Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неодинаковое число испытаний на различных уровнях




Пусть на количественный, нормально распределенный признак Х воздействует фактор F, который имеет р постоянных уровней. Но на каждом уровне число испытаний различно (общее число испытаний ). Результаты наблюдений – числа
(i – номер испытания, i = 1, 2, 3, …, q; j – номер уровня фактора,
j = 1, 2, 3, …, р) – записывают в виде таблицы (табл. 5).

 

Таблица 5

Номер испытания Уровни фактора
i
 
 
i   -
i + 1
q
Количество испытаний на i -ом уровне
Групповая средняя

 

Пусть результаты наблюдений составляют p независимых вы­борок (групп), полученных из p нормально распределенных ге­неральных совокупностей, которые имеют, вообще говоря, раз­личные средние и равные дисперсии.

Проверяется нулевая гипотеза Н 0 о равенстве групповых средних.

На практике такая задача возникает при исследовании влияния, которое оказывает изменение некоторого фактора на измеряемую величину. Например, если измерения проводятся на р различных приборах, то можно исследовать влияние фактора «прибор» на результаты измерений. В данном случае нас интересует вопрос, имеют ли различные приборы одну и ту же систематическую ошибку (гипотеза Н 0). При двух сериях наблюдений р = 2 для проверки гипотезы Н 0 используется критерий Стьюдента. Если , то для проверки гипотезы о равенстве р средних применяют однофакторный дисперсионный анализ, суть которого состоит
в следующем.

Пусть результат наблюдения обозначает i -й элемент k -й выборки, i = 1, 2, …, q; k = 1, 2, …, p.

Обозначим усреднение по какому-либо индексу звездочкой

вместо индекса.

О. 1. Выборочным средним k-й выборки называется величина , вычисляемая по формуле

= .

О. 2. Общей средней называют величину

= ,

где n – общее число наблюдений, n = .

Общая сумма квадратов отклонений наблюдений от общего среднего может быть представлена так:

) = . (1)

Формула (1) также представляет собой основное тождество дисперсионного анализа.

Если верна гипотеза Н 0, то статистики
и явля­ются несмещенными оценками неизвестной дисперсии.

Оценка характеризует рассеяние групповых средних,
а оценка – рассеяние внутри групп, которое обусловлено воздействием некоторой случайной величины (неучтенный фактор).

Если окажется меньше , то отсюда следует справедливость гипотезы о равенстве групповых средних.

В противном случае проверку нулевой гипотезы проводят по критерию Фишера-Снедекора, т. е. вычисляют :

.

Затем по таблице распределения Фишера-Снедекора (табл. П. 6) по заданному уровню значимости a и числу степеней свободы и находим величину .

Если , то гипотеза о равенстве групповых средних отвергается (т. е. влияние фактора на количественный признак Х значимо).

Если , то гипотеза о равенстве групповых средних принимается (т. е. фактор на количественный признак Х не влияет).

Примечание. На практике для расчетов сумм квадратов часто бывает более удобно использовать следующие формулы:

,

,

.

Таким образом, сами средние, вообще говоря, находить
не обязательно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.