Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI.5. СОВЕТСКая Культура 50-80-х годов ХХ столетия




1. Культурный подъем в СССР в период хрущевской "оттепели".

2. Советская культура периода "застоя".

3. Культурные процессы в эпоху "перестройки".

Основные понятия: "оттепель", "шестидесятники", диссидентское движение, андерграунд, соц-арт, "застой", "перестройка".

1. П олитизация и поляризация культуры в период "холодной войны" имела и свои положительные стороны ― в безудержном стремлении доказать преимущества своего строя, оба лагеря добивались значительных успехов в самых разных областях культуры: медицине и спорте, науке и образовании.

Серьезный, хотя и недолгий подъем переживала советская культура после смерти И.В.Сталина. Инициированное новым первым секретарем ЦК Н.С.Хрущевым на ХХ съезде КПССв 1956 г. разоблачение " культа личности " Сталина стало водоразделом в жизни страны и истории советской культуры. Произошло крушение советской "религии без бога", для которой имя и дух Сталина были и основой, и вершиной. Отныне почитание и прославление лидеров никогда больше не обретало фантасмагорические формы сталинского "культа личности".

В 50-е годы началась постепенная деидеологизация культуры ― из ценностного восприятия жизни уходят черно-белые тона, однозначные жестко-нормативные оценки событий, характеров, поступков.

Несколько смягчается и отношение к сопернику-Западу. Хрущев даже выдвинул тезис о том, что война между капитализмом и коммунизмом не является фатально неизбежной, а в 1957 г. выступил с заявлением, потребовав от стран Запада покончить с "холодной войной".

Огромное значение для оздоровления общества имела реабилитация репрессированных при Сталине деятелей культуры. Этот шаг стал началом восстановления прав человека.

В 60-е гг. формируется первое в истории советской страны либеральное течение интеллигенции ― " шсстидесятничество ", отличавшееся такими нравственно-идеологическими принципами, как личная независимость, творческая свобода, любовь и дружба, интернационализм, понимаемый отныне как открытость всем достижениям мировой культуры и цивилизации.

Очень многое об эпохе способен "рассказать" господствующий художественный стиль. В советской культуре сталинской эпохи долгое время понятие "стиль" ассоциировалось с чем-то однородным, статично-монументальным, предполагавшим единство мнений, вкусов и эстетических оценок, которые должен был предвосхищать художник. В 50-60-е годы вновь заговорили о стилевом многообразии советского искусства.

 

Время демократических преобразований, ставшее первой ступенькой в деле раскрепощения советского общества и советской культуры, получило название " хрущевская оттепель ".

 

· Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Опубликованная через год после смерти Сталина повесть Ильи Эренбурга " оттепель " стала провозвестником новых тенденций в литературе и в жизни в целом, дав название всей эпохе. Автор так прокомментировал символический образ пробуждения природы, вынесенный в заголовок его повести: " Все это происходит именно в самом начале апреля, в дни перелома, когда на одной стороне улицы холодно и пусто, сосульки не двигаются с места, а на другой стороне солнце, гам, весна ". 1)

атмосфера относительной свободы значительно оживила творческий процесс. Искусство 50-60-х годов отличает стремление изображать жизнь во всей ее полноте и противоречивости, вера в " социализм с человеческим лицом ". В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, стали без прикрас изображать тяготы военных будней. На смену несгибаемому герою соцреализма приходит герой, которому знакомы и страх, и боль, и душевное смятение (роман-трилогия К.Симонова " Живые и мертвые ").

Литература пополнилась новыми темами и жанрами, к примеру, научной и философской фантастикой, в которой будущее нередко представало как реализация светлой мечты о коммунистическом обществе (И.Ефремов роман-утопия " Туманность Андромеды "). В повести " Трудно быть богом " братьяСтругацкие задаются вопросом: что лучше ― медленное, мучительное, но естественное развитие общества или искусственное внедрение ценностей более цивилизованного общества в менее развитое с целью направить его движение в более прогрессивное русло?

Однако до полной свободы творчества в эпоху "оттепели" было еще далеко. Писатели и поэты, не допущенные на страницы официальных изданий, публиковали свои произведения в " самиздате " ― журналах, напечатанных на машинке. Появление "самиздата" стало одним из проявлений зарождавшегося в 50-е гг. в кругах интеллигенции оппозиционного власти движения диссидентов [ от лат. dissidens– несогласный ]. Основатель самого популярного "самиздатовского" журнала " Синтаксис ", молодой поэт А.Гинзбург был даже приговорен к двум годам лагерей за "антисоветскую агитацию".

__________________________________

1) Эренбург И. Оттепель // Оттепель. 1953-1956. Страницы русской советской литературы. ― М., 1989. Вып. 1. С.750.

Но уже в 60-е годы огромным читательским спросом пользовались большие по объему литературные журналы " Юность ", " Новый мир " и др. В "Новом мире" с личного разрешения Н.С.Хрущева была издана повесть А.Солженицына " Один день Ивана Денисовича ", впервые поднявшая тему сталинских репрессий, заставив общество по-новому взглянуть на советскую историю.

Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. Читатель заново открыл для себя авторов, имена которых долгое время замалчивались: С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой. Появляется целая плеяда замечательных дерзких молодых авторов ― поэтов-шестидесятников, чье творчество составило целую эпоху в советской культуре: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский.

Большой популярностью пользовались поэтические вечера, как камерные, так и собиравшие огромные залы. Поэзия стала источником самовыражения, который позволял вести откровенную задушевную беседу, раскрывая эмоциональный и интеллектуальный мир личности.

· Время "оттепели" открыло не только множество имен талантливых мастеров, но и разнообразные формы досуга, не имевшие аналогов в прошлом: поэтические вечера; телевикторины типа Вечеров Веселых Вопросов, позже ― Клуб Веселых и Находчивых (КВН); " кухонные посиделки " с жаркими спорами на самые острые темы; турпоходы с песнями у костра и т.д.

Одной из примет эпохи "оттепели" стало публичное исполнение непритязательных камерных " бардовских" или авторских песен. Этот музыкально-поэтический жанр, когда исполнитель является автором слов и музыки, называли также " поэзией под гитару " или " поющейся поэзией ". В текстах этих песен удивительным образом сочетались тонкая лиричность и остросоциальная направленность. Песни бардов Юрия Визбора, Александра Галича, Булата Окуджавы тиражировались самодельными магнитофонными записями, пелись в походах у костров и в подворотнях. Вершиной бардовского искусства стало творчество актера театра на Таганке и кино Владимира Высоцкого, песни которого вошли в каждый дом, в каждую семью.

Позже, в период "застоя", авторская песня появится в более жестком рок-варианте в творчестве Андрея Макаревича (группа " Машина времени "), Бориса Гребенщикова (" Аквариум "), Виктора Цоя (" Кино ") и др.

Выше уже говорилось о том, какую роль в советской культуре играло кино ― походы в кинотеатры по-прежнему оставались любимейшей формой досуга. В послевоенное время на советский экран в качестве трофеев попало большое количество зарубежных фильмов, давших потрясающий эффект в стране, отгороженной от западного мира пресловутым "железным занавесом". Для большинства советских зрителей кино стало единственным окошком в чужой, доселе закрытый мир, а западные кинозвезды ― едва ли не такими же "своими", как отечественные артисты театра и кино.

· Начатая еще в конце 40-х - начале 50-х гг. по указанию Сталина кампания против космополитизма и " иностранщины " (увлечения западными культурными ценностями) в среде молодежи вызвала, скорее, обратный эффект, проявившийся в период "оттепели" в форме первой в истории советского государства молодежной субкультуры ― " стиляжничества ". " Стиляги " имели собственный вызывающе яркий стиль одежды, свой сленг, музыкальные предпочтения (джаз) и танцы, формы бытового поведения и досуга. Подобное массовое увлечение не несло никакого идеологического содержания, отличаясь нарочитой аполитичностью, но при этом, субкультура стиляг явилась неосознанным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения и жестких норм советской морали.

· Сталинский стиль в архитектуре, являвшийся образцом, идеалом всей монолитной системы тоталитарной культуры советской эпохи, оказался совершенно невоспроизводимым без Сталина. Архитектура 60-х годов постепенно утрачивает торжественность и сдержанное величие, присущие "сталинским постройкам" послевоенного периода.

Пожалуй, единственной сферой, которая и в хрущевскую эпоху развивала лучшие традиции сталинского стиля, было строительство мемориалов, посвященных героям Великой Отечественной войны, большинство из которых (см. раздел VI.4) было возведено именно в этот период. Такой мемориал в 1960 г. был открыт и в Одессе ― Аллея Славы с единственным в мире памятником Неизвестному матросу (ск. М.Нарузецкий, арх. Г.Топуз и П.Томилин).

В период "оттепели" во весь голос заявила о себе национальная архитектура, в которой современная эстетика гармонично соче-талась с колоритными традиционными мотивами.

В то же время, хрущевская эпоха у многих ассоциируется с неказистыми " хрущевками " ― однотипными пятиэтажками с малогабаритными квартирками-сотами.

Справедливости ради следует отметить, что те, кто возводил эти безликие коробки, преследовали благие цели ― задумывались они как временное (на срок до 25 лет) жилье для отселения людей в сжатые сроки из подвалов и коммунальных квартир. Впоследствии планировалось построить более комфортное и эстетичное жилье. Но и полстолетия спустя эти архитектурные "шедевры" хрущевской поры остаются неизменной составляющей любого постсоветского города.

· Процессы обновления нашли закономерное отражение в изобразительном искусстве. В то время, как многие художники продолжали успешно работать в стиле соцреализма, у других пробудилась жажда экспериментаторства. Были и те, кто стал по-новому трактовать реализм ― реальность в живописи того времени предстает без привычных для социалистического искусства лакировки и нарочитой парадности.

Далеко не все новаторские веяния находили поддержку у руководства страны. Так, после выставки художников-авангардистов в Манеже, вызвавшей резко отрицательную реакцию у посетившего ее Н.С.Хрущева, многие из них были лишены права выставляться. Ирония судьбы заключается в том, что один из тех, чье творчество Хрущев назвал " дегенеративным искусством ", скульптор и художник Эрнст Неизвестный стал автором надгробного памятника самому Хрущевуна Новодевичьем кладбище.

Аналогично самиздату в литературе, художники самостоятельно организовывали т.н. " квартирные галереи ", ставшие ответом на разделение художественной жизни на разрешенную и нелегальную или, как они сами считали, фальшивую и подлинную. Искусство, альтернативное официальному, называли также андерграундом [англ. под землей].

Одним из художественных течений периода "оттепели", не слишком обласканных официальной критикой, был так называемый "суровый стиль", принесший несколько иное, чем в соцреализме, понимание героизма. Здесь нет героического пафоса и классического телесного совершенства. Новый героизм предполагает, скорее, замкнутость, спокойствие, молчаливую усталость, за которыми скрыто внутреннее напряжение. Художники "сурового стиля" стремились воссоздать "правду жизни", показать действительность без прикрас. Появление в 1960 г. картины П.Никонова " Наши будни " вызвало скандал в художественных кругах ― советские люди не могут быть настолько суровыми, а такие грубые, обветренные лица просто неэстетичны.

· В эпоху "оттепели" успешно развивалась советская НАука. В 50-е годы был взят курс на ускорение научно-технического прогресса и соединение науки с производством, существенно увеличилось финанси-рование научных исследований.

Значительных успехов добились советские ученые в области химии, математики, общественных наук.

На переднем крае развития науки была физика, ставшая в сознании людей всей новейшей эпохи символом научно-технического прогресса. Всемирную известность получили работы советских физиков Л.Ландау, А.Сахарова, Н.Боголюбова и др. В 1954 г. в СССР была пущена первая в мире атомная электростанция, построен самый мощный в мире ускоритель протонов ― синхрофазотрон (1957 г.), началось производство вычислительной техники.

Под руководством ученого и конструктора С.Королева успешно велась разработка ракетной техники. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества полет в космос, что стало настоящим триумфом советской науки и культуры в непрекращающемся соперничестве с культурой Запада.

2. К концу 60-х гг. СССР достиг апогея в своем развитии. Начало правления консервативного и осторожного Л.И.Брежнева отмечено отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в жизни страны, экономической стабильностью и относительно высоким уровнем жизни.

Советская культура развивалась во многом по инерции, заданной предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом "оттепели".

Со временем брежневскую эпоху (конец 60-х – середина 80-х гг.)назовут эпохой " застоя ".

Застойные явления постепенно охватывали практически все сферы жизни советского общества. Началась стагнация [от лат. stagnum ― стоячая вода], а затем и отставание экономики, особенно наукоёмких отраслей, техники, катастрофическим было отставание вычислительной техники. При этом, чем сложнее становилась ситуация в экономике и общественной жизни, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях.

Параллельно началось сворачивание социальных и культурных реформ, претворявшихся в жизнь при Хрущеве, ограничение достигнутых прав и свобод. Сталинский тоталитаризм (правда, в смягченной форме) вернулся в обличье брежневского "застоя".

Все отчетливей становилась грань между культурами официальной и "подпольной ". Все больше появлялось т.н. " отложенных " произведений (книг, картин, кинофильмов), к которым широкая аудитория получит доступ только в конце 80-х гг. Бюрократические и идеологические преграды заставляли деятелей культуры каким-то образом приспосабливаться. В литературе, театре, кино некоторые авторы стали использовать более изощренные методы, вроде эзопова языка иносказаний.

Продолжался выпуск "самиздатовской" литературы. В машинописных копиях расходились по стране произведения А.Солженицына, которого советская печать больше не издавала. А за публикацию за рубежом романа " Архипелаг ГУЛАГ ", за которую писатель получил Нобелевскую премию, он был выдворен из страны.

Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту Нобелевскому лауреату И.Бродскому. В его стихах не было политических мотивов, но они были слишком непохожи на каноны советского искусства.

Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции: писателя В.Аксенова, барда А.Галича, режиссера Театра на Таганке Ю.Любимова, художника М.Шемякина, скульптора Э.Неизвестного и др. Творчество представителей " второй волны " эмиграции продолжило культурные традиции русского зарубежья, получив всемирное признание. Но на родине их имена были официально вычеркнуты из советской культуры, перестали упоминаться в исторических и искусствоведческих исследованиях.

· Критическое отношение к советской культуре и государственной идеологии, лежащее в основе андерграунда, ярче всего проявилось в соц-арте.

Термин " соц-арт " [сокращ. от "социалистический" + англ. арт ― искусство] был придуман московскими художниками В.Комаром и А.Меламидом как советский вариант поп-арта, точнее гибрид соцреализма и поп-арта (см. раздел VI. 3). Если поп-арт, возникший в обществе потребления, делал акцент на популяризацию потребительской продукции, то соц-арт иронизировал, издевался над идеологией и искусством страны советов.

В этом постмодернистском течении, как в кривом зеркале, нашла свое пародийное преломление эстетика соцреализма. творчество представителей соц-арта строилось на доведении до абсурда социалистической символики, лозунгов, известных цитат. Комар и Меламид говорили: " Соц-арт ― это не просто пародия, это всегда автопародия, потому что мы все ― продукты системы и все это в нас, а не вне…"

Для Запада социалистический реализм на протяжении всей его истории был объектом яростных нападок и насмешек, поэтому соц-арт был с восторгом принят зарубежным зрителем. "Комар & Меламид", выехавшие в США. стали участниками самых престижных международных выставок, их работы хранятся сегодня в крупнейших западных музеях, а имена попали в университетские хрестоматии.

Идеология соц-арта нашла свое отражение и в других видах постмодернистского искусства ― инсталляциях, перформансе, фотографии, а также в литературе, театре. В настоящее время отдельными эпатажными деятелями культуры продолжают эксплуатироваться приемы соц-арта, но в целом, это направление пережило свой закат вскоре после развала СССР.

· И все же, когда речь идет о художественной культуре, брежневскую эпоху нельзя однозначно назвать застойной. Гуманистические традиции в искусстве не были прерваны, несмотря на усиление административно-командных методов руководства культурой, продолжали развиваться в лучших произведениях советских авторов, как официально признанных, так и не признанных властью. Главное, что художественная культура поднимала насущные проблемы и пыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

В литературе этого периода сформировалось самобытное направ-ление, достигшее высочайшего уровня художественности, ― деревенская проза, обратившаяся к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни: повести В.Астафьева и В.Распутина, рассказы В.Шукшина и др. Деревню они любили беззаветно, считали ее воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических.

Среди признанных лидеров советской литературы той поры выделяется своим ярким эпическим даром Анатолий Иванов. Он не боялся касаться любых, самых трагических и спорных тем из жизни советского народа, как никто другой, сумев увидеть в жизни простых, большей частью деревенских, людей мощное героическое и патриотическое начало. Не случайно на его романы-саги о жизни нескольких поколений " Тени исчезают в полдень " и " Вечный зов " обратили внимание телережиссеры, создав захватывающие сериалы-экранизации, популярные у миллионов советских зрителей.

Расцвет творчества А.Иванова совпал с расцветом советского романа, ставшего заметным явлением в мировой литературе ХХ века. В то время, как в Европе твердили о смерти романа, в Советском Союзе, наперекор мировым тенденциям, появлялись великолепные романы П.Проскурина, В.Чивилихина, Ю.Бондарева, глобальные по замыслам, эпические по судьбам и характерам, глубокие исторические романы В.Пикуля...

· Среди художников, представлявших в 70-80-е годы официальное искусство, одно из почетных мест занимает народный художник СССР, выдающийся мастер портрета Александр Шилов, работавший в манере близкой к "фотографическому реализму".

Творчество А.Шилова весьма разнопланово: пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Главными же являются портреты людей самого разного социального положения, возраста, характера. Своими учителями, в самом высоком смысле слова, он считал великих русских художников К.Брюллова, В.Перова, Д.Левицкого. По всему миру на его выставках публика поражалась, как в эпоху постмодернизма удалось выжить академической школе живописи.

Еще одним ярким представителем официального советского искусства является народный художник СССР Илья Глазунов, имя которого носит Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

Блестящий живописец и график в своем многогранном творчестве воспевал страстно любимую им русскую старину, поднимал актуальные темы современности и советской истории, иллюстрировал литературную классику, писал парадные и камерные портреты. Его сложное по замыслу и композиции монументальное многофигурное живописное панно " Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию " украшает здание ЮНЕСКО в Париже.

Вершиной художественно-философского осмысления места и роли России и Советского Союза в мировой истории стали монументальные композиции " Распятая Россия ", триптих " Мистерия ХХ века ", " Вечная Россия " и " Великий эксперимент ", созданные И.Глазуновым уже в постсоветское время.

· В эпоху "застоя" театр в СССР переживал далеко не худшие свои годы. В классических и новых театрах с аншлагами шли блестящие постановки, до настоящего времени пользующиеся неизменной популярностью у зрителей: " Три сестры " и " Вишневый сад " А.Чехова во МХАТе, режиссер О.Ефремов; шекспировский " Гамлет " режиссера Ю.Любимова, с гениальной игрой В.Высоцкого, и " Мастер и Маргарита " ― первое в мире сценическое прочтение романа М.Булгакова ― в театре на Таганке; мюзикл А.Рыбникова " Юнона" и "Авось ", поставленный М.Захаровым в Московском театре им. Ленинского комсомола. Галина Волчек, возглавившая театр " Современник ", стала первым советским режиссером, преодолевшим "железный занавес", поставив в США восторженно встреченный западной публикой спектакль " Эшелон " М.Рощина.

· Если большинство сфер культуры в брежневскую эпоху действительно переживали "застой", то для кинематографа это было время творческого взлета, принесшее в советское кино новую эстетику и психологизм, более глубокое проникновение во внутренний мир человека, более откровенное, порой остросатирическое изображение действительности. Таковы неустаревающие фильмы Эльдара Рязанова " Ирония судьбы или с лёгким паром ", " Служебный роман ", " Гараж "; комедии Леонида Гайдая " Операция "Ы" и другие приключения Шурика ", " Бриллиантовая рука "; остросюжетные многосерийные картины " Семнадцать мгновений весны " Т.Лиозновой, " Место встречи изменить нельзя " С.Говорухина; нестандартные по советским меркам фильмы Андрея Тарковского в духе философского кино (" Зеркало ", " Ностальгия ") или научной фантастики (" Сталкер ", " Солярис ").

Многие советские фильмы того времени получили всемирное признание:

― пронзительная лента М.Калатозова о любви и о войне " Летят журавли ", главную роль в которой сыграла Татьяна Самойлова, ― единст-венный советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и признанный критиками лучшим русским фильмом XX века!;

― фильм " Комиссар ", рассказавший о судьбе и любви женщины-комиссара времен Гражданской войны, был запрещен для показа в СССР, а режиссер А.Аскольдов уволен "за профессиональную непригодность". Чудом уцелевшая лента, выйдя на экраны лишь спустя 20 лет, получила Гран-при на многих международных фестивалях и была признана "Фильмом года" в ФРГ, ГДР, Швейцарии и др. странах, а актриса Нонна Мордюкова, сыгравшая главную роль, Британской энциклопедией названа в числе десяти лучших актрис мира!;

― снискавший всенародную любовь фильм В.Меньшова " Москва слезам не верит " стал не только самым кассовым советским фильмом, но и обладателем кинопремии "Оскар". Такой же чести удостоилась киноэпопея С.Бондарчука " Война и мир " ― превосходная экранизация романа Л.Толстого.

· В 70-80-е годы западная рок-культура, исподволь просачиваясь из-под "железного занавеса", оказывала воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появление вокально-инструментальных ансамблей (виа) самой разной направленности и стилистики ― от современного прочтения фольклорной музыки до андерграундного рока (" Самоцветы ", " Песняры ", " машина времени " и др.).

Вся страна "подпевала" популярным исполнителям Софии Ротару, Льву Лещенко,Валерию Леонтьеву. 70-е годы ― время восхождения на небосводе отечественной эстрады ярчайшей звезды, " женщины, которая поет " ― Аллы Пугачевой.

Эстрада, как и кино, и театр, была для советского человека настоящим "праздником души" в условиях, когда в повседневной жизни нарастали негативные застойные процессы.

3. П ровозглашенная на Апрельском (1986 г.) пленуме ЦК КПСС " перестройка " подвела итог эпохе "застоя". Взятый курс на " ускорение " темпов экономического развития страны преследовал амбициозную задачу " догнать и перегнать Запад ".

Однако главные реформы идеолог "перестройки" Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев видел в сфере общественной и культурной жизни.

Одним из главных лозунгов новой эпохи стала " Гласность " ― установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, свободное обсуждение недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества, открытость власти перед обществом. При этом подчеркивалось, что "Гласность" не имеет ничего общего со вседозволенностью " буржуазной свободы слова ". Было снято табу с многих прежде "закрытых" тем, которые в эпоху тотального контроля обсуждались только тайком "на кухнях". Шел стремительный процесс восстановления тех страниц истории, которые замалчивались в советское время.

Роль рупора гласности в эпоху "перестройки" играло ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Широкую аудиторию и колоссальную популярность имели телевизионные публицистические передачи " Взгляд ", " До и после полуночи ", " 600 секунд ". Непохожие на традиционных советских дикторов, раскованные, смелые ведущие В.Листьев, В.Молчанов, А.Невзоров и др., свободно рассуждали на самые жгучие и волнующие темы современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы, преступность и пр.

Политика открытости по отношению к внешнему миру принесла (не без активного содействия Запада) свои плоды в конце 80-х гг. в виде послабления таможенных, идеологических, политических барьеров и снижения давления СССР на страны социалистического содружества, что привело, в конце концов, к распаду социалистического лагеря.

Важнейшим следствием "перестройки" стало окончание "холодной войны" и падение "железного занавеса", открывшие советским людям доступ к общемировым культурным ценностям.

 

Но не все так однозначно ― вместе с долгожданной свободой, советское общество получило и социальные проблемы и пороки, присущие западному социуму (наркоманию, проституцию и т.п.); и множество псевдокультурных ценностей низкопробной потребительски-ориентированной массовой культуры; и утрату многих высоких и поистине народных достижений и духовных принципов социалистической культуры (коллективизм, интернационализм, культ человека труда, одну из лучших в мире систем образования и т.д., и т.п.). Заострились этнические и религиозные противостояния, волной покатившиеся по Советскому Союзу и странам социалистического содружества.

Падение "железного занавеса" положило начало " третьей волне эмиграции ", теперь уже не вынужденной, под давлением власти, а добровольной (для одних ― за более комфортной жизнью, для других ― за признанием или возможностью самореализации).

Особенно актуальной стала проблема оттока высококвалифицированных кадров за рубеж для науки. Если исследования в прикладных областях в годы "перестройки" заметно оживились, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся предметом национальной гордости, неизбежно клонилась к упадку. Причинами " утечки умов " стали непонимание, а то и демонстративное нежелание руководства страны признавать социальную значимость роли ученого в обществе, отсюда ― сокращение финансирования, падение престижа научного труда, снижение качества научных исследований.

· В области художественного творчества "перестройка" также сыграла двоякую роль. С одной стороны, художники обрели, наконец, долгожданную свободу для самовыражения; произведения, годами пылившиеся на полках, в мастерских, в запасниках музеев, нашли своего зрителя, читателя. Культурная жизнь стала несравнимо сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

С другой стороны, засилье массовой продукции сомнительного качества, бездумное подражательство Западу снизили планку требований к художественным произведениям и другим продуктам культурной деятельности, что неизбежно привело к утрате многих культурных ценностей, самобытности и лучших традиций советской культуры.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет на экран выплескиваются множество откровенно слабых картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет нарочито мрачного изображения социальной действительности или эпатажных сюжетов и сцен.

На их фоне выделяется ряд замечательных созвучных эпохе острокритических фильмов, не просто отражавших болезненные перемены в советском обществе и негативные внешние влияния, но заставлявших зрителя задуматься, пробуждавших жажду перемен (" Так жить нельзя " С.Говорухина). Появляются и доселе немыслимые по откровенности фильмы: " Маленькая Вера ", " Интердевочка ", " Игла ", ставшие культовыми для целого поколения советских людей и последними ласточками советского кинематографа.

· 80-е годы ― время сосредоточения общества на идее покаяния. Потрясение, связанное с открывшимися мрачными страницами советской истории, изобличением сталинского режима, заставили художников прибегать к таким художественным формам, как притча, миф, символ, аллегория (роман Ч.Айтматова " Плаха ", х/фильм Т.Абуладзе " Покаяние "). Начиная с часов "оттепели", эти больные темы продолжали волновать умы творческой интеллигенции. Но только в годы "перестройки" многие из них получили возможность представить на суд зрителя свои работы.

Успешный театральный художник Петр Белов еще в период "застоя" начал создавать цикл оригинальных работ, в которых в символической форме выразил свое отношение к трагическим событиям, связанным со сталинскими репрессиями. Так, в ненасытной утробе пачки папирос, символизирующей одну из грандиозных советских строек, безвозвратно исчезают тысячи возводивших ее заключенных…

В другой его работе отколовшаяся льдина уносит мусор и грязь, обнажив лики замученных и невинно осужденных режимом деятелей культуры. Свои надежды на очищение общества художник связывает с "перестройкой", провозглашенной на Апрельском пленуме 1986 г.

Не остался равнодушным к теме сталинизма Эрнст Неизвестный, многочисленныескульптуры которого стоят по всему миру. В присущей ему экспрессивной манере, сочетающей символизм с формами кубизма, в Магадане ― одной из главных зон ГУЛАГа ― он создает свою " Маску скорби ", посвященную жертвам репрессий.

 

Завершая тему истории советской культуры второй половины ХХ века, подведем некоторые итоги.

· Переломная эпоха "оттепели" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, Потепление было не столь устойчивым, а произошедшие позитивные перемены не столь глубокими, чтобы стать гарантией против возврата назад, к сталинским принципам жизни и управления. Идеологические послабления то и дело сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет.

Тем не менее, ее значение для самоочищения советского общества трудно переоценить.

· Главное противоречие эпохи брежневского "застоя" заключается в том, что официальная культура, вновь очутившаяся в условиях идеоло-гического диктата, во многом исчерпала возможности дальнейшего развития, а неофициальная не обладала достаточными средствами для укрепления своего воздействия на общественное сознание.

Сформировался своеобразный "культурный тупик". Но масштабы этого процесса и возможные последствия в те времена еще не могли быть в достаточной степени осознаны.

· Наряду с несомненным положительными переменами ― демокра-тизацией общества и оживлением культурной жизни, которые принесла эпоха "перестройки", нельзя не заметить и отрицательных последствий непродуманных реформ и ошибок, приведших в итоге к распаду Советского государства.

Социокультурные последствия этих судьбоносных перемен, завершивших в 1991 г. эпоху Новейшей культуры, еще ждут своей исторической оценки.

Но, как бы неоднозначно не относились сегодня к событиям, трагедиям и грандиозным достижениям советской эпохи, советская культура навсегда войдет в историю мировой культуры как один из ярчайших и величайших по своим масштабам и степени влияния на общемировые процессы этапов становления человеческого сообщества.

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1. Какой смысл несут в себе понятия "оттепель", "застой", "перестройка"? Дайте характеристику культурным процессам в каждый из этих периодов.

2. Какую роль в истории советского общества сыграл ХХ съезд КПСС, и как решения этого съезда повлияли на сознание и культуру советского народа?

3. Какие сферы культуры и формы досуга стали особо популярными в 50-70-е годы и почему?

4. В чем суть "шестидесятничества" и движения диссидентов? Творчество кого из представителей этих движений вы можете охарактеризовать?

5. В чем причины деления советской культуры на официальную и "подпольную"? Какие течения андергрунда вам известны?

6. Какие изменения происходили в советской культуре в периоды "застоя" и "перестройки" и в чем причина этих процессов?

7. Каковы наиболее значимые достижения советской художественной культуры второй половины ХХ века?

8. Каковы главные итоги трех послевоенных этапов развития советской культуры?

Рис. 205. И.Глазунов. За ваше здоровье





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 10048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.