а не их совокупность? Понятие совокупности скорее «механическое», суммативное, чем органическое. Между тем социальная общность характеризуется общностью, единством, сходством целей, задач, средств их достижения, представлений о них, интересов и т.п. Для отражения этих черг и сторон социальной общности целесообразно говорить не просто о совокупности людей, входящих в нее, а об их взаимосвязи, которая также предполагает наличие определенного числа людей, относящихся к этой общности, но находящихся в известных отношениях друг к другу. Итак, социальная общность — это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социальною действия и характеризующихся относительным единством, сходством целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности. § 2. Факторы функционирования социальных общностей Уже из принятого нами определения следует, что социальные общности как общественные структуры «всеохватны», «всепроникающи», универсальны. Их диапазон огромен, поистине это диапазон всего об- 1 Энциклопедический социолотческии словарь С 480 2 См: Зборовский ГЕ, Орлов I П. Социология С 37 ' Ядов В.А Социолошческое исследование мемодоло! ия, мренрамма, меюды С 17-18 Глава 9. Социальная общность и ее виды 193 щсства. Почему они столь всеобщи и каковы факторы, влияющие на их возникновение, функционирование, трансформацию? Чтобы ответить на эти два вопроса, необходимо выяснить, когда появляются социальные общности и с чем связан этот процесс. Историки, антропологи, этнографы совершенно четко указывают, что социальные общности могут и должны быть рассмотрены прежде всего в историческом плане. С учетом такого подхода выясняется, что первыми социальными общностями были род, племя, семь я. Они возникли на основе двустороннего единства. С одной стороны, это были кровнородственные общности, с другой — они отличались единством совместной производственной деятельности. То и другое переплеталось настолько тесно, что говорить о ведущем признаке, о доминантной основе первых социальных общностей достаточно трудно. Одно очевидно — и кровнородственное, и дсятельностное начала имели объективный характер. Исторически первые формы социальной общности были единственной возможностью существования и развития человека. В них возникали те формы совместной деятельности и общественных отношений, которые способствовали реализации основных жизнеобеспечивающих функций. Крайне ограниченные физические и интеллектуальные возмолсности человека могли быть многократно усилены лишь в условиях социальных общностей. Их консолидирующий потенциал оказался весьма значительным — по крайней мере для того, чтобы человек выживал и развивался. По мере перехода общества о г примитивного к более развитому состоянию, связанному с появлением новых форм отношений между людьми, экономической и хозяйственной жизни, государства и т.д., одни социальные общности отмирают (род, племя), другие претерпевают существенные изменения (семья), третьи возникают вновь (классы, социальные группы, этнические общности). В результате развития разделения труда появляются принципиально новые социальные общности — трудовые коллективы, профессиональные сообщества (группы). Важной особенностью социальной общности является факт осознания единства собственных интересов на основе сближающих жизнь ее членов условий. Социальная общность часто начинается с противопоставления «мы — они». Что же формирует единство социальной общности и осознание ее членами принадлежности к ней? Конечно, наличие общих (схожих, близких, единых) целей, задач, интерес о в. Но это — скрытые, латентные, факторы. Есть и явные, открытые. К ним относятся социальные нормы (прежде всего правовые и моральные), которые обязательны для всеобщего соблюдения и выполнения. Индивид, не делающий этого (по Раздел III. Общество и его структура
самым разным причинам), противопоставляет себя социальной общности и в конечном счете может добиться того, что она провозгласит его по отношению к себе «персоной нон грата». История знает многочисленные случаи изгнания общностью того или иного члена из «своих рядов» за нарушения принятых в ней норм и правил поведения. Среди явных факторов формирования и поддержания единства социальной общности выделяется соблюдение обычаев и традиций, принятых и существующих в ней. Обычай — это стереотипный способ поведения, который передается из поколения в поколение, постоянно воснроизводится в социальной общности, является привычным для ее членов и выступает как форма социальной регуляции их поведения. Обычай играл важнейшую роль в исторически первых формах социальной общности, когда он выступал как основной регулятор деятельности и отношений в ней. Он не только регламентировал поведение членов общности, но и часто являлся одним из основных факторов ее сплочения, единения. Через обычаи люди воспринимали накопленный предшествующими поколениями социальный и культурный опыт, приобщались к нему, тем более что число обычаев даже в примитивных общностях, по данным антропологов и этнографов, исчислялось тысячами. Следовательно, обычаи выполняли функцию социализации. Не менее важной была такая функция обычаев в социальной общности, как социальный контроль.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |