Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурологический словарный минимум современного человека




абстракционизм [от лат. abstractio ― отвлечение] ― беспредметное, нефигуративное искусство ― течение модернизма (см. модернизм), для которого характерен отказ от формы, изображения конкретных предметов, достижение художественного образа посредством цветовых сочетаний, линий, геометрических фигур.

Античность ― эпоха Древнего Мира, включающая Эгейскую культуру, культуру Древней Греции и Рима.

антропология (см. этнография).

антропоцентризм [от греч. anthropos ― человек] представление о человеке, как о центральной фигуре мироздания.

архетип культурный ― структурный элемент коллективного бессознательного (по К.Юнгу); древнейший образ, зафиксированный в подсознании, с помощью которого сознание воспринимает реальность и ориентируется в ней. Примером может служить круг — символ солнца, единства, вечности, бесконечности…

барокко ― вычурный, декоративный, динамичный и эмоционально напряженный художественный стиль Нового Времени. Наряду с классицизмом, один из т.н. "больших стилей".

виды искусства ― подразделения в искусстве, главными отличиями которых выступают средства художественного отражения действительности: литература (слово); архитектура (объем и конструкция); изобразительные искусства ― живопись (цвет), графика (линии, штрихи, точки), скульптура (объем); музыка (звук); театр и кино (синтез разнообразных средств) и др.

Возрождение или Ренессанс [фр.] ― эпоха возрождения идей и идеалов античной древности, пришедшая на смену культуре Средневековья в XIV-XVI вв., для которой характерны утверждение творческих сил человека, возникновение нового отношения к жизни, противоположного средневековому с его отрешением от мирского и обращением исключительно к божественному.

гуманизм [от лат. humanitos ― человечность] — а) в философии ― принцип отношения к человеку как самоценности ― "мере всех вещей" (Протагор); б) бережное, почтительное отношение к человеку.

декаданс [фр. упадок, разложение] ― понятие, обозначающее упадок культур и народов, их искусства, политики, нравов; деградация культурных ценностей и смыслов в условиях изменения социокультурной реальности.

доминанта культурная ― одна из сфер культуры, играющая доминирующую роль на определенном культурно-историческом этапе, оказывая существенное влияние на остальные области культуры и на жизнь общества в целом, как например, религия в культуре Средневековья.

доминирующая культура ― доминирование в том или ином регионе на определенном историческом этапе культуры определенного типа или культуры какого-либо этноса; совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Древний Мир ― эпоха, сменившая первобытность (IV тыс.л. до н.э. - V в.). Включает культуры древних государств Двуречья, Др. Египта, Др. Греции, Др. Рима и др., для которых характерны рабовладельческий строй, классовое общество и разделение труда, становление и высокий расцвет разных сфер культуры, монументальность и каноничность искусства.

инсталляция [англ. inctallation ― установка] ― форма художественного произведения в искусстве постмодернизма (см. постмодернизм) ― пространственная композиция, созданная из самых разных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации), в том числе, и живых людей.

канон [греч. строгое незыблемое правило] ― свод правил, которые закрепляли принципы изображения действительности в искусстве, специфику и порядок ритуального действия, нормы и правила взаимодействия людей.

классика, классический [греч. образцовый] ― а) лучшие произведения элитарной культуры, ставшие образцами, эталонами художественного вкуса; б) период наивысшего подъема в культуре ― например, классический период в истории Древней Греции.

классицизм наряду с барокко, один из т.н. "больших стилей" Нового Времени, для которого характерны композиционная правильность, умеренный декор, сдержанность и величие человеческих эмоций и чувств.Для классицистов эстетическую ценность имело лишь то, что неподвластно времени и создано по законам гармонии.

контркультура ― совокупность радикальных культурно-политических процессов и явлений, смысл которых ― в отрицании господствующих стандартов официальной культуры и утверждении альтернативных культурных образцов, ценностей и смыслов.

кризис культуры (цивилизации) — период обострения противоречий определенной модели культуры или цивилизации, испытания жизненной силы ее социокультурных ценностей и смыслов, который может привести к переходу на новую ступень их зрелости.

кубизм [от фp. куб] ― течение модернизма (см. модернизм) первой четверти XX в., отрицающее изображение предметов в привычном виде, расчленение формы на фрагменты, приближенные к геометрическим фигуры.

культура ― восходит к латинскому слову "cultura", которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение природного объекта под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. В самом широком смысле понимается, как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

культурное наследие — достояние материальной и духовной культуры, созданное прошлыми поколениями, выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

культурный уровень — показатель " культурности ", степень освоения отдельным человеком, группой, обществом определенных видов деятельности или моделей поведения, присущих данному типу культуры, культурных ценностей предшествующих поколений.

культурология ― комплексная наука о культуре во всем многообразии ее проявлений.

массовая культура или масскульт — стандартизированная, доступная и зачастую бездуховная культура, порождение научно-технического прогресса, ориентированная на усредненные потребности и вкусы человека-массы.

мировая (общечеловеческая) культура — совокупность лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

модерн [фр. современный] ― художественный стиль на рубеже XIX-XX ст., для которого характерны подчеркнуто необычные, порой фантастические декоративные формы, орнаментализм.

модернизм [от фр. moderne ― современный] ― общее направление в искусстве XX в., объединяющее множество художественных течений, в основе которых ― свобода самовыражения и условность форм и стиля, вплоть до полного их разрушения.

народная культура — одна из форм культуры ― культурные образцы, функционирующие в народной среде, имеющие коллективный характер, созданные анонимными творцами: мифы, сказания, песни, танцы, предметы быта.

национальная культура — совокупность достижений различных классов, социальных слоев и групп той или иной нации, народа.

нео- [греч. neos ― новый] ― начальная составляющая сложных слов, означающая новый этап, обновленное состояние чего-либо: неоклассицизм, неоимпрессионизм и т.п.

Новейшая культура или культура XX века ― культурно-историческая эпоха, последовавшая за эпохой Нового Времени, которую отличают двухполярность культурного мира, доминирование науки во всех сферах культуры, технический прогресс и информационная революция, разнообразие творческого самовыражения в искусстве.

Новое Время ― культурно-историческая эпоха (XVII-XIX вв.), последовавшая за эпохой Возрождения, которой присущ капиталистический тип отношений, антропоцентризм, культ разума и возрастание роли науки, стилевое многообразие в искусстве.

нормы культурные ― исторически сложившиеся стандарты (требования, запреты, ограничения) определенного вида деятельности, регулирующие поведение и отношения людей и выражающие их представление о должном и желательном.

Нью-эйдж [англ. New Age ― Новая эра, Новый век] ― общее название совокупности множества мистических, оккультных и близких к ним течений и движений в западной культуре второй половины ХХ века.

обычаи ― воспринятые из прошлого неписаные правила поведения, отражающие стиль жизни народа, его отношение к природе, человеку, обществу, сфере священного; формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для его членов.

первобытная культура — самый ранний тип культуры и начальный этап культурной истории, начало которого относится приблизительно к 40-му тыс.л. до н.э. (по некоторым источникам ― на несколько десятков тысячелетий старше), на смену которому в начале 4-го тыс.л. до н.э. пришла культура Древнего Мира.

перфо́рманс [англ. представление, выступление] ― форма постмодернистского искусства ― т.н. "искусства действия", в которой произведение представляет собой театрализованную импровизацию художника (группы) в определённой ситуации, созданной им для персонажа, которым он сам же и является.

постмодернизм [от лат. post ― после + modernism] ― т.е. " следующий после модернизма " (см. модернизм) ― широкое и неоднозначное по методам и формам общественное течение конца ХХ – нач. ХХІ вв., провозгласивший возврат к эстетическому разнообразию и декоративности, переплетению элементов различных стилей прошлого. Искусство постмодернизма также называют неоэклектикой (см. нео-)

прогресс культурный ― качественное совершенствование структур, содержания и видов культурной деятельности как развитие творческого потенциала человечества.

Просвещение ― идейное, культурное и общественное движение в Европе в XVIII в., связанное с социально-экономическими, политическими и культурными переменами, в первую очередь, с распространением знаний, в эпоху Нового Времени.

Ренессанс (см. Возрождение).

ренессанс культурный — возрождение ранее утраченных или потерявших свою значимость ценностей определенной культуры, которое является не возвратом, а обогащением их человекотворческого смысла.

Реформация ― общественно-политическое и внутрирелигиозное движение за реформирование, очищение католицизма, совпадающее по времени с эпохой Возрождения.

ритуал ― набор стилизованных и четко распланированных жестов и слов, жестко закрепленный порядок действий в религиозной, политической и даже бытовой сферах.

символизм ― а) иносказательное, образно-символическое, проникнутое мистическим смыслом отражение действительности; б) направление в искусстве на рубеже ХIХ-ХХ вв.

синкретизм [гр.] ― соединение, нерасчлененность, характерные для первоначального неразвитого состояния чего-либо; органическая слитность материальных и духовных деяний, человека с природой, характерные для первобытной культуры.

Средневековье ― общеисторический тип культуры, следующий за культурой Древнего Мира и предшествующий культуре Нового времени (VIII-XIII вв.), специфическими чертами которого являются: феодальный строй, становление национально-государственных типов культур, господствующая роль религии в жизни общества.

стиль художественный ― идейно обусловленная общность черт культуры, творческих, образно-изобразительных приемов, отражающих вкусы и эстетические взгляды своей культурно-исторической эпохи или определенной группы людей. Наиболее известные стили в истории культуры: древнеегипетский, античный, византийский, древнерусский, романский, готический, барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн и др.

субкультура ― один из уровней культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей в обществе культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Различают молодежную субкультуру, субкультуру пожилых людей, субкультуры национальных меньшинств, профессиональную, городскую, сельскую и т.п.

сюрреализм [фр. сверхреальность] ― течение модернизма (см. модернизм), для которого характерны полная иррациональность, отражение фантазийного мира видений, галлюцинаций.

табу культурные ― жесткие запреты, которые удерживают субъектов культуры в пределах определенных норм.

теоцентризм [от гр. theos ― бог, божество] принцип абсолютизации роли Бога как центра мироздания.

"титаны Возрождения " ― разносторонние и многогранные личности, создавшие в эпоху Возрождения непревзойденные шедевры и утвердившие в культуре идеал человека-творца.

тоталитарная культура — официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20-50-е гг. в СССР, Италии, Германии, Китае, Сев. Корее и т.д. Отличается жесткой управляемостью сверху и опорой на массовый аффектированный энтузиазм снизу; политико-идеологической заданностью; преданностью (как правило, вынужденной и показной) правящему режиму и его вождям; псевдодемократизмом, выражающимся в поэтизации безликого "человека из народа".

традиция [лат. передача, преемство] ― механизм передачи элементов социального и культурного наследия, наиболее устойчивые формы действий и отношений, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе и социальной группе в течение длительного времени.

универсалии культурные — присущие всем без исключения культурным сообществам наиболее значимые элементы, из которых складывается культура: правила, традиции, обычаи, ценности, язык и пр.

фольклор (см. народная культура).

футуризм [от лат. futurum ― будущее] ― течение модернизма (см. модернизм), для которого характерны преклонение перед динамизмом технического века, отвержение традиционной культуры, морали и академического искусства.

ценности культурные ― приоритетные, особо значимые для данной культуры или субъекта культуры значения, смыслы и достижения, предметы.

цивилизация ― согласно одной из наиболее распространенных точек зрения, особая форма самоорганизации человеческих сообществ, отличающаяся превалированием производящей деятельности, наличием классов и государства, письменности и собственной истории.

эклектика [от греч. eclektikos ― выбирающий] ― гармоничное сочетание в одном произведении разнородных стилевых элементов.

элита культурная ― социально неформализованная наиболее прогрессивная и образованная часть народа, посвятившая себя культурному творчеству, просветительству или меценатству, как общественному служению.

элитарная культура ― одна из форм культуры, создателем или заказчиком которой выступают привилегированные группы общества (элиты), характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом, высоким качественным уровнем и ценностно-смысловой самодостаточностью.

этнография или этнология [от греч. ethnos народ] ― наука о составе, расселении и культурно-историческом развитии народов мира. Так как в центр своего интереса этнология помещала человека, она получила еще одно название ― антропология [от греч. anthropos человек].

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература:

1. Греченко В.А., Чорний І.В., Кушнарук В.А., Режко В.А. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти. — К., 2000.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. — М., 1998.

3. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. — М., 1999.

4. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. — М., 1998.

5. Історія світової культури: Навч. посібник/ Керівник авт. Колективу Л.Т.Левчук. — К., 1999.

6. Кармин АС. Основы культурологии: Морфология культуры. — СПб., 1997.

7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. ― М., 1998.

8. Культурология. Учеб. пособие. / Под науч. ред. Г.В.Драча — Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.

9. Культурология. Учебн. пособие. Под ред. А.А.Радугина. — М.: "Центр", 1997.

10. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. — М.: Высш. шк., 1990.

11. Мифологический словарь. — Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.

12. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури: Навч. посіб. — К.: "Знання", 1999.

13. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури. — Харків, 1999.

14. Попович М.В. Нарис історії культури України. — К., 1999.

15. Українська культура: Лекції за ред. Д.Антоновича. — К., 1993.

16. Українська культура, історія і сучасність: Навч. посібник/ За ред. Черепакової С.О. — Львів, 1994.

17. Українська та зарубіжна культура: Навч. посібник/ За ред. М.М.Заловича. — К., 2000.

18. Энциклопедический словарь по культурологии. — М., 1997.

Литература по разделам:

раздел I.1. Введение в культурологию

1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1, 2 ― М., 1994.

2. Библер В. Цивилизация и культура. Размышления в канун XXI века. ― М., 1993.

3. Лихачев Д. Прошлое ― будущему. ― М., 1985.

4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. ― М., 1993.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. ― М., 1990.

раздел I.2. Культурологические теории: история и современность

1. Безклубенко С.Д. Теорія культури: учб. посіб. ― К., 2002.

2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие. ― СПб., 2005.

3. История философии и культура. ― Киев: Наукова думка, 1991.

4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. ― М., 1983.

5. Шор Ю. Очерки теории культуры. ― Л., 1989.

6. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1992.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. ― М., 1991.

раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры

1. Кармин АС. Основы культурологии: Морфология культуры. ― СПб., 1997.

2. Лісовий В. Культура та цивілізація// Філософія і соціологічна думка. ― К., 1993.

3. Шендрик А.И. Теория культуры. ― М., 2002.

4. Шор Ю. Очерки теории культуры. ― Л., 1989.

раздел I.4. Задачи и функции культуры

1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. ― СПб., 1997.

2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. ― М., 1998.

3. Победа Н.А. Социология культуры. ― Одесса, 1997.

 

раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии

1. Кормич Л.І., Багацький В.В. Культурологія (історія і теорія світової культури XX століття): Навч. посіб. ― Харків, 2002.

2. Культура и культурология: словарь. Сост. и ред. Кравченко А.И. ― М., 2003.

3. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. посіб./ За ред. Тюрменко І.І., Горбула О.Д. ― К., 2004.

4. Культурология XX век: энциклопедия (в 2-х томах). ― СПб. 1998.

5. Моль Абраам. Социодинамика культуры. ― М., 1973.

 

раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы

1. Культура и культурология: словарь. Сост. и ред. Кравченко А.И. ― М., 2003.

2. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. посіб./ За ред. Тюрменко І.І., Горбула О.Д.. ― К., 2004.

3. Культурология XX век: энциклопедия (в 2-х томах). ― СПб., 1998.

4. Оганов А., Хангельдиева И. Теория культуры. ― М., 2003.

5. Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. ― СПб., 2001.

раздел II.1. Культура первобытного общества

1. Абрамова З.А. Древнейшие формы изобразительного творчества (Ранние формы искусства). ― М., 1972.

2. Никольский В.К. Очерки первобытной культуры. ― М., 1989.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. ― М., 1989.

4. Фрезер Дж. Золотая ветвь. — М., 1986.

5. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. ― М., 1992.

раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. ― М., 1970.

2. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. ― М., 1986.

3. Дьяконов И.М. Люди города Ура. ― М., 1990.

4. Кармин А.С. Основы культурологии. Мифология культуры. ― С-Пб., 1997.

5. Мифологический словарь. — Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.

Раздел II.3. Культура Античности

1. боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х томах. ― М., 1992.

2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. — М.: Высш. шк., 1990.

3. Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Слов.-справ. — Мн.: Беларусь, 1997.

4. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. ― М., 1971.

5. Мифологический словарь. — Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.

6. Федоров Е.В. Императорский Рим в лицах. ― Ростов-на-Дону, 1998.

 

раздел III.1. Общая характеристика культуры Средних Веков

1. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия Древности и Средневековья. ― М., 1995.

2. Культурология в вопросах и ответах. Учеб. пособие. ― Р.-на-Дону, 1999.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. ― М., 1998.

4. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А.Радугин. ― М., 1998.

раздел III.2. Культура Индии

1. Альбедилъ М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. ― М., 1994.

2. Бонгард–Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. ― М., 1980.

3. Голоси стародавньої Індії: Антологія староіндійської літератури. ― К., 1982.

4. Мифы древней Индии. ― М., 1976.

5. Ольденбург С. Культура Индии. ― М., 1991.

раздел III.3. Культура Китая

1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. ― М., 1970.

2. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. ― М., 1989.

3. Малявин В. Китайская цивилизация. ― М., 2000.

4. Оповідки Давнього Китаю: Збірник. ― К., 1990.

5. Рубин В.А. Идеология и культура древнего Китая. ― М., 1988.

6. Сэнсом Д. Япония. Краткая история культуры. ― С.-П., 1999.

раздел III.4. Культура мусульманского Востока

1. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. ― М. 1992.

2. Васильев П.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. ― М., 1999.

3. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. ― М., 1989.

4. Максуд Р. Ислам/ Пер. с англ. В.Новикова. ― М., 2001.

5. Мец А. Мусульманский Ренессанс. ― М., 1996.

раздел III.5. Культура Византии

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. ― М., 1977.

2. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики / Под ред. Г.Г.Латаврина. ― СПб., 2001.

3. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. ― М., 1986.

4. Удальцова З.В. Византийская культура. ― М., 1988.

 

раздел III.6. Культура западноевропейского Средневековья

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. ― М., 1998.

2. Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. ― М., 1934.

3. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия Древности и Средневековья. ― М., 1995.

раздел IV.1. Культура эпохи Возрождения

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. ― М., 1989.

2. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. т. 1, 2.― М., Л., 1990.

3. Карэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. ― М., 1986.

4. Культура эпохи Возрождения и Реформации. ― Л., 1981.

 

раздел IV.2. Становление культуры Нового Времени. Эпоха барокко

1. Барокко и классицизм в истории мировой культуры. ― СПб., 2001.

2. Громов М.Н. Эпоха барокко/ История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия Древности и Средневековья. ― М., 1995.

3. Из истории западноевропейской культуры. ― М., 1979.

4. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. посіб./ За ред. Тюрменко І.І., Горбула О.Д. ― К., 2004.

 

раздел IV.3. Культура эпохи Просвещения

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избранные произведения. ― М., 1990.

2. Грищенко В.С. Культура эпохи Просвітництва// Історія світової культури. ― К., 1994.

3. Из истории западноевропейской культуры. ― М., 1979.

4. Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. ― М., 1983.

5. Проблема человека в западной философии. ― М., 1988.

раздел IV.4. Европейская культура ХIХ века

1. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. — М., 1990.

2. Історія світової культури: Навч. посібник./ Кер. Л.Т.Левчук. ― К. 1999.

3. Культура 19-20 сторіччя // Теорія та історія світової і вітчизніної культури. ― К., 1993.

4. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. посіб./ За ред. Тюрменко І.І., Горбула О.Д.. ― К., 2004.

5. Українська та зарубіжна культура: Навч. посібник/ За ред. Заковича М.М. ― К., 2000.

раздел IV.5. Культура на рубеже ХIХ-ХХ веков

1. Історія світової культури: Навч. посібник./Кер. Л.Т.Левчук. ― К. 1999.

2. Культура 19-20 сторіччя //Теорія та історія світової і вітчизніної культури. ― К., 1993.

3. История русского и советского искусства: Учебное пособие/ Под ред. Д.В.Сарабьянова. ― М., 1979.

4. Символизм и модерн ― феномены европейской культуры ― М., 2000

 

раздел V.1. Феномен украинской культуры

1. Культура українського народу. ― К., 1994.

2. Національна культура в сучасній Україні. ― К., 1995.

3. Попович М. Нарис історії культури України. ― К., 1998.

4. Українська культура, історія і сучасність: Навч. посібник / За ред. Черепакової С.О. ― Львів: Світ, 1994.

5. Українська культура: Лекції за ред. Д.Антоновича. ― К.: Либідь, 1993.

раздел V.2. Культура Киевской Руси

1. Брайчевський М.Ю. Утвердження християнства на Русі. ― К., 1988.

2. Єфремов С.О. Історія українського письменства. ― К., 1995.

3. Знойко О.П. Міфи Київської землі та події стародавні. ― К., 1989.

4. Попович М. Нарис історії культури України. ― К., 1999.

5. Семчишин М. Тисяча років української культури. ― К., 1993.

раздел V.3. Украинская культура в ХIV-ХVI веках

1. Єфремов С.О. Історія українського письменства. ― К., 1995.

2. Ісаєвич Я.Д. Братства та їх роль розвитку української культури XVI-XVIII вв. ― К., 1996.

3. Попович М. Нарис історії культури України. ― К., 1998.

4. Семчишин М. Тисяча років української культури. — К., 1993.

5. Філософія Відродження на Україні. ― К., 1990.

раздел V.4. Культура Украины Нового Времени (ХVII-ХVIII вв.)

1. Макаров А. Світло українського Бароко. К., ― 1994.

2. Малюнок Є. Нариси з історії нашої культури. ― К., 1992.

3. Машталер О.В. Грани украинского барокко: Восток и Запад (на материале архитектуры)/ Барокко и классицизм в истории мировой культуры. ― СПб., 2001.

4. Степовик Д.В. Скарби України. ― К., 1990.

5. Хижняк З.І. Києво-Могилянська академія. ― К., 1991.

раздел V.5. Культурно-национальное возрождение в Украине ХIХ ― нач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.