Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ пропорциональности развития рынка




Пропорциональность, т.е. оптимальное соотношение между различными элементами рынка, – важнейшее условие «здоровья» рынка и его нормального поступательного развития. Диспропорции, деформации отдельных составных частей рынка ведут к кризисным формам развития, затрудняют и искажают рыночные отношения, делают рынок недостаточно эффективным.

Аппарат анализа пропорциональности рынка включает следующие инструменты анализа: балансовый метод, относительные величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы, коэффициенты эластичности.

В анализе пропорциональности рынка используются главным образом два основных относительных показателя структуры: доля (удельный вес), т.е. характеристика места части в целом, и коэффициент соотношения, т.е. непосредственное сопоставление двух явлений или частей одной совокупности. Показатель отражает место, которое данная часть занимает во всей совокупности.

При сравнении (динамическом, территориальном, отраслевом и т.п.) доли исчисляется относительный показатель – индекс доли.

Особый показатель пропорциональности – компаративный индекс – позволяет сравнивать динамические пропорции.

Компаративный индекс представляет собой отношение индексов (темпов роста) двух явлений или частей совокупности.

Например, отношение индекса продажи потребительских продуктов к индексу продажи услуг или отношение индекса розничного товарооборота к индексу денежных доходов населения.

Существует определенная иерархия пропорций. Важнейшим показателем пропорциональности рынка товаров и услуг следует считать соотношение спроса и предложения, предопределяющее характер развития остальных категорий рынка и его социальную и экономическую эффективность. Пропорции спроса и предложения определяются как в целом по рынку товаров и услуг (в его оптовом и потребительском подразделениях), так и в региональном разрезе, по всей товарной массе и по отдельным товарам.

Самостоятельной задачей является оценка соотношений спроса различных социально-экономических групп потребителей, т.е. характеристика места каждой такой группы на потребительском рынке. Одним из способов измерения данной пропорции по всей совокупности товаров и услуг служит баланс спроса и предложения (табл. 3), в котором покупательные фонды (являющиеся денежным представителем спроса на рынке) сопоставляются с товарными ресурсами и потенциалом услуг. Выявленное таким образом сальдо служит характеристикой диспропорции рынка и в соответствии со знаком (+ или –) отражает либо наличие дефицита, либо кризис сбыта.

Однако этот способ трудно использовать для оценки пропорциональности рынков отдельных товаров. В этом случае чаще используются тенденциальные оценки с помощью набора показателей – индикаторов рынка. Можно сравнивать объемы и темпы роста производства (по отдельным товарам или в целом по отрасли) с соответствующими показателями продажи. Оценка пропорций спроса и предложения на рынке товаров корректируется введением показателя доли импорта в общем объеме предложения.

 

Таблица 3- Схема баланса спроса и предложения

Покупательные фонды Товарные ресурсы
Денежные доходы населения из всех источников за вычетом обязательных платежей и части прироста сбережений, предназначенных на социальные нужды и другие цели, не связанные с покупкой товаров и услуг Средние товарные запасы за год   Реализовано товаров за год    
Денежные средства (сбережения), не израсходованные в связи с отложенным и неудовлетворенным спросом Оказано услуг за год  
ИТОГО ИТОГО
  САЛЬДО (+, –)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.