Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипносуггестивная психотерапия




Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия - группа психотерапевтических направлений, связанных между собой сходством теоретических воззрений и технических приёмов психотерапии.

Поведенческий подход восходит к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера. В основе поведенческой терапии лежат принципы теории научения. Болезненный симптом рассматривается как набор «патологических рефлексов», то есть как «неправильная» реакция организма на стимул извне. При этом целью психотерапии является коррекция этих неправильных реакций, замена патологических рефлексов на адаптивные, что приводит к устранению дискомфорта.

Когнитивный подход восходит к работам А. Бека. Этот подход базируется на представлении о том, что главную роль в нашей жизни играет мышление. Мы – это наши мысли, а содержание этих мыслей определяет наши эмоции и поведение. Болезнь рассматривается как результат «сбоев» в нашем мышлении, как последствие неправильных представлений о себе или ситуации. Цели и задачи психотерапии ориентированы на коррекцию мышления, что приводит к устранению негативных эмоций и неправильного поведения.

Когнитивно-поведенческий подход объединяет в себе методы когнитивного и поведенческого подхода, и по данным разных исследований является эффективным методом лечения депрессий, тревожно-фобических расстройств и нарушений сна.

Феномен гипноза был известен веками. Например, исцеление с помощью молитвы, с помощь возложения рук священнослужителями или царскими особами, имеет гипнотическую природу. Гипнотические состояния знакомы каждому человеку, ибо каждый испытывает их неоднократно в течение дня. Так, например, случалось ли Вам, во время поездки в метро глубоко задуматься, так что Вы постепенно перестали замечать то, что происходит вокруг Вас, а полностью погрузились в свои мысли, и, возможно, даже проехали нужную Вам остановку? А занимались ли вы аутогенной тренировкой? Это и есть те особые состояния сознание, одним из названий которых является гипноз.

Термин «hypnos» был впервые предложен для обозначения данного понятия только в 1843 году шотландским врачом Джеймсом Бредом, и в переводе с греческого означает «сон». Однако, это не сон. Это особое состояние сознания, промежуточное между сном и бодрствованием, характеризующееся резкой фокусировкой на содержании внушения.

Впервые феномен гипноза был описан Францем Антоном Мейсмером, которые объяснял явления, происходящие в гипнозе - «животным магнетизмом», который он считал аналогом физического магнетизма. И хотя в последующем его взгляды были опровергнуты и установлено, что явления трансового состояния достигаются не благодаря магнетизму, а благодаря силе бессознательного внушения.

Внушение, или суггестия, - это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Применение.

Сам по себе гипноз не является терапией. Он представляет собой вспомогательную технику, которая должна применяться в рамках существующей терапии там, где это благоприятно. Так, врачи различных специальностей могут прибегать к гипнозу для контроля над болью, для облегчения депрессии, тревоги и других психологических расстройств.

Игровая зависимость не лечится медикаментозно, поскольку также, как психопатия, находится в области подсознательного.

Однако, также как и психопатия, игромания, безусловно, очень хорошо лечится при помощи психотерапии.

При этом желательное лечение пациентов в состоянии измененного сознания средней степени.

Лучше всего зарекомендовал тут комплексный подход.

Стратегия лечения может быть строго индивидуальна, но нужно использовать тот арсенал, которым владеет психотерапевт.

Чаще всего как показывает опыт, можно применить такую терапию в состоянии транса:

1. Терапевтическое рассказывание историй, направленных на то, что игра ведет к неудачам: проигрышам, потере денег, социального статуса, жизни.

2. Применяя глубокий транс, давать императивные установки, направленные на отвращение к игре. При этом, возможно, связывать игру с негативными различными проявлениями постгипнотических феноменов.

3. Последний этап изменение личности, направленной на избавление от фобии.

В психотерапии разработан процесс изменения личности, для прекращения нежелательного поведения путем предоставления лучших вариантов поведения.

Психотерапия хорошо работает тогда, когда в пациенте существует часть личности, заставляющая игрока вести себя таким способом, который бы ему не нравился.

Тут есть несколько этапов.

 

1 шаг. Определите поведение или реакцию, подлежащую изменению.

Эта часть личности обычно высказывается в форме:

«Я же хочу сделать, но что-то меня останавливает» или «Я не хочу делать это, но, в конце концов, я все-таки делаю».

Если вы работаете с пациентом, то вам нет необходимости знать действительное проблемное поведение человека.

Но сама терапия не оказывает влияние на то, что представляет собой это поведение.

Терапия вполне может быть проведена без знания содержания поведения.

Уделите минутку, чтобы выразить оценку тому, что эта часть личности делает для человека, с которым вы работаете. И убедитесь в том, что пациент не собирается отказываться от нее.

Это может оказаться трудным, если проблемное поведение является очень неприятным.

 

2 шаг. Установите связь с частью личности клиента, ответственной за проблемное поведение.

Обратите внимание человека внутрь себя и спросите его: «Хочет ли часть личности, ответственной за проблемное поведение общаться со мной на уровне сознания?».

Делайте всю терапию в состоянии глубокого гипноза.

Создайте четкий раппорт, и дайте человеку возможности говорить при этом.

Пусть он все вопросы, обращенные к его частям личности, повторяет вслух, и пусть при этом задает эти вопросы своему подсознанию.

Именно тогда эта терапия сработает.

Заметьте, какую реакцию вы получите.

Будьте внимательны ко всем ощущениям: визуальным, аудиальным и кинестетическим пациента.

Обратите внимание клиента на все его модальности. Пусть он более полно слышит, чувствует, можете перегрузить его сознание дать ему установку открыть глаза.

Не забудьте удерживать раппорт.

Вы можете перегрузить сознание и при помощи своих установок.

После этого повторите последний вопрос к подсознанию клиента:

«Хочет ли часть личности, ответственной за проблемное поведение общаться со мной на уровне сознания?».

После этого желательно, чтобы вы смоделировали возможные реакции пациента.

Дайте ему возможные сигналы для идентификации связи с подсознанием.

Пройдитесь по модальностям и углубите транс.

После этого дайте человеку следующую установку:

«Не угадывайте с получением сигнала от подсознания. Ваше подсознание готово к сотрудничеству. И вы сейчас неизбежно получите определенный сигнал».

Часто это какое-либо незначительное ощущение. Сможете ли вы сознательно и точно воспроизвести этот сигнал? Если сможете, то снова обратитесь внутрь себя.

И снова задайте этот же вопрос: «хочет ли часть личности, которую я хочу изменить установить со мной контакт на уровне сознания?».

Добейтесь того, чтобы клиент повторил этот вопрос вслух несколько раз.

Повторяйте тот же вопрос, пока не получите сигнал который вы сможете контролировать по своей воле.

Сигнал может быть любым - движение руки, вздох, и т.д.

 

Эта техника в отличие от других базовых техник работает только для людей, интеллектуальный уровень которых выше среднего. Об этом необходимо знать.

Вернемся к реакциям, возникающим при выражении конфликтующих частей личности. Явными примерами этого могут быть: покачивание головой, изменение мимики и тона голоса. Когда возникает конфликт интересов, всегда появляется какой-либо непроизвольный сигнал, и чаще всего он бывает очень слабым и вам следует быть наготове. Этот сигнал как «нет» в предложении «Да, но нет»...

 

Теперь вам необходимо превратить этот ответ в сигнал «Да» или «Нет».

 

Попросите часть личности пациента, ответственную за проблемное поведение, повысить интенсивность сигнала, если ответ «Да», и ослабить, если этот ответ «Нет».

Просто усильте сигнал.

Попросите воспроизвести пациента оба сигнала один за другим, чтобы отчетливо их различать.

 

3 шаг. Отделите позитивное намерение от поведения.

 

Дальнейшие комментарии будут относиться к работе с подсознанием пациента.

Поблагодарите часть личности пациента, ответственную за проблемное поведение, за сотрудничество.

Спросите, хочет ли она дать вам понять то, что она пытается сделать. Если ответ будет: «Да», то вы узнаете о намерении, и оно может оказаться сюрпризом для сознания пациента.

Поблагодарите эту часть личности пациента за информацию, и за то, что она делает для вас.

Попросите подумать эту часть личности о том, хотите ли вы иметь на самом деле часть личности, которая бы делала бы это.

Однако вам нет необходимости знать о намерении.

Если ответ на ваш вопрос будет: «Нет», вы можете подыскать условия, при которых эта часть захотела бы сообщить вам о том, чего пытается достигнуть.

Как бы то ни было, предположите добрые намерения с ее стороны.

Это не значит, что вам нравится это поведение, просто вы предполагаете, что у этой части есть некоторая цель, которая может быть полезна для вас при определенных условиях.

Спросите подсознание:

«Если бы тебе предоставили способы, которые дали бы тебе возможность осуществить это намерение не менее эффективно, чем, так как ты делаешь это сейчас, то не захотел ли бы ты попробовать эти способы?»

В этот момент ответ: «Нет» будет означать, что сигналы борются друг с другом. Ни одна разумная часть личности не смогла бы отвернуться от такого предложения.

4 шаг. Попросите творческую часть личности пациента выработать новые способы достижения той же самой цели.

Произнесите следующее тому человеку, с которым вы работаете:

«В вашей жизни бывали моменты, когда вы находились в творческом и ресурсном состоянии. Попросите часть, с которой вы работаете, сообщить свои намерения вашей творческой, ресурсной части. Тогда творческая часть сможет найти новые пути осуществления тех же намерений, часть из них будут удачными, другие - не очень. О некоторых из них вы будете знать, но не имеет значение, если другие способны не будут доступны вашему сознанию. Попросите часть вашей личности, ответственную за проблемное поведение выбрать лишь те из них, которые она считает такими же удачными или более эффективными, чем первоначальное поведение, они должны быть более доступными. Попросите ее отвечать: «да» всякий раз, когда она будет получать новый выбор Вы должны получить три сигнала «Да». Когда закончите, поблагодарите свою творческую часть личности".

Следите за сигналами клиента.

Если нужно провоцируйте подсознание на подачу сигналов.

5 шаг.

Произнесите следующее тому человеку, с которым вы работаете:

«Спросите часть подсознания, ответственную за проблемное поведение, согласна ли она воспользоваться новыми выборами взамен старого поведения в течение нескольких следующих недель».

Это - присоединение к будущему, мысленная репетиция нового поведения в будущих ситуациях.

Можете обыграть это при помощи терапевтической истории.

Если до сих пор все было нормально, то никакие причины не будут препятствовать вам получить сигнал «Да».

Если вы получите все же ответ «Нет» заверьте часть, отвечающую за проблемное поведение в том, что она сможет продолжать старый стиль поведения, но вы хотели бы, чтобы она попробовала сначала какой-либо новый выбор. Если и здесь вы получите «нет», вы можете терапевтически изменить возражающую часть, пройдя с ней через все шесть шагов сначала.

6 шаг. Экологическая проверка.

Вам необходимо знать, существуют ли другие части, которые могли бы возражать против ваших новых выборов.

Спросите про это, и произнесите следующее тому человеку, с которым вы работаете:

«Есть ли такие части, которые возражают против какого-нибудь из моих новых выборов?».

Будьте внимательны к любому сигналу.

Тщательно разберитесь с каждым из них. Когда появится какой-то сигнал, попросите эту часть усилить этот сигнал, если она на самом деле возражает.

Убедитесь в том, что новые выборы встретили одобрение всех заинтересованных частей, в противном случае они будут противостоять вашему выбору.

Если возникнут возражения, вы можете выбрать одно из следующих решений: либо вернуться к шагу 2 и изменить возражающую часть личности, либо попросить творческую часть проконсультироваться с возражающей частью и выработать дополнительно новые выборы. Убедитесь, что новые выборы также прошли проверку на любое возражение.

Это техника терапии личностного развития. Он имеет непосредственное отношение к нескольким психологическим явлениям.

Идея о том, что каким бы странным и причудливым не казалось бы поведение, оно всегда служит цели, полезной на некоторых уровнях: как правило, эта цель находится глубоко в подсознании.

Нет никакого смысла делать, то, что полностью противоречит нашим интересам. Всегда существует некая выгода, и смесь наших мотивов и эмоций редко оказывается гармоничной.

Важен транс. Человек, проходящий психотерапию, будет находиться в легком трансе, когда внимание направлено внутрь себя. Психотерапия использует умение проводить переговоры между частями одной личности. Проведя такую терапию на протяжении нескольких сеансов, мне всегда удавалось полностью избавить человека от игровой фобии.

Сложности смогут возникать лишь в двух случаях - когда психотерапевт недостаточно квалифицирован, и не может погрузить клиента в транс. Либо же когда пациент сам не желает лечиться. И в том и в другом случае полезен наркогипноз.

В случае обнаружения зависимости необходимо обращаться к квалифицированным специалистам. Ими разработаны различные программы лечения зависимостей.

Обобщенная схема лечения зависимостей

На первом этапе лечения игровой зависимости необходима четкая определенность со стороны всех заинтересованных лиц (близких, родственников, друзей) относительно того, что игровая зависимость – это болезнь. Больной человек нуждается в период выздоровления в определенных ограничениях, в данном случае, прежде всего финансовых (не давать, не одалживать денег, не выплачивать долги, не провоцировать легкомысленным отношением к деньгам и ценностям).

На втором этапе лечения игровой зависимости наступает черед формирования контракта между самим зависимым и специалистами, готовыми ему помочь. Со стороны игрока это означает признание того факта, что сам он не способен справиться с этой проблемой.

На третьем этапе лечения игровой зависимости, игрок, под руководством профессионалов прорабатывает свой опыт, осознает и принимает все те разрушительные последствия, к которым привела зависимость, тем самым, укрепляя желание не возвращаться к прошлому.

На четвертом этапе лечения игровой зависимости прорабатываются те проблемы, которые возникли в семье, с друзьями, коллегами в результате игромании. Необходимо также разработать план социальной реабилитации. И в завершении процесса лечения игровой зависимости, на пятом этапе, игрок с помощью специалистов составляет, и сам впоследствии реализует послелечебный план выздоровления, опираясь на собственные, а также все возможные внешние ресурсы.

При создании конкретных психотерапевтических стратегий обычно психотерапевты исходят из того, что патологические игроки имеют высокий уровень психической активности, низкий уровень контроля над импульсами, неустойчивость к отрицательным эмоциям и периодическую потребность в эмоциональной разрядке. При этом в игровой ситуации они в течение длительного времени не способны контролировать игровой импульс. В немалой степени этому способствует набор неадекватных по отношению к азартным играм понятий и убеждений, сформированный в течение жизненного опыта. Анализ особенностей поведения и переживаний пациентов позволил нам прийти к выводу, что контроль над игровым импульсом теряется когда:

• на подсознательном уровне (автоматических мыслей и представлений) решение играть уже принято;

• импульс к игре представляется игроку как доступный контролю, о чем свидетельствуют высказывания «если мне это действительно не надо, то я не буду играть», "на холодный рассудок проиграть" и цель игры рациональна, например, — «чтобы решить финансовые проблемы»;

• подавляются эмоции, которые для «Я» игрока могли бы свидетельствовать о наличии азартного желания Способы подавления различны: отвлечение, нагрузка или бессознательное вытеснение.

Таким образом, создаются условия для возникновения ситуации, когда пациент совершенно беззащитен для импульса, возникающего внезапно как взрыв, при определенных ситуациях (чаще всего — это наличие денег и свободного времени).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.