Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Координация выбора в сетевой экономике




Информационный продукт в сетевой экономике.

Наиболее ярко особенности сетевой экономики проявляются по отношению к информационным продуктам.

Так, одна из фундаментальных проблем сетевой экономики заключается в том, что потребитель не готов покупать незнакомый продукт, руководствуясь только его описанием. Ему необходимо попробовать, какие практические результаты принесет применение данного информационного продукта. В то же время, получив продукт на апробацию, клиент не готов платить за то, что считает простым, удобным и естественным, и полученным бесплатно.

Другая особенность информационного продукта – структура затрат. Основная доля затрат приходится на разработку и внедрение на рынок информационного продукта, в то время, как предельные издержки производства сводятся к издержкам на копирование продукта и сравнительно малы. Это приводит к тому, что на рынке выживает тот, кто первым успел занять определенную нишу и стать на ней монополистом, а конкуренция присутствует только в виде «пиратства», поскольку затраты на разработку нового аналогичного продукта значительны, а рынок рискованный.

Информационный продукт дает не только значительную экономию на масштабе производства со стороны предложения (благодаря структуре издержек), но и т.н. сетевые экстерналии (внешние эффекты) со стороны спроса. Чем шире распространен информационный продукт, тем привлекательней он для потребителя, поскольку расширяет его возможности взаимодействия в сети с другими агентами.

 

Как известно из экономической теории основной проблемой экономики является проблема выбора, которая обусловлена редкостью ресурсов и сводится к поиску ответа на следующие вопросы:

1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Что следует производить? Какой выбор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет материальные потребности общества?

3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организованно производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?

4. Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться продукция экономики между индивидуальными потребителями?

 

Традиционно предлагается два способа координации выбора в экономике: иерархия – система приказов и распоряжений, стихийный порядок – рынок.

Данные способы координации экономического выбора неэффективны в условиях сетевой экономики.

Так, основные постулаты рыночной экономики: «исключительность, состязательность, прозрачность», достаточно плохо соотносятся с сетевой экономикой:

В сетевой экономике собственник товара не в состоянии простыми и дешевыми средствами исключить конкурентов из своего сегмента, т.е. электронные возможности тиражирования и доставки продукции практически уничтожают “исключительность”, которая стоит в списке основ рыночной системы на первом месте.

“Состязательность”, также, теряет свою обязательность в сетевой экономике, поскольку предельная стоимость тиражирования “цифровой” продукции (digital goods) становиться близкой к нулю, поэтому в извечной борьбе за покупателя (если это происходит в сетевой экономике) пропадают конкурентные различия между продавцами по их затратам на обслуживание дополнительных заказов. Из-за этого кажутся не достижимыми такие характеристики “хорошего” рынка как “конкуренция в целях ограничения проявлений частной экономической мощи, отдача от инвестиций и трудовых усилий в соответствии с добавленной социальной ценностью, достаточность стимулов для инноваций и развития новых продуктов”

Во многих секторах экономики покупка товаров в настоящее время перестает быть “прозрачной” т.к. соответствующая ей транзакция, как правило, сразу не заканчивается. Акт покупки все чаще означает возникновение долгосрочных отношений между продавцом и покупателем. Эта новая черта особенно хорошо заметна по рынку программных продуктов: периодическое обновление версий программного обеспечения превращает акт покупки в процесс долгосрочного “сотрудничества” между покупателем и продавцом.

Иерархическая форма управления, в сравнении с сетевой, проигрывает последней по следующим моментам:

1. Освоение новых навыков или знаний проходит лучше в сетевой организации, т.к. она сохраняет большее разнообразие процедур поиска, чем иерархия, и обеспечивает участников более богатой и комплексной информацией, чем рынок. Это достигается двумя путями:

Первый – стимулирование обучения за счет обеспечения быстрого распространения полезной информации.

Второй – стимулирование синтеза новых знаний и информации на основе уже существующей у членов организации.

2. Легитимность или статус сетевой организации в большей степени, чем у традиционной организации определяется статусом ее членов и наоборот, статус сетевой организации легко распространяется на ее членов. Эта легитимность или статус могут в свою очередь иметь определенные экономические преимущества для участников, связанные, например, с ее выживанием, ростом и прибыльностью.

3. Экономические преимущества сетевой формы организации проявляются в некотором снижении транзакционных издержек по сравнению с традиционной командно-иерархической формой. Однако главным преимуществом являются не стоимостные, а качественные изменения. Например, более высокое качество продукции как следствие лучших коммуникаций между покупателем и поставщиком по вопросам, имеющим отношение к качеству. Другой пример – повышение адаптивности сетевой организации к непредсказуемым изменениям в окружающей среде.

4. Среди других преимуществ отмечается возможность сетевых организаций ослаблять внешние ограничения или неопределенность путем усиления своих связей с конкретными источниками, от которых эти ограничения зависят. Сетевая организация фактически является сетью малых фирм или производителей, что дает индивидам, в сравнении с крупными, бюрократическими формами организаций, большую автономность, меньшее неравенство в распределении богатства и усиливает дух сообщества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.