Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1.Особенности эстетики культурно-досуговои среды учреждений культуры




 

 

1.Особенности эстетики культурно-досуговои среды
учреждений культуры.

2. Структура культурно-досуговои среды и особенности ее формирования,

3. Основные черты культурно-досуговои среды учреж­дений культуры.

4. Типы культурно-досуговои среды.

5. Композиция культурно-досуговои среды и ее характеристика.

 

Рекомендуемая литература

1.Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда
города как объект зрительного восприятия.- М.,
1977.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.

3. Воронов И.О. О дифференциации искусства пред­
метного мира /I Человек, предмет, среда. - М.,1980. -
С. 55.

4. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущ­
ность, структура, типы. - Саратов, 1974.

5. Хейдеметс М. Феномен персонализации среды: тео­
ретический анализ II Средовые условия групповой
деятельности. - Таллин, 1968.

 

 

Глава вторая. Организация культурно-досуговои деятельности как составная часть технологического процесса

В данной главе будут рассмотрены основные слагаемые организации культурно-досуговои деятельности как составной части технологического процесса: организаторская деятельность, менеджмент в культурно-досуговои деятельности и коммерческая деятельность учреждений культуры.

§ 1. Организаторская деятельность учреждений культуры

Организация - это функция управления, организующая деятельность в данном случае в действующей системе культурно-досуговои работы.

Организация культурно-досуговой деятельности - это наличие необходимых для достижения выдвинутых целей и задач людских, материальных, информационных ресурсов учреждений культуры, содержание и последовательность намеченных практических действий штатного аппарата, общественных работников культуры, инициативных групп, кружков, объединений, составляющих в своей совокупности клубную общность. В понятие "организаторская деятельность" входит умение ставить цели и задачи, принимать решения, подбирать и расставлять кадры, распределять обязанности между ними, ценить время, отвечать за порученное дело, осуществлять контроль исполнения, добиваться реальных результатов, эффективно использовать материально-технические, людские и финансовые ресурсы учреждения культуры. Все это является исходным состоянием технологического процесса.

Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, определить персонально обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля исполнения принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе. При определении основных задач организатору культурно-досуговой деятельности необходимо: уметь выделить главные задачи и второстепенные, внимательно следить за выполнением всей суммы задач, что позволяет вовремя увидеть изменение статуса второстепенной задачи, ее переход в разряд основных, своевременно решить те второстепенные задачи, которые оказывают или могут оказать влияние на ход выполнения основных. "Организация призвана обеспечивать оптимальное состояние клуба как социально-педагогической системы, то есть согласованность, взаимодействие, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов".

Каждое учреждение культуры как культурный комплекс, как территориальная система должно иметь четкие административные и территориальные границы, в рамках которых происходит объединение усилий, консолидация культурных возможностей социума.

Учреждение культуры как организация - это:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих программу, достигающих цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

Организация деятельности учреждений культуры как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.

В этих условиях особую важность приобретают прежде всего упорядочение и активизация профессиональной деятельности каждого специалиста на основе общих положений, определяющих все стороны организации деятельности учреждения культуры и его составляющих, но одновременно и корректировка ведомственных уставов и инструкций с учетом совместной деятельности различных учреждений культуры.

Специалисты, занимающиеся организаторской деятельностью, становятся профессионалами в этой области на основе развития природных данных и приобретенных качеств в процессе общего и профессионального развития личности. Эта деятельность носит синтетический характер, включая несколько компонентов: инициативность поведения в сфере досуга, инициативность поведения в сочетании с реактивностью (т.е. способностью поддерживать чужие инициативы) и реактивность поведения в сфере досуга.

Организаторская деятельность предусматривает строго определенный порядок действий в технологическом процессе. Принятие решения - важнейший ее этап. Затем надо организовать его исполнение и проконтролировать выполнение задания. Для этих целей существуют такие важные функции, как контроль и учет.

Контроль исполнения - трудоемкая функция. Она осуществляется на протяжении всех фаз организаторской деятельности. Данные по контролю служат прежде всего цели выявления неполадок и их незамедлительного устранения.

Сердцевиной организаторской деятельности является информация. Информация - основной канал связи субъектов и объектов. От того, насколько четко и оперативно циркулирует информация, во многом зависит эффективность организаторской деятельности. Специалисты выделяют три уровня обработки информации. На первом происходит сбор первичных сведений. Второй характеризуется первичным анализом собранных данных. Третий, "высший" уровень позволяет выявить информацию, необходимую для принятия решения. Предложенная схема рациональна как с точки зрения анализа функций переработки информации в культурно-досуговых учреждениях, так и с точки зрения определения специализации сотрудников по отдельным видам и формам организаторской деятельности.

Информация является главным источником организаторской деятельности работников культуры. Информационная деятельность учреждения культуры - это оптимизация документальных потоков, улучшение делопроизводства, рационализация документооборота. Исследование информационных аспектов организаторской деятельности сопровождается изучением вопросов, связанных со структурой, разделением, кооперацией труда работников.

Структура характеризует строение организации, составляющие ее части, их взаиморасположение и взаимосвязи. В теории организации культурно-досуговой деятельности структура определяется как взаимо­отношение подразделений и должностей в учреждении культуры, где распределение полномочий и ответственности между должностными лицами и порядок функциональных связей обусловлены целями данного объекта. Система внешних связей учреждения культуры с другими организациями, учреждениями составляет ее внешнюю структуру. Внутренняя структура организации учреждения культуры состоит из двух основных составляющих: деятельностной и социально-психологической. Деятельностная составляющая представляет собой предметную деятельность, а социально-психологическая - ее наполняемость.

Акцент на характере деятельности как сложном комплексе устойчивых взаимосвязей и взаимодействий обеспечивает совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каждый этап представляет собой ряд операций (действий), характеризующихся качественной определенностью и отражающих закономерную последовательность их осуществления.

Организационная деятельность как часть технологического процесса осуществляется при условии, если есть: источники ее развития; механизмы ее осуществления; субъект - специалист учреждения культуры - и объект, в качестве которого выступает посетитель данного учреждения; результаты или продукты организаторской деятельности учреждения, трактуемые двояко: как находящие выражение вовне, так и прояв­ляющиеся в формировании нового, более высокого уровня технологического процесса.

Объективной основой организации деятельности учреждения культуры является тип производственных отношений данного общества, его социальные условия и характер потребностей населения в духовной и материальной культуре. Поэтому организацию работы учреждения культуры следует рассматривать целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех социальных институтов и особой структуры художественного сознания. Деформация государственно-общественных условий самореализации личности провоцирует асоциальные формы поведения, которые субъективно воспринимаются как способ личностного самоутверждения, признания и самовыражения.

Особенно актуальной становится деятельность учреждений культуры и отдыха среди детей и подростков, поскольку наблюдается повышение криминальной активности, которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, нарастания инфляционных процессов. Негативные формы поведения являются следствием психологического давления в детских группировках, влияния лидеров, а также возрастных особенностей данной социальной группы.

Многие проблемы организации досуга детей возникают из-за недоступности социально-культурной инфраструктуры, низкого уровня досу-говых запросов и интересов. Смещение акцента в сторону массовой, развлекательной культуры привело к общему падению творческой активности ребенка, поскольку почти исчезли виды деятельности, развивающие нравственность, интеллект, творческие способности.

Основное назначение организации деятельности специализиро­ванных детских учреждений культуры - управление процессом органи­зации досуга детей, приобщения их к творчеству.

Сам характер участия детей и подростков в организации деятельности учреждений культуры - добровольный и самостоятельный - обусловливает проявление активности и инициативности как ведущих черт личности ребенка.

В силу указанных особенностей деятельности учреждения культуры организация процесса может быть реализована лишь при условии дифференцированного подхода к различным категориям населения и прежде всего к детям и подросткам. Поэтому решение проблемы развития познавательной активности, культурно-развлекательных способностей личности подростка наиболее соответствует сущности и характеру деятельности учреждений культуры.

Исходным положением организации культурно-досуговой деятельности является формирование и выбор целей. Целенаправленность есть главная черта всех видов человеческой деятельности, поэтому и организации как составному компоненту культурно-досуговои деятельности присуща целенаправленность.

Содержание этого процесса закономерно предполагает выделение следующих этапов, отражающих как общие черты организаторской деятельности человека, так и специфические: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы организации, способов ее реализации. Поэтому организация деятельности учреждения культуры представляет собой целостную систему.

В организации учреждения культуры можно выделить следующие операции: целеполагание, аналитическая работа и проектирование вариантов решения, выбор варианта действия, практическая работа по реализации выбранных вариантов решения.

По мере формирования цели организации деятельности возникает необходимость ее корректировки и увязки с имеющимися средствами и возможностями ее достижения.

Основная цель организации деятельности учреждения культуры характеризуется множеством подцелей, задач, достижение которых требует осуществления конкретного действия. Так, цели совершенствования организации деятельности специалистов учреждения культуры возможно достичь путем решения конкретных задач, а именно: выявление и изучение объективных факторов воздействия на процесс повышения профессионального мастерства специалистов, изучение потребностей аудитории и совмещение потребностей субъекта и объекта на базе общих интересов.

Достижение цели определяется конечным результатом, то есть совершенствованием организации деятельности специалистов учреждений культуры в решении задач, измеряемым выполнением действия, выраженного в определенной продукции. Поэтому цель - это мыслимое представление о результате деятельности, а задача - конкретный результат, приближающий к общей цели. Задача по отношению к цели занимает подчиненное и промежуточное место.

Цель культурно-досуговои программы носит двуединый характер, то есть состоит из двух взаимосвязанных типов целей - внешней и внутренней. Внешняя цель направлена на функционирование и развитие системы, в которой организация выступает как подсистема во взаимодействии с другими системами. Внутренняя цель направлена на совершенствование процесса организации деятельности и выступает как средство достижения общей цели. Внутренняя и внешняя цели деятельности в конечном результате совпадают, так как организация направлена в первую очередь на оптимизацию всего процесса.

Участвуя в организации деятельности, субъект - специалист учреждения культуры - "переводит" общие цели и задачи процесса организации на конкретный язык форм, средств и методов, воздействует на объект, то есть формирует его.

Следовательно, организация деятельности - это целая система разнообразных видов деятельности, осуществление которых требует разнообразного профессионального мастерства специалистов, владеющих необходимым набором знаний, умений и навыков.

Отсюда оптимальная структура организации учреждения культуры должна представлять достаточно устойчивые связи, которые существуют между подразделениями "системы" и определяются существующими нормативными документами, в которых жестко распределены права и полномочия между подразделениями. Такие структуры взаимоотношений называются формальными.

Понятие формальной организации включает, как правило, три составляющие: функциональное и должностное распределение обязанностей, их иерархия; коммуникативные связи, по которым проходит "деловая информация"; система регуляторов - наказаний и поощрений, с помощью которых координируется деятельность подразделений и. должностное поведение.

Главной характеристикой в данном случае является организационная культура, которая определяется степенью владения знаниями менеджмента, маркетинга, опытом, навыками, умениями осуществлять разнообразные организационные процедуры.

Организаторские способности выступают одним из важнейших критериев оценки уровня организационной культуры. Их можно рассматривать как решающий фактор, влияющий на эффективность и качество организаторской деятельности.

Специалисту учреждения культуры в течение, например, одного месяца приходится выполнять свыше десятка комплексных организационных процедур, каждая из которых, в свою очередь, включает десятки, а порой и сотни разнообразных операций. К числу таких процедур относятся: подбор и расстановка кадров во всех производственных подразделениях, взаимодействие друг с другом, разработка организационных норм, нормативов, планов личной работы и деятельности подчиненных служб, оперативно-производственных планов, графиков, организационно-технических задач, доведение заданий до исполнителей, организационные инструктажи, распоряжения, контроль исполнения, организационные анализ и диагноз, оргпроектирование, обобщение опыта работы. Именно четкое, грамотное выполнение указанных процедур и формирует уровень качества и эффективности организаторской деятель­ности учреждения культуры.

Одной из важнейших черт современного стиля руководства является умение делегировать полномочия, то есть передавать недостаточно загруженным работой подчиненным часть своих прав и обязанностей, высвобождая драгоценное время, необходимое руководителю для решения наиболее важных вопросов жизни коллектива. Делегирование полномочий рассматривается в теории управления как важнейшая предпосылка эффективности управленческого труда. При этих условиях во время отсутствия руководителя организация деятельности учреждения культуры будет осуществляться нормально.

Высокая организационная культура предполагает, что руководитель учреждения культуры знает, как надо, и умеет: спроектировать эффективную организационную структуру управленческого аппарата и технологию процессов подготовки и проведения культурно-досуговых программ; подобрать и расставить кадры подчиненных; рационально распределить функции, права, ответственность между своими заместителями, руководителями подразделений; поставить задачи подчиненным; спланировать их работу; эффективно организовать их труд; грамотно организовать свою личную работу, планировать свое время; координировать деятельность людей в организации; наладить эффективный контроль исполнения; проводить рационализацию аппарата управления на базе достижений науки и техники; изучать и внедрять передовой опыт организации.

Организационная культура формируется в результате получения специального образования, опыта организаторской работы, общения или совместной работы с крупными специалистами. Она обеспечивает сокращение потерь, повышает эффективность и качество всей организаторской деятельности.

Не менее сложен и процесс организационного анализа. Это определение цели и подбор участвующих в ее достижении специалистов учреждения культуры. Порядок выполнения действий излагается путем описания отдельных операций, при этом дается ответ на следующие вопросы: кто выполняет данную операцию; на основании чего (исходный документ); с использованием каких нормативных документов; где выполняется работа; что именно и как делается; каков результат данной процедуры (приказ, докладная записка, акт и т.п.); срок выполнения; куда передается; какая квалификация необходима для ее выполнения; кто ответственный за контроль исполнения работы.

В данной схеме процедуры по горизонтали указываются все службы и подразделения, участвующие в процессе организации, по вертикали - название операций. Характер действий, выполняемых отдельными должностными лицами, показывается в схеме в месте пересечения горизонтальных и вертикальных колонок с помощью условных знаков.

Кроме этого, следует учитывать, что четкий регламент разграничения прав и обязанностей является важнейшим условием слаженной работы аппарата управления учреждения культуры.

Организация деятельности специалиста учреждения культуры насыщена личными контактами с подчиненными сотрудниками, работниками других подразделений, обращающимися по тем или иным вопросам, с представителями смежных организаций, вышестоящих инстанций.

В понятие организации деятельности учреждения культуры входит рациональное, эффективное использование труда людей, экономия каждой рабочей операции, недопущение выполнения специалистом высшей квалификации трудовых процессов, которые может выполнять работник средней квалификации, т.е. последовательное осуществление основных организационных принципов: разделения труда, укрепления исполнительской дисциплины, экономного использования имеющейся техники и оборудования. Отсюда уровень эффективности и качества организации деятельности учреждения культуры определяется многими факторами: спроектированностью рациональной организационной структуры входящих в него подразделений; совершенствованием технологии управленческих механизмов и методов управления; повышением культуры управления, уровнем квалификации кадров; внедрением прогрессивного стиля руководства.

Выявление резервов повышения эффективности системы организации - главная задача деятельности учреждения культуры. Понятие "организационные резервы" относится ко всем элементам системы, охватывающей не только статическую, структурную сторону отношений, но и динамическую сторону - процесс управления.

Резервы в деятельности могут быть обнаружены на любом уровне системы в любом звене - линейном или функциональном, в процедуре и операции. С одной стороны, это неиспользованный запас времени, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, а с другой - экономия затрат на содержание специалистов учреждения культуры.

Резервы могут также носить качественный характер, не измеряемый количественно. Например, улучшение условий труда, повышение четкости, деловитости во всех операциях и т.п. Выявляются организационные резервы в процессе обследования, анализа и диагноза всей системы, а их использование предусматривается специальными документами в составе организационных проектов, планов совершенствования системы в целом.

Вся совокупность организационных резервов подразделяется в зависимости от возможности их реализации на текущие и перспективные. Текущие резервы возможно использовать сразу. При этом эффективность (экономическая или социальная или та и другая одновременно) может быть достигнута при существующем уровне техники организации, без существенных капитальных вложений и единовременных затрат. Перспективные резервы требуют для реализации совершенствования всей системы известных материальных затрат, длительной реконструкции механизма организации.

Каждому специалисту учреждения культуры необходимо четко представлять классификацию организационных резервов для того, чтобы проводить диагностику.

К числу исходных, ключевых понятий организационного анализа и диагностики относятся:

- объект анализа, диагностики (подразделение управленческого аппарата, определенная должностная категория руководителей, конкретная функция управления, отдельные управленческие процедуры и т.д.);

- субъект анализа, диагностики (кто проводит);

- состояние объекта (характер недостатков);

- методы анализа, диагноза (исследовательский инструментарий);

- процедуры (этапы исследования);

- технические средства для анализа трудовых процессов.

Организационный анализ затрагивает различные стороны деятельности руководителя, разные элементы системы. При этом выделяют анализ организации, методов, техники управления. В зависимости от объекта анализ организации может классифицироваться на структурный (анализ организационной структуры), функциональный (анализ функционального разделения труда), операционно-процедурный, технологический (анализ технологических циклов: сбор и обработка информации, выработка управленческих решений, организация исполнения).

Природа и сущность организационного анализа предполагают ряд последовательных этапов его проведения.

Первый этап - разработка процедуры анализа: составление плана и программы, где ставится четкая задача в отношении объектов и характера анализа (сроки, ответственные лица, формы, методы, техника и т.п.). Здесь определяются: элементы технологии организации, подлежащие анализу (механовооруженность труда); формы оценки результатов анализа (расчет экономической эффективности культурно-досуговых программ по сокращению документооборота или описательная характеристика процедур организационной структуры); срок проведения аналитических операций; процесс организации в целом, его технология, отдельные операции, процедуры, субъект анализа (кто проводит); где докладываются (куда направляются) результаты анализа и как они должны быть использованы.

Второй этап - установление критерия эффективности функционирования системы "цель" - при общем анализе предполагает три уровня: рассмотрение главной цели процесса организации, частных целей тех или иных областей, а также изучение личных целей посетителей, выражающих их интересы и духовные запросы. Все три уровня связаны между собой и представляют диалектическое единство всеобщего и общего, особенного и единичного.

К сожалению, организация деятельности учреждений культуры пока не регламентирована принятыми в государственном масштабе документами. Это обстоятельство, а также специфика социально-экономических условий, в которых функционируют учреждения культуры, обусловливают известные различия в их составе и структуре. Кроме этого:

- не определены новые стимулы для саморазвития учреждений культуры в самых разных его проявлениях. Негативные процессы перепрофилирования учреждений культуры, продажа их с молотка, сокращение бюджетного финансирования, стремительный рост платы за обучение детей в кружках, студиях, школах, объединениях, повышение стоимости культурно-досуговых программ и других услуг отрицательно влияют на состояние культуры в целом;

- наблюдается единообразие подходов к формированию комплексных программ развития культуры (традиционный набор мероприятий, вместо последовательно обдуманной и просчитанной культурной политики; отсутствие приоритетных направлений культурного развития жизни региона);

- продолжаются культурное иждивенчество, ожидание директив, финансовая беспомощность, воспроизводство негативного опыта культурной политики предыдущих десятилетий. Не учитывается специфика самобытных и ресурсных возможностей конкретных территорий.

Особенно остро стоит сегодня проблема повышения (в том числе и переориентации) квалификации работников культуры в сфере досуга, их творческого, профессионального и интеллектуального уровней.

Задачи, которые следует решать для совершенствования деятель­ности учреждений культуры, следующие:

- формирование концепции основных направлений развития культурно-досуговой деятельности, использование культурного потенциала в интересах народа;

- создание условий для поддержки традиционных и новаторских форм деятельности в сфере досуга;

- регулирование коммерческих тенденций путем финансирования культурно-досуговых программ, формирующих спрос на подлинные ценности;

- обеспечение альтернативности концепций, проектов и программ культурного развития;

- создание условий для межрегиональных контактов в области культуры;

- выработка экономического механизма, взаимодействия федераль­ных и региональных структур по реализации творческой продукции де­коративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел;

- открытие на базе Домов культуры и клубов мастерских, домов ре­месел, творческих лабораторий, детских студий, домов фольклора, центров традиционной народной культуры, магазинов-салонов, в кото­рых на постоянной основе будут проводиться выставки-продажи произ­ведений декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел;

- развитие региональных постоянно действующих выставок-ярма­рок;

- разработка технологических карт и справочно-информационных банков традиционных и нетрадиционных видов народных промыслов и ремесел в регионах;

- анализ культурной политики общественных организаций, органов регионального управления, состояния культурного потенциала общест­ва;

- активизация работников культуры в подготовке законодательных актов и правительственных решений, создающих правовую основу за­щиты и развития культурно-досуговой сферы;

- осуществление экспертизы оригинальных культурных инициатив в сфере досуга, авторского творчества, участие в отработке механизма их рекламы и реализации;

- отбор на конкурсной основе общественно значимых региональных проектов и осуществление целевого финансирования. Участие в фор­мировании целевых комплексных социально-культурных программ;

- привлечение к выполнению творческих заказов и программ других заинтересованных ведомств и организаций, в том числе спонсоров и меценатов;

- активное участие в совершенствовании системы переподготовки кадров культурно-досуговой сферы.

Анализируя перечень факторов, влияющих на организаторскую деятельность в ближайшие десятилетия, можно сделать вывод, что, не­смотря на значительные различия действия факторов в разных странах и в разных экономических системах, все они отражают общую тенден­цию усложнения процесса организации в современном мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.