Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI.4. СОВЕТСКая Культура сталинской эпохи




1. становление советской культуры и основные исторические вехи ее развития.

2. Роль идеологии в советской культуре. Ленинский план монументальной пропаганды.

3. Особенности и важнейшие достижения художественного метода социалистического реализма.

4. Советская "сталинская" архитектура.

Основные понятия: культурная революция, советский (социалисти-ческий) тип культуры, социалистический реализм, "сталинский классицизм".

 

_________________________

1) А.С.Панарин. Стратегическая нестабильность в XXI веке. ― М., 2004.

 

1. Л юди издавна мечтали о жизни в царстве справедливости и достатка. Такое общество пытался построить древнеегипетский фараон-реформатор Эхнатон; теорию идеального государства разрабатывал древнегреческий философ Платон; о нем пророчествует Библия; на алтарь этой идеи декабристы положили свое общественное положение, свободу и даже жизнь... Очередная попытка реализовать извечную мечту человечества на 1/6 части обитаемого мира была предпринята в начале ХХ столетия в России. Последовавшая вслед за Первой мировой войной Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года стала истинным водоразделом между Новой и Новейшей эпохами.

Возникшее на фундаменте Российской империи государство ― Союз Советских Социалистических республик (СССР) с первых своих дней приступило к строительству качественно нового общества, новой культуры, воспитанию нового человека ― железного борца и строителя коммунизма. Повышение образовательного и культурного уровня советских людей стало одной из важнейших забот государства. Политика в области культурного строительства, инициированная советским руководством, получила официальное название ¾ " культурная революция ".

культурная революция ― одна из трех составляющих разработанного В.И.Лениным плана построения социализма, наряду с индустриализацией и коллективизацией села.

Суть культурной революции заключалась в ликвидации культурной отсталости и, прежде всего, неграмотности населения страны путем создания системы народного образования; открытии простора для развития творческих сил трудящихся; воспитании новой советской интеллигенции; обеспечении господства идеологии научного коммунизма.

 

· декретом " О введении в стране всеобщего начального обучения " от 1925 г. было введено общедоступное обучение на родном языке ― 5-летнее начальное и 4-летнее среднее.

В кратчайший срок советской властью были достигнуты беспрецедент-ные успехи в деле ликвидации неграмотности. Если накануне Октябрьской революции грамотным было лишь 35-40% городского населения, то уже через 10 лет эта цифра достигала 70%. На селе число грамотных возросло с 15 до 50%. Со временем из страны, 80% населения которой было неграмотным, СССР превратился в " страну всеобщей грамотности ".

рабочие кадры, в которых так нуждалась поднимавшаяся из руин страна, получали профессиональную подготовку в школах фабрично-заводского обучения, а созданные при институтах и университетах рабочие факультеты (РАБФАКи) готовили рабочих и крестьян к поступлению в вузы. Высшее образование стало бесплатным и доступным для выходцев из простого народа.

· безотлагательной задачей стало привлечение на сторону советской власти интеллигенции. российской культуре был нанесен серьезный урон, когда за рубежом оказался цвет творческой и научной интеллигенции, не принявшей революционных преобразований: писатели И.Бунин и А.Куприн, философ Н.Бердяев, художник И.Репин, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский, певец И.Шаляпин, звезды балета А.Павлова, В.Нижинский. Тем же, кто остался или вернулся, предстояло найти свое место в новой социалистической реальности. Но главной целью было воспитание нового поколения интеллигенции, преданной идеям социализма и с уровнем образованности, соответствующим мировым стандартам.

· Молодое государство решало еще одну глобальную задачу приобщения народа к сокровищам мировой культуры, в первую очередь, классической литературе (со временем советский народ будет признан самым читающим народом в мире!). Двери библиотек, музеев, театров распахнулись перед теми, кто в силу своего социального положения в прежних условиях был лишен такой возможности.

· Важная роль отводилась формированию нового социалистического по духу искусству: " Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними " (В.И.Ленин). 1) Понятные и близкие простому народу художественные произведения должны были служить не только целям эстетического воспитания, но и эффективным средством распространения революционных и социалистических идей.

 

Результатом культурной революции стало построение в СССР культуры нового типа ― советской (социалистической) культуры. Являясь производной европейской культуры, социалистическая культура в корне отличалась от западной буржуазной культуры и по своей идейной сущности, и по своей социальной функции ― впервые в истории все культурные достижения и блага должны были стать достоянием трудящихся.

Отличительными чертами советской культуры являлись: народность, партийность и социалистическая идейность, научное мировоззрение, патриотизм, коллективизм, интернационализм.

 

По замыслу ее идеологов, социалистическая культура должна была наследовать материальные и духовные ценности всех предшествующих исторических эпох, вобрав и творчески переработав все лучшее из культурного наследия человечества.

__________________________

1) В.И.Гапеева, Э.В.Кузнецова. "Беседы о советских художниках". ― М.-Л., 1964.

В то же время, масштабные культурные преобразования имели и свою оборотную сторону ― они сопровождались разрушением всего того, что называли " старой буржуазной культурой ", уничтожением культурных ценностей, которые не отвечали задачам построения нового социалистического общества, преследованиями интеллигенции, не разделявшей пролетарских идей (было немало тех, кто считал большевиков вандалами, разрушителями культуры и предвещал скорое крушение Советской власти).

Протест против старого мира обернулся и непримиримой борьбой против церкви, которая всегда была оплотом монархии. В 1918 г. был принят правительственный декрет " Об отделении церкви от государства и школы от церкви ". Каждому гражданину предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Однако сознание населения, особенно сельского, оставалось в значительной мере религиозным. Поэтому идеологи-ческая борьба не ограничилась насаждением атеистического мировоззрения ― закрывались и разрушались храмы, вывозились ценные предметы культа, подвергались арестам и физически уничтожались представители духовенства.

Многие грандиозные успехи в деле индустриализации и коллективизации села достигались ценой колоссальных жертв, каторжным трудом огромной армии заключенных трудовых лагерей ГУЛАГ а. возникнув как место изоляции контрреволюционных и уголовных элементов в интересах защиты и укрепления "диктатуры пролетариата", ГУЛАГ (1930-56 гг.), благодаря системе "исправления принудительным трудом", быстро превратился в фактически самостоятельную отрасль народного хозяйства.

· В короткой и противоречивой истории советской культуры, насыщенной эпохальными событиями, невиданными успехами и тягчайшими трагедиями, можно выделить следующие периоды:

«1917-21 гг. ― закладка основ культуры социалистического типа;

«20-30-е гг. ― расцвет советской культуры;

«1941-45 гг. ― Великая Отечественная война и связанный с ней духовный подъем в культуре;

«1946-53 гг. ― послевоенное восстановление и начало" холодной войны" с Западом;

«50-60-е гг. ― " оттепель " и диссидентское движение;

«70-80-е гг. ― эпоха " застоя ";

«вторая пол 80-х гг. ― " перестройка " и окончание "холодной войны";

«1991 г. ― распад СССР и начало постсоветского этапа развития отечественной культуры.

2. О дной из ключевых установок культурной революции стало использование достижений культуры в качестве инструмента идеологического влияния на массы.

После окончания в 1918 г. Первой мировой войны над молодой Советской республикой нависла новая смертельная опасность. Иноземные войска нескольких государств вторглись в страну, спеша на помощь белогвардейским отрядам (остаткам царской армии) с целью задушить революционное движение в России. В условиях начавшейся новой войны, теперь уже гражданской, многократно возрастало значение идейной твердости, убежденности в правоте своего дела и неизбежности победы. В.И.Ленин понимал огромную убеждающую силу искусства и видел в нем могучее средство политической агитации и пропаганды. В 1918 г. им был предложен план монументальной пропаганды, предусматривавший:

· установку в Москве, Петрограде и других городах монументальных памятников выдающимся революционерам, гуманистам, деятелям культуры;

· установку памятных и мемориальных досок, увековечивающих память

об исторических личностях и событиях, являющихся гордостью народа;

· наглядную агитацию с помощью плакатов, лозунгов, эмблем революционного и гуманистического содержания; агитационное оформление праздников.

Ленинский план базировался на утопических идеях итальянского мыслителя, борца за свободу своей родины Томмазо Кампанеллы, который еще на заре XVII в. в своей книге " Город солнца ", написанной им в тюрьме, описал фантастический проект общества будущего, в котором нет ни бедных, ни богатых, где труд стал внутренней потребностью, и все служило на благо людям. В солнечном городе Кампанеллы памятники борцам за свободу призваны были будить патриотические чувства молодого поколения, а фрески и надписи, украшающие дома ― пробуждать высокие, благородные стремления...

Воплощение в жизнь грандиозного ленинского плана в условиях войны и разрухи требовало затрат, непосильных для молодого государства. " Не думайте, ― писал Ленин, ― что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно …" 1) Поэтому было принято решение использовать недорогие и не слишком долговечные материалы: бетон, гипс, цемент и т.п.

Был утвержден список исторических лиц, деятельность которых должна была служить образцом для советского человека: поэт А.Пушкин и идеологи коммунизма К.Маркс и Ф.Энгельс, первый русский революционер А.Радищев и казачий атаман Степан Разин. Увековечить их образы в статуях, барельефах, бюстах доверили известным скульпторам С.Коненкову, И.Шадру, М.Манизеру.

Несмотря на то, что до наших дней произведений монументальной пропа-ганды сохранились лишь единицы, искусство, вызванное к жизни ленинским планом, оказалось качественно новым явлением, прочно вошедшим в Новейшую художественную культуру.

Огромную агитационную роль в деле становления советской культуры сыграло искусство плаката. Перед художниками-плакатистами стояла ответ-________________________________

1) Там же.

ственная задача ― художественными средствами пробуждать в народе великую силу созидания и веру в светлое будущее, раскрывать пути, ведущие к торжеству победы, разоблачать врагов революции. Плакат ясно и убедительно рассказывал каждому, в чем заключается его гражданский долг, его личное участие в классовой битве.

Уникальным видом агитационно-массового искусства стали созданные в период Гражданской войны " Окна сатиры РОСТА " (Российского телеграфного агентства). Острые доступные сатирические плакаты "Окон РОСТА" с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали все злободневные события в стране.

3. С оветская официальная идеология требовала от художника быть " верным помощником партии в деле коммунистического воспитания трудящихся ", следуя, при этом, единому творческому методу.

Таким методом стал социалистический реализм ― художественное направление в искусстве, реалистическое по форме и социалистическое по содержанию.

основоположником соцреализма считается русский и советский писатель Максим Горький. В 1925 г. на Всесоюзном совещании пролетарских писателей прозвучал призыв к борьбе против буржуазной эстетики. Со временем были выработаны и основные принципы пролетарского искусства.

Тематикой нового искусства становятся: революционная романтика, поэтизация социалистического строительства, героизация человека труда. Создаваемые советскими художниками образы (как правило, это были выходцы из простого народа) должны были быть предельно достоверными, а их само-отверженность и героические поступки освещаться как отражение реальных исторических событий и результат соответствующего идейного воспитания.

не желая следовать тем путем, которым развивалось новейшее западное искусство в его упадническо-декадансных и модернистских формах, эстетика соцреализма избегала любых непривычных средств выражения, способных отпугнуть малоподготовленного зрителя, опиралась на классические традиции и заново переосмысленные возможности реализма. " Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью ", ― говорил один из первых советских художников А.Дейнека. 1)

Это не означает, что деятелями искусства, особенно молодым поколением, не велся поиск новых форм самовыражения. Первые годы становления советского искусства стали ареной борьбы разных течений, временем активного экспериментаторства. Достаточно вспомнить раннее творчество одного из ведущих советских поэтов В.Маяковского и его соратников-кубофутуристов (см. раздел VI.2). Однако простому труженику эти творческие эксперименты были, как правило, малопонятны и, к тому же, не вписывались в рамки официального искусства. Многие из тех, чье творчество _______________________________

1) Там же.

оказалось невостребованным в СССР, покинули страну, получив впоследствии широкое признание за рубежом: поэты Д.Мережковский, И.Бродский, писатель В.Набоков, художники М.Шагал, К.Малевич, А.Кандинский.

Социалистический реализм постепенно завоевал доминирующие позиции практически во всех сферах искусства. Однако ошибочно было бы считать, что соцреализм насаждался исключительно сверху. Он отвечал внутренней потребности большой части и зрителей, и художников. Модернизм не мог удовлетворить душевную потребность человека видеть в произведении искусства отражение жизни такой, как она есть, и такой, какой она должна быть. Искусство соцреализма ― это, если и не правда жизни, то сказка, удивительно похожая на правду.

· Среди наиболее значимыхпредставителей литературы соцреализма ― М.Горький (" Мать "), Н.Островский (" Как закалялась сталь"), М.Шолохов (" Поднятая целина "), А.Фадеев (" Молодая гвардия "), поэт А.Твардовский (поэма " Василий Теркин ") и др.

Известностью и успехом в СССР пользовались и литераторы, писавшие отнюдь не в русле соцреализма: поэты А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский (со временем отошедший от футуристов), писатель М.Булгаков (" Роковые яйца ", " Мастер иМаргарита "), писатели-сатирики И.Ильф и Е.Петров (" Двенадцать стульев ", " Золотой теленок ") и др.

· Важнейшим видом советского изобразительного искусства и наиболее действенным элементом плана монументальной пропаганды была скульптура.

Образцами для советских художников и скульпторов служили безукоризненные по форме и композиции творения представителей классицизма и жизненно правдивые произведения реалистов, но одухотворенные романтикой новой эпохи и оптимистической верой в счастливое будущее.

В монументальной скульптуре сложился особый стиль, где черты героического сочетались с большой человечностью и простотой. Наряду с прекрасными, как античные боги, образами-символами красноармейцев, рабочих и крестьян утвердился внешне ничем не примечательный, но опоэтизированный образ простого труженика, красота которого раскрывалась в его повседневных делах.

К сожалению, социалистическое искусство у многих ассоциируется с растиражированными гипсовыми бюстами Ленина, "пионерами с горнами", "девушками с веслом" и пр. "шедеврами", украшавшими парки, скверы и санатории. В постсоветские времена какие только хлёсткие эпитеты не употреблялись, осмеивая мало-художественные парковые скульптуры, ставшие символом советской культуры!

Однако оригиналы, служившие образцами для этих скульптур были, как правило, произведениями весьма достойными. Взять, к примеру, пресловутых " девушек с веслом " ― бесчисленные вариации на тему одноименной скульптуры Р.Иодко, выполненной для водного стадиона "Динамо". А тот, в свою очередь, взял за основу монументальную 8-метровую скульптуру И.Шадра, украшавшую фонтан в Центральном парке им. Горького (1936 г.). По замыслу Шадра обнаженная фигура сочетала в себе классическую красоту женского тела и новый образ женщины в советском обществе ― спортивной, самодостаточной, уверенной в себе. Р.Иодко, правда, "одел" свою модель в купальник, придав ей больше спортивности и меньше эротизма.

Самым известным сооружением советской монументальной скульптуры является статуя " Рабочий и колхозница " Веры Мухиной, выполненная для Всемирной выставки 1937 г. в Париже. 24-метровый монумент первоначально возвышался на крыше 35-метрового советского павильона, а впоследствии был перенесен в Москву и установлен перед входом на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства ― постоянно действующая масштабная выставка, демонстрировавшая успехи СССР в области науки и техники, промышленного и аграрного производства). Монументальные образы рабочего и колхозницы, в едином порыве устремившихся вперед, воплощали и нерушимый союз двух классов трудящихся; и символы советского государства ― серп и молот; и единство мужского и женского начал. Именно эта скульптура стала одним из главных советских символов, как, к примеру, статуя Свободы для США.

Социалистическому искусству было присуще чрезмерное возвеличивание вождей, мифологизация их образов, ставшее логическим продолжением Плана монументальной пропаганды. После смерти В.И.Ленина (1924 г.) по всей стране стали возводиться памятники, увековечивавшие его образ. Сложился даже особый жанр ― " Лениниана ", воплощавший в литературе, изобра-зительном искусстве, кино образ вождя пролетариата (рис. 214).

В 30-е годы в искусстве рядом с Лениным, а со временем и потеснив его, утверждается образ И.В.Сталина. Советской идеологической системой осуществлялась, в буквальном смысле этого слова, сакрализация образов Ленина и Сталина, превращение их в священные идолы, почти религиозные символы. И только с разоблачением культа личности Сталина в 50-е гг. многие его памятники были демонтированы.

Героизм и мужество советского народа в годы Великой Отечественной войны, величие его победы увековечены в монументах, установленных в освобожденных городах СССР и Европы ― памятниках советским воинам, бюстах дважды и трижды Героев Советского Союза на их родине.

Гигантская 85-метровая статуя " Родины-матери " (скульптора Е.Вучетича увенчала мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде (Сталинграде), став на момент строительства самой большой скульптурой в мире. В Берлине по проекту того же Е.Вучетича и архитектора Я.Белопольского был создан величественный архитектурно-скульптурный комплекс, в центре которого ― гигантская статуя " Воина-освободителя ". Советский солдат с немецким ребенком на руках, разрубивший мечом фашистскую свастику, стал символом борьбы за мир и свободу.

· живопись соцреализма изначально имела четкую ориентацию на академическое искусство. Продолжая традиции русской реалистической школы, советские художники великолепно владели рисунком, мастерски передавали форму и цвет. творчество советских художников сохраняло высокий духовный потенциал классического искусства.

В 1922 г. была создана Ассоциация художников революционной России, в которую вошли мастера-реалисты старшего поколения (участники То-варищества передвижных выставок и "Союза русских художников") и молодые художники: Н.Касаткин, И.Бродский, Б.Иогансон, Ю.Пименов, М.Греков и др. Метод соцреализма открывал достаточно широкие возможности для проявления различных живописных манер и индивидуальных стилей, а, будучи интернациональным по сути, объединил представителей разных национальных художественных школ.

Имея, по сравнению со скульптурой, более повествовательный характер, живопись откликалась на все значительные события в жизни народа, ярко, доходчиво и, главное, поэтично запечатлевая и его трудовые будни, и мечты о светлом будущем, и летопись скорбных утрат. Ассоциация организовывала большие передвижные тематические выставки: " Жизнь и быт рабочих ", " Жизнь и быт народов СССР " и др. На полотнах, представленных на выставках, зритель мог увидеть широкие просторы своей Родины — пейзажи Украины, Сибири, Урала, Средней Азии, Кавказа, Заполярья.

Интерес к конкретному человеку, его внутреннему миру способствовал развитию портретного жанра, в том числе, группового портрета. Образы простых людей создавались художниками с огромной симпатией и уважением. Важное место в советском искусстве занимал образ молодого строителя коммунизма с уверенностью и оптимизмом глядящего в будущее.

С первых же дней войны советские художники посвятили свое творчество общему делу борьбы против фашистских агрессоров, направив творческую энергию на поддержание духа тех, кто встал на защиту Родины. Ведущее место снова заняло агитационно-массовое искусство ― радио, кино, печать, политический плакат, карикатура.

Стремление показать советского человека в условиях суровых испытаний, раскрыть его высокие душевные качества ― мужество, героизм, патриотизм, само-отверженность, определило характер живописных полотен и графики, посвященных военной тематике.

Советский народ, хоть и с величайшими потерями, вышел победителем из невиданной по своим масштабам войны. Общими титаническими усилиями в кратчайшие исторические сроки удалось залечить раны, нанесенные войной, восстановить разрушенные города и села и даже превзойти довоенный уровень развития экономики. Искусство соцреализма снова обратилось к тематике мирного созидания, хотя раны войны еще долго будут тревожить ум и сердца художников.

· Унаследовав лучшие традиции дореволюционного реалистического искусства и развиваясь на основе метода социалистического реализма, советский театр стал новой ступенью в истории мирового театрального искусства. Большую роль в этом сыграло творческое взаимодействие между крупнейшими театрами, традиции которых сложились ещё до 1917 г. ― Малым театром, Московским Художественным Академическим театром (МХАТом), и новыми, созданными в первые годы Советской власти ― театром им. Вахтангова, театром им. Маяковского и др.

Обращение к классике давало возможность создавать спектакли на основе классической драматургии, но созвучные революционным идеям. Персонажи классических пьес, переосмысленные по-новому, становились близкими зрителю своим бунтарским протестом, готовностью к борьбе во имя больших целей. Новое сценическое воплощение обрели такие социально-обличительные произведения прошлого, как " Ревизор " Н.В.Гоголя во МХАТе.

Новой своеобразной формой театрального искусства явился массовый агитационный театр с его политически острыми, проникнутыми духом революционной романтики спектаклями и ставившимися прямо на улицах и площадях инсценировками и массовыми представлениями.

Развитие советской театральной режиссуры определялось творческими принципами К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, стремившихся к раскрытию " жизни человеческого духа ". " Система Станиславского " признана в качестве наивысшего образца реалистического искусства во всем мире.

Государственной поддержкой пользовались национальные труппы на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане... В СССР открылся и единственный в мире цыганский театр " Ромэн ". На сцене советских театров ставились пьесы авторов из братских республик.

Возникают и театры для детейТЮЗы (театры юного зрителя), кукольные театры, самый известный из которых ― театр кукол С.Образцова.

В годы Отечественной войны театральные деятели принимали активное участие в борьбе советского народа против фашистского нашествия. Актерские бригады выезжали на фронт, поддерживая боевой дух советских солдат.

В 50-60-е годы поиск более современных форм театрального действа ― смелых, динамичных, которые, не отрицая традиций реалистического искусства, еще больше раскрывали бы его безграничные возможности, привел к созданию новых театров " Современник ", " на Таганке "и др., открывших новую страницу в истории советского театрального искусства.

Среди прославленных имен деятелей советского театра ― драматурги Н.Погодин и В.Розов; режиссеры Е.Вахтангов, В.Мейерхольд, Г.Товстоногов; актеры В.Качалов, М.Яншин, Ф.Раневская,И.Смоктуновский и многие др.

· Значительным явлением в культурной жизни советского человека была эстрадная музыка. " Нам песня строить и жить помогает " ― эти слова популярной песни сопровождали советской народ на всех этапах его истории. Никогда еще песня не имела такого мощного социального звучания, как в советской культуре. Следуя всем канонам социалистической идеологии, советская песня несла в себе жизнеутверждающий оптимизм, неиссякаемый задор, сохраняя при этом необыкновенную лиричность и задушевность, мелодичность, легкость восприятия и воспроизведения.

Творчество легендарных певцов Леонида Утесова и Клавдии Шульженко знаменует собой целую эпоху в советской музыкальной культуре 30-40-х годов; Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон стали символами советской эстрады 50-80-х гг. А имена прославленных композиторов-песенников И.Дунаевского и В.Соловьева-Седого, поэтов В.Лебедева-Кумача, М.Матусовского стоят в одном ряду с именами классиков, работавших в "серьезных жанрах".

· Одно из центральных мест в социалистической культуре играло кино. Ленинское высказывание о том, что " из всех искусств важнейшим для нас является кино " стало не просто лозунгом ― программой к действию.

История советского кинематографа началась в 1919 г. с хроники о гражданской войне. Попутно снимались короткие агитфильмы, рассказывавшие о целях и задачах Советской власти, о первых успехах молодого государства.

Фильмы великих кинорежиссеров и теоретиков кино С.Эйзенштейна " Броненосец "Потемкин " и В.Пудовкина " Мать " имели огромное значение для становления метода социалистического реализма в кинематографе и принесли молодому советскому художественному кино мировую известность.

Доступное всем, независимо от возраста и образовательного уровня, кино в Советском Союзе пользовалось неслыханной популярностью. Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в которых неизменно побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена советским кинематографом, за которым даже закрепился эпитет " доброе и наивное советское кино " (х/ф " Свинарка и пастух ", " Кубанские казаки " и др.).

Эти традиции продолжались и в послевоенное время, когда главными героями произведений стали молодые, задорные, целеустремленные участники грандиозных строек, освоения целины, утверждавшие на экране тип настоящего советского человека (" Девчата ", " Высота ").

Особую любовь снискали музыкальные комедии. Сочетание режиссерского мастерства Г.Александрова, актерского таланта Л.Орловой и музыки И.Дунаевского творило настоящие шедевры, не утратившие своего очарования до настоящего времени (" Веселые ребята ", " Волга-Волга", " Цирк "). Даже в военное лихолетье снимались жизнеутверждающие музыкальные ленты, несущие зрителю уверенность в скорой победе (" В шесть часов вечера после войны ", " Небесный тихоход ").

Блестящие экранизации литературных произведений " Тихий Дон " С.Герасимова, " Война и мир " С.Бондарчука (получившая премию "Оскар") и др. вдохнули новую жизнь в бессмертную литературную классику.

Особое место в советском кинематографе занимало документальное и научно-популярное кино. Были даже открыты специальные просветительские кинотеатры, где демонстрировались ленты научного содержания.

Советское кино всегда было очень самобытным. Отчасти это объясняется тем, что оно десятилетиями развивалось в изоляции от остального кинематографа. С началом политических и культурных трансформаций в 1950-60-е годы начался закат эры соцреализма в советском кино. Но это отнюдь не означало заката советского кино как такового.

4. В разоренной революцией и войнами полуголодной стране, где, казалось, и речи идти не могло о сколько-нибудь значительном строительстве, рождается идея создания грандиозного памятника III Коммунистического Интернационала. Проект архитектора В.Е.Татлина стал первой ласточкой подъема новаторской архитектуры.

Замысел автора поражал своими воистину космическими масштабами и ломал все традиционные представления об архитектуре. Две свивающиеся наподобие молекулы ДНК стальные спирали, с подвешенными между ними гигантскими стеклянными объемами куба, пирамиды, цилиндра и полусферы, без видимых усилий возносились вверх на высоту 400 м, становясь зримым воплощением неудержимого движения и бесконечности прогресса! Несущая мачта-консоль имела наклон как у земной оси. Кубический объем многоэтажного здания символизировал Землю и должен был вращаться вокруг своей оси со скоростью планеты, совершающей годичный цикл вокруг Солнца. Треугольная призма и цилиндр должны были делать полный оборот за месяц, а верхняя полусфера (символ неба) синхронизировалась с суточным вращением Земли.

Уникальная " Башня Татлина " должна была стать правительственным зданием и мировым информационным центром, в котором планировалось разместить " радиоприемник мирового масштаба " и " прожектора, которые проектировали бы световые буквы на облака ". И хотя проект так и не был реализован, он обрел всемирную известность, стимулируя творческую мысль архитекторов вплоть до наших дней, как в СССР, так и на Западе.

· Поиск новых художественных форм в эпоху всеобщего преклонения перед техническим прогрессом привел к формированию так называемого " производственного искусства ", идеологи которого призывали художников творить только полезные удобные вещи и мечтали о новом гармоничном человеке, живущем в благоустроенном городе. На этой волне в после-революционной России в условиях острого дефицита материальных благ родилась идеология и эстетика Конструктивизма (см. раздел VI.2).

Проект Дворца Труда братьевВесниных (1922 г), отличавшийся рациональностью планировки и использованием новых строительных материалов и конструкций, соответствовал идеалам лаконичной "пролетар-ской" эстетики, став зримым воплощением гимна труду

· в 1922 г. после Первого съезда Советов возникла идея сооружения Дворца Советов. В масштабном интернациональном конкурсе приняло участие более 500 проектов. Победу одержал проект арх. Б.Иофана. Колоссальный Дворец высотой более 300 метров и объемом в три раза больше пирамиды Хеопса должен был стать главным архитектурным акцентом столицы. Этот суперпроект сталинской эпохи знаменовал собой рождение нового стиля, названного " сталинским классицизмом ".

Позже автору проекта было предложено увенчать Дворец 100-метровой статуей Ленина, хотя самому Б.Иофану такая идея не понравилась.

Строительство Дворца Советов, которому предрекали звание "восьмого чуда света", как самому высокому и величественному сооружению в мире, началось только в 1939 г. Но планам помешала война. металлический каркас был разобран ― столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской армии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти.

· Среди приоритетных задач Советского государства было обновление облика городов. Москве предстояло стать " образцовой столицей ", поэтому в ней с первых дней советской власти велось интенсивное строительство. Наиболее удачным примером архитектуры в стиле "сталинского классицизма" являются восемь высотных зданий, построенных сразу же по окончании Великой Отечественной войны по предложению самого Сталина. Наиболее известное из них ― главный корпус МГУ на Ленинских горах, в котором воплотились некоторые черты Дворца Советов. это 36-этажное здание высотой 236 м на момент строительства было самым высоким зданием в Европе.

· Особой гордостью столицы является метро, строительство которого началось в 1931 г. Похожие на великолепные дворцы станции московского метрополитена им. В.И.Ленина признаны самыми красивыми в мире.

 

Воодушевление, с которым советский народ приступил к восстановлению разоренной войной страны, позволило довольно быстро нормализовать жизнь общества, обеспечить подъем экономики и культуры. Однако послевоенный период был омрачен обострением отношений между странами социалистического содружества во главе с СССР и западным миром, лидерство в котором перешло к США, открыто стремившимся к мировому господству.

Это было началом " холодной войны ", вновь почти на 50 лет разделившей два лагеря " железным занавесом ".

Непримиримое политическое и культурно-идеологическое противостояние служило веским основанием для усиления идеологического прессинга со стороны КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) и всей государственной машины на собственных граждан, и в первую очередь, на деятелей культуры, которых следовало " оградить от тлетворного влияния Запада ". По указанию Сталина была развернута жесткая борьба с космополитизмом [от греч. космополит ― гражданин мира] ― одним из проявлений процесса глобализации в сфере культуры, который он считал реакционной буржуазной идеологией, выступающей против национального самоопределения во имя " абстрактной идеи единства человечества ".

Смерть И.В.Сталина в 1953 г. потрясла сами устои тоталитарной советской системы. Завершилась эпоха великих свершений и великих ошибок, грандиозных побед и неисчислимых жертв, в который раз доведя, что в истории культуры не может быть места однозначным оценкам.

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1. Какие черты присущи социалистическому (советскому) типу культуры? В чем принципиальные различия между социалистической и западной культурами?

2. Какие этапы прошла в своем развитии советская культура?

3. Что понимается под "культурной революцией", какие задачи ставились в ходе культурного преобразования советского государства?

4. Раскройте сущность Ленинского Плана монументальной пропаганды. Каковы его цели и результаты реализации?

5. В чем заключается сущность метода "социалистического реализма"? Каковы его культурные корни?

6. Охарактеризуйте художественный стиль "сталинский классицизм". Назовите известные вам произведения созданные в этом стиле, в том числе, в вашем городе.

7. Расскажите о важнейших достижениях советской культуры и произведениях искусства ленинского и сталинского периодов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.