Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное правовое регулирование




 

Право на свободу экономической деятельности, установленное ч. 1 ст. 34 Конституция РФ, предполагает самостоятельный в рамках закона выбор форм и способов осуществления экономической деятельность каждым хозяйствующим субъектом. Каждый субъект стремиться увеличить свою прибыль от экономической деятельности. При этом в реальной экономической деятельности основным инструментом увеличения прибыли является снижение издержек хозяйствующего субъекта, связанных с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Издержки хозяйствующего субъекта имеют различное содержание. Они являются расходами частного характера (уплата налогов и сборов, оплата труда работников, приобретение сырья для изготовления продукции, уплата вознаграждения перевозчику товаров, аренда недвижимости с целью осуществления производственной или торговой деятельности, расходы на обслуживание оборудования и иные затраты, необходимые для непосредственного осуществления хозяйственной деятельности). В отличие от бюджетных (государственных) расходов[44], хозяйствующий субъект как правило имеет реальную возможность сократить затраты (уменьшить размер заработной платы не ниже установленного государством минимума, подыскать другое помещение для офиса с меньшей суммой арендной платы, найти возможность реализации продукции без ее перевозки на значительные расстояния и принять иные подобные меры). Снижение издержек, как правило, приводит к увеличению размера прибыли. Это обусловлено тем, что часть дохода, направляемая ранее на затраты по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), высвобождается и может быть распределена между собственниками хозяйствующего субъекта (акционерами, участниками, вкладчиками) либо использована иным законным образом с целью увеличения активов (например, на пополнение суммы вклада в банке, приобретение высокодоходных ценных бумаг, выдачу займов или кредитов с получением процентов).

Экономической наукой установлен объективный закон[45], согласно которому снижение издержек хозяйствующим субъектом не может быть бесконечным. Снижение возможно лишь до определенного предела. Он определяется конкурентоспособностью товаров (работ, услуг). Это означает, что снизив издержки больше этого предела, хозяйствующий субъект произведет некачественный либо не пользующийся спросом товар (выполнит некачественную или невостребованную работу, окажет низкокачественную услугу). В этом случае хозяйствующий субъект не сможет конкурировать с другими, предлагающими более качественные товары, работы, услуги. Спрос на его продукцию существенно сократиться или исчезнет, что приведет к последствиям, имеющим правовое значение – невозможности выплаты заработной платы работникам, уплаты налогов и сборов, оплаты аренды помещений. В первом случае хозяйствующий субъект как работодатель может быть понужден к выплате всей суммы заработной платы со взысканием административного штрафа, во втором – с него, как с налогоплательщика, может быть взыскана недоимка по налогам и взысканы штраф и пеня, в третьем – с него, как с арендатора, могут быть взыскана сумма арендной платы за весь период, а также сумма убытков, причиненных арендодателю неуплатой. Кроме того, если выяснится невозможность хозяйствующего субъекта удовлетворять требования его кредиторов, то на основании их заявления арбитражный суд может возбудить производство по делу о банкротстве и ввести соответствующую процедуру банкротства – наблюдение, затем – финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство (реализация имущества на публичных торгах). Банкротство завершается ликвидацией хозяйствующего субъекта. Таким образом, снижение издержек ниже экономически значимого минимума несет для любого хозяйствующего субъекта юридические риски.

Зная экономический закон ограничения снижения издержек, хозяйствующие субъекты стремятся повысить прибыть иным образом. Экономика рыночного типа позволяет увеличить объем реализации товаров, работ, услуг, то есть повысить присутствие хозяйствующего субъекта на соответствующих рынках товаров, работ или услуг [46]. В этом случае субъект увеличивает долю своего участия на рынке товаров, работ или услуг и это приводит к повышению прибыли. Такое экстенсивное развитие хозяйствующего субъекта также не может длиться постоянно. В результате хозяйствующий субъект полностью охватит своим влиянием соответствующий рынок товаров, работ или услуг. Это приведет к тому, что у потребителя соответствующего товара не будет выбора ни по цене, ни по качеству. Все иные существующие производители будут вытеснены с товарного рынка одним субъектом, а появление новых будет затруднено. Потребитель в этом случае вынужден приобретать товары по ценам (тарифам), указанным этим единственным хозяйствующим субъектом. Кроме того, у потребителя в этом случае не будет выбора качества товара, поскольку на товарном рынке присутствуют только товары одного производителя. Такая ситуация, сложившаяся на конкретном рынке товаров, работ или услуг именуется монополией (от лат. mono-polium – единоличное право на продажу). Монополия обусловлена отсутствием конкуренции на рынке товаров, работ услуг. Такое положение имеет деструктивные последствия для национальной экономики: инфляция, слабый экономический рост, сложности диверсификации капитала, слабое развитие инфраструктуры. В связи с этим, одним из направлений публично-правового регулирования хозяйственной деятельности является защита конкуренции.

Конституция РФ в ч. 1 ст. 8 устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Основным специальным актом законодательства в сфере противодействия монополизму является Федеральный закон «О защите конкуренции». Примечательно, что именно в данном федеральном законе содержится определение понятия «хозяйствующий субъект» – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход. Кроме того в федеральном законе содержатся определения понятий «конкуренция» и «недобросовестная конкуренция. В частности, конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. То есть конкуренция – это деловая среда, при которой ни один из субъектов не может определять условия на товарном рынке (устанавливать единую цену товаров, единое качество, одинаковый ассортимент, принимать решения вместо других субъектов, создавать любые препятствия, не позволяющие им вести свою деятельность). Конкуренция – состояние рынка при котором все субъекты действуют добросовестно (то есть стремятся повысить свою прибыль, не нарушая права и не ущемляя законные интересы других лиц). В противном случае на товарном рынке наблюдается недобросовестная конкуренция. Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям[47], требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В большинстве случаев риск недобросовестной конкуренции возрастает, если на товарном рынке присутствует субъект, занимающий доминирующее положение. В ряде случаев доминирующее положение субъекта обусловлено особенностями соответствующего товарного рынка[48]. Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривает, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, в том числе устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок. В связи с этим, устанавливается всеобщий запрет на злоупотребление доминирующим положением. В частности, всем хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещаются действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара[49];

изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

навязывание невыгодных условий договора;

 

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги[50];

создание дискриминационных условий[51];

создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Установление факта недобросовестной конкуренции является основанием для применения к субъекту мер юридической ответственности (административной и уголовной в зависимости от общественной опасности и степени причинения вреда).

В Федеральном законе «О защите конкуренции» содержатся и другие определения понятий, которые необходимы для установления фактов недобросовестной конкуренции и степени причинения вреда в результате такой деятельности. К таким понятиям относятся «монополистическая деятельность», «систематическое осуществление монополистической деятельности», «дискриминационные условия», «признаки ограничения конкуренции», «товар», «товарный рынок», «взаимозаменяемые товары», «координация экономической деятельности», «экономическая концентрация» и другие. В частности, монополистической деятельностью признается злоупотребление хозяйствующим субъектом или группой лиц своим доминирующим положением. Систематическим осуществлением монополистической деятельности является осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное государственным антимонопольным органом более двух раз в течение трех лет. Дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Взаимозаменяемыми товарами признаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Законодатель предусматривает признаки ограничения конкуренции – обстоятельства, свидетельствующие о наличии фактов недобросовестной конкуренции на товарном рынке. Эти правовые признаки позволяют государственному антимонопольному органу – Федеральной антимонопольной службеустанавливать факты недобросовестной конкуренции на товарных рынках. К признакам ограничения конкуренции Федеральный закон «О защите конкуренции» относит:

– сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

– рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

– отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

– определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица;

– иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Сложность антимонопольного регулирования обусловлена разнородностью товарных рынков и хозяйствующих субъектов, присутствующих на них. Антимонопольное правовое регулирование учитывает объективные экономические законы. В частности, существуют товарные рынки, обеспечение конкуренции на которых крайне сложно, а в отдельных случаях – невозможно. В результате формируются монопольные рынки с заранее установленными одним хозяйствующим субъектом ценами и качеством товаров, работ, услуг. Это чаще всего вызвано технологической сложностью определенной деятельности (например, транспортировка нефти посредством сети трубопроводов) или ее нерентабельностью в данный период. Принято говорить о существовании на таких рынках «естественных монополий». Законодатель стремится детально регулировать действия хозяйствующих субъектов, присутствующих на таких рынках. Прежде всего, это важно для обеспечения интересов потребителей (граждан), поскольку значительная доля жизненно необходимых товаров, работ, услуг производится (доставляется, оказывается) субъектами естественных монополий (например, энергоснабжение, железнодорожные пассажирские перевозки). Таким образом, законодательство допускает существование ограниченного количества естественных монополий для обеспечения общего блага, публичных интересов. Однако государства с развитой рыночной экономикой стремятся максимально сокращать количество субъектов естественных монополий и их влияние на жизнедеятельность общества посредством обеспечения конкурентных товарных рынков в этих областях.

Антимонопольное законодательство содержит отдельный акт – Федеральный закон «О естественных монополиях». Он содержит понятия «естественная монополия» и «субъект естественной монополии». В частности, естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Субъект естественной монополии – это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Федеральный закон «О естественных монополиях» предусматривает перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий. Это означает, что в иных, не названных в законе сферах, не могут создаваться субъекты естественных монополий. Сферами деятельности субъектов естественных монополий являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

 

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

– (см. текст в предыдущей редакции)

 

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

– (см. текст в предыдущей редакции)

 

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

– (см. текст в предыдущей редакции)

 

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

– захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

– ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Органами регулирования естественных монополий являются:

Федеральная служба по тарифам (осуществляет функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля в сферах деятельности субъектов естественных монополий);

Федеральная антимонопольная служба (является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий).

Федеральный закон «О естественных монополиях» устанавливает, что органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии).

Ценовое (тарифное) регулирование. Оно является исключением из общего правила о свободном формировании цен. При этом регулирование цен осуществляется именно с целью недопущения ущемления законных интересов потребителей субъектами естественных монополий. Потребители их товаров, работ, услуг не имеют возможности выбора, доступной альтернативы. В связи с этим, в строго определенных случаях закон допускает регулирование цен (тарифов) с целью обеспечения публичных интересов. Правительство РФ утверждает перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством. Сферы государственного регулирования цен (тарифов) совпадают со сферами деятельности субъектов естественных монополий.

Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией. Антимонопольное правовое регулирование имеет целью не только пресечение недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках, но и предотвращение этих рисков, которые могут возникнуть в будущем. Хозяйствующие субъекты в обычных условиях рыночной экономики стремятся увеличить долю своего участия на товарных рынках. Одним из распространенных способов увеличения влияния на товарный рынок является укрупнение бизнеса (в том числе для создания эффекта масштаба, экономии от масштаба[52], когда стоимость единицы продукции уменьшается за счет роста концентрации производства (если это целесообразно в конкретных экономических условиях)). Эффект масштаба может достигаться посредством приобретения уже присутствующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов. В этом случае одним субъектом (намеренным расширить свое присутствие на товарном рынке) приобретаются акции, доли, паи уставного капитала[53] другого хозяйствующего субъекта («сделки по слиянию и поглощению», M&A)[54]. В результате один субъект получает хозяйственное господство над другим субъектом. Таким способом один хозяйствующий субъект может занять доминирующее положение на товарном рынке и даже устранить конкуренцию на нем. Законодательство признает такие действия экономической концентрацией – то есть сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. В связи с этим, Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривает осуществление государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией. Предусматривается порядок согласования сделок по приобретению одним субъектом акций, долей или паев уставного капитала другого хозяйствующего субъекта. В частности, с предварительного согласия антимонопольного органа (Федеральной антимонопольной службы) осуществляются сделки по слиянию коммерческих организаций или по присоединению одной организации к другой, если суммарная стоимость их активов по бухгалтерским балансам превышает десять миллиардов рублей.

Антимонопольные требования к проведению публичных торгов. При проведении публичных торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

– (см. текст в предыдущей редакции)

 

координация организаторами торгов деятельности участников;

– (см. текст в предыдущей редакции)

 

создание участнику торгов условий участия в торгах;

– (см. текст в предыдущей редакции)

 

нарушение порядка определения победителя торгов;

– (см. текст в предыдущей редакции)

 

участие организаторов торгов или работников организаторов торгов в самих торгах.

Государственный антимонопольный контроль за предоставлением государственных или муниципальных конференций. Государственные или муниципальные преференции (преимущества) могут быть предоставлены хозяйствующим субъектам исключительно в целях:

обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

развития образования и науки;

проведения научных исследований;

защиты окружающей среды;

сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

– развития физической культуры и спорта;

обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

производства сельскохозяйственной продукции;

социального обеспечения населения;

– (см. текст в предыдущей редакции)

охраны труда;

охраны здоровья граждан;

поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Предоставление хозяйствующему субъекту государственной или муниципальной преференции (преимущества) позволяет ему направить свободные финансовые и иные ресурсы на непосредственное увеличение прибыли. Другие субъекты, не имеющие преференции, вынуждены осуществлять бóльшие расходы. В связи с этим, на товарном рынке существуют разные по экономическим возможностям субъекты. Федеральный закон «О защите конкуренции» устанавливает основания получения государственных или муниципальных преференций, з

(см. текст в предыдущей редакции)

 

апрещает их использование в иных целях, а также предусматривает контроль в данной сфере, осуществляемый Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, основными направлениями антимонопольного правового регулирования хозяйственной деятельности являются:

– выявление и пресечение недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках;

– антимонопольное ценовое (тарифное) регулирование;

– антимонопольный контроль за «сделками слияния и поглощения»; проведением публичных торгов; предоставлением государственных или муниципальных конференций.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.