КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эскалация экспортной цены 2 страница. При подготовке ответа для Комиссии следует готовить докумен тальное подтверждение по всем упоминаемым данным
При подготовке ответа для Комиссии следует готовить докумен Ответчик может обратиться к услугам адвокатов, которые'весьма ко^лпетентны в тонкостях антидемкйнгового права, антидемпкнговьгх процедур и прецендентов, что позволяет избежать ошибок в делопроизводстве, однахо это довольно дорогостоящее мероприятие. Можно также обратиться задомоввдо к посадникам ~ фирмам-импортерам 7. Расчет экспортной (импортной) цены при подготовке к переговорам 457 или агентам в соответствующих странах. В этом случае посредник наделяется соответствующей доверенностью от имени экспортера. В случае принятия экспортером на себя обязательств по решению антидемпинговой комиссии он обязан соблюдать установленный минимальный уровень цен (не ниже) или ограниченный объем поставок, что оформляется письмом или сообщением по e-mail. Комиссия в свою очередь извещает о получении такого извещения, но не публикует конкретные данные, рассматривая их как конфиденциальные. Экспортер также обязан подробно информировать Комиссию о ценах. При этом обязательства распространяются на все действующие контракты на поставку данного товара в данную страну (или сообщество стран) вне зависимости от даты их заключения. Комиссия может проводить пересмотр обязательств (обычно не ранее шести месяцев с даты их принятия) путем обмена письмами. Если же экспортер не отвечает, Комиссия открывает новую процедуру и немедленно штрафует экспортера путем введения в действие временной пошлины.
Обращение в суд (для стран ЕС — Европейский) с иском в отношении противоправных и ошибочных решений антидемпинговой комиссии можно рассматривать как исключительную меру и прибегать к ней только при условии наличия неоспоримых подтверждений своей позиции — разбирательство в судах связано со значительными финансовыми затратами. В практике международного маркетинга компании все чаще прибегают не столько к ценовому, сколько к неценовому демпингу- Неценовой демпинг (иногда его называют качественный) предполагает предложение по средней, принятой на рынке цене товара лучшего качества, с большим набором сопутствующих услуги т.д. Это позволяет компании уклониться от преследования по поводу демпинга и в то же время получить значительные международные-конкурентные преимущетва. 7. Расчет экспортной (импортной) цены при подготовке к переговорам При определении цены для начала переговоров в международной деятельности специалисты в области международного ценообразования находят соответствующую ценовую информацию различных компаний, предлагающих аналогичную продукцию, приводят цены этих компаний к сопоставимой базе путем составления специальных документов («обоснование цены на экспорт» и «конкурентый лист* по импорту) и определяют уровень цены, по которой можно начать перего- 458 Глава 19 Система формирования цсиоэой политики и определения уровня цен воры («назвать») и купить или продать товар, а также выявляют фирмы для ведения переговоров и определяют порядок переговоров по ценам. 1этап — находят не менее трех показателей цены компаний-конкурентов Эти цены должны быть • мировыми, по которым проводятся крупные коммерческие экспортные и импортные раздельные операции с платежом в свободно конвертируемой валюте, • представительными и выражать устойчивые отношения между крупными производителями и потребителями данного товара на мировом рынке;
• ценами на аналогичные товары, не принципиально отличающиеся от товара, в отношении которого определяется цена. Источники информации по ценам Публикуемые цены. — справочные цены (прейскуранты, биржевые котировки; цены аукционов, торгов) — цены фактических сделок —* цены предложений крупных компаний Цены предыдущих сделок Расчетные цены II этап — приводят отобранные цены к единой, сопоставимой базе (осуществляют так называемое очищение цен), например, делают поправки на инфляцию, базис поставки, условия и валюту платежа, объем поставки, вид информации по ценам и тд. Поправка на срок поставки (динамику цен, инфляцию). В этом случае используются индексы цен. Расчет осуществляется по следующей формуле: Иена Пена на дату Индскс аеНЫ На *£* сддаи| цена цена на дату т сш^ к ней 5^^ ^ту на дату = имеющейся х ■---- =----- £---------------- ~ ------ —. сделки информации Индекс ацены ™ датУ * г имеющейся информации Поправка на уторговывание. В зависимости от вида ценовой информации: цены предложений обычно понижаются на 10—15%* цены каталогов и прейскурантов понижаются на 40—50%; биржевые котировки, цены аукционов обычно не меняются, это относительно чистые ценьг^ 7 Расчет экспортной (импортной) иены при подготовке к переговорам 459 Поправка на условия (базис) поставки цены по экспорту приводятся к условию ФОБ; цены по импорту приводятся к условию СИФ. Поправка на условия платежа: цены приводятся к платежу наличными с помощью дисконтирования, коэффициент дисконтирования Кв исчисляется по формуле к - 1 я <1+Я)"' где П — процент, под который дан кредит; п — число лет, через которое производятся платежи после заключения сделки Поправка на скидки- общие, простые скидки (20—30%); скидки сконто; скидки за оборот (15—30%); прогрессивные скидки (за количество или серийность поставок); скидки (надбавки) в зависимости от закупаемого количества товара на основе обычаев данного рынка по данному товару; дилерские скидки (15—20%); преференциальные скидки (специальные), экспортные скидки; сезонные скидки (15%), скрытые скидки (не в цене, а в предоставлении других услуг — оплата фрахта, предоставление беспроцентного кредита);
скидки за возрат ранее купленного товара (20—30%). IIIэтап — осуществляют расчет цены для конкретных условий сделки с учетом особенностей самого товара. Поправки на комплектацию предполагают внесение изменений в цену в связи с комплектом дополнительных деталей, аксессуаров и других сопутствующих видов продукции, прилагаемых к основному товару и включенных в общую стоимость. Поправки на разницу в технико-экономических параметрах. В этом случае довольно часто используется формула Берима: Р ХКт Л- =±L_ Р2 Х2 где P{i Р2 — цены на товары, одну из которых следует рассчитать; Хи Х7 — значения технического параметра товара; А,—коэффициент торможения, характеризующий непрямолинейную зависимость изменения цены от изменения основного технического параметра. Поправки на качество. Естественно, при подготовке к переговорам и предварительном расчете цены учитываются качественные характе- i 460 Глава 19 Система формиров ания ценовой политики и определения уровня цен ристики товара, причем в разбивке по составляющим. Высокое качество служит весомым основанием для повышения цены, однако на практике такая зависимость не всегда бывает прямой Поправки на условия техобслуживания и сервиса. Предоставляемые услуги, оплата которых входит в общую цену, также могут повысить ее уровень. Стоимость услуг также следует принимать во внимание при расчете цены во время подготовки к ведению переговоров и выбору наиболее преемлемого уровня цены. Общее число такого рода поправок может быть значительное — до 20—30 и более. IVэтап — определение цены в контракте будет рассмотрен ниже. 8. Формулирование ценовых условий в международных контрактах При формулировании условий цены в международных контрактах определяются: • единица измерения, • базис цены, • валюта цены, ■ валюта платежа, • способ фиксации цены. Единица измерения фиксирует, за какое количество товара устанавливается цена. Например, цена может устанавливаться за баррель, единицу товара, тонну (причем должно быть уточнено, какая тонна (короткая или длинная) принята в международном контракте).
Базис цены указывает, на каких условиях относительно ответственности и несения расходов по транспортировке, складированию, страхованию определяется уровень цены, а также момент перехода риска и права собственности на товар с продавца на покупателя. В настоящее время в мировой практике основываются на условиях ИНКОТЕРМС — 2000, где перечислено 13 различного вида базисных условии: от «франко-завод», при котором риски и бремя расходов экспортера по доставке товара зарубежному потребителю самые минимальные, до «франко —' место назначения*, при котором компания-производитель обязана доставить товар конечному покупателю в зарубежной стране, Наиболее часто используемые базисные условия представлены в виде ФОБ, СИФ, КАФ и др. Валютой цены в международных контрактах в подавляющем боль-ишнетве согласно сложившейся практике является американский 8 Формулирование ценовых условий в международных контрактах 461 Валютой платежа также в большинстве случаев служит американский доллар, однако возможны и другие варианты В настоящее время все большее значение в этом отношении приобретает евро. Нередки случаи использования в качестве валюты платежа национальных валют локальных рынков. Способ фиксации цены предусматривает четыре наиболее распространенных варианта. 1. Твердая цена (fum, fixed price) устанавливается во внешнеторговом контракте в момент его подписания и изменению не подлежит. 2. Подвижная цена (flexible price). оговаривается, что если в моменту испольнения сделки цена на рынке изменится, то должна будет измениться и цена, зафиксированная в контракте; указывается допустимый предел изменения рыночных цен (например, свыше 2%), при превышении которого происходит пересмотр цены; указывается допустимый предел (например, 2—5%), в рамках которого происходит пересмотр цены, определяется источник, по которому определяют изменение цены. 3. Скользящая цена (sliding price), или цена с последующей фикса 100 V М0 Sj где Р1 — окончательная цена; Р0 — начальная, договорная, базисная цена; а — постоянная часть расходов; b — доля расходов на сырье и материалы; С — доля расходов на заработную плату, М{ — средняя арифметическая цена на сырье и материалы за период исполнения контракта; MQ — цена на сырье и материалы в момент подписания контракта; 5, — средняя арифметическая величина расходов на заработную плату за период исполнения конракта; Sb — заработная плата намомент подписания контракта. 4. Цена, фиксируемая в процессе исполнения контракта, напри Золотовалютные оговорки позволяют предусмотреть изменения курса валюты цены и платежа и застраховаться от возможных убытков за счет их привязывания к корзине валют, какой-либо одной относительно стабильной валюте (например, швейцарскому франку) или цене золота (что встречается реже). ■ 462 Глава 19 Система формирования ценовой политики и определения уроаня цеп Контрольные вопросы \ Назовите основные ценообраэующие факторы в мировой торговле. 2 Изобразите дерево ценовых целей в международном маркетинге 3 Определите основные этапы формирования ценовой политики и уровня цены в международном маркетинге 4 В чем заключается эффект ценового каннибализма в международном маркетинге и как его избежать? 5 Эскалация экспортной цены может происходить в виде повышения экспортной цены по сравнению с ценой на рынке экспортера или с ценой на рынке импортера?
6. Что такое ценовой, неценовой и валютный демпинг7 В чем преимущества неценового демпинга? 7. Как рассчитываются внешнеторговые цены при подготовке к международным торговым переговорам? 8. Как формулируются ценовые условия во внешнеторговых контрактах? Глава 20 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ /. Затратные методы ценообразования в международном маркетинге • 2 Международные методы ценообразования с ориентацией на спрос • 3. Методы ценообразования с ориентацией на международную конкуренцию • 4. Маркетинговая система ценообразования в мировой торговле • 5, Маркетинговые стратегии це-нообразования на новую продукцию • 6. Методы ценообразования но основе расчета цен параметрических рядов товаров и товарных групп • 7. Международная стратегия дифференцированных, постоянных и единых цен • 8. Стратегии психологического ценообразования в международном маркетинге 1. Затратные методы ценообразования в международном маркетинге При определении ценовой политики в международном маркетинге и расчете экспортной/импортной цены специалисты-маркетологи пользуются различными методами и подходами, которые применяются не отдельно, а в сочетании и наложении один на другой в целях исключения ошибки и для получения наиболее рентабельной для фирмы и приемлемой для потребителя эффективной цены Рассмотрим подробно каждую группу методов и стратегий ценообразования в международном маркетинге. Затратные методы предполагают расчет экспортной цены на товары и услуги с ориентацией на уровень издержек или себестоимости. В свою очередь данная группа методов подразделяется на пять основных подгрупп. Затратные методы ценообразования в международном маркетинге • Метод издержки плюс (costplus) • Метод определения цены на основе предельных затрат • Метод определения цены на уровне технической цены • Метод наценки — скидки (mark up — mark down) • Метод целевого ценообразования 464 Глава 20 Основные методы ценообразования и ценовые страты ни Метод издержки плюс (costplus). Данный метод предполагает расчет цены продажи путем прибавления к цене производства и цене закупки и хранения материалов и сырья специально определенной добавочной величины (добавленной цены) — прибыли Расчет цены по методу «издержки плюс» ведется по следующей схеме Цена Переменные издержки + Постоянные издержки Этот метод ценообразования активно применяется международными компаниями при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей Однако его недостаток — сложность нахождения соответствующего уровня добавочной суммы, так как нет точного способа или стандартной формы ее расчета Дело в том,что этот уровень меняется в зависимости от вида отрасли, времени и состояния конкурентной борьбы Кроме того, уровень добавленной суммы превышения над себестоимостью товара или услуги, приемлемый для продавца, может быть не принят покупателем целевого сегмента зарубежного рынка Именно в этом на практике и заключается самое уязвимое звено данного метода ценообразования. Понятие «издержки» тоже бывает трудно определить, так как в действительности существует множество его толкований. Тем более что с изменением объемов производства и продаж не происходит однотипного, в прямой зависимости, изменения величины издержек (общеизвестная кривая затрат). Обычно под издержками понимаются совокупные затраты, включающие постоянные и переменные составляющие. Издержки также могут рассчитываться на определенную единицу продукции, и тогда находят средние издержки, состоящие из средних затрат — постоянных и переменных Кроме того, рассчитывают предельные издержки, позволяющие определить возможности, пределы изменений издержек на единицу продукции по отношению к увеличению объема производства и продаж. В отраслях с высоким уровнем постоянных издержек (например, в обрабатывающей промъщхленности) активно действует механизм повышения эффективности и рентабельности за счет роста масштабов производства, когда средняя цена производства, средняя себестоимость имеют тенденцию к снижению по мере увеличения масштабов производства и сбыт.а выпускаемой продукции Однако этот процесс наблюдается до определенного уровня, после которого дальнейшее увеличение масштабов производства влечет за собой увеличение цены производства, поскольку увеличиваются расходы из группы перемен- I Затратные методы ценообразования в международном маркетинге 465 ных издержек транспортные, управленческие, расходы на упаковку и др Поэтому маркетологи, работающие на мировом рынке, предпочитают сразу устанавливать первоначальную цену на выпускаемый на зарубежный рынок товар на относительно высоком уровне, с тем чтобы быстрее окупить расходы, затраченные на стадии разработки и внедрения товара'на рынок, когда объемы его продаж еще относительно невелики Однако по мере увеличения объемов продаж в обрабатывающей промышленности яозрастают капиталовложения в оборудование, поэтому высококонкурентные компании наряду со снижением цены производства и цены продаж на соответствующую величину в связи с действием механизма преимуществ широкомасштабного производства активизируют усилия по оптимизации каналов сбыта, чтобы свести к минимуму потери при организации за рубежом массовых продаж Кроме того, предприниматели работают над решением задачи повышения эффективности использования самого метода «издержки плюс» Например, японская компания Sony при расчете цены на «вок-маны» на основании вышеуказанного метода первоначально использовала методологию «постепенного нагромождения», те оценивала стоимость товара по состаачяющим, а именно, стоимость каждой детали, включенной в данную готовую продукцию, расходы на производство готовой продукции по этапам производственного цикла, расходы на управление в разбивке по функциями т д, а также расчетную прибыль, в то же время планируя уровень цены на весь период продажи товара на мировом рынке. При этом установленную в плановом порядке цену в дальнейшем фактически нельзя было изменить, так как продуценты деталей и узлов, из которых изготаачивалась готовая продукция, и продуцент готовой продукции уже согласовали уровень этой цены на весь плановый период ее продажи Однако практика, в частности развитие конкурентной ситуации на зарубежных рынках, требовала в дальнейшем снижения цены, что нарушало плановые показатели расчета цены, прибыльности и финансовой эффективности Для преодоления этого фирма Sony при планировании цены стала заранее определять прогнозную оценку снижения издержек производства и себестоимости выпускаемых вокманов и минимальный предел этих издержек с учетом эффекта кумулятивной кривой издержек производства при его дальнейшем увеличении, после чего калькулировалась первоначальная цена на выпускаемый на рынок товар. Такой подход позволяет разработчикам товара определять уровень его себестоимости с учетом достижения массовости производства и сбыта в относительно короткий период Это, в свою очередь, 466 Глана 2D. Основные методы ценообразования и ценопыс стратегии подсказы вало,что низкой себестоимости невозможно добиться без широкого внедрения в производство промышленных роботов. Данная политика также решала извечную проблему первичности «яйца и курицы»: «Нельзя продать, так как высокая цена» или «Высокая цена, потому что продать нельзя». В результате подобного обратного подсчета первоначальной цены от прогнозируемого более низкого уровня ее в связи с дальнейшим расширением масштабов производства, а также усилением акцента в международной маркетинговой стратегии на высокий имидж фирмы и выпускаемой ею продукции, проведением политики концентрации производства в Японии и объединением функций разработки и проектирования товара, его производства и продаж с функцией планирования позволило фирме Sony значительно увеличить экспорт «вокма-нов» в США, страны Европы и Юго-Восточной Азии в 2,7 раза всего лишь за три года (с 1984 по 1987 г.) Это привело к увеличению рыночной доли Sony на рынке «вокма-нов» США с 15-20% в 1985 г. до 45% в 1988 г. и более 50% в 1990 г. Однако не все фирмы могут выдержать международную конкуренцию, используя такой метод определения экспортной цены. Это под силу только передовым компаниям, способным иметь крайне низкие издержки производства и сбыта. Большинство же компаний,.выходя на зарубежные рынки, стремятся минимизировать уровнь экспортной цены и в связи с этим вынуждены не только отказаться от включения в цену возможных прибылей, но и идти на прямые убытки, не учитывая при определении цены постоянных издержек. Метод ценообразования на основе предельных затрат. Метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия основных расходов на производство данной продукции (в основном переменных издержек), а не путем подсчета совокупных издержек, включаювдих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки, таким образом, значительно ниже средних и обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных (переменных) затрат: I ГСу^*""* *****■_. ■ *■I."••,-• 1 • ^вРс*?С1|.ные издеРжки
, является наиболеетжштаым «широко растгространен^
определения экспортных цен. по цене* рас^читая^оЯ по татсому методу, может Йедующих сдучажсТ&койметод ценообразования ь ШяШ#щш<№веи:< котдане наблодае-гся роет продаж: и своейКельйподаер^свл, сохранить объем сбыта наш- ]. Затратные методы ценообразования в международном маркетинге 467 ределенном уровне. Кроме того, подобная политика ценообразования эффективна при активном проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда можно ожидать значительного увеличения объемов продаж данного товара в результате предложения его по низким ценам. Такая форма ценообразования также дает хорошие результаты в случае, когда продажа по низким ценам не обязательно нового товара или услуг может привести к активному расширению его сбыта, что может дать, несмотря на его низкую цену, достаточную прибыль за счет массовости сбыта. Возможные убытки покрываются компанией за счет продажи на других рынках (например, данный товар на внутреннем рынке продается по завышенным ценам), продажидругихтоваров, использования различного рода льгот и преференций со стороны государства (прямое субсидирование экспорта запрещено, но государство может ослабить налоговое бремя в отношении таких компаний, предоставлять услуги по кредитованию и страхованию экспорта на льготных условиях и т.д.)- Однако данная методика ценообразования имеет свои недостатки: 1) при неумелом ее использовании фирме грозит убыточная ситуация; 2) определение цены происходит односторонне: ее определяют поставщики товара и при этом недоучитываются требования рынка и состояние конкурентной борьбы; 3) даже при тщательной калькуляции цены и обеспечений ею прибыльности финансовой деятельности фирмы может сложиться пагубное положение, когда покупатель, несмотря на низкий уровень цен, на практике отказывается приобретать данный товар. Определяя цену по указанному методу, чрезвычайно важно: • установить ее на уровне, способном обеспечивать определенную величину прибыльности операций фирмы, т.е. хотя бы чуть выше предельных затрат (приблизить к технической цене); • добиться умелого сочетания целевой прибылях созданием условий для принятия данной цены зарубежным целевым рынком.. Поэтому маркетблоги, если позволяет ситуация, при калькуляции цены предпочитают пользоваться не методом предельных затрат, а методом определения иены на уровне технической цены и методом mark up: Техническая цена I Постоянные издержки] + Переменные издержки -;'" = Метод рпределения цены на основе технической цены предполагает покрытие полных издержек на производство данного товара, что хотя и не дает прибыли,. но оказывается-не таким болезненным фактором для финансов компании. Такой Метод весьма активно распростра- 468 Глава 20. Основные методы ценообразования и ценовые стратегии __________ нен в экспортном ценообразовании, поскольку позволяет минимизировать первоначальную экспортную цену, создавая основу для ее конкурентоспособности на зарубежных рынках, несмотря на эффект последующей эскалации. Метод наценки - скидки (mark up — mark down). Данный метод предполагает подсчет цены продажи путем умножения деньг производства и цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости, или коэффициент mark up: Цена Себестоимость (1 -I- повышательный коэффициент) Этот коэффициент добавочной стоимости рассчитывается путем деления общей суммы прибыли от продаж на себестоимость (условно говоря, цену продажи без надбавки). Также возможен расчет данного* коэффициента путем деления общей суммы прибыли от продаж на цену продажи, т.е. может быть одна и та же величина добавочной стоимости (надбавки), однако коэффициенты могут отличаться в зависимости от варианта расчета, так как цена продажи уже сама будет включать эту добавочную стоимость (надбавку). Указанные два подхода к определению коэффициента добавочной стоимости необходимы для того, чтобы отразить позицию продавцов, сотрудников, ответственных за сбыт (при делении общей суммы прибыли от продаж на цену продажи), и позицию сотрудников, ответственных за закупки материалов и сырья и за производство (приделении общей суммы прибыли от продаж на себестоимость). В международной практике часто встречается ситуация, когда импортер требует от экспортера осуществить снижение цены на определенное количество процентов. В этом случае, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко, без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен, т.е. использовать метод скидок (mark down). х.;■:;;, В отличие от этого, если исходить из позиции лиц, ответственных за производство, материально-техническое снабжение и управление складскими запасами, то становится важным определить, какую по величине прибыль принесет сам товар, т.е. какой процент от средств, влаженнъос в его производство и закупки материалов и сырья, будет к себестоимости самого товара в качестве прибыли. греть, коэффидиента повышения цены рассчитывают по k-ттШттшщ $ЦШ *щ щ&>т -*- ■■. ■■ ■■■.. л 1, Затратные методы ценообразования в международном маркетинге 469 Ms = ------- :Мс = С+М S-M где S — цена продажи; С— себестоимость; М — маржа (торговая надбавка, величина торговой прибыли); Мс — коэффициент добавочной цены по отношению к себестоимости, %; Му- коэффициент добавочной цены но отношению к цене продажи, %. Отношение между Ms и Мс можно выразить следующими формулами: Мс Ms = 100 + Мс
Ms 100 - Ms
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |