Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельностный мир человека




Исходным для понимания реальных связей между людьми, по мнению К. Маркса, является не признание природного влечения «Я» к «Ты», а сверхприродная – общественная потребность, возникающая в совместной трудовой деятельности.

В науке понятие «деятельность» определено недостаточно четко. В философской и психологической литературе, посвященной проблеме деятельности, данное понятие является многозначным (см. глоссарий). В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев выделяют четыре различных смысла, вкладываемых в это понятие:

1. Деятельность как совокупность результатов и последствий продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство.

2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова.

3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность – это самодеятельность.

4. Деятельность как таковая, вне её результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность – это практика /48, 127/.

Предметом философского анализа выступает именно практика. «Деятельность, по мнению Л.П. Буевой, - это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами» /28, 63/. Именно практическое, деятельностное бытие человека является основой его сущности и самой возможностью существования его как субъекта.

Являясь универсальным, то есть простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные формыэтим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментна и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики.

Предметность деятельности заключается в том, что она подчиняется (уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от неёобъективного мира. Предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как её возможность отражать в себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъект. Выражение «беспредметная деятельность» лишена смысла.

Деятельность всегда общественна. В своей подлинной социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности (например, при создании передачи, при взятии интервью учитывается опыт другого человека, его знания, умения в определенной области).

Деятельности присуща субъективность; она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом, то есть определенной группой людей (например, и программа на телевидении или радио, и печатный материал делаются человеком либо группой людей, но при этом учитывается субъективное мнение каждого; любой момент создаваемого материала личностно прочувствуется, осознается, оценивается журналистом).

В психологии категория деятельности рассматривалась Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и другими. Они изучали связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В связи с этим в науку были введены такие понятия, как «совместная (коллективная) деятельность» и «индивидуальная деятельность». Эти понятия имеют место в журналистской практике. Например, работа над телевизионной или радиопрограммой - это деятельность совместная; в ней принимают участие и сценаристы, и режиссеры, и ведущие и т.д. Иными словами, деятельность коллективная складывается из деятельностей индивидуальных, то есть каждый человек вносит свой вклад в общее дело.

А.Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животному, в этом случае она трактовалась как жизнедеятельность.

А.Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность – это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания. По мнению психолога, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности.

Процесс перехода внешней предметной деятельности (речевой, в том числе) во внутреннюю психическую деятельность (внутреннюю речь) обозначается термином «интериоризация» (см. глоссарий). При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания. Например, журналисту в ходе деятельности приходится зачастую пересматривать и свои подходы к подаче материала, и свои вопросы в ходе интервьюирования. Этой переработке во многом способствует сама деятельность, процесс её протекания. Сознание журналиста срабатывает на изменения в ходе деятельности. И такое осознание материала по-новому обеспечивает успех журналисту.

Существует и обратный переход – от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином «экстериоризация» (см. глоссарий). Опредмечивание представлений человека, создание предмета по заранее разработанному плану – примеры экстериоризации. Например, любой газетный, журнальный материал, любая передача сначала «зарождаются» в голове журналиста, обдумываются и возможности их выполнения, и ресурсы, необходимые для этого, и герои – участники будущих статей и программ. Многое анализируется, осмысляется, взвешивается, прежде чем замысел найдет свое воплощение в будущей деятельности. Одним из ярких примеров соотношения внутренней и внешней речевой деятельности является работа над текстом: создавая текст, журналист перерабатывает его предварительно во внутренней речи, при этом он не только думает и размышляет над содержательной стороной материала, но проверяет орфограммы, пунтограммы, создает различные стилистические конструкции, и, только осмыслив все до конца, выносит текст на суд зрителей.

С учетом всего вышеперечисленного нами было взято за основу следующее определение деятельности: под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры /167, 171/.

Деятельность, по мнению психологов, имеет следующие составляющие: потребности – мотивы – цели – условия достижения цели (единство цели и условий составляют задачу) и соотносимые с ними: деятельность – действия – операции. Схематично структуру деятельности можно представить следующим образом (см. рисунок 1):

 

       
   


Потребность Задача

       
   

 

 


Мотив Цель Условия

                       
       
 
 
     





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.