Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сводный анализ показателей интенсификации




Расчет 1. Динамика качественных показателей использования ресурсов. Для оценки характера использования ресурсов рассчитывают темпы ро­ста следующих показателей:

• производительности труда;

• материалоотдачи;

• фондоотдачи;

• оборачиваемости оборотных средств.

Во 2-м году производительность труда составила 104,6% (важно рас­считывать зарплатоотдачу —102,1%, под которой понимается выпуск про­дукции на один рубль оплаты труда вместе с начислениями); материалоотдача—100,7%; фондоотдача основных производственных фондов — 99,3%, оборачиваемость оборотных средств —103,4%.

В данном случае расчет сделан по прямым качественным показателям интенсификации производства. Его можно выполнить также по обратным показателям: трудоемкости; материалоемкости; фондоемкости и уровню за­пасов оборотных средств на рубль продукции. Приведенные данные показы­вают, что качественный уровень использования ресурсов повысился, кроме фондоотдачи основных производственных фондов.

Расчет 2. Соотношение прироста ресурса в расчете на один процент прироста объема производства.

На каждый процент прироста продукции требовалось увеличить числен­ность работающих на 0,061% (0,3: 4,9); потребление материальных ресур­сов — на 0,857%; основные производственные фонды — на 1,163%; матери­альные оборотные средства — на 0,306%.

Эти данные свидетельствуют о том, что для трудовых ресурсов и оборот­ных средств на предприятии характерно преимущественно интенсивное ис­пользование; материальных потребленных ресурсов — преимущественно эк­стенсивное использование, а в части основных производственных фондов — полностью экстенсивное использование при отрицательной интен­сификации, т.е. ухудшение качественного уровня использования — фондоот­дачи. Этот вывод наглядно иллюстрируется расчетом доли влияния интенсив­ности и экстенсивности на прирост объема производства продукции.

Расчет 3. Доля влияния интенсивности на прирост объема производства продукции.

В статистике, планировании и анализе хозяйственной деятельности для количественной оценки роли отдельных факторов используют индексный метод. Влияние количественного фактора рассчитывают делением темпа прироста ресурса на темп прироста результативного показателя и умноже­нием на 100%. Для определения влияния качественного фактора получен­ный результат вычитают из 100%.

Покажем этот расчет на примере производительности труда (качествен­ный фактор) и численности работающих (количественный фактор):

• доля влияния численности работающих: 0,3: 4,9 = 0,061. 100% = =+6,1%;

• доля влияния производительности труда: 100% - 6,1 % = +93,9%. Для количественной оценки факторных влияний на прирост объема производства используются также методы цепных подстановок, инте­гральный и др.

Расчет 4. Относительная экономия ресурсов.

Расчет такой экономии покажем на примере численности работающих. Если среднегодовую численность работающих во 2-м году сравнить с чи­сленностью работников 1-го года, но скорректированной на коэффициент роста объема, то результат покажет относительную экономию—18 чел. (382 чел.-381 чел. · 1,049).

Если умножить сэкономленную численность работающих на среднегодо­вую оплату труда во 2-м году, то получим относительную экономию числен­ности работающих, выраженную через оплату их труда (с начислениями). В нашем примере это составляет -466 тыс. ДЕ (18 • 25 901 ДЕ). Это общий результат интенсификации в использовании трудовых ресурсов, часть которого может отразиться в повышении оплаты труда персонала, а дру­гая часть — в снижении себестоимости продукции за счет относительной экономии оплаты труда. Расчет относительной экономии оплаты труда для условий нашего примера: 9894 тыс. ДЕ - 9628 тыс. ДЕ · 1,049 = -206 тыс. ДЕ, где 9894 тыс. ДЕ — фактический фонд оплаты труда во 2-м году; 9628 тыс. ДЕ—фонд оплаты труда 1-го года; 1,049—коэффициент динамики продукции за два года.

Относительная экономия материальных ресурсов составила 353 тыс. ДЕ (54 434 ДЕ - 52 228 ДЕ • 1,049). Относительный перерасход основных произ­водственных фондов равен +588 тыс. ДЕ (78 581 ДЕ-74 350 ДЕ • 1,049). Показатель относительной экономии (перерасхода) характеризует величину необходимых ресурсов при достигнутом объеме производства и стабильно­сти на базовом уровне качественного показателя использования ресурсов. В нашем примере по всем видам ресурсов (кроме основных производствен­ных фондов) имеет место относительная экономия.

Расчет 5. Комплексная оценка всесторонней интенсификации произ­водства.

На практике часто ограничиваются динамическими или пространствен­ными методами сравнений частных показателей интенсификации по отдель­ным ресурсам за какие-то периоды времени либо между организациями. Пример динамического сравнения приведен в расчете 1. Такие методы не дают однозначной оценки всесторонней интенсификации по частным пока­зателям использования отдельных ресурсов, но опыт и интуиция хозяйствен­ника поможет с достаточной точностью определить улучшение или ухудше­ние динамики всесторонней интенсификации.

Однозначный ответ на степень всесторонней интенсификации получают при помощи специальной методики сведения различных показателей в еди­ный интегральный показатель или путем обоснованного выбора одного из обобщающих показателей, вбирающих в себя все качественные характерис­тики различных частных показателей интенсификации. Пример первого на­правления комплексной оценки всесторонней интенсификации может быть дан для показателей относительной экономии различных ресурсов. В нашем примере суммарная совокупная относительная экономия всех ре­сурсов составила 781 тыс. ДЕ. Она складывается из экономии оплаты труда, отражающей снижение трудоемкости производства (-466 тыс. ДЕ), эконо­мии материальных ресурсов (-353 тыс. ДЕ), экономии оборотных средств (-550 тыс. ДЕ) и относительного перерасхода основных производственных фондов (+588 тыс. ДЕ). Здесь следует сказать о некоторой несопостави­мости цен на различные ресурсы, существующей в настоящее время, но этот фактор можно учесть при анализе и оценке совокупной относительной экономии.

Для комплексной оценки всесторонней интенсификации на практике чаще всего прибегают к показателям рентабельности (второе направление). Обычно используется уровень общей рентабельности P/(F + Е) как отноше­ние прибыли (Р) к сумме основных производственных фондов (F) и оборот­ных средств (Е). Этот показатель вбирает в себя все качественные характе­ристики частных показателей интенсификации, что видно при моделирова­нии уровня рентабельности:

где U/N — зарплатоемкость продукции;

U — фонд заработной платы; N — объем продукции), которая в достаточной степени отражает

трудоемкость продукции;

M/N — материалоемкость продукции;

A/N — амортизациоемкость продукции;

F/N — фондоемкость продукции по основным фондам (F/N= F/A -A/N);

E/N — уровень запасов оборотных средств на рубль продукции (или фондоемкость по оборотным средствам).

В динамике уровня рентабельности отражается динамика всесторонней интенсификации хозяйственной деятельности, что делает этот показатель наиболее обобщающим показателем эффективности деятельности органи­зации, работающей в рыночных условиях.

Методы экономического анализа позволяют уточнить динамику уровня рентабельности как за счет учета влияния внешних факторов, не зависящих от организации (изменение цен и т.д.), так и за счет влияния внутрипроиз­водственных факторов.

Предлагается также рассчитывать совокупную долю влияния экстенсив­ности и интенсивности по всем ресурсам. Определяют затраты по всем ре­сурсам как сумму оплаты труда, материальных затрат, средней величины основных фондов и оборотных средств:

Для 1-го года: 9 628 + 52 228 + 74 350 +16 007 = 152 213 (тыс. ДЕ).

Для 2-го года: 9 894 + 54 434 + 78 581 +16 241 = 159150 (тыс. ДЕ).

Далее определяют динамику совокупных затрат: 159150 тыс. ДЕ: 152 213 тыс. ДЕ = 1,046. Сопоставлением динамики совокупных ресурсов находят коэффициент производительности совокупных ресурсов: 1,049: 1,046 = 1,003. Прирост совокупных ресурсов на 1% прироста продукции: 4,6: 4,9 = 0,939. Следовательно, доля экстенсивности на 100% прироста продук­ции составила 93,9%, а интенсивность — 6,1%. Совокупный социально-эко­номический эффект повышения интенсивности равен - 781 тыс. ДЕ (-466 - 353 + 588 - 550), а совокупный экономический эффект, отраженный в по­казателях отчетности предприятия, - 521 тыс. ДЕ (-206 - 353 + 588 - 550). Разница 260 тыс. ДЕ (781 - 521) отражает прирост средней оплаты труда ра­ботников. Экономия по себестоимости составила - 814 тыс. ДЕ (-206 - 353 - 255). Экономия примененного (авансированного) капитала составила -293 тыс. ДЕ (+588 + 255 - 550).

Методика комплексного анализа и оценки эффективности хозяйствен­ной деятельности занимает важное место в управленческом анализе. Ее применение позволяет получить:

• объективную оценку прошлой деятельности, найти резервы повыше­ния эффективности хозяйствования;

• технико-экономическое обоснование перехода на новые формы соб­ственности и хозяйствования;

• сравнительную оценку товаропроизводителей в конкурентной борьбе и выбор партнеров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.