Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 31 страница




При анализе статистических материалов, характеризующих политическую систему, решающее значение имеют их полнота и до­стоверность. Опубликованные материалы дают далеко не полную, а зачастую искаженную картину существовавшей политической системы. Это становится особенно очевидным при работе с доку­ментами и материалами, находящимися в российских государст­венных и ведомственных архивах на режиме специального хране­ния. Это архивные фонды ЦИК СССР, ВЦИК, Совнаркомов РСФСР и СССР, Верховных Советов СССР и РСФСР, Советов Министров РСФСР и СССР, хранящиеся ныне в Государственном архиве Рос­сийской Федерации, Правительственном архиве, Архиве Президента Российской Федерации. Как правило, к таким материалам относятся: первичная необработанная информация о депутат­ском корпусе и его деятельности, подготовительные материалы к. сессиям ЦИК и ВЦИК, съездам Советов народных депутатов, засе­даниям Совнаркома, Советов Министров РСФСР и СССР. Сравни­тельный анализ материалов позволяет увидеть их отличия от той документации, которая официально публиковалась в открытой печати.

Развернутые статистические материалы о политической сис­теме содержатся в подготовительных сведениях к заседаниям По­литбюро ЦК ВКП(б), пленумам и съездам Коммунистической пар­тии. Они находятся: в Российском центре хранения источников и документов новейшего времени, Центре хранения современной документации, Архиве Президента Российской Федерации. Од­нако надо иметь в виду, что даже статистические материалы для делегатов партийных съездов были в значительной степени скор­ректированы. Об этом, в частности, свидетельствует постанов­ление Секретариата ЦК КПСС от 22 октября 1986 г. «О серьезных недостатках и искажениях, содержащихся в подготовительных материалах к XXVII Съезду КПСС».

Анализ исторических материалов, в том числе и данных стати­стики, позволяет утверждать, что формирование советской поли­тической системы было в основном завершено к 1934 г., а позднее закреплено в Конституции 1936г. Всевластие партийно-советской бюрократии было увенчано режимом личной власти И. В, Сталина в партии и государстве, в качестве универсального инструмента управления был использован террор. Статистика террора и реп­рессий, социальный, профессиональный, образовательный со­ставы репрессированных долгое время были полностью закрыты для исследователей. Сегодня же именно эти данные позволяют утверждать, что террор не щадил и создателей системы. Боль­шинство партийных, советских хозяйственных кадров, составля­ющих некогда первоэлиту советского общества, было репресси­ровано во второй половине 30-х гг.

Сложные процессы восстановления российской государст­венности в конце 80 — начале 90-х гг. привели к изменению поли­тической системы — российская политическая система начала свое формирование по образцу парламентской республики с пре­зидентским правлением. Система показателей статистики поли­тической и общественной жизни дает количественную оценку этим процессам.

14.2. ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ

Статистика политической и общественной жизни представ­ленаследующими разделами:

• статистика избирательной системы и выборных органов государственной власти;

• статистика государственного управления и местного само­управления;

• статистика политических и массовых общественных орга­низаций;

• статистика осуществления политических прав граждан и прав личности;

• статистическая оценка социальной напряженности.

Каждый из перечисленных разделов включает определенную группу показателей.

Статистика политической и общественной жизни основана прежде всего на данных опросов избирателей об их намерениях голосовать за того или иного кандидата в органы власти, резуль­татах выборов, данных о составе избранных в законодательные и исполнительные органы власти, в общественные организации.

При подготовке к выборам штабы предвыборной кампании отдельных кандидатов или политических партий проводят опросы населения, которое решает участвовать в выборах, обращаясь, на­пример, с вопросами: «Чтобы Вы сделали, если бы были Президен­том?». «За кого из предложенного списка кандидатов Вы собирае­тесь голосовать?» Результаты ответов на первый вопрос должны быть сопоставлены с ключевыми позициями предвыборных про­грамм основных кандидатов. Распределение ответов на второй вопрос позволяет выявить модальный ответ, оценить дисперс­ность ответов и тем самым степень неопределенности намерений электората. Важное значение имеет повторение такого опроса. Основные результаты опросов делают достоянием обществен­ности, рассчитывая на определенный психологический эффект.

Такого рода деятельность при выборах в высшие органы вла­сти осуществляет в РФ Институт социологии парламентаризма. Правильно поставленные задачи и эффективные методы позво­ляют достичь существенного влияния на ориентацию населения и активность участия в выборах.

С целью текущего освещения хода выборов и определения предпочтений избирателей широко практикуются опросы прого­лосовавших, которые проводятся в момент выхода с избиратель­ного участка.

Статистика политической и общественной жизни представ­лена рядом показателей. Выделяются пять групп.

К показателям первой группы — избирательной системы и выборных органов государственной власти относятся следующие:

• численность выдвинутых кандидатов (всего, в том числе по полу, возрасту, партийной принадлежности, образованию, социальному положению);

• численностьзарегистрированных кандидатов (всего, в том числе по избирательным округам, городам и т. д.);

• численность избирателей, принявших участие в голосовании (всего, в том числе по избирательным округам (участкам), го­родам: на определенный час в день выборов и в целом);

• число бюллетеней, признанных недействительными;

• число избирательных округов, в которых назначены пов­торные выборы;

• численность и состав избранных в соответствующий орган власти.

В развитых странах состав электората анализируется более подробно. С этой целью в бюллетенях предусматриваются све­дения о поле и возрасте голосующего (от 18 до 25, от 25 до 35, от 35 до 45, от 45 до 60, от 60 лет и старше). Это дает возможность оп­ределить структуру тех, кто пришел голосовать, выявить оконча­тельный выбор, сделанный разными категориями избирателей, сравнить его с результатами предварительных опросов. В день выборов проводятся моментные выборочные наблюдения, ре­зультаты которых отражают выбор граждан. Они могут выступать как фактор влияния на избирателей, если каждые 2 — 3 ч. их ре­зультаты будут оглашаться по радио и телевидению.

Широко используются графические представления данных предварительных опросов и результатов выборов: картограммы, на которых интенсивность того или цвета означает соответству­ющий уровень сторонников той или иной партии или кандидата. На­пример, интенсивным зеленым цветом могут быть обозначены тер­ритории, где партия «зеленых» получила от 6,5 до 12,5%, светло-зеленым — где удельный вес сторонников этой партии составил от 5 до 6,5%, бледно-зеленым — ниже 5%. Таким же образом выде­ляются «красные пояса» — территории локализации сторонников Коммунистической партии и т. д. Кроме того, для определения позиций той или иной партии используется анализ результатов выборов в динамике (по сравнению с прошлыми выборами), сравниваются результаты в федеральные и местные органы вла­сти, выявляется специфика регионов, производится их группи­ровка или многомерная классификация, строятся структурные диаграммы, отражающие состав избранных.

На рис. 14.1 показана ленточная диаграмма, дающая пред­ставление о поддержке избирателями партий и движений, прошедших 5%-ныйбарьер на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 1999г.


Партии, принимающие участие в выборах, можно разделить по отношению к правительству на правительственные, оппозици­онные и внесистемные. В табл. 14.2 представлены некоторые проправительственные партии, ранжированные в соответствии с набранным процентом голосов избирателей.

Для выявления закономерностей поведения электората важное значение имеет сравнение результатов данных выборов с предыдущими. В качестве основной гипотезы при этом выдвигается предположение об определяющем влияниина результаты голосо­вания экономических факторов (наряду с политическими предпоч­тениями). Действие (бездействие) власти для улучшения (хотя бы стабилизации) экономической ситуации формирует отношение на­селения к федеральной власти, что отражается в результатах голо­сования. В качестве примера можно привести итоги выборов 1999г. Предпринятые правительством меры, направленные на стабили­зацию и экономический рост, увеличение собираемости налогов для обеспечения возможности осуществления социальной поли­тики, сокращение задолженности по заработной плате, действия в Чечне, позволили сформировать к концу 1999 г. позитивное отношение к власти, особенно к личности Председателя Правитель­ства РФ. Согласно опросам ВЦИОМ 19 декабря его деятельность одобряли 79,1% респондентов, принявших участие в опросе.

Рассматривая результаты выборов в регионах, можно отметить, что в них за последние четыре года увеличилось число сторонни­ков партий, поддерживающих власть. Так, в 1993 г. проправительственные партии набрали больше 50% голосов только в 7 регионах (Москва, Республика Тыва, Свердловская и Пермская области, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа), в 1995г. — всего в одном (Респуб­лика Тыва), в 1999 г — уже в 29 регионах.

 

Таблица 14.2

Проправительственные партии на выборах в Государственную Думу в декабре 1999г.

Политическая организация % голосов
Межрегиональное движение "Единство" («Медведь») 23,3
Союз правых сил 8,5
Блок Жириновского 6,0
Женщины России 2,0
Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом — Россия»   1,2
За гражданское достоинство 0,6
Духовное наследие 0,1
Итого 41,7

 

В качестве аналитического приема для изучения изменений поддержки власти в регионах можно рекомендовать вычисление коэффициента ранговой корреляции, измеряющего степень со­ответствия рангов регионов, присвоенных в зависимости от сте­пени поддержки власти на одних выборах и на других. Соответст­вующая таблица данных будет иметь вид табл. 14.3.

Статистика изучает поведение электората по возрастным группам, поскольку население разных возрастов отдает предпочтениеразным политическим партиям и движениям, Это подтвер­ждают результаты опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного сразу после выборов 19 декабря 1999г. (табл. 14.4). Почти 2/3 (63%) электората КПРФ — люди старше 50 лет, всего 1/4 (26%) — избиратели среднего возраста и лишь 1/8 — люди в возрасте 35 лет и младше. Ближе других к коммунистическому электорату «Отечество — вся Россия» (ОВР), хотя доля молодых в нем вдвое выше. Наиболее молодежные электораты у Союза правых сил (СПС) и Блока Жириновского (БЖ), имеющих практически идентичную возрастную структуру (доля молодежи в них половина).

 

Таблица 14.3

Данные для расчета коэффициента ранговом корреляции

для измерения связи между результатами выборов

  Регион Ранги региона в соответствии с процентом голосов в поддержку власти
на предыдущих выборах на последних выборах

 


 

Таблица 14.4

Электораты основных объединений на выборах 1999 г.

(по данным опроса ФОМ), %

Возраст, лет КПРФ Един­ство ОВР СПС Блок Жири­новского Яблоко
18—35            
35—50            
50 и более            
Источник. Население и общество // Информационный бюлле­тень Центра демографии и экологии человека Института народо-хозяйственного прогнозирования РАН. — 1999, — № 42.

 

По тем же цифрам можно оценить выбор поколений. Молодое поколение (18—35) отдает предпочтение «Единству» («Медведю») (29%), активно поддерживает СПС (16%), в равной мере склонно голосовать за КПРФ, ОВР и БЖ (по 11%) и сдержанно относится к «Яблоку» (5%). «Отцы» почти так же активно поддерживают «Медведя» (24%) и ОВР (13%), вдвое более активно — КПРФ (21%), в равной мере СПС и «Яблоко» (по 8%) и слабо Жириновского (5%). Наконец, «деды» (50 и старше) отдают явное предпочтение КПРФ (37%), подозрительно относятся к «Медведю» (17%), СПС (4%), Жириновскому (3%). ОВР «деды» поддерживают так же, как и «отцы» (13%).

Если учесть, что участие выделенных поколений в голосовании варьирует в очень больших пределах (48% — у «детей», 64% — у «отцов», 76% — у «дедов»), станет ясно, почему итоговые

 

1 См.: Население и общество // Информационный бюллетень Центра демо­графии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН.- 1999.-№ 42.

 

электоральные предпочтения оказываются ближе к почти идеально средним «отцовским». Понятнее будет и борьба правых и отчасти властей за молодого избирателя.

Пол тоже играет определенную роль в поведении избирателей, особенно при голосовании не за партии, а за лидеров или за кан­дидата в одномандатных округах. Во-первых, женщин просто больше среди голосующих — их больше и в электорате, выше у них и активность. Во-вторых, женская половина избирателей более склонна доверяться чувствам и голосовать не столько за партий­ную программу, сколько за имидж лидера.

Вторая группа охватывает показатели государственного уп­равления и местного самоуправления, т. е. структуру и деятель­ность органов управления: число министерств и ведомств, число и перечень комиссий и т. д. Поименное голосование позволяет проводить многомерную классификацию депутатов законода­тельных органов по занимаемым позициям (например, сторон­ники социальной защиты всех категорий работающих по контра­ктам, только тех, у кого контракт досрочно расторгнут, и т. д.). В книге «Факторный, дискриминантный и кластерный анализ»1 описано использование дискриминантного анализа для опреде­ления позиции сенаторов США по ряду вопросов и «расстояния», отделяющего одного сенатора от другого.

Статистика политических и массовых общественных органи­заций включает третью группу показателей;

• число политических партий;

• численность членов каждой партии, их распределение по полу, возрасту, образованию, регионам;

• состав руководящих органов партий, в том числе количество освобожденных работников;

• доходы партий (всего, в том числе от членских взносов, из­дательской и другой деятельности);

• расходы партий (всего, в том числе на содержание партийного аппарата, социально-культурные мероприятия, потребно­сти первичных организаций, благотворительную деятель­ность и т.д.);

• количество фондов, поддерживающих данную партию;

• число издаваемых партиями газет, журналов, тиражи изда­ний;

• число демонстраций, проведенных за год;

• количество проведенных праздников и т. д. Возможны и другие показатели деятельности партий. При­мерно такой же набор показателей может быть использован для

 

1 См.: Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/Пер, с англ.— М. Финансы и статистика. 1989.

 

характеристики политических и массовых общественных органи­заций и их деятельности. В нашей стране, кроме профсоюзных организаций, можно назвать в качестве примеров общественных организаций Союз ученых, Вольное экономическое общество, Международную академию информатизации, Ассоциацию бух­галтеров и др.

Специальные показатели предлагаются для исследования деятельности муниципалитетов: Унифицированная система по­казателей, характеризующих социально-экономическое положе­ние муниципального образования, утверждена Госкомстатом России 1 сентября 1999г. Представление о системе показателей можно составить по названиям разделов этого документа:

I. Общая характеристика муниципального образования и его социально-экономическое положение.

II. Владение, распоряжение муниципальной собственностью и финансовое состояние муниципального образования.

III. Содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений.

IV. Организация содержания и развития муниципальных учре­ждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования.

V. Организация содержания и развития учреждений здраво­охранения, обеспечение санитарного благополучия населения.

VI. Охрана общественного порядка, организация и содержа­ние муниципальных органов общественного порядка, контроль за их деятельностью.

VII. Контроль за использованием земель.

VIII. Регулирование, планирование и застройка территории,

IX. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ис­копаемых, а также недр для строительства подземных сооруже­ний местного значения.

X. Организация содержания и развития муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.

XI. Организация снабжения населения и муниципальных учре­ждений топливом.

XII. Дорожное строительство и содержание дорог территори­ального и федерального значения.

ХШ. Благоустройство и озеленение территории.

XIV. Организация утилизации и переработки бытовых отходов.

XV. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоро­нения.

XVI. Организация содержания муниципального архива.

XVII. Транспортное обслуживание и обеспечение услугами связи населения, предприятий, организаций, учреждений.

XVIII. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

XIX. Создание условий для деятельности учреждений культуры.

XX. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

XXI. Организация содержания муниципальной информацион­ной службы.

XXII. Создание условий для развития физической культуры и спорта.

XXIII. Обеспечение социальной поддержки и содействие заня­тости населения.

XXIV. Участие в охране окружающей среды.

XXV. Обеспечение противопожарной безопасности в муници­пальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Данная система показателей опирается на информацию, по­лучаемую не только от органов статистики, но и от комитета по труду и занятости, служб МВД, налоговой инспекции и т. д.

К четвертой группе показателей относятся:

• число обращений в органы исполнительной власти с прось­бой о проведении митингов, демонстраций;

• число разрешенных митингов, демонстраций;

• число проведенных несанкционированных митингов, демон­страций;

• число участников митингов, демонстраций, задержанных по обвинению в нарушении общественного порядка;

• число забастовок (всего, в том числе по секторам и отраслях экономики, по характеру требований, экономические, по­литические, смешанные);

• число участников забастовок (всего, в среднем в одной за­бастовке, в среднем на одно предприятие), распределение участников забастовок по регионам, секторам и отраслям экономики, характеру требований и мотивам;

• количество времени, не отработанного работниками, во­влеченными в забастовки (всего; в среднем на одно пред­приятие, на котором проходили забастовки; в среднем на одного участника забастовки);

• число лиц, подвергшихся политическим репрессиям;

• число и состав граждан страны, обратившихся с просьбой о выезде за границу для постоянного жительства, в том числе принадлежащих к репрессированным народам;

• число удовлетворенных заявлений;

• число граждан других стран, обратившихся с просьбой о переезде на постоянное жительство, в том числе бывших граждан данной страны;

• число зарегистрированных преступлений по поводу нару­шениятайны переписки, телефонных разговоров, теле­графных сообщений;

• число зарегистрированных нарушений неприкосновенности граждан;

• число действующих религиозных объединений;

• численность действующих религиозных учебных заведений (всего, в том числе по категориям, число учащихся в них);

• число действующих монастырей;

• число исков в защиту прав и законных интересов граждан, предъявленных в суд;

• число обращений граждан в суд с жалобами на неправо­мерные действия должностных лиц;

• количество негосударственных радиостанций;

• количество негосударственных телеканалов;

• количество негосударственных (непартийных) газет, жур­налов.

Для отслеживания ситуации по социальной напряженности в обществе и в отдельном регионе разработаны показатели пятой группы, включающей:

• оценку осознания определенной группой (общностью) лю­дей своих основных потребностей;

• степень удовлетворенности принятыми и доступными спо­собами реализации этой группой своих потребностей;

• уровень притязаний (требований) на дополнительные блага;

• правооценку деятельности государственных институтов;

• требования к государственным институтам по изменению способов реализации потребностей и распределения благ по данной группе или во всем обществе. Методом выявления социальной напряженности является анкетный опрос. Обычно анкета содержит шесть блоков во­просов:

1) степень удовлетворенности потребностей и реализации интересов;

2) выявление уровня притязаний на дополнительные блага;

3) оценка деятельности социальных институтов и требования к ним;

4) характеристика чувств, настроений опрашиваемых;

5) готовность групп населения к защите своих интересов;

6) данные о респонденте.

При ответе респондента на вопрос «Готовы ли Вы лично к про­тесту в случае ущемления Ваших прав и интересов?», предусма­тривающий такие варианты ответов: безусловно, да; скорее да; скорее нет; безусловно, нет; трудно сказать, выделяются четыре степени готовности населения к отстаиванию своих интересов.

Кроме того, выявляются следующие формы защиты интересов: обращаться в СМИ; подписываться под коллективным протестом; участвовать в митингах, демонстрациях, забастовках, голодовках, в акциях саботажа; призывать к насильственным действиям; при­бегать к насильственным действиям. В этих ответах отсутствуют формы отстаивания своих интересов, подобные обращению в суд или общественные организации.

Для обнаружения тенденций общественно-политической ак­тивности граждан, осуществления политических и гражданских прав необходимо рассматривать значения каждого из показате­лей в динамике.

Перечисленные показатели способны дать основную инфор­мацию в данной области. С развитием демократии усиливается вовлеченность граждан в политическую и общественную жизнь, что должно отразиться в системе показателей.

14.3. ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Общественное мнение — это способ проявления обществен­ного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требо­ваниях. Общественное мнение, как правило, представляет собой осознание населением социально-экономических проблем жизни, которые необходимо решать. Иногда оно возникает в результате высказывания мнений и суждений по наиболее острым социальным или экономическим проблемам. Оно может поддерживать или осуждать проводимые социально-экономические мероприятия. Общественное мнение может формироваться на основе жизнен­ного опыта, но может складываться под целенаправленным воз­действием на население различных организаций, учреждений, политических партий. Значение общественного мнения опреде­ляется социальной структурой государства, уровнем развития экономики, политической и общей культуры населения. Общест­венное мнение является эффективным инструментом проведения социальной политики.

При формировании общественного мнения необходимо учиты­вать интересы как общества в целом, так и интересы отдельных классов, социальных, демографических групп, трудовых коллекти­вов и отдельных личностей. Общественное мнение чаще всего — продукт коллективного сознания, однако не каждое коллективное мнение бывает общественным. Мнение группы людей, оказав­шихся случайно вместе, не может претендовать на общественное мнение.

Его изучение выступает, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных задач социальной статистики. Здесь основное — вы­деление актуальных проблем, имеющих важное значение в жизни народа или отдельных социальных групп. Общественное мнение зачастую служит базой для выработки решения крупных социаль­ных или народнохозяйственных проблем, проблем управления. Оно исследуется не только статистическими методами, однако их значение достаточно велико.

В процессе формирования общественного мнения выделя­ются определенные соподчиненности и взаимосвязи между его носителями. Интересы общества в целом могут не совпадать с интересами отдельных социальных групп и даже слоев населения. Поэтому у отдельных личностей, коллективов, групп населения не всегда формируется правильное общественное мнение, т. е, которое отражало бы мнение большинства социальных групп на­селения. Процесс формирования общественного мнения много­мерен, Он основан на специфических интересах и на различиях в знаниях, культуре, информированности людей. Формирование осуществляется путем обмена мнениями в ходе бесед, консуль­тативных встреч, дискуссий, споров.

Одним из важнейших условий анализа формирования обще­ственного мнения является изучение документов- Такими доку­ментами могут быть письменные источники, фильмы, фотоснимки, телевизионные передачи, периодическая печать, письма граждан. Анализ документов позволяет уточнять и формировать общест­венное мнение трудовых коллективов, социальных групп или мне­ние отдельных личностей. Мнение трудовых коллективов выража­ется в ходе проведения общих собраний, совещаний, обсуждений. Это относится, как правило, к таким вопросам, как характер и ор­ганизация труда, бытовые условия, отношение к проводимым хо­зяйственным, социальным и культурным мероприятиям, затра­гивающим или связанным прямо или косвенно с интересами коллектива.

Источник информации об общественном мнении — письма трудящихся в руководящие государственные органы, а также в ор­ганы массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Информация, заключенная в письмах, в том числе анонимных, ча­ще всего отражает острые социальные проблемы, имеющие отно­шение не только к отдельным гражданам, но и к коллективам. При изучении общественного мнения по документам важное значение придается качественному анализу информации, поскольку боль­шинство документов имеет иное назначение, а мнение, отражен­ное в письмах трудящихся, очень часто бывает субъективным. Поэтому при работе с массовыми источниками необходимо их сопоставление с другими документами.

В июне 1987 г. в нашейстране Верховным Советом СССР принят Закон «О всенародном референдуме», на который отныне выно­сятся главнейшие вопросы государственной жизни. В марте 1988 г. был создан Центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам. Социальная статистика в своих показа­телях отражает интенсивность обсуждения, распространение по территории, количество населения и коллективов, принявших участие в обсуждении, число радио- и телепередач, число выпу­сков кинохроники, статей в периодической печати.

Показатели общественного мнения отличаются тем, что их нельзя получить поданным текущей государственной статисти­ческой отчетности. Их собирают на основе специально организо­ванных опросов или на основе анализа документов, Эти показа­тели, как правило, отражают количественную сторону оценки населением событий и фактов общественной жизни. Они не по­стоянны, а формируются в процессе специально организованного статистического наблюдения или добровольного высказывания населения по актуальным экономическим, социальным, полити­ческим проблемам, затрагивающим общество в целом или отдель­ные социальные группы, регионы, коллективы. Такие показатели всегда являются суммарными, относящимися к определенному месту и времени, отличаются конкретностью и динамичностью. Они отражают общественное мнение на различных иерархичес­ких уровнях: общенародном, региональном, социальной группы. трудового коллектива, интересов и профессий.

Однако на каждом иерархическом уровне можно выделить показатели, характеризующие мнение населения о различных сторонах общественной жизни, об отношении населения к про­водимым социально-политическим мероприятиям. Это политичес­кая и социальная активность, отношение к труду и трудовая актив­ность, быт и бытовое обслуживание, организация здравоохранения и спорта, здоровье населения, народное образование и обслужи­вание населения научными учреждениями, культурный уровень и работа культурно-просветительных учреждений, отношение к нау­ке, искусству, кино, телевидению, спорту, семейные и личностные отношения, коммуникабельность в трудовых коллективах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.