Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции педагогического управления




 

В современной теории управления особое место занимает системный под- ход, который учитывает сложный характер объекта управления (образования), взаимодействия его составляющих и динамику образовательных процессов. Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление. Ус- танавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, за- тем в соответствии с ней формулируются частные промежуточные цели, ста- вятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, расставляются силы, выделяются средства, осуществляется контроль. Схематично системный под- ход можно представить в виде следующей цепочки: цель — ресурсы — план — решение — реализация — контроль — коррекция и совершенствование (М. Л. Портнов).

 

Функциями системного управления являются: анализ, целеполагание, пла-

нирование, организация, регулирование и контроль.


Анали з сост ояния практики образования проводится в соотнесении с критериями, система которых может быть представлена как идеальная модель результата работы школы или класса. Обычно такая модель оформляется в виде концепции работы школы. Для анализа состояния дел в классе достаточно иметь критерии, представленные в нормативных документах по актуальным педагогическим проблемам.

 

Анализ практики образования дает основание системности в педагогическом управлении, является этапом в определении целей работы школы и отборе эффективных средств их достижения.

 

Логика анализа: вначале выявляются особенности социального окружения школы; далее характеризуются «потребители» его услуг (контингент обучаю- щихся) и определяются характерные именно для этого состава детей проблемы; сопоставление этих проблем с организационно-педагогическими, кадровыми и финансово-материальными условиями для их решения становится основанием для определения приоритетов и целевых установок в деятельности школы.

 

Например, организационно-педагогические условия могут быть проанализирова-

ны по следующим направлениям:

• Каковы профиль и направления работы образовательного учреждения (шко- лы, гимназии, лицея), в каких кружках, секциях, профильных курсах и классах реализуется эта направленность? Какова наполняемость профильных коллекти- вов?

• Какие проводятся традиционные мероприятия, какова их посещаемость? Ка-

ким образом организована досуговая деятельность учащихся?

• Каково кадровое обеспечение этой работы (какие педагоги работают постоян- но, какие — по совместительству или на добровольных началах, каковы их ква- лификация и профессиональный уровень, есть ли волонтеры)?

• Каковы поиски педагогов, работающих в учреждении, в применении совре- менных педагогических технологий, методов и форм работы, обновлении работы? Каковы тенденции вносимых изменений?

• Какие проведены мероприятия по повышению профессиональной компетент-

ности педагогов (в т.ч. — общественников), их результативность?

• Каков характер сложившихся в учреждении взаимоотношений (между уча- щимися, между учащимися и педагогами, между педагогами и родителями, между педагогами)? Есть ли враждующие группировки? Какова острота их противостоя- ния?

Цели работы школы, класса не могут вытекать только из нормативных документов. Основой для целеполагания становится проделанный ранее анализ.

 

Цели работы школы на предстоящий период должны представлять систему предполагаемых изменений в состоянии практики образования (в образова- тельном процессе и его участниках).

 

При постановке целей следует ответить на следующие вопросы:

ƒ Каких изменений следует достичь в развитии детей и в развитии условий для работы с ними за предстоящий период?


ƒ Почему именно эти цели актуальны на ближайшее будущее?

ƒ Чем обоснована реальность этих целей?

План работы является основой результативности в достижении наме- ченных целей. Планирование — подготовительный этап каждого управленче- ского цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой. Обоснованный конкретный план — один из показателей научной ор- ганизации и управления школой.

 

Разработать план — это значит предусмотреть определенную систему дей-

ствий по достижению намеченных целей.

 

План должен быть кратким, четким и ясным. По форме планирование может быть текстовым, графическим и смешанным (текстовым и графическим). В практике работы школ выделяют следующие виды планов:

ƒ перспективный план работы школы (или программа деятельности);

ƒ план учебно-воспитательной работы школы на год;

ƒ план организационной, методической и внеклассной работы на четверть или месяц (чаще всего это графический план);

ƒ план-график внутришкольного контроля (на четверть);

ƒ оперативный (рабочий) план подготовки и проведения дела.

Перспективное планирование обычно оформляется в виде программы дея-

тельности или программы развития учреждения с выделением этапов достиже-

ния намеченных целей. Годовой план разрабатывается на учебный год (с 1 сен-

тября по 31 августа следующего календарного года, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году).

Перспективный план не должен быть слишком детальным, его задача — на- метить важнейшие ориентиры, главные вехи развития школы (количество клас- сов, примерную потребность в педагогах, график и направления повышения их квалификации, материальное обеспечение и благоустройство школы, пути при- влечения средств на ее развитие) на предстоящий относительно длительный (не менее трех лет) период.

 

Вариативность плана работы — предпосылка конструктивности отношений,

которые будут складываться в процессе его реализации.

 

План работы школы на учебный год, кроме аналитической части и опреде-

ления целей, может быть представлен следующими разделами.

Режим работы школы — время работы, расписание кружков и секций, по- вторяющиеся виды деятельности. Наряду с расписанием уроков и других заня- тий режим задает ритмичность, увеличивает предпосылки для реализации ос- новных направлений деятельности учреждения и достижения выделенных це- лей. Вместе с тем выделение этого раздела позволяет сократить следующий раздел, сделать его проще и понятнее.

Время работы. Расписание уроков, работы кружков, секций.

Циклограмма деятельности (повторяющиеся ежедневно, еженедельно,

ежемесячно и ежегодно виды деятельности и традиционные мероприятия)


Содержание работы школы по реализации целей и ведущих направлений его деятельности (или целевых программ года) может быть оформлено в одном из предлагаемых ниже вариантов.

Вариант 1. В виде целевых проектов по выделенным в аналитической части плана ключевым проблемам. Например:

 

Проект «Кооперация в обучении»

Цель: формирование взаимоотношений сотрудничества участников педаго-

гического процесса в учебном взаимодействии

Руководитель программы: И. О. Фамилия, наименование должности

Содержание деятельности Кто привлекается Сроки
       

Этот вариант удобен в больших учреждениях, где возможно организовать творческие или проблемные группы по реализации различных проектов. Но и в этом случае таких проектов должно быть не более 5–7, чтобы их руководите- лями стали представители администрации, председатель профсоюзного коми- тета, совета школы и другие члены коллектива, обладающие реальной властью и возможностями оперативного распоряжения выделенными ресурсами.

Вариант 2. В случае, когда работа школы строится по ключевым делам,

удобной может быть следующая форма плана:

  №   Ключевое дело месяца Участники   Анализ результативности
  Все дети   Актив   Педагоги Родители и об- щественность
             

Этот вариант удобен для планирования работы небольших школ или отдель- ных классов. Но период работы при этом должен быть от одной четверти до учебного года.

  Неделя, ме- сяц Реализация образова- тельных про- грамм   Социально- педагогиче- ская работа   Организация досуга Спортивно- оздорови- тельная рабо- та   Коммуника- тивное на- правление   Патриотиче- ское воспи- тание   Экологиче- ское воспита- ние Художест- венно- эстетическая деятельность   Техническое творчество
                   

 

Вариант 3. Если работа школы строится по выделенным приоритетным направлениям, возможно план оформить в следующей таблице (выделенные направления являются примерными):

 

 

В клетках таблицы указывается проводимое мероприятие, дата его проведения, состав

участников, организатор и ожидаемые результаты. Конечно же, количество приоритет- ных направлений деятельности не должно быть более 5–6. Иначе такой план становится необозримым, а деятельность неуправляемой.

Вариант 4. Возможно выделенные приоритетные направления работы сделать разделами содержательной части плана. Тогда он примет сле- дующий вид:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.