Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы налогообложения хозяйствующих субъектов




 

Значительная часть отношений, в которые вступают хозяйствующие субъекты, являются налогово-правовыми. Их регламентирует подотрасль финансового права – налоговое право. Эти правовые отношения возникают в связи с исполнением юридическими лицами (организациями) и индивидуальными предпринимателями обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов в бюджет.

Налоговые платежи являются основным источником формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим, уплачивая налог или сбор, хозяйствующий субъект исполняет обязанность, имеющую значение для всего общества. Исполнение обязанностей по исчислению и уплате налогов и сборов, а также по контролю за правильностью, своевременностью и полнотой налогообложения подробно регламентируется публично-правовым законом.

Налоговое законодательствопредусматривает два обязательных платежа, взимаемых с юридических лиц (организаций) и физических лиц (граждан) с целью финансирования деятельности государства и муниципальных образований (городских, сельских и иных поселений). К таким платежам отнесены налог и сбор. Они регламентируются единым актом законодательства – Налоговым кодексом РФ, однако имеют некоторые отличия правовой природы. Традиционно взимание налогов и сборов условно называют общим термином «налогообложение». Но в узком смысле налогообложением является взимание только налогов. Налоги и сборы в своей сущности представляют собой два самостоятельных элемента публичного финансового обложения [66].

Понятие налога. Налог представляет собой публичный фискальный платеж (от лат. fiscus – государственная казна), является средством реализации фискальной функции государства. Это означает, что устанавливая, вводя и взимая налог, государство (муниципальное образование) имеет своей целью формирование доходов для финансирования публичных целей и задач. Доходы (денежные средства) аккумулируются на Едином казначейском счете (ЕКС)[67], открытым в Центральном Банке Российской Федерации (Банке России). Управление ЕКС осуществляет уполномоченный государственный орган – Федеральное казначейство, находящийся в структуре Министерства финансов РФ.

Налог всегда имеет публичную фискальную природу и не может устанавливаться, вводиться и (или) взиматься с целью обеспечения финансовых потребностей конкретных частных субъектов (организаций, отдельных граждан и их ассоциаций). Налог всегда взимается от имени публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и в интересах всего общества для обеспечения «общего блага», публичных интересов. В ст. 8 Налогового кодекса РФ предусматривается определение понятия «налог».

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Принципы взимания налогов в Российской Федерации отражают публично-правовое содержание этих платежей.

Публичная значимость налогообложения. Любой налог взимается вцелях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Плательщики отдают часть своих средств на общие цели – обеспечение безопасности, обороны, социального обеспечения, содержания государственных (муниципальных) органов, учреждений и иных социальных и общественно-значимых объектов и целей.

Всеобщность налогообложения. Установленный Налоговым кодексом РФ налог распространяется в отношении всех субъектов, имеющих соответствующий объект налогообложения (имущество, вещи, доход, прибыль).

Равенство налогообложения. При установлении, введении и взимании налогов не могут предусматриваться специальные условия в отношении каких-либо отдельных субъектов.

Недискриминационный характер налогообложения. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налоги не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных, имущественных и иных признаков. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности организаций, гражданства физических лиц или места происхождения капитала, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив и иных).

Непроизвольность налогообложения. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Законодательная обусловленность налогообложения. Налог всегда установлен федеральным законом. Налоговый кодекс РФ не допускает установление налогов подзаконными актами. Это необходимо для обеспечения определенности налогообложения (каждый вправе знать, какие налоги и в каком размере он обязан уплачивать), обеспечения баланса частных и публичных интересов, экономического обоснования налогов (законодательный процесс направлен на обеспечение учета интересов государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан).

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать платежи, обладающие всеми признаками налогов, но не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Определенность налогообложения. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (плательщики, объект, база, период уплаты, ставка, порядок исчисления, порядок и срок уплаты). Акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

Обязательность налогообложения. Ни один из хозяйствующих субъектов, имеющий объект налогообложения (имущество, вещи, деньги, ценные бумаги и иные признаваемые объекты, являющиеся основанием возникновения налоговой обязанности) не вправе уклоняться от уплаты соответствующего налога. Хозяйствующий субъект не вправе скрывать объекты налогообложения от налоговых органов, необоснованно уменьшать налоговую базу (стоимость активов, имущества, количество вещей, их характеристики, необходимые для правильного исчисления налога). Уплата налога – всегда обязанность, но не право.

Индивидуальная безвозмездность налогообложения. Субъект, уплативший налог, не вправе требовать от государства (муниципального образования) предоставления какого-либо имущественного или иного эквивалента взамен. Налог уплачивается исключительно в публичных целях.

Денежный характер налогообложения. Не допускается уплата налогав неденежной форме – бартерными операциями, предоставлением преференций и подобных эквивалентов. Фискальная функция налогообложения предопределяет необходимость денежной формы уплаты всех налогов – из этих сумм затем формируется бюджет. Обратная ситуация привела бы к кризису бюджетной системы и экономики, дефициту денежных средств, невозможности финансировать принятые государственные (муниципальные) обязательства.

Принцип толкования закона в пользу налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ устанавливает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Следует назвать иные принципы налогообложения, вытекающие из содержания налогового законодательства.

принцип однократности налогообложения означает, чтоодин и тот же объект не может облагаться налогом дважды за определенный период времени (налоговый период);

– принцип справедливости налогообложения означает, чтопри установлении и введении налогов должна учитываться экономическая возможность обязанных лиц уплачивать эти налоги и сборы; законом предусматриваются основания предоставления налоговых льгот, отсрочки и рассрочки уплаты налогов и сборов.

Понятие и признаки налога были разработаны до принятия первой части Налогового кодекса РФ в 1998 году. Впервые они были систематизированы и определены в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. Таким образом, законодательство успешно заимствовало основные подходы к налогообложению, выработанные судебной практикой в процессе толкования Конституции РФ.

Понятие и признаки сбора. В отличие от налогов, сборы взимаются с целью возмещения государственных (муниципальных) расходов, возникших в связи с предоставлением заинтересованным лицам услуг, выдачей разрешений (лицензий), совершением иных требуемых действий. Согласно Налоговому кодексу РФ, сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговое законодательство регламентирует взимание сборов. При этом применяются принципы, установленные для налогов. Сбор обладает таким признаком, отличным от налога, как возмездность. Это означает, что лицо, уплатившее сбор и выполнившее все требования законодательства, приобретает право требовать от уполномоченного государственного (муниципального) органа совершения в его пользу юридически значимых действий (например, право требовать выдачи лицензии). Иные признаки сбора аналогичны указанным выше признакам налога.

Примером сборов являются платежи за пользование водными биологическими ресурсами (вылов рыбы, добычу водных растений). При выдаче хозяйствующему субъекту лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности взимается плата – государственная пошлина, большинство правовых признаков которой соответствуют сбору.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации. На нынешней стадии развития экономики и правовой системы все фискальные публичные потребности невозможно обеспечить взиманием только одного налога. Кроме того, этот налог приведет к нарушению основополагающих принципов налогообложения. В связи с этим, законодателем сформирована с истема налогов и сборов.

В юридической науке принято подразделять налоги и сборы на основе двух основных критериев:

– соотношение суммы платежа и облагаемой базы;

– уровень правового регулирования (введения) налога и сбора.

В зависимости от соотношения суммы платежа и облагаемой базы выделяются прямые и косвенные налоги.

Прямым является налог, который исчисляется и уплачивается исходя из налогооблагаемой базы (исходя из стоимости имущества, размера дохода, величины прибыли). Примером является налог на доходы физических лиц. Его объектом является доход физического лица. Налогооблагаемой базой является доход в определенном размере (например, в сумме заработной платы или авторского вознаграждения). Таким образом, фактически сберегаемая сумма дохода равняется сумме всего полученного дохода за определенный период за вычетом исчисленной суммы налога. Налог уплачивается непосредственно с суммы дохода, имеет прямой механизм взимания. Большинство налогов являются прямыми – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, водный налог, земельный налог, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на добычу полезных ископаемых. Прямые налоги более удобны в исчислении и взимании, по сравнению с косвенными.

Косвенным является налог, уплачиваемый не собственником имущества, получателем прибыли (то есть обладателем налоговой базы), а третьим лицом – фактическим носителем налога (потребителем товаров). Наличие косвенных налогов связано с необходимостью регулирования потребления отдельных видов товаров. При этом такое регулирование имеет исключительно экономический характер, но не правовой. Это означает, что потребитель (фактический носитель налога) самостоятельно выбирает объем приобретения соответствующих товаров и соглашается с закономерностью – чем больше потребление, тем выше сумма фактического налогового бремени. Налоговым кодексом РФ установлено два косвенных налога – акциз и налог на добавленную стоимость.

В зависимости от уровня правового регулирования (введения) налога и сбора, их разграничивают на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся только Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (городских и сельских поселений).

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Федеральные налоги и сборы. Налоговый кодекс РФ предусматривает налоги, установление, введение и взимание которых находится в исключительной компетенции Российской Федерации:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – федеральный косвенный налог, взимаемый на всех стадиях производства, передачи, реализации товаров, работ и услуг, при котором сумма уплаченного налога выставляется потребителю (перекладывается) конечным продавцом (исполнителем).

Механизм взимания НДС состоит в следующем:

1) Налоговым кодексом РФ определяются объекты налогообложения – операции по приобретению, передаче, реализации товаров (работ, услуг), плательщики налога, правила определения налоговой базы, ставки налога, правила исчисления и уплаты;

2) хозяйствующие субъекты, производящие или реализующие товары (работы, услуги) уплачивают сумму НДС в бюджет при каждом акте производства или реализации;

3) хозяйствующие субъекты, уплатившие НДС (продавцы, поставщики), выставляют сумму уплаченного налога своему контрагенту (другой стороне сделки) или непосредственно потребителю (покупателю товара). При этом сумма налога указывается в предъявленном счете за поставленные товары отдельной строкой.

Таким образом, итоговая сумма, уплачиваемая потребителем за товар, включает не только стоимость самого товара, но и сумму НДС, уплаченного продавцом. В связи с этим, НДС именуется налогом на потребление.

Примечательно, что российская модель НДС отличается от классической. По смыслу Налогового кодекса РФ, поставщик самостоятельно не определяет сумму добавленной стоимости. Он лишь выставляет покупателю счет, содержащий сумму уплаченного НДС в размере, определенном на основании налогового законодательства. Такой метод распределения налогового бремени именуется «инвойсным» (от англ. invoise – счет). Таким образом, российская модель НДС состоит в простом переложении уплаченной суммы налога на конечного потребителя.

Акцизфедеральный косвенный налог, взимаемый на всех стадиях производства, передачи, реализации подакцизных товаров, при котором сумма уплаченного налога выставляется потребителю (перекладывается) конечным продавцом (исполнителем).

Если НДС является общим косвенным налогом, взимаемым по общему правилу, поскольку Налоговым кодексом РФ не предусмотрено исключений, то акциз является специальным косвенным налогом. Это означает, что акциз взимается только с операций с определенными товарами – подакцизными.

Налоговый кодекс РФ устанавливает исчерпывающий перечень подакцизных товаров:

– этиловый спирт;

– спиртосодержащая продукция[68];

– алкогольная продукция[69];

– табачная продукция;

– автомобили легковые;

– мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

– дизельное топливо;

– моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

– прямогонный бензин[70];

– топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)федеральный прямой налог, взимаемый при получении лицом облагаемого дохода. Особенностью уплаты НДФЛ является возможность участия в этом налоговых агентов. Так, работодатель всегда обязан удержать из суммы дохода, выплачиваемой работнику, сумму подоходного налога (13%) и перечислить ее в бюджет. Доходом признаются поступления, указанные в Налоговом кодексе РФ:

– дивиденды и проценты;

– (см. текст в предыдущей редакции)

страховые выплаты при наступлении страхового случая;

– (см. текст в предыдущей редакции)

доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;

– (см. текст в предыдущей редакции)

доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;(см. текст в предыдущей редакции)

– доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

– вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;

– пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;

– (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы, полученные от использования любых транспортных средств;

– доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной, беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети;

– иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления деятельности в Российской Федерации.

Налог на прибыль организацийфедеральный прямой налог, взимаемый при получении юридическим лицом прибыли (дохода, уменьшенного на сумму признаваемых законом расходов). Налоговый кодекс РФ позволяет организации уменьшить размер дохода, учитываемого для исчисления этого налога, на общую сумму расходов, осуществленных в связи со следующими целями:

– производство и реализация продукции;

– оплата труда работников;

– ремонт основных средств;

– амортизация[71];

– освоение природных ресурсов;

– научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

– имущественное страхование;

– приобретение прав на земельные участки;

– иные расходы организации, признаваемые Налоговым кодексом РФ.

Налог на добычу полезных ископаемыхфедеральный прямой налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями недр [72], исчисляемый исходя из стоимости добытого полезного ископаемого.

Согласно Налоговому кодексу РФ, видами добытого полезного ископаемого, стоимость которого составляет налоговую базу, являются:

горючие сланцы,

уголь,

торф,

углеводородное сырье (в том числе нефть, газ горючий природный, газовый конденсат, попутный газ);

товарные руды [73];

многокомпонентные комплексные руды, сырье редких металлов (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий);

неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии [74];

природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий);

соль природная и чистый хлористый натрий;

подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;

– сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Водный налогфедеральный прямой налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих водопользование, исчисляемый исходя из объема воды, забранного из водного объекта или площади предоставленного водного пространства или количества произведенной электроэнергии с использованием водного объекта.

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами[75]:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира являются организации и физические лица (граждане), получившие разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица (граждане), получившие разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Государственная пошлинаэтосбор, взимаемый с заинтересованных лиц, при их обращении в уполномоченные государственные (муниципальные) органы, к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они:

обращаются за совершением юридически значимых действий;

выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

Региональные налоги и сборы. Налоговый кодекс РФ предусматривает налоги, установление, введение и взимание которых находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:

1) транспортный налог;

2) налог на игорный бизнес;

3) налог на имущество организаций.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты этих налогов. Все иные элементы региональных налогов (налогоплательщики, объекты налогов, облагамая база, налоговый период, порядок исчисления) всегда устанавливаются только Налоговым кодексом РФ.

Транспортный налогэто региональный прямой налог, уплачиваемый лицами, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, объектами обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налог на игорный бизнесэто региональный прямой налог, уплачиваемый организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса [76].

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, объектами обложения налогом на игорный бизнес признаются:

игровой стол;

игровой автомат;

процессинговый центр тотализатора или (см. текст в предыдущей редакции)

 

букмекерской конторы; (см. текст в предыдущей редакции)

 

пункт приема ставок тотализатора или ставок букмекерской конторы[77].

В соответствии с федеральным законом[78], на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны[79]: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область и Краснодарский край. При этом в каждом из указанных субъектов Российской Федерации может располагаться лишь одна игорная зона. Осуществление игорного бизнеса вне пределов установленных игорных зон запрещается.

Налог на имущество организацийэто региональный прямой налог, уплачиваемый организациями, имеющими на балансе в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость этого имущества.

Местные налоги. Налоговый кодекс РФ предусматривает налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (городских и сельских поселений):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все иные элементы региональных налогов (налогоплательщики, объекты налогов, облагамая база, налоговый период, порядок исчисления) всегда устанавливаются только Налоговым кодексом РФ.

Земельный налогэто региональный прямой налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами (гражданами), обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость этих земельных участков, определенная по правилам оценки земель[80].

Налог на имущество физических лицэто региональный прямой налог, уплачиваемый физическими лицами (гражданами), являющимися собственниками имущества, признаваемого законом объектом налогообложения.

Данный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ, но подробно регламентируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц». Объектами налога признаются следующие виды недвижимого имущества:

жилой дом;

квартира;

комната; дача;

гараж;

иное строение, помещение и сооружение;

доля в праве общей собственности на указанное имущество.

Правовое регулирование всех перечисленных выше налогов составляет общий налоговый режим в Российской Федерации. Однако законодательство предусматривает возможность применения хозяйствующими субъектами специальных налоговых режимов. Они регламентируются Налоговым кодексом РФ. Закон предусматривает, что в случае применения одного из специальных режимов субъектом отдельные налоги, составляющие общий налоговый режим, не взимаются. Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность применения хозяйствующими субъектами следующих специальных налоговых режимов:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

патентная система налогообложения.

Налоги являются источниками формирования бюджета, составляют налоговые доходы. Однако необходимо учитывать, что не существует прямой связи между видом налога (федеральным, региональным или местным) и уровнем бюджета, в который зачисляются платежи от этих налогов (федеральным, субъекта Российской Федерации, местным). Так, платежи по федеральному налогу на добычу полезных ископаемых зачисляются в федеральный бюджет лишь в размере 40% от собранной государством за налоговый период суммы, а 60% платежей зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Правила распределения налоговых платежей между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.

 

 

Материалы для самоконтроля

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.