Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет — система глобальной связи в режиме реального времени. Электронная почта (e-mail) 2 страница




В связи с тем что все более важным фактором рыночных отношений в России является привлечение иностранного капитала, большое место


108 Глава4 Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ

в системе регулирования внешнеэкономической деятельности стало за­нимать создание законодательных правил по организации и функцио­нированию предприятий с иностранными инвестициями Основопола­гающим актом, регулирующим данную область внешнеэкономической деятельности, стал Закон РФ от 4июля 1991 г «Обиностранных инвестици­ях в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями) Он опре­делял основные формы и объекты иностранного инвестирования, орга­низационно-правовые основы создания предприятий с участием ино­странного капитала, виды и условиях их деятельности, правовой режим предоставляемых для иностранных инвесторов гарантий В настоящее время действует Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г).

Наряду с этим с целью улучшения действующего законодательства был принят Указ Президента РФ от 27сентября 1993 г Ю совершенст­вовании работы с иностранными инвестициями» В нем, в частности, предусматривается положение, согласно которому издаваемые норма­тивные акты, регламентирующие условия функционирования на тер­ритории России иностранных совместных предприятий, в случае если они в какой-то области ухудшают условия действующих предприятий, могут вступать в действие применительно к этим предприятиям только через три года после их опубликования

В связи с тем что значительная часть иностранных инвестиций на­правляется в добывающие отрасли хозяйства Российской Федерации, серьезным фактором, способствующим привлечению иностранных ин­вестиций, стало принятие Федерального закона от 30декабря 1995г Ю со­глашениях о разделе продукции» (в ред от 29 декабря 2004 г.), на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проек­тов Данный закон обеспечивает правовые основы отношений, возни­кающих в процессе инвестирования в поиски, разведку и добычу мине­рального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции

3. Регулирование экспорта товаров и услуг

В соответствии с ныне действующим в сфере внешней торговли за­
конодательством экспорт товаров из России свободен от каких-либо
количественных или тарифных ограничительных мер. Существующие
ограничения распространяются лишь на относительно небольшую
группу товаров, экспорт которых осуществляется с использованием
элементов государственн"ого регулирования. >J


3 Регулирование экспорта товаров и услуг 109

К категориям товаров, экспорт которых требует специального раз­решения, хотя и не подпадает под количественные ограничения, отно­сятся. оружие, товары и технологии двойного назначения, экспорт ко­торых осуществляется особым порядком по соображен иям националь­ной безопасности; специфические товары, экспорт которых может при определенных условиях нанести ущерб национальным интересам Данные категории товаров экспортируются лишь с разрешения мини­стерств или ведомств, курирующих данную отрасль

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет экспортный контроль по вывозу редких животных и растений, а также совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ экспорт сырья растительного и животного происхождения Для экспорта това­ров двойного назначения требуется разрешение Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю Если на экспортный товар распространяются ограничения, право на вывоз должно под­тверждаться экспортной лицензией Лицензии выдаются компетентны­ми федеральными органами исполнительной власти, уполномоченны­ми Правительством Российской Федерации, в первую очередь Мини­стерством экономического развития и торговли РФ

Действовавшая в течение определенного времени система квоти­рования экспорта была отменена Указом Президента РФ от 23 мая 1994г.№ 1007, за исключением тех случаев, когда оно необходимо для выполнения международных обязательств России. Это экспорт карба­мида кремния, нитрата аммония, некоторых групп текстильной про­дукции, стального проката, трансформаторной стали, квота на ввоз которых устанавливается ЕС

Выдаваемые по ранее названным группам товаров лицензии или разрешения на осуществление экспортных операций делятся на гене­ральные и разовые Генеральная лицензия выдается на один календар­ный год для осуществления государственных нужд, причем эти опера­ции могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовые лицензии оформляются по каждой конкретной сделке с максимальным сроком до одного года.

В условиях, когда в большинстве сырьевых отраслей достигнуты предельные значения экспортной квоты, неустойчивости хозяйствен­ной конъюнктуры на мировых рынках при сохраняющейся низкой конкурентоспособности готовой продукции, росте цен основной ак­цент экономических реформ в стране переносится в сферу структур­ных преобразований, и все более важной задачей во внешнеэкономи­ческой области становится поддержка отечественного товаропроизво­дителя В настоящее время она осуществляется по трем основным направлениям, стимулирование промышленного экспорта, обеспече-


ние благоприятных условий для доступа российских товаров на внеш­ний рынок, защита внутреннего рынка.

В связи с серьезными ограничениями, накладываемыми на финан­совую поддержку экспортеров в рамках бюджетов, все большее значе­ние приобретают меры торгово-политического характера, проводимые, в частности, через двусторонние межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, тортовые представительства России за рубежом. В своей деятельности они ориентированы на про­движение российских товаров на зарубежные рынки и привлечение иностранных инвестиций, атакже на содействие осуществлению регио­нальных программ развития внешнеэкономической деятельности за счет собственных ресурсов регионов и привлекаемых инвестиций.

Одной из необходимых частей складывающейся инфраструктуры поддержки экспорта следует назвать создаваемую на федеральном уровне систему внешнеторговой информации. Одним из приоритетных направлений в данной области становится создание и объединение информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, торговых представительств за рубежом и заинтересованных ор­ганизаций в регионах (прежде всего местных администраций и аппара­тов уполномоченных).

Наряду с этим одним из составных элементов государственной поддержки экспорта является создание благоприятных условий для дос­тупа российских товаров и услуг на внешние рынки, С этой целью ведется работа по противодействию дискриминации российских экспортеров на внешнем рынке, устранению барьеров на пути российских товаров.

Пример 4.1. Ограничения российского экспорта в зарубежных странах На начало 1998 г. ограничительные меры по отношению к России ис­пользовали 18 торговых партнеров (ЕС, США, Канада, Турция и др.). По оценке бывшего МВЭС, минимальный прямой ущерб от различных огра­ничений (а их сейчас более 50) составляет порядка 500 млн долл. В целях обеспечения благоприятных условий для деловой активности за предшест­вующий период было урегулировано семь торговых споров (без применения ограничительных мер), в 11 случаях ограничения были минимизированы, Подписаны соглашения с США и ЕС, обеспечивающие соблюдение инте­ресов российских производителей по ряду видов металлопродукции, в про­тивовес которым в 2002 г. американской стороной в целях защиты нацио­нального производителя были введены жесткие ограничения в отношении этой группы товаров. Кроме того, США до сих пор используют оговорку Де­ниса Венига, ограничивающую российский импорт.

На решение задачи защиты российских экспортеров, расширения доступа российских товаров на внешние рынки направлена работа по вступлению Росши во Всемирную торговую организацию (ВТО). Оно


4 Регулирование импортных операций Ml

должно прежде всего обеспечить улучшение условий торговли для оте­чественных товаров и услуг, преодолеть сохраняющиеся элементы дискриминации по отношению к России со стороны западных госу­дарств, использовать механизмы международной правовой базы для защиты интересов национальных предпринимателей за рубежом.

Вместе с тем в ходе процесса вхождения России в ВТО российской стороне предстоит принять на себя многие обязательства по обеспече­нию доступа на внугренний рынок иностранных товаров, услуг и капи­тала, а также касающиеся дисциплины поведения и разрешения ком­мерческих споров. При этом надо иметь в виду, что отношения между членами ВТО строятся на принципе взаимности и несоблюдение взятых обязательств может повлечь ответные меры. России необходимо до­биться если не выгодных, то хотя бы приемлемых условий вхождения в эту организацию, отстоять интересы отечественных производителей, а также не допустить дискриминации по условиям вхождения в ВТО.

4. Регулирование импортных операций

Осуществление импортных операций в России участниками ВЭД, так же как и экспортных, полностью либерализовано. Исключением являются отдельные группы товаров, подлежащих лицензированию и квотированию,

Основным инструментом регулирования импорта в Россию явля­ется таможенный тариф. Это систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы при ввозе товаров, т.е. таможенных по­шлин, Современный импортный таможенный тариф действует в Рос­сии с 1993 г., существенно обновлен в 2001—2002 гг., в него вностся из­менения в соответствии с трансформацией внешнеэкономической по­литики России. Импортный тариф имеет три колонки, его средневзвешенная ставка составляет около 14%у максимальная ставка 30%.

В настоящее время в таможенном тарифе применяется несколько видов пошлин, что связано со способом их установления. В первую очередь это адвалорные пошлины, где плата устанавливается в процент­ном отношении к стоимости товара. Вместе с этим используются и спе­цифические ставки пошлин, размер которых выражается в виде опреде­ленной стоимостной величины, взимаемой с объема или количества товара. Применяются также комбинированные ставки, когда одновре­менно устанавливаются и адвалорная, и специфическая пошлины по отношению к одному товару.

При установлении ставок таможенных пошлин ведущим является режим наиболее благоприятствуемой нации, т.е. наличие в двусторон-


112 Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ

них договорах и соглашениях Российской Федераций статьи, где гово­рится, что каждая из сторон предоставляет другой такой же режим в от­ношении тарифов и льгот, как и предоставляемый нации наибольшего благоприятствования, с которой торгует каждая из стран. В россий­ской правовой практике по отношению к нерезидентам может приме­няться и национальный режим, например при определении условий иностранных прямых инвестиций, спасении граждан и грузов при ава­риях и др.

В спязи с этим базисные ставки таможенных пошлин, указанные во второй колонке российского таможенного тарифа, — это ставки для товаров, происходящих из стран, с которыми у России заключены со­глашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благопри­ятствования. Первая колонка содержит преференциальные пошлины, предоставляемые ряду развивающихся стран, которые устанавливают­ся в половинном размере к базисным. В отношении товаров из стран, с которыми у России подобных соглашений нет, в третьей колонке взи­маются пошлины по двойной ставке. С товаров из стран СНГ, а также наименее развитых стран ввозные пошлины не устанавливаются вовсе.

Выступая инструментом торговой политики и государственного ре­гулирования рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвя­зи с мировым рынком, импортный тариф преследует различные цели.

Основные цели таможенного тарифа России

• Рационализация товарной структуры импорта

• Формирование условий для прогрессивных изменений струк­туры национального производства и потребления

• Защита российского рынка от недобросовестной иностран­ной конкуренции

• Создание условий для эффективной интеграции России в ми­ровую экономику, включая присоединение к международным организациям

• Улучшение структуры платежного баланса

Реализации указанных целей в наибольшей степени соответствует трехуровневая структура таможенного тарифа. С учетом международ­ной практики в качестве базовой выбрана следующая структура им­портного таможенного тарифа, %:

• Сырье и материалы 0—5

• Полуфабрикаты и комплектующие 5—15

• Готовые изделия 15—30


4. Регулирование импортных операций 113

Таким образом, российский тариф основан на принципах по­строения импортных тарифов, применяемых в большинстве стран. Это, во-первых, эскалация тарифа, т.ч. повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный тариф — установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для разьития собственных производств с высокой долей вновь создан­ной стоимости. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 190 «О принципах рационализации импортного таможенно­го тарифа» максимальные ставки ввозных таможенных пошлин были определены в размере 30% таможенной стоимости товаров, а мини­мально значимые 5%.

Что касается использования механизма тарифного регулирования в целях защиты российских производителей, то в 1996 г. был принят ряд постановлений Правительства РФ о повышении таможенных по­шлин и введении комбинированных таможенных пошлин на ряд това­ров, втем числе на мясо птицы, текстильные товары, обувь, контроль­но-кассовые аппараты и др.

Формирование таможенного тарифа, отвечающего приведенным выше требованиям, возможно на основе развитой потоварной класси­фикации. Для условий России применяется в качестве основы для оп­ределения тарифа Товарная номенклатура внешнеэкономической дея­тельности (ТН ВЭД СНГ)> построенная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (первые шесть знаков циф­рового кода ТН ВЭД СНГ) и Комбинированной номенклатуры Евро­пейского союза (первые восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД СНГ). С 1 января 1997 г. Россия присоединилась к Международной конвен­ции от 14 июня 1983 г. «О Гармонизированной системе описания и ко­дирования товаров».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 де­кабря 1996 г. № 1560 с 1 января 1997 г. в Российской Федерации введен в действие Таможенный тариф России на базе ТН ВЭД СНГ (более 10 тыс. позиций). Принятие единой ТН ВЭД СНГ явилось крупным ша­гом по укреплению внешнеэкономической деятельности в рамках СНГ.

Помимо этого, на развитие отечественного таможенного тарифа в

ближайшее время существенное воздействие окажут факторы, связан­ные с процессом присоединения России к ВТО. Важным и ответствен­ным элементом членства в этой организации является соглашение о тарифных уступках на основе сохранения эффективной тарифной за­щиты национальной экономики на среднесрочную перспективу. В рамках этого соглашения значительная часть товарных позиций та­моженного тарифа приобретает статус так называемых связанных по­зиций.


114 Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельное! и в РФ

Необходимо особо отметить, что переговоры по присоединению России ко Всемирной торговой организации (ВТО) ведутся весьма ин­тенсивно В ближайшее время должны завершиться двусторонние та­рифные переговоры и консультации. Присоединение к ВТО будет спо­собствовать ликвидации искусственных и дискриминационных огра­ничений для экспорта России. В свою очередь Россия и впредь будет следовать либерализации своего внешнеторгового режима и приведе­ния национального законодательства в соответствие с положениями и

правилами ВТО.

В регулировании импорта из России все более активно будет ис­пользоваться механизм защитных, антидемпинговых и компенсаци­онных мер. Введение подобных мер будет исходить из результатов объ­ективно проведенных расследований с участием всех заинтересован­ных сторон. Ряд таких расследований уже проведен. Но они не привели к введению каких-либо ограничительных мер в отношении

импорта.

В перспективе эволюция таможенного тарифа будет проходить в сторону снижения общего уровня ставок. В рамках этой эволюции предполагается проведение как минимум двух масштабных корректи­ровок ставок таможенных пошлин как следствия структурных преоб­разований национальной экономики, включающих реформирование отраслей с относительно низкой капиталоемкостью, повышение кон­курентоспособности отраслей нетрадиционного для страны экспорта готовых изделий (предположительно этот период будет равен 4—7 го­дам), создание современной структуры экономики, на основе которой будет определена стратегическая роль России в системе мирохозяйст­венных связей (свыше 10 лет).

Снижение в средне- и/или долгосрочной перспективе общего уровня тарифной защиты российского рынка должно компенсиро­ваться развитой селективной системой защитных мер в форме количе­ственных ограничений и особых видов специальных, антидемпинго­вых и компенсационных пошлин.

В целях повышения стабильности и предсказуемости действующе­го тарифа Правительство Российской Федерации постановлением от 22 октября 1997 г. № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики* установило, что ставки ввозных таможенных пошлин в России на одни н те же товары впредь могут меняться не чаще, чем один раз в 6 меся­цев, причем изменение импортной пошлины не может превышать 10 пунктов. Кроме того, Правительством будут приниматься решения о повышении таможенных пошлин за 180 дней до их официального вступления в силу.


4 Регулирование импортных оперший U5

Для начисления и уплаты импортной пошлины необходимо опре­делить таможенную стоимость товара, в процентах от которой устанав­ливается сумма платежей. Ныне действующий порядок предусматри-оает шесть методов платежей.

Методы платежей импортных пошлин в России

• По цене сделки с ввозимым товаром

• По цене сделки с идентичными товарами

• По цене сделки с однородными товарами

• Метод вычитания стоимости

• Метод сложения стоимости

• Резервный метод

Основным является первый метод, при котором таможенная стои­мость определяется как цена сделки с дополнительными выплатами расходов, ранее не учтенных в цене (расходы по доставке товара до места ввоза и т.д.). Второй и третий методы предполагают, что тамо­женная стоимость определяется исходя из цены единицы товара, по которой реализуются однородные или идентичные товары при ввозе в Россию Метод вычитания стоимости означает зычитание из таможен­ной стоимости, рассчитанной вторым и третьим методами определе­ния импортных пошлин, налогов и иных платежей; метод сложения стоимости — путем сложения стоимости издержек производства, обычных затрат на продажу подобных товаров и прибыли экспортера. При резервном методе таможенная стоимость оценивается исходя из мировой практики установления цен на одну и ту же группу товаров.

Импортная пошлина взимается до или в момент оформления тамо­женной декларации и уплачивается в рублях или в свободно конверти­руемой валюте по желанию импортера. Иностранная валюта при этом пересчитывается в рубли по курсу, квотируемому Центральным бан­ком РФ надень принятия к оформлению грузовой таможенной декла­рации, Для подтверждения производимой оплаты импортер прилагает к таможенной декларации платежный документ с соответствующей пометкой уполномоченного банка.

Наряду с оплатой таможенных пошлин при импорте товаров, как правило, должны уплачиваться налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (по подакцизным товарам), сбор за таможенное оформление.

Налог на добавленную стоимость уплачивается обычно в тех же размерах, что и по товарам российского производства (в настоящее время 18%). От уплаты НДС освобождаются товары, ввозимые в каче-


116 Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности а РФ

стве гуманитарной помощи, товары, вносимые в качестве вклада в ус­тавный капитал, и ряд других позиций. Базой для налогообложения при исчислении НДС является величина, включающая таможенную стоимость, таможенную пошлину и сумму акциза, в то время как при исчислении акциза — только таможенная стоимость товара.

Для начала таможенного оформления товара лицо, ввозящее товары, или перевозчик обязаны уведомить таможенные органы о намерении пе­ревезти их через таможенную границу Российской Федерации, Дата по­дачи уведомления о намерении считается датой начала оформления. Та­можня, расположенная в пункте пропуска на границе (таможня отправ­ления), регистрирует уведомление и определяет, когда и куда товар должен быть доставлен для дальнейшего оформления (таможня назначе­ния). Перевозчик должен доставить'товар и документы на него в тамож­ню назначения в установленный срок без изменения состояния товара.

Таможня отправления направляет товар в таможню назначения при условии: составления внутреннего транзитного документа (на базе НТД) и предъявления счета-фактуры и гарантийного обязательства получателя об уплате таможенных пошлин, налогов и сборов в случае непредставления товаров в таможню назначения.

По прибытии товаров в таможню назначения подается краткая декларация. Заявитель в установленные таможней сроки предъявляет следующие основные документы:

■ грузовую таможенную декларацию;

• паспорт сделки для импортного валютного контроля;

• лицензию для лицензируемых товаров^

• разрешение соответствующих государственных органов для то­варов, подлежащих контролю этих государственных органов.

Предъявляя товар для таможенного оформления, импортер также должен представить документы об уплате сбора за таможенное оформ­ление, импортной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза. При определенных условиях таможня может пре­доставлять отсрочку уплаты пошлин и налога на срок не более 60 дней.

Среди представляемых документов следует стметить в первую оче­
редь важность Грузовой таможенной декларации. Она соответствует об­
разцам, используемым в международной практике, и состоит из четы­
рех листов. Первый лист декларации остается в таможне, второй на­
правляется в ФТС, третий — банку, осуществляющему расчеты по
таможенным платежам, четвертый — государственному статистиче­
скому органу Российской Федерации. ч S

Пример 4.2. Таможенное оформление грузов ОАО «Востокэлторг>;& ОАО «Востокэлторг» заключило контракт по импорту японских щ$ деомагнитофонов в количестве 1000 шт. Произведена оплата товара по


4. Регулирование импортных операций 117

контракту с валютного счета импортера, открытого в его банке «Лига». «Востокэлторгом» соблюдены установленные правила о ввозе Товара'на таможенную территорию в течение 180 дней со дня оплаты счета-фактуры иностранного поставщика.

Заблаговременно, до представления импортируемых товаров к тамо­женному оформлению, компанией подготовлен пакет документов, запол­нена грузовая таможенная декларация и произведена оплата всей суммы таможенных пошлин (по ставке 20%) и сборов, акцизов и НДС.

Немедленно после извещения о прибытии груза в контейнерах в порт Находку представитель компании-декларанта предъявил таможне порта наряду с ранее полученными транспортными и коммерческими докумен­тами Грузовую таможенную декларацию. Паспорт сделки для импортного валютного контроля, а также платежные документы, подтверждающие уп­лату всех таможенных платежей. Таможенные органы проверили соответ­ствие данных, содержащихся в Паспорте импортной сделки, сведениям, заявленным в ГТД, условиям контракта и информации из других имею­щихся в распоряжении документов. Поскольку такие расхождения отсут­ствовали, с таможней были согласованы время и место таможенного до­смотра, где осуществлены снятие пломб с контейнеров и проверка партии видеомагнитофонов по количеству, торговой марке и основным данным в соответствии со счетом-фактурой. После этого компания получила груз в свое распоряжение для последующей реализации в сети своих магазинов,

В настоящее время в России в соответствии с Законом «О государ­ственном регулировании внешнеэкономической деятельности» дейст­вует ряд количественных ограничений с целью зашиты внутреннего рын­ка. Они распространяются на импорт отдельных видов спирта и алко­голя, сахара, некоторых текстильных товаров.

Используется система нетарифных ограничений, а именно: сани­тарных, экологических и технических ограничений.

Особый порядок, продиктованный соображениями охраны жизни и здоровья населения, действует в России в отношений импорта лекар­ственных средств. Ввоз лекарств осуществляется на основе лицензий Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Являясь членом Базельской конвенции о трансграничных перевоз­ках опасных отходов, Монреальского протокола об озонораэрушающих веществах, Россия соблюдает международные правила о лицензирова­нии специфическихтоваров: химических средств защиты растений (ли­цензия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ), про­мышленных отходов (лицензия Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ). В рамках Вассенаарских договорен­ностей, ряда других международных режимов выполняются все необхо­димые требования и правила в отношении импорта чувствительных то-


118 Глава 4 Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ

варов и товаров двойного назначения. Выдаваемые указанными мини­стерствами разрешения являются основанием для последующей выдачи экспортной лицензии.

В связи с тем что ввозимые на территорию России товары должны в обязательной мере соответствовать устанавливаемым для них требова­ниям безопасности, существенное воздействие на состояние импорт­ной торговли оказывают так называемые технические меры регулиро­вания (стандарты, санитарные и фитосанитарные, экологические и ветеринарные нормы, требования к сертификации, упаковке и марки­ровке и т.д.). Одним из ярких примеров санитарных ограничений в российском импорте может служить запрет весной и летом 2002 г. на ввоз куриных окорочков из США в связи с тем, что в них были обнару­жены повышенное содержание антибиотиков и сальмонелла, а также несоответствие санитарным стандартам России по срокам хране­ния и т.д.

Общее руководство этим комплексом мер осуществляет Федераль­
ное агентство по техническому регулированию и метрологии Мини­
стерства промышленности и энергетики РФ, которое действует на ос­
нове законов «О сертификации продукции и услуг», «О стандартиза­
ции», «О защите прав потребителей» и ряда других законодательных и
нормативных актов. '

*.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обязатель­ной сертификации подлежат товары и услуги, от качества которых зави­сят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. В отно­шении других групп товаров действует система добровольной сертифи­кации на основе соглашений между покупателем и продавцом.

Список товаров, подлежащих обязательной сертификации (т.е. оп­
ределению их соответствия действующим российским стандартам и * t
регламентам), устанавливает Правительство РФ. Ныне действующий
перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа- ',
1997 г. № 1013. Он действует в абсолютно равной степени как в отно­
шении российских, так и иностранных товаров. В частности, что касд- **
ется товаров, ввозимых из-за рубежа, то для того чтобы начать проце­
дуру таможенного оформления, импортер должен получить в Госстан -
дарте РФ или его территориальных органах (центрах стандартизации и
метрологии) сертификат соответствия. \ Js

В зависимости от вида товара такой сертификат выдается:

• для промышленной продукции: на основании проверок, испы*- % тания и контроля качества продукции, выполненных собственно в.^ системе Федерального агентства по техническому регулированию и,»л метрологии или в аккредитованных при нем лабораториях и фирмах; %


5 Регулирование валютных операций и валютный контроль 119

• для пищевкусовых товаров, лекарственных средств и т.п. — на
основании заключений Министерства здравоохранения и социально­
го развития РФ и Министерства сельского хозяйства РФ.

При ввозе товаров в Россию сертификат должен быть в обязатель­ном порядке предъявлен при следующих таможенных режимах:

• выпуске товаров для свободного обращения, ■ реимпорте,

• переработкие под таможенным контролем,

• переработке вне таможенной территории (при ввозе продуктов
переработки).

При этом наличие сертификата и знака соответствия должно пре­дусматриваться в контракте на поставку данных товаров в Россию.

В настоящее время российская сторона активно работает над про­ведением национальных технических мер регулирования в соответст­вии с Соглашениями ВТО о технических барьерах в торговле (ТВТ) и о санитарных и фитосанитарных мерах (СПС). Ведется работа по созда­нию при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии информационного центра по распространению информа­ции о принятых и разрабатываемых стандартах и регламентах.

5. Регулирование валютных операций и валютный контроль

В условиях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности государство сохраняет за собой функцию контроля, регу­лирования и надзора за важнейшими валютными операциями участ­ников этой деятельности (рис. 4.3).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.