Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексный подход к формированию коммерческой информации о рынке 3 страница




 

 


Рис. 2.2. Направления неправомерного овладения коммерческой тайной организации

Способы несанкционированного доступа к коммерческой тайне
Противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим доступа к охраняемым сведениям
Сотрудничество Склонение к сотрудничеству Выпытывание Подслушивание Наблюдение
Хищение Копирование Подделка Уничтожение Подключение к средствам передачи
Перехват Наблюдение   Фотографирование Сбор и аналитическая обработка

 

Рис. 2.3. Способы несанкционированного доступа к коммерческой тайне

Способами разглашения коммерческой тайны могут быть:

• сообщение, передача, предоставление ее лицам, не имею­щим к ней доступа;

• переписка;

• публикации (открытые и закрытые);

• утеря;

• разглашения на конференциях, переговорах, симпозиумах и др.

Утечка коммерческой тайны — неправомерный выход охра­няемых сведений за пределы организации или круга лиц, кото­рым она была доверена.

Источниками утечки коммерческой тайны являются:

• сотрудники организации, принявшие на себя обязатель­ства о неразглашении коммерческой тайны, нарушившие их в процессе переговоров, деловой переписки, при переходе на другую работу,

• подкуп работников;

• публичные выступления;

• кулуарные беседы;

• реклама, пресса, печатная продукция;

• работники государственных учреждений, допущенные к коммерческим секретам, посредники и партнеры, совместные предприятия.

Способы несанкционированного доступа представлены на рис. 2.3.

Социологические опросы свидетельствуют, что среди спо­собов незаконного овладения коммерческой тайной первое место занимает подкуп сотрудников, т.е. человеческий фактор. Далее следует шпионаж (копирование документов, проникно­вение в базы данных, кража документов, подслушивание).

В настоящее время очень широко используются техниче­ские средства проникновения, что требует специальных мер за­щиты.

Система защиты коммерческой тайны

Защита информации предполагает предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного доступа, копирова­ния, уничтожения, искажения, модификации (подделки), бло­кирования информации и т.п.

Механизм защиты коммерческой тайны должен включать следующие блоки:

на макроуровне:

-нормы права, направленные на защиту интересов ее вла­дельца (законы, указы, положения и т.д.);

на микроуровне:

-нормы, устанавливаемые руководителем организации (приказы, распоряжения, инструкции);

-специальные структурные подразделения, обеспечиваю­щие соблюдение этих норм (режимные подразделения, служба безопасности организации и т.д.);

-действенная система мер по защите коммерческой тайны (взаимосвязь методов, способов, средств защиты).

В условиях рыночной экономики защита сведений, состав­ляющих коммерческую тайну, является залогом сохранения ли­дирующих позиций организации на рынке.

В Республике Беларусь сформировались правовые основы защиты коммерческой тайны. Основным документом в данной сфере является Положение о коммерческой тайне, предусмат­ривающее ряд норм, рассмотренных ранее.

Установленный Положением и локальными документами, утвержденными руководителем организации, порядок должен быть закреплен в коллективном договоре, Уставе организации, в договорах с нанимаемыми работниками и хозяйствующими субъектами. Только в этом случае государство сможет обеспе­чить субъектам хозяйствования право на коммерческую тайну и ее защиту в судебном порядке.

В связи с широким использованием при обработке конфи­денциальной информации технических средств руководитель обязан аттестовать применяемые при этом аппаратные и про­граммные средства компетентными органами и получить соот­ветствующие сертификаты. При рассмотрении дел в суде нали­чие этих документов обязательно.

Содержание работ по защите коммерческой тайны должно носить комплексный, системный и экономически целесообраз­ный характер.

Задачи защиты коммерческой тайны организации вклю­чают:

• защиту прав и интересов организации и ее работников;

• выявление реальных и потенциальных угроз;

• выработку и использование системы профилактических мер, предотвращающих утечку и хищение секретной инфор­мации;

• обеспечение эффективности системы защиты коммерче­ской тайны.

К системе защиты коммерческой тайны организации (пред­приятия) предъявляются определенные требования:

• комплексность;

• гибкость, динамичность, учет изменений ценности ин­формации в конкурентной среде;

• соответствие законодательству страны.

При несоблюдении вышеперечисленных требований и прин­ципов риск, связанный с защитой экономической безопасно­сти организации, возрастает.

Основные направления работ по защите коммерческой тай­ны организации представлены на рис. 2.4.

Направления работы по защите информации, составляющей коммерческую тайну  

 

 

Рис. 2.4. Направления работ по защите информации, составляющей коммерческую тайну

Организационная работа. Она включает разработку концеп­ции обеспечения безопасности информации, составляющей коммерческую тайну и формирование пакета необходимой ор- ганизационно-планирующей документации, обеспечивающей действенную ее защиту, подтвержденную компетентными ор­ганами.

Концепция обеспечения защиты коммерческой тайны орга­низации включает следующее.

1)Правовое обеспечение сохранности коммерческой тайны:

• регистрация права на коммерческую тайну в Уставе орга­низации;

• внесение соответствующих дополнений, касающихся охра­ны коммерческой тайны и взаимных обязательств сторон по данному вопросу, в коллективный договор;

• наличие у организации утвержденного руководителем По­ложения о коммерческой тайне;

• отражение индивидуальных обязательств по сохранению коммерческой тайны в трудовом договоре или контракте;

• заключение письменных договоров-обязательств, заявле­ний увольняющихся работников, имевших доступ к конфиден­циальной информации, о сохранении коммерческой тайны в течение определенного срока;

• наличие соглашений о секретности с юридическими лица­ми, являющимися партнерами по бизнесу и имеющими доступ к коммерческой информации (поставщики, покупатели про­дукции, инвесторы и т.д.);

• наличие в организации приказа о защите коммерческой тайны;

• наличие памятки о сохранении конфиденциальной ин­формации и ознакомление с ней под личную роспись тех, кто имеет к ней доступ.

2) Идеологическое и методическое обеспечение сохранности коммерческой тайны:

• воспитательная работа, формирование чувства ответствен­ности, гордости за свою организацию, комфортности и удов­летворенности своей деятельностью;

• чтение лекций, проведение различных семинаров-практи­кумов, деловых игр, консультаций, личных бесед;

• четкое и своевременное доведение необходимой инфор­мации долин, имеющих отношение к данному вопросу.

3) Организация процесса обеспечения сохранности коммерче­ской тайны:

• отбор объектов защиты;

• выбор средств защиты, адекватных целевым задачам;

• управление обеспечением сохранности коммерческой тай­ны и контроль эффективности применения охранных мор.

Система ограничения лиц, допускаемых к сведениям, со­ставляющим коммерческую тайну:

• инструктаж и учет лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;

• меры по повышению бдительности и ответственного отно­шения к сохранению закрытой информации.

4) Организация делопроизводства с информацией, составляю­щей коммерческую тайну:

• разработка инструкции, регламентирующей работу с за­крытой информацией;

• ведение журналов регистрации дел и учета сведений, со­ставляющих коммерческую тайну;

• особые меры при использовании ПЭВМ и ЛВС.

5) Формирование тактики представления материалов, пред­назначенных к опубликованию, использованию для рекламы, выступлений, докладов на конференциях, для передачи по ра­дио, телевидению, во время деловых переговоров и т.п.

6) Определение порядка и целесообразности использования технических средств для работы с документами и информаци­ей, составляющими коммерческую тайну: ПЭВМ, сканирую­щих устройств, аудиовидеотехники, факсов и т.д.

7) Создание системы контроля и исполнения всех требований и задач по обеспечению защиты коммерческой тайны органи­зации.

Мировой опыт свидетельствует, что для защиты коммерче­ской тайны недостаточно чисто административных мер, даже четко отработанных, следует активно вовлекать в ее защиту всех сотрудников. Каждый сотрудник должен быть уверен, что его личное благополучие зависит от успехов организации, в ко­торой он работает.

Концепция должна быть сформирована с учетом реальной и потенциальной ценности информации и опасности посяга­тельства на нее.

Результатом этого этапа работы должно быть;

• создание документов, регламентирующих состав и содер­жание работ по защите коммерческой тайны;

• обеспечение порядка взаимодействия физических и юри­дических лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне;

• состав, содержание и правомочие документации по защи­те конфиденциальной информации организации;

• критерии защищенности коммерческой тайны.

Оценка эффективности защиты коммерческой тайны. Дан­ная работа предполагает:

• четкое выделение информации, представляющей коммер­ческую тайну, оценку ее реальной и потенциальной ценности, оценку ущерба, который может быть нанесен субъекту хозяй­ствования при ее разглашении;

• определение особо ценных элементов информации, к ко­торым проявляется повышенный интерес;

• установление «срока жизни» информации как коммерче­ской тайны;

• оценку объемов затрат на создание и постоянное под­держание в рабочем состоянии системы защиты.

Экономическая целесообразность охраны коммерческой тайны имеет место в том случае, если сумма ущерба от ее раз­глашения, по крайней мере, не ниже стоимости ее защиты.

Работа по внедрению средств защиты коммерческой тайны. Наиболее часто используемыми способами защиты коммерче­ской тайны являются:

• ограничение доступа к коммерческой тайне;

• запретительные способы, касающиеся производства, хра­нения, продажи и т.д.;

• создание условий для хранения и работы с информацией, составляющей коммерческую тайну (сейфы, специальные по­мещения и т.д.);

• охранные способы (наемная охрана, собственная служба охраны);

• административные способы;

• технические средства.

Следует уделять серьезное внимание предупредительным мерам.

Средства защиты можно разделить на три группы:

1) административно-организационные:

• морально-этические нормы;

• воспитательные;

• соответствующий режим секретности;

• внутренний распорядок;

• пропускной режим;

• обучение, инструктаж персонала;

• установление норм, регулирующих локальные взаимоотно­шения (приказы, распоряжения, инструкции, договоры и т.д.);

• технические средства защиты коммерческой инфор­мации:

-физические средства защиты (замки, ремешки, механи­ческие и электронные средства охраны помещений);

-комплексные системы охраны информации (акустиче­ские, радиотехнические, магнитометрические);

-программные продукты, системы защиты ПЭВМ;

• криптографические меры защиты (шифровка, кодиро­вание).

Важно помнить, что невозможно защитить всю информа­цию, характеризующую различные направления деятельности, да это и нецелесообразно. Главная задача — определить ключе­вую информацию и создать надежную систему ее защиты.

Система защиты коммерческой тайны обойдется дорого и ее создание должно быть поручено профессионалам. Не каждая организация имеет такую возможность, поэтому не­обходимо осуществлять хотя бы минимально возможный комплекс мер.

Основными мерами защиты коммерческой тайны являются:

-работа с кадрами (сохранность секретов на 80% зависит от правильного подбора кадров);

-формирование нормативной базы (приказы, инструкции, договоры, соглашения);

-ограничение доступа к секретной информации;

-воспитание кадров (обучение правилам хранения и защи­ты информации, стимулирование и т.д.);

-соблюдение порядка обращения с секретными документа­ми (на любых носителях);

-охрана помещения, условия работы в них, «политика чис­тых столов» (в отсутствие работника на его столе не должно быть никаких документов);

-обеспечение запрета на несанкционированное ксерокопи­рование;

-соблюдение правил ведения переговоров, обеспечиваю­щих недопущение утечки информации;

-умение правильно рекламировать и давать информацию, не допускающую разглашение секретов (реклама по методу «черного ящика», сообщить результат, а не как он получен в прессу);

-защита информации аналитической службой органи­зации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.