Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы таможенного и валютного регулирования хозяйственной деятельности




 

Экономическая деятельность в современном мире имеет трансграничный характер. Хозяйствующие субъекты с целью повышения прибыли стремятся освоить новые товарные рынки, в том числе в зарубежных странах. Для этого необходимо осуществление внешнеэкономической деятельности. Однако в мире сохраняются правовые пределы, ограничения, изъятия (например, таможенные пошлины, правила ввоза и вывоза товаров (импорта и экспорта), валютные ограничения), направленные, прежде всего, на обеспечение безопасности, а также на защиту национальной экономики. В связи с этим, возникает потребность в правилах перемещения товаров через таможенную границу, а также их оплаты. Эти правила принимаются как внутри государства и именуются «национальными» (то есть установленными национальной системой права), так и на международном уровне («наднациональные нормы»).

Российское законодательство устанавливает термин «внешнеторговая деятельность», а также иные термины, необходимые для таможенно-правового регулирования. Согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля товарами – это импорт и (или) экспорт товаров. Импорт товара – это ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе. Экспорт товара – это вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Участники внешнеторговой деятельности – это российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью. На основании Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», регулирование осуществляется посредством применения двух основных методов:

таможенно-тарифного (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);

нетарифного (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера).

Существуют два основных направления публично-правового регулирования отношений по осуществлению внешнеторговой деятельности:

– таможенно-правовое регулирование;

– валютно-правовое регулирование.

Таможенно-правовое регулирование осуществляется на территории Таможенного союза ЕврАзЭС [58]. В Таможенный союз ЕврАзЭС входят Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь. Территории этих государств составляют общую таможенную территорию Таможенного союза. В рамках единой таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС не взимаются таможенные пошлины, налоги, сборы. Это означает, что таможенная пошлина уплачивается при ввозе (импорте) товара на границе Российской Федерации, Республики Казахстан или Республики Беларусь с сопредельными государствами, не входящими в Таможенный союз. Например, при поставке партии компьютеров из КНР в Республику Беларусь таможенная пошлина будет уплачена при пересечении товаром государственной границы КНР и Российской Федерации или границы КНР и Республики Казахстан (в зависимости от избранного сторонами договора способа доставки). В рамках таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС товары перемещаются свободно.

Таможенно-правовое регулирование имеет два уровня:

– наднациональный (международный);

– национальный (внутригосударственный).

Это означает, что правовые нормы в сфере таможенного регулирования могут приниматься на уровне Таможенного союза ЕврАэЭС, а также на уровне государств – членов Таможенного союза (Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь). При этом правовые нормы, принятые на уровне Таможенного союза ЕврАэЭС, имеют приоритет перед национальными, поскольку приняты в соответствии с международным договором, заключенным государствами – членами Таможенного союза ЕврАэЭС.

На уровне Таможенного союза ЕврАэЭС приняты:

– Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза;

– Таможенный кодекс Таможенного союза;

– иные специальные договоры и акты.

Высшим органом Таможенного союза ЕврАзЭС являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств. Стороны таможенного союза учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза[59].

На уровне Российской Федерации принят Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также иные специальные нормативные правовые акты.

Для законного перемещения хозяйствующим субъектом товаров через таможенную границу должна быть применена соответствующая таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Таможенная процедура применяется на основании таможенного декларирования товаров хозяйствующим субъектом. Таможенное декларирование – это заявление таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров (разрешения использовать их). Таможенные органы Российской Федерации (Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы) осуществляют таможенный контроль – совокупность мер, принимаемых в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза. Товаром для целей таможенно-правового регулирования является любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Таким образом, в таможенном регулировании применяется максимально широкий подход к пониманию товара.

Хозяйствующий субъект, намеревающийся ввезти товар на таможенную территорию Таможенного союза ЕврАзЭС (то есть на территорию Российской Федерации, Республики Казахстан или Республики Беларусь), обязан:

во-первых, задекларировать товар (заполнить документ – декларацию);

во-вторых, применить соответствующую таможенную процедуру;

в-третьих, уплатить таможенную пошлину и налоги (таможенные платежи).

1) Декларирование товара осуществляется хозяйствующим субъектом, ввозящим (вывозящим) товар либо его уполномоченным представителем. В зависимости от заявляемой таможенной процедуры применяются следующие виды таможенной декларации:

декларация на товары;

транзитная декларация;

– пассажирская таможенная декларация;

декларация на транспортное средство.

2) Таможенная процедура применяется на основании сведений, указанных хозяйствующим субъектом в таможенной декларации. По выбору хозяйствующего субъекта товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру. В отношении одного товара может применяться одна из следующих таможенных процедур:

выпуск для внутреннего потребления (таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению);

экспорт (таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами);

таможенный транзит (таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза);

таможенный склад (таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока);

переработка на таможенной территории (таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для переработки на таможенной территории Таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки за пределы Таможенного союза);

переработка вне таможенной территории (таможенная процедура, при которой товары вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью их переработки вне территории Таможенного союза с последующим ввозом продуктов переработки на территорию Таможенного союза);

переработка для внутреннего потребления (таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для переработки на таможенной территории Таможенного союза);

временный ввоз (допуск) (таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта);

реэкспорт (таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, вывозятся с этой территории);

временный вывоз (таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории Таможенного союза с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта);

реимпорт (таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза);

беспошлинная торговля ( таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования);

уничтожение (таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем);

отказ в пользу государства (таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена Таможенного союза);

 

свободная таможенная зона [60] ( таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории Свободной экономической зоны или ее части)[61];

свободный склад [62](таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе)[63];

специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая требования и условия пользования и распоряжения отдельными категориями товаров).

3) Уплата таможенной пошлины и налогов (таможенных платежей) осуществляется хозяйствующим субъектом при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таким образом, все таможенные платежи подразделяются на два вида:

– таможенная пошлина;

– налог и сбор («налоговые платежи»).

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС. Исчисление и уплата таможенной пошлины регламентируется Таможенным кодексом Таможенного союза ЕврАзЭС.

Установлено два вида таможенных пошлин:

ввозная таможенная пошлина (при импорте товаров);

вывозная таможенная пошлина (при экспорте товаров).

Механизм определения суммы таможенной пошлины включает в себя следующие этапы:

во-первых, определение объекта обложения таможенной пошлиной, то есть конкретного товара, перемещаемого через таможенную границу;

во-вторых, определение базы обложения, то есть таможенной стоимости товаров [64] и (или) их физической характеристики в натуральном выражении (количества, массы с учетом его первичной упаковки, объема или иной характеристики) – в зависимости от избранного объекта обложения;

в-третьих, определение ставки таможенной пошлины (ставки определяются в зависимости от вида таможенной пошлины – ввозной или вывозной):

– для исчисления ввозныхтаможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)[65];

– для исчисления вывозныхтаможенных пошлин

применяются ставки, установленные законодательством государств – членов Таможенного союза (то есть законодательством Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь);

в-четвертых, применение соответствующей ставки таможенной пошлины к рассчитанной заранее облагаемой базе.

Наиболее сложным этапом расчета суммы таможенной пошлины является определение размера облагаемой базы. Это связано с тем, что необходимо учитывать все свойства объекта обложения, а также правильно определить таможенную стоимость товаров либо правильно выбрать и определить их физическую характеристику в натуральном выражении (количество, массу, объем и иные характеристики, установленные для расчета).

Законодательство предусматривает уплату налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Налог и сбор как таможенные платежи подразделяются на следующие виды:

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

таможенный сбор (обязательный платеж, взимаемый таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных законодательством).

Для исчисления налогов и таможенных сборов применяются ставки, установленные законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру (то есть Российской Федерации, Республики Казахстан или Республики Беларусь). Таможенные пошлины, а также указанные налоги исчисляются плательщиками (хозяйствующими субъектами), как правило, самостоятельно.

 

Валютно-правовое регулирование хозяйственной деятельности. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает определение терминов «валюта Российской Федерации» и «иностранная валюта». Валюта Российской Федерации – это

денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, а также

средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Иностранная валюта – это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;

единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются:

– Правительство Российской Федерации;

– Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Валюта как объект гражданских прав может приобретаться и продаваться хозяйствующими субъектами. Однако Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает обязательное правило – купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.