Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. И. Кравченко






следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в чело­веческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологи­чески и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопитающих — родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих су­ществ это справедливо только наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только в че­ловеческом обществе встречаются родители, которые намеренно под­кидывают или передают своих детей на воспитание в другую семью ли­бо передают под опеку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей (поду­майте, как они называются) и систему санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отно­шений родительства.

В глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей нередко убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, за­кладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные ро­дители. Некоторые из подобных мер оправдывались самыми просве­щенными умами человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе необязательно, а древнерим­ский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младен­цев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоеда­ния. Уничтожение детей получило специальное название инфантици-да. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский "Домо­строй" — свод житейских правил и наставлений XVI века — проник­нут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убий­ство родителя смертной казнью.

Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности ро­дителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответ­ственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в отноше­ниях между родителями и детьми: ответственность одних была преуве­личена, а ответственность других преуменьшена.


Только в XX веке произошел перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Количество детей в од­ной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко воз­росла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гу­манистических ценностей и восстановила естественную цепочку соци­ализации. Подобный принцип характеризует существование большин­ства видов живых существ. В ходе многовекового развития человече­ское общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы традиций, нсрм и правил поведения, механизмов со­циального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав) и ценностей.

Задание

Проведите самостоятельное исследование на тему "Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей". Рас­спросите родителей об их детстве, выясните, как их воспиты­вали, какие методы наказания к ним применялись, чему и как их учили родители. Сравните методы воспитания, которые употреблялись по отношению к вашим родителям, с теми ме­тодами, к которым они прибегают, воспитывая вас. Переда­ется ли опыт социализации из поколения в поколение? Какие изменения происходят со временем и чем они объясняются?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.