Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие управления в образовании




 

С позиций теории управления общеобразовательная школа (и любое образо- вательное учреждение) как сложная динамическая система выступает объектом управления. Управление отдельной школой представляет собой важнейшее, ба- зовое звено в системе управления образованием.

 

В общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и раз- витие образовательного учреждения, реализацию его концепции и програм- мы.

 

Управление образовательными учреждениями представляет собой разно- видность социального управления и является по сути своей гуманитарным, по- скольку главное содержание деятельности всех его субъектов составляет руко- водство людьми. Все другие функции управления приобретают смысл не сами по себе, а как средства управления людьми, составляющими коллектив образо- вательного учреждения.

 

Главная задача управления — создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в образовательном учреждении.

 

Такое понимание управления может быть раскрыто в следующих положе-

ниях:

ƒ если рассматривать управление образовательными системами с позиций гуманитарного подхода, то предпочтение следует отдать мягким, косвенным (через создание соответствующих условий) способам управления;

ƒ управление рассматривается не как командование, властвование, а как

сложная и очень ответственная деятельность по обеспечению функционирова-

ния и развития образовательной системы;

ƒ благоприятные условия для совместной деятельности людей могут быть созданы только на основе конструктивных отношений в коллективе образова-

тельного учреждения; создание таких отношений — важная составляющая управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

 

Наряду с понятием «управление» в сфере образования в последние годы все чаще используется понятие «менеджмент». Введение этого понятия в категори- альный аппарат педагогики связано с необходимостью дистанцироваться от тра- диционных представлений об управлении, которые раскрывались в таких характе- ристиках, как целенаправленное одностороннее воздействие субъекта на объект управления, влияние управляющей системы на управляемую с целью перевода по- следней в качественно новое заданное извне состояние. Понятие менеджмента предполагает в первую очередь ориентацию на интересы и потребности человека,


взаимодействие управляющей и управляемой систем. Осмысление идей менедж- мента, их перенос в сферу образования существенно дополняет теорию управле- ния образовательными системами, позволяет придать ей новое качество и новое направление развития.

 

Современные подходы к управлению образованием обусловлены в первую очередь новыми социальными требованиями:

ƒ ориентацией на подлинные (не искаженные ведомственно-

бюрократическим толкованием) образовательные потребности общества и че-

ловека (учащихся, педагогов, родителей);

ƒ новыми ценностями образования (человек, культура, общество) и новым пониманием миссии школы как учреждения, ответственного за становление

гражданского общества и демократических отношений в нем;

ƒ вариативностью общего образования, множественностью типов образова-

тельных учреждений.

Среди новых требований, предъявляемых обществом к управлению образо- вательными системами разного уровня, — требования департизации, деидеоло- гизации, демократизации управления. Реализация этих требований предполага- ет, что управление образовательным учреждением должно быть ориентировано не на определенную политическую или идеологическую линию, а на ценности общества во всем многообразии составляющих его людей.

Департизация означает запрет на создание в образовательных учреждениях партийных организаций, пропаганду партийно-политических взглядов и уста- новок. Деидеологизация предполагает отказ от навязывания извне образова- тельному учреждению каких-либо идеологических и концептуальных устано- вок. Демократизация в управлении образованием должна обеспечить участие в управлении наряду с администрацией также граждан и общественных неполи- тических организаций, развитие самоуправления, соблюдение прав и свобод человека в рамках образовательной системы.

Важную роль в изменении характера управления образованием сыграла сме-

на традиционной образовательной парадигмы гуманистической, а затем и гу-

манитарной. Отказ от претензий на целенаправленное формирование школой личности с заданными свойствами, понимание образования как педагогической помощи, ориентация на гуманитарные ценности, отношения диалогического взаимодействия между участниками педагогического процесса — все это суще- ственно повлияло на характер управления образованием, его принципы и спо- собы организации.

В управлении образовательным учреждением можно выделить две стороны:

1) управление образовательным процессом (организация учебных занятий и воспитательных дел, реализация основных функций управления учебно- воспитательным процессом); 2) управление коллективом образовательного уч-

реждения (педагогическим и детским). При этом образовательный процесс и коллектив образовательного учреждения рассматриваются в качестве управ- ляемых систем.


Педагогический коллектив представляет собой объект, обладающий собст- венными субъектными свойствами, волей, ценностями, идеалами, поэтому необходим максимальный учет его интересов, отношения к управлению, снятие чрезмерного противопоставления между администрацией и коллек- тивом школы и переход от позиции «мы — они» к позиции «мы все».

 

Гуманитарное понимание управления в образовании выдвигает на первый план проблему доверия в образовательном учреждении. В современных услови- ях доверие является неотъемлемой составляющей конструктивных диалогиче- ских отношений, которые складываются между управляющими и управляемы- ми в образовательном учреждении. Доверие помогает справляться со сложны- ми управленческими ситуациями, поощряет сотрудников к самостоятельным, творческим действиям, способствует сотрудничеству и стимулирует стремле- ние к профессиональному и личностному совершенствованию.

Исследователи выделяют две группы методов создания и укрепления дове-

рия в организации — структурные (организационные) и гуманитарные. К

структурным методам в сфере управления образованием относятся:

ƒ Постановка и разъяснение высоких («напряженных») деловых целей в области совместной образовательной деятельности.

 

Когда педагоги, сотрудники, учащиеся, администрация объединяются вокруг единой общей цели, они меньше внимания обращают на личные разногласия, больше доверяют друг другу. Кроме того, большинству людей для укрепления до- верия необходимо осознавать, что окружающие преследуют цели, сходные с их собственными. Однако, ставя перед людьми высокие цели, руководитель должен обеспечить их понимание каждым членом коллектива, четко обозначить промежу- точные задачи, желаемый результат, конечный продукт и критерии оценки эффек- тивности работы. Условием эффективности применения данного метода является осознание членами коллектива того, что они являются соисполнителями единой цели, а еще лучше — соавторами в ее разработке.

 

ƒ Делегирование полномочий.

 

Чрезмерная централизация, сосредоточение управления в одних руках неиз- бежно ведет к усилению бюрократического начала в управлении, сковывает ини- циативу руководителей нижних уровней, педагогов и учащихся, делая их пассив- ными исполнителями принимаемых без их участия решений, ведет к дублирова- нию управленческих функций, потере времени, перегрузке как руководителей, так и исполнителей и, как следствие, к снижению уровня доверия. Напротив, передача отдельным лицам и группам части управленческих полномочий, предоставление им свободы действий придает деятельности образовательного учреждения боль- шую гибкость и способствует росту доверия.

 

ƒ Оптимальная регламентация деятельности членов педагогического кол-

лектива.

 

Многие руководители отмечают: «Когда мы не говорим людям, что им надо делать, они работают гораздо лучше, чем если бы мы им об этом говорили». В


большинстве случаев существует обратная зависимость между количеством пра- вил и инструкций и высоким уровнем доверия: чем больше сотрудники зависят от точных инструкций, тем меньше они доверяют друг другу. Поэтому необходимо установить небольшое количество правил, необходимых для безусловного испол- нения всеми подчиненными, в остальном же предоставить им свободу творчества. Разумеется, каждый сотрудник должен знать о своих правах, обязанностях и пра- вовых ограничениях своей деятельности, но способы деятельности в этих рамках должны выбираться самим подчиненным.

 

ƒ Оптимальная система обмена информацией.

 

В образовательных учреждениях с высоким уровнем доверия педагоги, сотруд- ники и учащиеся всегда обладают информацией, необходимой для эффективного выполнения ими своих обязанностей. В школах же с низким уровнем доверия к наиболее важной информации имеет доступ только руководство школы (а иногда в разряд «секретной» попадает и та информация, владение которой обеспечивает творческую свободу педагогов). Бюрократическое руководство таким образом

«оберегает» свою власть и формирует недоверие, определяя, кому какую инфор-

мацию получать можно, а кому нельзя. Для поддержания доверия необходим пря- мой диалог между руководством школы, с одной стороны, и педагогами, сотруд- никами, учениками — с другой. При решении важных вопросов информация должна предъявляться без искажений и недомолвок.

 

ƒ Сбалансированная система контроля.

 

В образовательных учреждениях с высоким уровнем доверия контролирующее внимание сосредоточивается лишь на нескольких стратегических областях его деятельности. При этом четко определяются основные параметры контроля, его критерии и показатели. Расширяется состав субъектов контроля. В него могут входить совет школы, научно-методический совет, кафедры, экспертные советы при органах внутришкольного управления.

 

К гуманитарным методам управления можно отнести сле-

дующие:

ƒ Разработка общих ценностей и принципов деятельности и постоянная ориентация на них. Взаимоотношения в коллективе образовательного учрежде-

ния слишком сложны, чтобы их можно было полностью охватить нормативны- ми документами или предусмотреть все случайности. Поэтому доверие наибо- лее вероятно там, где люди разделяют определенную иерархию ценностей и норм. В этом случает от них можно ожидать последовательного, честного и от-

ветственного поведения.

ƒ Формирование личных отношений между разными уровнями и группами подчиненных, создание благоприятного психологического климата в коллекти-

ве.

ƒ Создание ситуаций успеха для подчиненных. Такие ситуации целесооб- разно создавать для всех членов школьного коллектива — как для талантливых, одаренных сотрудников, так и для просто добросовестных работников и уча- щихся. Но особенно важны они для людей с заниженной самооценкой или для


«новичков». Ситуации успеха позволяют каждому члену коллектива «рас- крыться», реализовать свои способности, что способствует установлению дове- рительных отношений.

ƒ Наглядная демонстрация символов доверия. Руководитель должен вести себя таким образом, чтобы вызывать доверие к себе подчиненных; кроме того,

он должен сам проявлять доверие по отношению к окружающим. Доверие к ру- ководителю обусловливается его высоким профессионализмом (в том числе уровнем психолого-педагогической подготовки), а также личностными, инди- видуальными и субъектными качествами. Одним из условий является также то,

что руководитель пользуется социальными благами как равноправный член коллектива.

Применение перечисленных методов обеспечивает становление конструк-

тивных отношений между руководством и подчиненными, а также внутри кол-

лектива образовательного учреждения.

 

Управление в сфере образования можно рассматривать как гуманитарную деятельность, основанную в первую очередь на принципах демократизма и толерантности.

 

На таком понимании управления базируется деятельность руководителя по обеспечению функционирования и развития образовательного учреждения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.