Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика числа семей и семейной структуры




В Российской Федерации, по данным переписи населения 1989 г., насчитывалось 40 256 семей.

XX век принес новые тенденции развития семьи:

- снижение рождаемости, увеличение доли внебрачных рождений;

- увеличение мало- и однодетных семей;

- увеличение доли семей, где молодые семьи живут вместе с родителями;

- увеличение национальных и социосмешанных семей за счет ослабления социальных и этнических барьеров;

- снижение стабильности брачно-семейных отношений, воз­растание доли неполных семей в результате разводов, смерти од­ного из супругов и рождения детей одинокими матерями;

- снижение интенсивности заключения браков, повышение уровня окончательного безбрачия. Средний возраст вступления в брак повысился: у мужчин — 25 лет, у женщин — 23 года.

Функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосред­ственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

У семьи может быть столько функций, сколько видов потреб­ностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Семья — это система социального функционирования чело­века.

Ряд функций непосредственно вытекает из требований обще­ства (функции социальные), но поскольку семья — сфера меж­личностных отношений, там действуют свои законы и свои функ­ции. Все эти функции очень тесно переплетены и обеспечивают связи времен для развития человечества. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Функции семьи глубоко историчны: с течени­ем времени меняется их характер и иерархичность, так, напри­мер, для молодой семьи важна биологическая — репродуктивная функция, для пожилой — эмоциональная.

Репродуктивная (генеративная) функция — биологическое вос­производство жизни, поддержание непрерывности благодаря рож­дению детей. Она необходима для продолжения человеческого рода.

Функция социальная. Общество глубоко заинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно больше предыду­щего. Это и нравственно-эмоциональная потребность человека. Семья без ребенка ущербна.

Тенденция к снижению рождаемости существует уже более 100 лет в России и во всем мире. В России последние 30 лет уровень рождаемости недостаточен для простого замещения поколений.

В ближайшее время не ожидается повышения рождаемости. Причиной этого стали растущие материально-экономические труд­ности, резкое ухудшение репродуктивного здоровья женщины, изменение систем ценностей: работа, дом, машина (ориентация на вещизм).

Функция первичной социализации детей — постепенное введе­ние ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми при­сущими этому обществу законами.При достаточных психосоциальных контактах ребенка с мате­рью и отцом с рождения, особенно в первые годы жизни, ребе­нок вырастает гармоничной личностью. При воспитании ребенка, особенно с рождения, государством, при лишении его индивиду­ального общения, у него развивается социальная депривация, ведущая, как правило, к синдрому госпитализма — задержке фи­зического и нервно-психического развития. Такие дети позже при­обретают навыки ходьбы, разговорной речи, в последующем у них развиваются коммуникационные нарушения общения, лич­ностные расстройства, трудности приспособления к жизни в об­ществе. Поэтому главное направление социальной политики в от­ношении воспитания детей-сирот в настоящее время — семейное воспитание (подробнее см. главу «Дети-сироты»).

Близко к предыдущей стоит воспитательная функция семьи. Это и семейная, и общественная функция, от нее зависят нрав­ственные устои, поддержание культурной непрерывности об­щества.

Семья прививает чувство любви, формирует чувства привязан­ности, доверия детей и родителей, особенно велика роль семьи в воспитании нравственных чувств, что составляет эмоциональную основу семейных отношений: уважение к старшим, женщине, забота о младших, престарелых. Общество и семья имеют общие цели при воспитании эмоциональной культуры молодого поколе­ния. Семья дает ребенку эмоциональный комфорт и чувство защи­щенности. Воздействие через общение, трудовую деятельность, по­ощрение, наказание, оценка поведения — залог правильного вос­питания.

Каждая семья имеет свою субкультуру, направленную на от­дельного человека.

Воспитательный потенциал семьи и его реализация зависят от многих социальных факторов субъективного и объективного ха­рактера:

- факторы макросреды (политические, экономические, демо­графические, психологические);

- структура семьи;

- материальный уровень семьи (доходы, жилищные условия, быт и т.д.);

- личностные особенности родителей (социальный статус, уро­вень образования, общая культура, ориентации и установки на воспитание детей);

- психологический климат в семье, взаимоотношения родите­лей и других членов, совместная деятельность родителей;

- помощь со стороны общества, государства в образовании и воспитании детей.

В настоящее время можно отметить определенное снижение воспитательного потенциала семьи.

Нравственному воспитанию способствует и досуговая функция. Досуг — часть свободного времени, которым человек распоряжа­ется по своему усмотрению, это смена деятельности, направлен­ная в основном на приобщение детей к труду, на активное учас­тие их в домашнем хозяйстве, что важно для подготовки к семей­ной жизни и укрепления связей поколений в семье. Это важный воспитательный, эмоциональный фактор для развития детей. Вре­мя, проведенное вместе с родителями, необходимо для повыше­ния культурного, нравственно-эстетического уровня детей, раз­вития их духовности.

Функции первичной социализации, воспитательная, эмоцио­нальная, первичного социального контроля взаимосвязаны, на­правлены на воспитание личности ребенка. Главная роль в осуще­ствлении этих функций отводится семье.

Общественное воспитание является дополнительным, но за­меняет семейное, если семья неблагополучная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.