Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методические материалы к теме 4




 

Практическое занятие

 

В качестве сюжета для обсуждения лучше всего выбрать норму легализма и связанные с ней отношения собственности. Во-первых, на этом примере лучше всего увидеть отличие подходов «нового» и «старого» институционализма. Ведь с точки зрения марксизма отношения собственности по сравнению с экономическими отно­шениями вторичны, они являются не чем иным, как юридическим выражением господствующих производственных отношений. Собственность — это «волевое отношение, в котором отражается экономическое отношение. Содержание этого юридического, или волевого, отношения дано самим экономическим отношением». С другой стороны, и теория соглашений, и теория прав собствен­ности видят в праве собственности важную предпосылку эконо­мических отношений. Во-вторых, обсуждение прав собственности полезно с точки зрения понимания специфики правовой культуры, складывающейся в сегодняшней России, того, каким образом в ней соотносятся элементы социалистического права, общего и гражданского (романо-германского) права.

Показать специфику российской правовой культуры можно с помощью ряда ассоциаций, связанных с термином «собственность». Студентам предлагается назвать ассоциативный ряд, возникающий у них, когда речь заходит о собственности. В качестве ориентира укажем на результаты социологического опроса, проведенного среди российских и французских старшеклассником и середине 90-х годов (число указавших на ту или иную ассоциацию в про­центах от общего числа опрошенных) (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Ассоциации с термином «собственность» Франции Россия
Объек собственности, в том числе:    
личные вещи, жилье    
Дельный участок    
Правовые элементы, в том числе:    
право собственности    
владение    
происхождение: покупка, приватизация и т. д. з  
Оцецки    
положительные    
отрицательные    
амбивалентные    

 

По мнению авторов указанного исследования, большинство ассоциаций к слову «частное» у российских старшеклассников персонализированы («что-то, что принадлежит кому-то») и связаны с описанием личной вещи или предметов потребления. У францу­зов, напротив, образ собственности сводится к рамкам, очерчива­ющим «законную область деятельности лица, [и определяющим] чем оно может располагать по своему изволению». Другими словами, собственность во французской правовой культуре связана с такими важными элементами рыночного соглашения, как нормы свободы и целерациональной деятельности. Тот факт, что россияне рассматривают собственность в отрыве от остальных норм рыночной конституции, - подтверждает устойчивость в их сознании принципов социалистического права. Напомним, что в социалистическом праве отсутствовала категория частной собственности, а занявшая ее место «личная собственность» определяла я личного потребления в отличие от орудий производства.

И еще один вывод, который можно сделать на основе анализа российской правовой культуры. Даже студентами-юристами с трудом воспринимается идея о делимости права собственности и естест­венности ситуации, когда у вещи есть несколько собственников, — ведь такой подход характерен только для англосаксонской право­вой культуры (общего права). В то же время требуется показать преимущества общего права в обеспечении сложных трансакций. Например, защита интересов сторон сделки по найму жилья более эффективна, если закон признает за арендатором некоторые из правомочий: право пользования, право на безопасность и в ряде случаев право распоряжения (если арендатор имеет право сдавать помещение в субаренду). Иными словами, арендатор становится на период арендного договора одним из собственников, чьи инте­ресы тоже защищены законом. Аналогичным образом при довери­тельном управлении имуществом владелец передает доверитель­ному управляющему право пользования, право на безопасность, право присвоения и право распоряжения. Если правовая культура исключает принцип делимости права собственности, стимулы Доверительного управляющего к эффективному использованию объекта собственности значительно слабее, так как его права слабо защищены.

Вопросы для повторения

 

1. Если командная экономика представляла собой систему, находящуюся в устойчивом состоянии даже при наличии хроничес­кого дефицита, то в чем причина радикальной нестабильности и неустойчивости переходной от командной к рыночной экономики?

2. Чем отличается норма утилитаризма, являющаяся элемен­том конституции командной экономики, от рыночной нормы утилитаризма?

3. Известный американский политолог и экономист Фрэнсис Фукуяма в одной из своих последних книг рассматривает подъемы и спады в рыночной экономике через динамику доверия между ее субъектами. Насколько оправдан такой подход?

4. Дайте свою оценку словам русского правоведа начала XX в. И. Ильина: «Частная собственность является тою формою облада­ния и труда, которая наиболее благоприятствует хозяйственнотворящим силам человека».

5. Покажите на примере лизинга (передачи оборудования в долгосрочную аренду) преимущества общего права по сравнению с гражданским правом в защите интересов участников сделки и в создании стимулов к эффективному использованию сдаваемого в аренду имущества.

6. Возможна ли ситуация, когда у одной и той же вещи есть много собственников? Укажите условия, при которых - наличие нескольких собственников препятствует эффективному использо­ванию вещи.

 

Примеры решения задач

 

1. Какую норму конституции командной экономики иллюст­рирует следующий отрывок из книги Л. Троцкого «Что такое СССР?»: «Брак по расчету возродился ныне полностью. Квали­фикация, заработок, должность, количество ромбов на военном мундире приобретают все большее значение, ибо с этим связаны вопросы о туфлях, о шубе, о квартире, о ванной — предел всех мечтаний — об автомобиле. Одна лишь борьба за комнату в Москве соединяет и разводит ежегодно немалое число пар»?

A. Ценностно-рациональное действие.

Б. Ограниченный и простой утилитаризм.

B. Провозглашаемый легализм. Г. «Ты — мне, я — тебе».

Ответ. Б. Приведенная цитата свидетельствует, во-первых, об ориентации на потребление заданного набора потребительских благ (квартира, машина...) и об ограниченности потребительских запросов. Во-вторых, желаемый уровень потребления достигается не продуктивной деятельностью, а на основе привилегированного доступа к дефицитным товарам и услугам, зависящего от социаль­ного статуса, должности, места проживания и т.д.

2. Какое институциональное решение можно предложить для проблемы отказа от данного слова одной из сторон контракта, описанной Макиавелли следующим образом: «Никогда не будет у князя недостатка в законных причинах, чтобы скрасить нарушение обещания»?

A. Заплатить за оппортунизм партнера той же монетой — нару­шить обещание раньше, чем он сам.

Б. Использовать норму эмпатии.

B. Выбрать такую форму контракта, чтобы его было выгоднее исполнить, чем нарушить.

Г. Выбрать другого партнера.

Ответ. В. Речь идет о том, что индивид, действующий на основе нормы целерационального действия, при некоторых обсто­ятельствах (асимметричность информации) всегда будет стремиться к «преследованию личного интереса с использованием коварства». Такое стремление совершенно естественно, и бороться с ним можно, лишь заключая сделку в такой легальной форме, когда выгоднее выполнять зафиксированные в ней обязательства.

3. Предположим, вы ищете варианты решения своей жилищ­ной проблемы и вам на глаза попадается приглашение к участию в долевом строительстве жилого дома. От вас требуется заплатить эквивалент 20 тыс. дол. В начале строительства, а остальную сумму — 10 тыс. дол. — в момент заселения. Таким образом, вы имеете перспективу приобрести квартиру на 5 тыс. дол. Дешевле, чем при простой покупке. Насколько высоким должно быть ваше доверие к фирме-застройщику, чтобы вы приняли участие в долевом стро­ительстве?

Ответ. Доверие должно превышать уровень 4/11 (-36,4%). Для решения построим матрицу, отразив две стратегии покупателя квартиры, — инвестировать в долевое строительство или не инвес­тировать, а так же две стратегии застройщика — построить дом или объявить себя банкротом, присвоив деньги инвесторов:

 

 

Застройщик

  Построить дом Присвоить деньги
Инвестировать 35, 30 [N1, P, St1,2 ] -20, 20
Не инвестировать 0, 0 0, 0 [N2]
  р 1-р

 

Покупатель

 

 

где (35) — выигрыш инвестора в случае, если дом будет построен (стоимость квартиры по рыночной цене). Далее используем фор­мулу для расчета минимального уровня доверия: р/1 — р> L/C, L = 20, G = 35. Отсюда р > 4/11.

4. Опишите распределение правомочий между экономическими субъектами в случае заключения между ними договора коммерчес­кой концессии (применяя подход общего права).

Ответ. Распределение правомочий между субъектами собст­венности — правообладателем и пользователем — лучше всего описать с помощью матрицы, в которой по вертикали отмечены правомочия, а по горизонтали — субъекты собственности:

 

Правомочие Правообладатель Пользователь
  Право владения +  
  Право пользования   +
  Право распоряжения   +
  Право присвоения + +
  Право на остаточную стоимость +  
  Право на безопасность + +
  Право на переход вещи по наследству +  
  Бессрочность +  
  Право на запрещение вредного использования +  
  Ответственность в виде взыскания +  
  Остаточный характер +  

 

5. Сидячих мест в общественном транспорте всегда меньше, чем претендентов на них. Укажите все варианты регулирования доступа к сидячим местам, сравнив преимущества и недостатки каждого из них.

Ответ. Можно выделить как минимум четыре варианта решения. Во-первых, использование правила «первым пришел — первым сел». Во-вторых, спецификация преимущественного права отдельных категорий пассажиров (инвалидов, пассажиров с детьми, лиц преклонного возраста) на сидячие места в «Правилах пользованания общественным транспортом». В-третьих, использование неформальных норм, предписывающих уважать более старших и галантно вести себя по отношению к женщинам (традиционное соглашение). В-четвертых, действие пассажиров по настроению (смешанная стратегия, когда пассажир стремится занять место не всегда). Первый вариант предполагает высокую долю случайности в распределении редкого ресурса. Второй вариант — высокие издержки по контролю за исполнением «Правил». Четвертый вариант вообще не снижает, а увеличивает неопределенность во взаимоотношениях пассажиров. Поэтому привлекательнее всего выглядит третий вариант.

6. Спецификация прав собственности на рыбные ресурсы в нейтральных водах Мирового океана приведет при прочих равных условиях:.

A. Сначала к увеличению объема рыбных ресурсов, а потом — к уменьшению.

Б. К уменьшению рыбных ресурсов.

B. Никак не скажется на рыбных ресурсах.

Г. К увеличению рыбных ресурсов.

Ответ. Т. Ограничение доступа к рыбным ресурсам пере­ложит все издержки по их воспроизводству на собственника, который при решении вопроса об интенсивности лова будет при­нимать во внимание величину не среднего, а предельного продукта.

7. Каким правилам игры — рыночным или командной эконо­мики — в большей мере соответствует поведение студента, рассчи­тывающего сдать сессию на «удовлетворительно», но при этом без особого напряжения?

А. Рыночным.

Б. Командной экономики.

Ответ. Б. Студент ориентируется не на максимизацию своих знаний, а на достижение некого минимального их уровня, необхо­димого для продолжения образования. Следовательно, речь идет о норме простого утилитаризма и о норме ценностно-рациональ­ного действия, ведь стремление сдать экзамены на «удовлетвори­тельно» отражает лишь желание выполнить минимально установ­ленные вузом требования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.