Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности 1 страница




Коммерческая деятельность учреждений культуры имеет свою специфику в общении. Общение - часть повседневной жизни в деловом мире. Под деловым общением понимаются служебные, официальные, партнерские контакты с обратной связью. Цели делового общения предполагают: заключение контракта, разрешение проблем, договоренность о чем-либо, изменение точки зрения собеседника, корректировку неправильной информации, увеличение дохода, рост личного влияния,

служебный рост, приобретение новой информации. Успешное взаимопонимание людей в процессе совместной деятельности в учреждениях культуры предполагает опору на вполне конкретные модели поведения, которые характеризуются определенными правилами.

Правила - некие образцы поведения, определенные схемы, кото­рые используются в любом виде деятельности. Первое правило связа­но с количеством: говори не больше и не меньше, чем нужно. Оно предписывает деловому партнеру нормы информации. Утаил информацию - есть риск остаться непонятым либо не достигнувшим своих целей, так как партнер вовремя не включился в совместную деятельность. Уход от проблемы, подмена обсуждаемой проблемы другой - и партнер оказы­вается в положении проигравшего. "Забалтывание" наводит на мысль о неискренности партнера, вызывает недоверие, раздражение.

Следующее правило относится к качеству. Оно гласит: старайся не говорить неправду. Деловому партнеру нужно стараться говорить прав­ду, дорожить "фирмой". В деловом партнерстве существует такое испы­танное средство, как джентльменский договор. Суть его состоит в том, что партнеры добровольно договариваются о своих обязательствах в коммерческой деятельности. Принцип "ложь во спасение" неприменим к деловому общению, так как однократная ложь ради сиюминутной выго­ды навсегда может испортить репутацию делового партнера. Вместе с тем следование принципу "всегда говори правду" также может повлечь нежелательный исход, поэтому и существует понятие "коммерческая тайна". Если по каким-либо причинам дать информацию нельзя, необ­ходимо либо умолчать, либо объяснить, почему передача информации невозможна. Попытка оправдать ложь какой-либо необходимостью при­водит к отчуждению в деловом партнерстве. Необходимо дать партнеру уверенность в своей надежности. Он не должен сомневаться в том, что его коммерческие тайны будут сохранены, а интересы обеспечены.

Правило третье опирается на принцип соответствия, т.е. на необходимость не отклоняться от темы. Потеря темы разговора неопытным партнером - довольно частое явление, связанное с волнением, эмоцио­нальной неустойчивостью людей, делающих первые шаги в бизнесе. Партнер сбивается на частности, теряет как нить, так и цель разговора. В деловом разговоре надо внимательно следить за ходом своего изло­жения и возражениями партнера. Опытный партнер может сознательно и преднамеренно увести в сторону предполагаемого конкурента. Этот прием хорошо известен, он носит название "подмена тезиса" и исполь­зуется, когда партнер, будучи не в силах доказать выдвинутое положение, искусственно переключает внимание собеседника или слушателей на другой вопрос.

Правило стиля выражается в требовании логичности и последова­тельности. Ясность речи свидетельствует о хорошем знании своего де­ла. Умение говорить доступно о сложных и серьезных вещах, использо­вать точные характеристики продукта деятельности, уместно давать информацию в соответствующем ситуации тоне - все это относится и к другим правилам делового общения.

И, наконец, пятое правило: будь вежлив и тактичен. Вежливость предполагает точность и пунктуальность, соблюдение этикетных норм, то есть порядка представления деловых партнеров, форм приветствия, речевого этикета, проявления чувств.

Следовательно, в деловом общении необходимо вписаться в образ делового человека, а это возможно, если образ представляемого парт­нера совпадает с имиджем делового человека в манере говорить и слушать, одеваться, вести себя в соответствии с этикетными нормами. В деловом общении очень важно первое впечатление. Исследования психологов показывают, что формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение партнером воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех "классификациях типов", которые сложились у него в прошлом. В формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, сопоставления с имеющимися у каждого из нас, независимо от того, осознается это нами или нет, эталонами. Чем значительнее цели делового общения, тем более деловой партнер оза­бочен своим имиджем. Стремление к созданию имиджа - мощный сти­мул внутренней работы личности. Имидж понимается как "целостный образ", в буквальном переводе с английского. Вместе с тем имидж не тождествен образу, он его фасадная часть. Тем важнее уметь исполь­зовать имидж как средство выражения своих достоинств. Привлека­тельный имидж - существенная профессиональная и личностная ха­рактеристика: он вызывает расположение партнера и повышает шансы на успех. Чтобы не разрушить ожиданий партнера, необходимо прояв­лять те личностные и деловые качества, которые способствуют дело­вому успеху. Имиджирование - ряд преднамеренно выстроенных моде­лей поведения. При этом избранная модель поведения (форма, обра­зец) должна быть оправдана реальной ситуацией. Если между из­бранной моделью поведения и возможностями индивида, а также осо­бенностями ситуации возникает разрыв, все попытки реализации мо­дели поведения приведут как к внутреннему, так и к внешнему конфлик­ту. Человек будет выглядеть нарочито, неестественно, манерно. Умелое использование модели поведения в своей жизненной роли - одно из основных требований имиджелогии. Чаще всего к той или иной модели поведения прибегают политики: "садовник", "отец народов" и т.п. Харак­терной чертой деловой сферы общения является то, что партнеры вы­ступают в официальных статусах, диктующих модель поведения и ма­неру общения.

Одна из первых характеристик делового человека - манера общения. Деловому человеку необходимо усвоить уверенную манеру обще­ния, но без агрессивности и попыток давления, доминирования. Что значит уверенная манера поведения? Уверенный в себе человек реали­зует право высказывать свою точку зрения. При этом уверенность в се­бе не допускает "сотрясения воздуха" ради проформы, когда партнер не слушает говорящего. Уверенность - это способность оказывать пози­тивное влияние на других, частью - подход к жизни, частью - социаль­ный навык. Уверенные в себе люди часто оценивают других как добро­желательных и расположенных к партнеру. Люди, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей как на тяготеющих к хо­лодности и не расположенных к ним. Не следует путать уверенность с агрессивностью. Агрессивный человек бывает слишком напористым, он часто пытается запугать других, нарушить их права. Существует термин "словесная агрессивность", когда партнер ставится в положение уни­женного. Отрицательно воздействует на партнера чрезмерная самоуве­ренность, высокомерие, амбициозность. Необходимо систематически анализировать свои амбиции, соотносить их с поставленными целями и собственными личностно-деловыми качествами. При этом самооценка может быть адекватной, заниженной, либо завышенной. Человек с за­вышенной самооценкой может бесцеремонно прервать собеседника, бравировать своими деловыми успехами, проявлять категоричность. Эта попытка возвыситься за счет унижения делового партнера прино­сит, как правило, убыток тому, кто ею пользуется, создавая ему репута­цию неуживчивого в деловом социуме партнера. Устойчивый жизненный тонус делового партнера проявляется, как правило, в виде доброжела­тельной манеры поведения, в то время как истеричность и нервозность свидетельствуют об обратном. Для того, чтобы возникла доброжела­тельность в деловом общении, надо помнить, что доброжелатель­ность так же заразительна, как и неприязнь. В общении ориентация на другую сторону обязательна. Это эталонное требование делового кон­такта.

В деловом общении необходимо добиваться взаимного уважения, а исходя из этого - добровольного признания личности партнера и его статуса. Этика делового общения признает обязательным проявление уважения к каждому партнеру по общению. Положительная атмосфера общения, для которой характерны доброжелательность, вниматель­ность, благородство, деликатность, тактичность, помогает усвоить эту манеру общения всем посетителям офиса, учреждения. Для посетите­лей и партнеров по общению эта атмосфера выражается в "эмоциональном комфорте".

В деловой жизни встречаются люди, с которыми неприятно об­щаться. Зная это, необходимо подготовится к общению с теми, кто тяго­теет к использованию социально отталкивающих моделей поведения. Такой человек выступает своеобразной "социокритичеокой массой", провоцирующей конфликтные ситуации. Вульгарность, в частности, используется в общении для подавления партнеров, подчинения сослуживцев. Такая манера общения считается непродуктивной, так как по­давляется деловая инициатива партнера.

Необходимо помнить о нормах проявления чувств в деловых кон­тактах. Не следует бурно выражать свой восторг, убивать соперника иронией или сарказмом, так как при такой манере поведения следую­щего контакта может и не быть. Неприятное впечатление производят чрезмерная любезность и назойливая предупредительность, неуместна также фамильярность. Не следует утомлять партнера рассказами и жалобами на свои многочисленные болезни, неудачи, заботы. Манеру общения не надо путать с манерностью поведения, нарочитой демон­страцией "хороших манер", когда манерничающему тяжко, а окружаю­щим неприятно.

Манера общения делового человека должна быть направлена на устранение негативного впечатления, а, следовательно, и негативных последствий делового общения. "Начните жить с надеждой на успех, концентрируйтесь на успехе", - советуют американские психологи.

Среди компонентов, образующих физический облик человека, определяющим успех деловой карьеры является его "внешнее оформ­ление" (одежда, прическа, украшения и пр.). Этот компонент может го­ворить о деятельности человека (униформа), о его национальной при­надлежности, служить дополнительным признаком возраста, свиде­тельствовать о вкусах и привычках. От оформления облика человека, следовательно, также зависит характер впечатления, складывающегося о нем. И хотя деловая одежда - компетенция специалистов, не следует забывать о том, что, по мнению американских авторитетов в области деловой одежды, и мужчины и женщины как бы специально одеваются так, чтобы потерпеть провал по службе. При этом они допускают три

главные ошибки: позволяют индустрии моды целиком определять вы­бор своей одежды, проявляют склонность к преувеличению собствен­ной привлекательности, позволяют своему социальному происхожде­нию влиять на манеру одеваться.

Среди черт, выгодно отличающих делового человека, - умение говорить. Речь - важнейший информатор о личности делового партнера. Интеллигентность, круг общения, происхождение, уровень образования - обо всем можно судить по речи. Стиль речи является пропуском в высшие деловые круги. Множество людей привносят в деловое обще­ние фразы, которые слышат на улице, в быту. Часто нарушаются пра­вила произношения, нормы грамматики. Неуместно и старомодное красноречие, словесные "фейерверки" - речь должна быть естествен­ной. Необходимо преодолеть скованность, научиться говорить свобод­но. Ясность речи достигается ее четкой логической структурой, когда - то или иное положение подтверждается убедительными примерами, дово­дами, цифрами, выкладками о предстоящих расходах и доходах.

Важно, чтобы смысл слов говорящего был понят его партнером однозначно. Первым требованием является ясность, обеспечивающая доступность восприятия. Как правило, ясность - результат хорошего знания предмета разговора, профессионализма говорящего. Специа­лист культурно-досуговой деятельности должен досконально знать про­дукт деятельности, к примеру, режиссуру постановки культурно-досуговой программы от ее подготовки до продвижения от производи­теля к потребителю.

Конкретность речи предполагает отсутствие расплывчатости, шаткости аргументов и неопределенности обязательств. Деловой парт­нер должен уметь оговаривать сроки, средства, исполнителей и усло­вия, на которых заключается сделка. Человек, говорящий конкретно и определенно, производит впечатление надежности.

Точность речи означает уместное употребление слов, словосоче­таний. Ясность и естественность речи - одно из главнейших условий, характеризующих атмосферу деловых переговоров.

Краткость, лаконичность - большое достоинство речи. Краткость отражает суть момента, динамику времени, поскольку пространные рассуждения, банальности затрудняют деловые контакты. Речь делового человека должна быть отчетливой. Небрежная скороговорка, проглатывание звуков резко ухудшают качество восприятия как речи, так и са­мого делового человека. Считается, что эмоции могут навредить при деловом контакте, но это не совсем так. Эмоциональность на митинго­вом уровне в деловом общении неуместна и нелепа. Эмоции и чувства особый канал информации, тонкий инструмент управления слушателя­ми для достижения деловых целей, именно поэтому фразы, произне­сенные бесстрастным языком, серые по формулировке снижают прес­тиж говорящего, лишают его возможности реализовать свои цели.

Чтобы придать речи определенную эффективность, следует осво­ить приемы речевого воздействия, среди которых одно из главных мест занимает расстановка акцентов на "главные слова". Прием этот состоит в том, что важные слова интонационно усиливаются, остальные произносятся в более высоком темпе, как бы бегло. Выделение одного из слов зависит от прогнозируемого результата разговора. В качестве средства воздействия используется и изменение тона голоса.

Темп речи делового партнера должен постоянно меняться. Это первостепенный по значимости прием выделения какой-либо мысли. Замедление речи на определенных смысловых единицах производит впечатление обдумывания сказанного. Быстрое произнесение фразы создает впечатление небрежного отношения к информации или ее ма­лозначительности. Паузы в речи также используются как средство эмо­ционального воздействия на партнера. После паузы партнер ждет, что за ней последует, сосредоточивает внимание на информации. Иногда в речи возникают так называемые "поисковые" паузы, когда говорящий не сразу может подобрать нужное слово. Необходимо следить, чтобы та­кие паузы не заполнялись звуками типа "ммм", "эээ", причмокиванием и пр. Злоупотребление паузой создает впечатление, что партнер теряет­ся, не знает, что сказать или умалчивает о чем-либо. Выступая перед иностранной аудиторией, необходимо помнить о паузах, рассчитанных на переводчика.

Особенно значима интонация речи, которая создается всем арсе­налом пауз, темпом, но главное - мелодикой. По интонации можно су­дить о степени взаимного доверия деловых партнеров, с ее помощью выражаются неудовольствие, укор, и т. д. Если интонация и содержание речи не совпадают - это дополнительная информация о недоверии партнера, несоответствии смысла сказанного и намерений. Интонации делового человека должны быть естественны и ни в коем случае не форсированны. Антиподом богатой интонациями речи служит речь мо­нотонная. При восприятии монотонной речи наступает состояние сон­ливости, возникает ощущение скуки и бессмысленности речи.

К негативным приемам речевого воздействия в деловых отноше­ниях относятся вульгаризмы - неправильные по грамматической форме, а также нелитературные и грубые слова. Их надо полностью исключить из делового партнерства, поскольку они портят деловой имидж. Кроме того, использование "варварских" словесных оборотов не позволяет найти пути к взаимопониманию, возбуждает негативные эмоции, обиду, вносит в отношения партнеров момент неравноправия. В качестве при­ема речевого воздействия в отдельных случаях возможны эмоциональ­ные восклицания, которые используются для того, чтобы восстановить внимание партнера, привлечь его к рассмотрению главной мысли, по­будить к размышлению и оценке сказанного.

Наиболее сложным приемом речевого воздействия является экс­промт. В деловом общении известны случаи, когда речь прерывается каверзным вопросом. Приоритеты принадлежат тем, кто умеет париро­вать или развенчать такой вопрос без подготовки и практически мгно­венно. Гибкость ума, эрудиция проявляются в остроумном экспромте. Юмор в качестве речевого приема должен быть достаточно деликат­ным, умеренным, отличаться тонкостью и не оскорблять деловых парт­неров, а действовать на присутствующих положительно. Юмор не дол­жен превращаться в насмешку, сарказм, грубость. Шутка допустима между равными по статусу партнерами. Юмор должен консолидировать людей, разряжать обстановку.

Словарный запас делового человека дает представление о его личности. Штампы и канцеляризмы в речи, стандартизированные обо­роты казенного языка уместны в деловых бумагах, отчете, справке, а не в устной речи. Канцеляризмы в устной речи лишают ее яркости, инди­видуальности, образности, придают ей сухость и шаблонность. Речь засоренная штампами, вызывает представление о человеке, проведшем жизнь в канцеляриях, маломобильном, с шаблонным мышлением. От подобного сорта людей не ждут инициативы, предприимчивости.

Характерной чертой речи коммерсанта становится использование специальных терминов и профессионализмов. Приблизительное, не­точное словоупотребление - свидетельство некомпетентности партне­ра. В то же время чрезмерное употребление специальных терминов за­трудняет восприятие речи. Таким образом, речь - достаточно четкий критерий профессионализма. Устной и письменной речи любого чело­века присущ ряд индивидуальных особенностей: скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, глаголов, жаргонных слов, метафор, грамматические ошибки и оговор­ки, расставление ударений. Стиль речи оценивается с точки зрения со­ответствия речевым эталонам.

Голос также является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. От голоса во многом зависит, будут или нет слушать говорящего. Голоса различаются по высоте, тембру, силе, музыкальности и являются довольно тонким инструментом выражения состояния и некоторых других особенностей их владельцев. Психологи попытались установить соответствие между голосом и некоторыми чертами физического и психического облика человека.

В деловом общении реальное значение имеет узнавание голоса и различных его оттенков с целью установления эмоционального состояния партнера. Четко различимы не только состояния гнева, раз­дражения, но и сниженное настроение, тревога, апатия.

Природная особенность хороших партнеров так же, как и ораторов, дикторов, ведущих, состоит в том, что они блестяще владеют самым трудным и самым сложным умением - оставаться незаметными. Существует тип собеседника, делового человека, который все усилия направляет на то, чтобы показать себя (мимика, жест, выражение глаз и пр.), другой человек, как бы оставаясь незаметным, основной акцент переносит на содержание речи, живет им.

Важнейшим компонентом физического облика человека является лицо. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентри­руют внимание на лицах партнеров и больше всего на глазах. Значение лица в процессе общения определяется тем, что на нем расположены важнейшие дистантрецепторы, от лица исходит звук голоса. Сокраще­ние лицевых мышц меняет выражение лица и сигнализирует о состоя­нии человека. Привычка смотреть на лицо партнера по общению и бо­лее или менее тонко отмечать смену его выражений развивается у че­ловека постепенно, начиная с первых недель жизни. Умение "читать" выражения лица дает возможность предвидеть действия партнера и со­ответственно строить свое поведение. Человека принимают и оцени­вают по выражению лица. Если деловой партнер выглядит "несчастным", озабоченным, растерянным, хмурым, собеседник сочтет, что это его действительное состояние. Лицо должно быть достаточно серьезно, совершенно недопустимо отсутствие всякого выражения.

Мимика - это разнообразные зрительно воспринимаемые состоя­ния лица, определяющие его многоликость. Мимика - широко распространенный способ невербальной оценки, общения. Она способна пе­редать всю гамму чувств при ведении деловых переговоров: сомнение, насмешку, иронию, пренебрежение, радость, удивление, сочувствие и сопереживание. Улыбка - наиболее прямой способ доказать партнеру предрасположенность к общению. Она помогает выглядеть друже­ственно и открыто. Искусственная улыбка возбуждает подозрение в не­искренности намерений. Не следует в деловых контактах постоянно

улыбаться - это неестественно. Выражение лица должно соответство­вать характеру речи.

Взгляд человека также влияет на наше отношение к нему. Долгий пристальный взгляд ассоциируется с властностью, уверенностью в се­бе. Взгляд мельком - со стеснительностью. Взгляд, часто обращающий­ся к собеседнику, создает о его владельце впечатление более положи­тельное, нежели беглый. Считается, что с помощью глаз передаются самые точные коммуникативные сигналы, поэтому имеет смысл иногда заглянуть в глаза деловому партнеру. Если человек нечестен или скры­вает что-либо, то, по утверждению психологов, его глаза встречаются с вашими менее одной трети всего времени вашего общения. Если глаза партнера встречается с вашими более двух третей времени, это может означать одно из двух: либо вас считают очень привлекательным, либо к вам настроены враждебно. Не рекомендуется при этом отводить взгляд, опускать глаза (последнее воспринимается как признак раздав­ленности, проигрыша, неуверенности). Не следует смотреть в окно, по­верх головы или поверх плеча говорящего - это может означать, что вам скучно. Не следует смотреть в пол, так как партнер может счесть вас невнимательным либо скрытным. Если ваш партнер опускает глаза, значит вы слишком долго задержали на нем свой взгляд. Деловое об­щение не предполагает крайностей. Взгляд искоса ассоциируется с хит­ростью, неискренностью. Партнеру больше всего нравится прерывис­тый контакт взглядов. Это показывает заинтересованность собеседни­ком, но не ставит его в неловкое положение.

Психологи стремятся выявить, как можно распознавать намерения человека также по жестам, позе, походке, осанке. Характерная для че­ловека осанка является одним из компонентов его облика. Осанка - гармония различных положений, принимаемых деловым человеком. Осанка классифицируется как прямая, сутулая и сгорбленная, как вялая и бодрая. Давно замечено, что чем ниже статус человека, тем сильнее он сгибает спину. Правильная осанка делового человека: мягко опущен­ные плечи, прямая, но не "деревянная спина", слегка втянутый живот, прямые в коленях, но не напряженные ноги, чуть согнутые в локтях ру­ки, чуть поднятый, но не "задранный" подбородок.

Движения и поза делового человека - знаки, сигнализирующие о его качествах и даже помыслах. Существует подсознательное копирование позы одного делового партнера другим, называемое в специальной литературе "отзеркаливанием". Это средство, с помощью которого один партнер выражает солидарность с мнением другого. Копирование продолжается до тех пор, пока партнеры пребывают в согласии.

"Отзеркаливание" - способ выражения симпатии. Позы связываются с определенными действиями и эмоциями: согласие, вопрос, сомнение, ожидание, печаль, нерешительность, отчужденность. Принимая располагающие к разговору позы, не следует увлекаться позированием, так как при этом вы будете выглядеть неестественно. Не следует ни гор­биться, ни "напускать важности" - использовать намеренно замедлен­ные и плавные движения. Напряженность и суетливость также излишни. Очень важен вопрос о дистанциях, которые должны разделять де­ловых партнеров. Дистанции между говорящими для европейской куль­туры следующие:

- интимная зона (от 15 до 45 см), не используется в деловом этикете;

- персональная зона (от 45 до 120 см), эта зона разделяет партне­ров, когда они находятся на официальных приемах, фуршетах и пр.;

- социальная зона (от 120 до 360 см);

- общественная зона (более 360 см), когда оратор адресуется к большой группе людей, то удобнее всего, комфортнее и для оратора и для аудитории держаться на этом расстоянии. Деловой партнер должен пользоваться этим знанием, чтобы "держать дистанцию", поскольку вторжение в несоответствующие зоны влияния не приветствуется. Итак, поза чаще, чем лицо, за которым современные люди привыкли следить, выдает настоящие переживания людей, их действительное отношение к деловому партнеру.

Походка человека говорит о его характере, состоянии, роде занятий и пр. Индивидуальные варианты походки можно типизировать, выделив объединяющие признаки: ритм, скорость, давление на поверхность, длину шага, эластичность, определенность направления и его изменчи­вость. Походке может быть присуща большая или меньшая естествен­ность. Неестественность в походке появляется у человека в состоянии скованности, нервного напряжения. Темп ходьбы может быть замед­ленным или ускоренным, в нем, по утверждению исследователей, нахо­дит выражение особое состояние организма - экстра- или интравертность личности. В деловом общении нельзя недооценивать и роль же­стов. Под жестами понимаются движения рук, используемые для пере­дачи информации, выражения своего отношения как к информации, так и к партнеру. Жесты делового партнера могут быть интерпретированы, поэтому необходимо научиться постигать их информационное значе­ние, верно ориентироваться в невербальных знаках. Особенности жестикуляции могут оказаться одним из оснований для выводов о качествах партнера, например, о суетливости, склонности к театральности

и др. Внешне похожие жесты у людей, формировавшихся в разных культурно-исторических условиях, могут иметь неодинаковое значение. Например, русские, итальянцы и англичане используют разные прощальные жесты. Японцы и другие народы Азии, приветствуя, склады­вают руки перед грудью. Часто наблюдаемый по телеканалам "ноль", образуемый с помощью большого и указательного пальцев, в США означает "все хорошо", в Японии - деньги, в Португалии входит в категорию неприличных. Человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. В состоянии эмоционального напряжения и кон­фликта возникают многообразные движения выражающие смущение и беспокойство, а также разочарование, непроизвольные и неконтроли­руемые. При этом надо учитывать, что жестикуляция воспринимается нормально, если общение происходит на достаточно большом расстоя­нии. Если к жестикуляции прибегает собеседник, находящийся от парт­нера на расстоянии 1-1,5 м, то даже умеренная жестикуляция произво­дит неблагоприятное впечатление. За рубежом агенты по продаже спе­циально обучаются применению и интерпретации жеста. Деловому че­ловеку необходимо помнить, что пользоваться жестами нужно только в соответствии со смыслом фразы, в жесте не должно быть ничего ис­кусственного. Хаотичность, порывистость, драматизм жеста сразу гово­рит о низком самообладании, самоконтроле.

Таким образом, знание правил делового общения, основных черт имиджа и манеры поведения для выпускника университета чрезвычайно важно в реализации своего профессионального мастерства.

Глава третья. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности

Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам сле­дует максимально овладеть методикой культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели.

Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние законо­мерности функционирования как специфический вид деятельности. Ме­тодика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности - это творческий, перцептивно - коммуникативный процесс, где перцепция - восприятие, а комму­никация - общение.

Методику выделяют в отдельный тип деятельности - методический, выступающий внутренним регулятором всего технологического процес­са, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.

В основе методики культурно-досуговой деятельности лежат ду­ховные потребности населения. Потребности в осуществлении культур­но-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремле­нием человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреа­ционных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее доста­точно высокой общественной значимости.

Методика культурно-досуговой деятельности представляет собой диалектическое единство профессиональной деятельности организато­ров и методистов (сценаристов, режиссеров и других специалистов) и участников культурно-досуговых программ и других посетителей учреждений культуры. Взаимосвязь культурных потребностей людей с воз­можностью и готовностью учреждений культуры их реализовать создает условия для раскрытия сущностных свойств учреждений культуры, слияния в их работе организующих воздействий "сверху" с широкой инициативой и самодеятельностью "снизу".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.