КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление ассортиментомАссортимент библиотечных продуктов и услуг.
Ассортиментом библиотеки называется вся совокупность библиотечных продуктов и услуг, отражающих рыночные возможности библиотеки и прогнозируемую конъюнктуру спроса. Маркетинговый подход к разработке классификации ассортимента в библиотеке осуществляется в зависимости от назначения, потребительских характеристик, форм предоставления, продолжительности взаимодействия с пользователем, предметно-деятельностных параметров. Считается, что наиболее оптимально моделировать ассортиментный перечень библиотеки позволяет предметно-деятельностное ранжирование, когда в качестве перспективных базовых ассортиментных групп рассматриваются следующие услуги: библиотечно-информационные; прибиблиотечные и сервисные; консалтинговые, образовательные; досуговые услуги; издательско-полиграфические услуги; рекламные и посреднические [4, с. 45]. Библиотечно-информационные услуги – это услуги,соответствующие основному профилю деятельности библиотеки. В данную ассортиментную группу входят такие услуги, как: – документные (удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления им первичных и вторичных документов, обеспечения доступа к полнотекстовым базам данных); – библиографические (предоставление библиографической информации); – фактографические (удовлетворение информационных потребностей путем предоставления пользователям конкретной информации); – аналитические (удовлетворение потребностей пользователей с помощью специально подготовленной аналитической информации). Безусловно, современный этап развития библиотек характеризуется стабилизацией спроса на перечисленные ассортиментные группы услуг. С другой стороны, современная экономическая ситуация, информатизация общества, конкуренция заставляют библиотеки активно осваивать информационные услуги. Внедрение автоматизированных информационных технологий в библиотечную практику способствует развитию номенклатуры библиографических продуктов и расширению информационной базы библиографических услуг библиотеки. Сегодня в библиотеках, наряду с традиционными каталогами и картотеками, библиографическими указателями литературы появляются их машиночитаемые версии (электронные каталоги книг, периодических изданий, новых поступлений, специальных видов изданий, краеведческие и тематические библиографические базы данных и др.) с широкими возможностями поиска и различными режимами доступа, включая удаленный. Появилась новая библиографическая услуга – “виртуальная” справка. В автоматизированном режиме библиотеки работают и над созданием фактографических продуктов и услуг, подготавливая фактографическое досье, адресно-справочные базы данных и др. В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению ассортимента и объема выпуска библиотеками научно-аналитических продуктов (аналитических справок и обзоров, проблемных и итоговых докладов, отчетов о проведенных научных исследованиях, тексты выступлений и доклады руководителей библиотек и т.п.). Подготовкой такого рода продуктов занимаются в большей степени крупные библиотеки республики (Национальная библиотека Беларуси (НББ), Республиканская научно-техническая библиотека (далее РНТБ), Белорусская сельскохозяйственная библиотека (далее БелСХБ), Центральная научная библиотека Национальной Академии наук Беларуси (далее ЦНБ НАН Беларуси) и др.), в структуре которых есть специализированные исследовательские подразделения, научные кадры. Другие библиотеки активны в подготовке неопубликованной и малотиражной научно-информационной продукции: дайджестов, докладов о деятельности библиотек, методических разработок, информационно-аналитических бюллетеней. Отметим, что перечисленные виды научно-аналитических продуктов являются уникальным источником информации о деятельности библиотеки, показывают ее социальную значимость для общества. Прибиблиотечные услуги призваны создавать дополнительные удобства для пользователей библиотеки. В последние годы библиотеки активно расширяют данную ассортиментную группу, предлагая пользователям новые услуги как в режиме бесплатного, так и дополнительного платного обслуживания (бронирование документов на определенный период, продление срока пользования выданной литературой, иноязычные переводы, прием по телефону или факсу предварительной заявки и подбор фондовых документов, прием запросов разнообразных справок, “виртуальная” справка, “виртуальная” выставка, “виртуальная” экскурсия). Консалтинговые, образовательные услуги способствуют овладению систематизированными знаниями, умениями и навыками в условиях или с помощью библиотеки. Среди них консультации по методике информационного поиска, правилам оформления библиографических записей, списков литературы, работе с литературой и т.п. При библиотеках работают курсы изучения иностранных языков, центры эстетического развития, объединения по интересам и др. Относительно новыми и перспективными направлениями образовательной деятельности библиотек становятся обучение основам компьютерной грамотности, создание и размещение на веб-сайте библиотеки инструктивно-методических материалов различного назначения (например, подробные руководства по работе с системами, поддерживающими электронный каталог, базы данных; краткие “подсказки”; кнопки “помощь”; рекомендации по библиографическому описанию документов, оформлению ссылок в научных работах и др.). Некоторые зарубежные библиотеки ведут специальные разделы сайта под названием “Библиотечные пособия для самостоятельного изучения” [2]. Досуговые услуги содействуют релаксации пользователей. Заимствованные формы культурно-досуговой деятельности давно закрепились в практике работы библиотек (конкурсы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, тематические вечера и др.). В последние годы некоторые библиотеки предлагают услуги библиотечного общения удаленным пользователям – общение на форуме и в корпоративном блоге. Данные услуги востребованы теми пользователями, которые хотят дать оценку увиденному на веб-сайте или в самой библиотеке, обсудить актуальные проблемы чтения, поиска информации, узнать мнение других пользователей. Для библиотеки это инструмент обратной связи с пользователями и сотрудниками. Издательско-полиграфические услуги связаны с репродуцированием документов. Активный спрос пользователей на копирование и размножение библиотечных и иных документов обусловил введение копировально-множительных услуг в библиотеках. Некоторые библиотеки предоставляют своим пользователям издательско-полиграфические услуги (набор и редактирование текста, сканирование, компьютерная графика и дизайн, тиражирование, переплет, брошюрование и др.). Как правило, данные услуги входят в перечень платных и являются важным источником внебюджетных финансовых поступлений. Рекламные и посреднические услуги обеспечивают представительство собственных и/или сторонних интересов. В качестве рекламы собственной деятельности библиотеки занимаются подготовкой рекламных продуктов и рекламных услуг. Они производят такие виды печатных и электронных (размещение на сайтах библиотек) рекламных продуктов, как пресс-релизы, объявления, каталоги, проспекты, информационные листы, листовки; выпускают фирменные бланки, офисные принадлежности; готовят рекламные публикации, компьютерные презентации и т.п. Библиотеки практикуют проведение рекламных мероприятий: презентаций, пресс-конференций, выставок, дней открытых дверей и т.п. Некоторые библиотеки в качестве услуг внешним учреждениям предлагают помощь в проведении рекламных мероприятий, размещение рекламных продуктов в здании библиотеки и ее изданиях. Чтобы обеспечить эффективную деятельность по сбыту, библиотека должна постоянно расширять ассортимент продуктов/услуг. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основными из которых являются: – изменение спроса на отдельные библиотечные продукты/услуги; – появление новых или усовершенствование уже существующих продуктов/услуг в результате проведенных исследований; – изменения в товарном ассортименте конкурентов. Задача руководства библиотекой и состоит в том, чтобы с учетом этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие ассортимента запросам пользователей. Такое соответствие достигается благодаря управлению ассортиментом библиотечных продуктов и услуг. Управлять ассортиментом библиотечных продуктов и услуг – значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент библиотечной продукции, который удовлетворяет пользователей по следующим критериям: – широты: увеличение ассортимента за счет создания новых ассортиментных групп; – глубины: рост ассортиментных позиций в отдельных ассортиментных группах и уменьшение их в других; – насыщенности: увеличение ассортимента за счет повышения общего числа всех ассортиментных позиций. Выбор того или иного подхода к управлению позволит принимать решения о создании новых библиотечных продуктов/услуг; об отказе от устаревших или невостребованных библиотечных продуктов/услуг; о модификации существующих библиотечных продуктов/услуг в целях улучшения характеристик продуктов, адаптации продукта к новым рынкам, новым группам пользователей. Создание и внедрение на рынке новых товаров является важнейшим из всех факторов развития библиотеки, совершенствования библиотечного обслуживания. В первую очередь это связано с инновационной деятельностью, которая направлена на поиск, разработку новых видов, форм библиотечных продуктов/услуг. Перечисленные выше ассортиментные группы тому подтверждение – библиотеки предлагают своим пользователям фактографические базы данных, тематические, фирменные папки-досье, полнотекстовые компакт-диски, итоги научной деятельности библиотек, возможности электронной почты, электронную доставку документов и др. Вместе с тем иногда библиотекам приходится отказаться от производства новых продуктов. Так, например, было с созданием адресных и нормативно-правовых баз данных. На информационном рынке появились качественные их аналоги, и библиотеки отказались от их производства. Отказ от невостребованных библиотечных продуктов/услуг может стать проблемой для специалистов в области маркетинга, так как сложно определить “неэффективную” библиотечную продукцию. Прежде чем принять решение об “изъятии” библиотечной продукции с информационного рынка, необходимо провести исследование характеристик продукта, причин, способствующих падению спроса, сравнить данные о спросе на другие аналогичные продукты/услуги своей библиотеки и конкурентной. Причиной невостребованности библиотечного продукта может быть слабое материальное состояние той или иной библиотеки. Например, НББ – один из основных производителей библиографических пособий на локальных электронных носителях. Однако не каждая библиотека республики, являясь потребителем библиографической продукции, может воспользоваться таким библиотечным продуктом, и связано это, как правило, с несоответствием материально-технической базы современным требованиям. Процесс совершенствования продуктов/услуг для освоения новых сегментов рынка – один из приемов работы учреждений разных сфер деятельности. В библиотеках с этой целью сегодня применяются разнообразные способы: диверсификация видов библиотечных продуктов, введение удобного доступа пользователей к информационным ресурсам, организация онлайнового доступа к ресурсам библиотеки и др. При управлении ассортиментом библиотечных продуктов и услуг необходимо учитывать их жизненный цикл. Коротко концепцию жизненного цикла продукта можно сформулировать следующим образом: каждый продукт, какими бы уникальными потребительскими свойствами он не обладал, “живет” (пребывает на рынке) ограниченное время, и рано или поздно вытесняется другим, более совершенным. Это утверждение относится и к услуге. Подчеркнем, что концепция жизненного цикла продукта/услуги вынуждает постоянно анализировать деятельность как библиотеки в целом, так и ее структурных подразделений не только с точки зрения современного состояния, но и будущего; обосновывает необходимость систематической работы по планированию и разработке нового продукта, новой услуги, модификации существующих с учетом меняющегося спроса, нарастающей конкуренции, появления новых ресурсов и технологий. В библиотеке с этой целью проводятся различные исследования, в том числе и маркетинговые.
Вопросы и задания 1. В чем специфика библиотечных продуктов и библиотечных услуг? 2. Приведите примеры усовершенствованных библиотечных продуктов/услуг за счет использования новых информационных технологий и/или расширения ресурсной базы библиотек республики. 3. С какой целью в библиотеке осуществляется ассортиментное управление? Литература 1. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – С. 178, 186, 217–218. 2. Елисина, Е.Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде / Е.Ю.Елисина // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 39–46. 3. Зыгмантович, С.В. Подготовка библиографической продукции библиотеками: науч.-практ. пособие / С.В.Зыгмантович. – Мн.: Новое знание, 2009. – С. 168–176. – (Сер. “Профессионалам библиотечного дела”). 4. Клюев, В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / В.К.Клюев. – М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998. – С. 43–49. 5. Кожевникова, Л.А. Экономические ресурсы научных библиотек: монография / Л.А.Кожевникова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – Вып. 37. – 192 с. – (Сер. “Библиотекарь и время. ХХI век”). 6. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 577–595. 7. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг: учеб. пособие / Е.В.Песоцкая. – СПб.: Питер, 2000. – 157 с. 8. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / И.С.Пилко. – СПб.: Профессия, 2006. – С. 198–205. – (Сер. “Библиотека”). 9. Справочник информационного работника / науч. ред. Р.С.Гиляревский, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 300–353. – (Сер. “Библиотека”). 10. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 79–95. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |