Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные аспекты в культуре Руси. Принятие христианства прежде всего заложило и максимально ускорило процесс складывания единого народа




Принятие христианства прежде всего заложило и максимально ускорило процесс складывания единого народа. Единство и будущие национальные черты проявились уже в самом процессе принятия христианства[60]. Греческие (византийские) миссионеры с удивлением отмечали органичность и доверительность принятия новой веры на Руси. А ведь миссионерский опыт у византийцев был огромным. Им было с чем сравнивать. В качестве причин мирного и непротивительного (с некоторыми несущественными исключениями) усвоения новой веры усматриваются: 1) отсутствие разработанной и укоренённой языческой доктрины, что мы можем видеть в античной Греции; 2) отсутствие письменности, которая могла быть главным фиксатором и транслятором языческих религиозно-культурных ценностей; 3) отсутствие единства государственной и религиозной идеологии, которую можно было наблюдать в языческом Риме. Всё это позволило принять христианство не просто как новую религию, но как единый мировоззренческий плацдарм, на котором можно было безболезненно переплавлять свой жизненный уклад и органично воспринимать устоявшееся, религиозно-культурно отшлифованное византийское влияние без ущерба для своих этнических свойств.

В итоге нарождающийся русский народ воспринял новую веру как нечто совершенно естественное и неразрывно связанное со своей жизнью. Веру не как отвлечённую доктрину с набором обрядовой атрибутики, а веру как образ жизни. Как важнейшую часть культуры. В выборе веры сказался складывающийся национальный характер народа[61]. Красота богослужения конечно играла важную роль в названии новой религии («Православие» в отличие от греческого оригинала «Ортодоксия» – правоверие). Главное в том, что новая вера отвечала характеру народа и позволяла ему сохранить свои обычаи, традиции, идеалы, придав им христианский смысл и основу. Это подтверждается и названием на Руси сельских жителей – крестьяне (от христиане). В Европе, например, сельское население долгое время было носителем языческих традиций. Из-за этого там деревенский житель и язычник стали синонимами – Paganus. (Отсюда и русское слово – поганые). Но самое важное состояло во внесении новоиспеченными христианами веры в нравственное начало в жизни, в приоритет добра, придав этим элементам не отвлечённый, а практический, жизненный характер. Недаром признак истинной религиозности, её идеал стал называться на Руси Добротолюбием. Органичность принятия новой веры отражает и масса пословиц, возникших в народной среде на религиозную тему. «Жить – Богу служить», «Человек ходит – Бог водит», «Человек гадает, а Бог совершает», «Без Бога не до порога», «С верой нигде не пропадёшь»[62]. Это не означало некую тотальную отрешённость и безоглядное упование на Бога. Только молитва, подкреплённая делом, действенна. «На Бога надейся, а сам не плошай», «С Богом пойдёшь – к добру путь найдёшь», «Кто добро творит, тому Бог отплатит», «Не хвались родительми, хвались добродетельми», «Богу хвала, а добрым людям честь и слава». С принятием православного христианства на Руси установился настоящий культ доброго человека. «В них вера крепка», – говорили о людях, делающих добро. «Доброму везде добро», «Добрый человек надёжней каменного моста», «Добрые умирают, да дела их не пропадают», «К добру гребись, а от худа отпихивайся», «Люблю того, кто не обидит никого», «Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Добрый человек в добре проживёт век»[63] и еще сотни и сотни крупиц народной мудрости, издревле идущей от первых лет принятия веры.

Таким образом, принятие христианства на Руси в форме православия привело к образованию новой этнической общности – русского народа, носителя новой, преобразованной религией культуры, которая в короткий срок получила достаточно высокие темпы развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.