Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации личного приема и рассмотрение обращении граждан в арбитражных судах 11 страница




Однако дело не только в достаточности бюджетных средств, выделяемых для судебной власти. Важна еще финансовая самостоятельность судебной власти, под которой следует понимать самостоятельность формирования в рамках бюджетного процесса финансового обеспечения существования и функционирования органов судебной власти.

Нормативную базу финансового обеспечения помимо Конституции РФ и Закона о финансировании судов[128] составляют законы о судебной системе, о государственной защите судей, о статусе судей, о Судебном департаменте, а также закон о федеральном бюджете на соответствующий год.

Конституцией РФ установлено (ст. 124), что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статьей 33 Закона о судебной системе, в частности, установлено, что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Правительство РФ разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, руководителем Судебного департамента и с Советом судей РФ. При наличии разногласий Правительство прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента и Совета судей страны вместе со своим заключением.

Представители указанных судов, Совета судей России, и руководитель Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ.

Конкретизируя конституционные гарантии, ст. 33 Закона о судебной системе предписывает, что финансирование федеральных судов осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете (ч. 2); размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ (ч. 5).

Кроме того, учитывая общепризнанный международно-правовой принцип независимости суда, следует иметь в виду, что, конкретизируя его, Венская декларация и программа действий, принятая на II Всемирной конференции по правам человека от июня 1993 г., содержит положение о необходимости надлежащего финансирования учреждений, занимающихся отправлением правосудия.

Статья 2 Закона о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предписывает предусмотреть в федеральном бюджете, начиная с 1998 г. необходимое увеличение расходов на содержание федеральной судебной системы в целях приведения правоприменительной практики в соответствие с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ее участия в Конвенции и Протоколах к ней.[129]

Тем не менее, обоснованные ежегодные бюджетные заявки Высшего Арбитражного Суда РФ удовлетворяются не полностью, в то время как средняя обеспеченность арбитражных судов рабочими площадями составляет 30 % от нормативной, а пятая часть арбитражных судов расположены на арендуемых площадях.[130]

В связи с этим представляется целесообразным закрепление соответствующих положений в Законе о финансировании судов в части установления порядка утверждения нормативов финансирования судов России[131], нормативов численности судей и работников аппарата судов, а также порядка формирования бюджета органов судебной власти, с одновременным внесением соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ. Этот вопрос в очередной раз затронут судейским сообществом на VI Всероссийском съезде судей России, где еще раз было обращено внимание на положения ст. 124 Конституции РФ о том, что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

§ 3. Организация работы с арбитражными заседателями

В соответствии со ст. 8 Закона «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»[132] было предусмотрено, что Высший Арбитражный Суд РФ проводит эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Эксперимент предусматривал возможность при коллегиальном рассмотрении дел в первой инстанции введения в состав суда помимо профессиональных судей арбитражного заседателя — судью-непрофессионала, являющегося специалистом в той или иной сфере бизнеса. Срок проведения эксперимента устанавливался в три года.

Закон установил, что арбитражными заседателями могут быть лица, обладающие специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями.

Законом также было установлено, что порядок проведения эксперимента, арбитражные суды, в которых он проводится определяет Пленум Высшего Арбитражного Суда, который утверждает список арбитражных заседателей.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 г. № 10 было утверждено Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, перечень 14 арбитражных судов, в которых он должен проводится и первый список арбитражных заседателей.

Арбитражные заседатели имеют такие же права, как судья-юрист, состоящий на государственной службе. Но арбитражные заседатели — это не просто представители общественности, а в соответствии с законом специалисты — люди, хорошо знающие тот или иной вид предпринимательской деятельности, допустим банковской, страховой, строительства, морских перевозок, оборота ценных бумаг — одним словом все то, с чем приходится иметь дело арбитражным судам. Привлечение таких специалистов в качестве арбитражных заседателей делает состав суда подготовленным и сведущим не только по вопросам права, но и по тем специальным вопросам, которые являются предметом рассмотрения по данному делу.

По результатам проведения эксперимента было принято решение о введении в системе арбитражных судов института арбитражных заседателей в полном объеме.

Высшим Арбитражным Судом был инициирован, а Федеральным Собранием РФ принят Закон об арбитражных заседателях. В соответствии с названным Законом арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ (далее — арбитражные заседатели) являются граждане РФ наделенные в порядке, установленном данным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном АПК РФ. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

Законом установлено, что участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Так как арбитражный заседатель является на время привлечения его к судебному разбирательству судьей, облачен всеми судейскими правомочиями и несет все обязанности судьи, он обязан принять присягу судьи.

Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу содержания, установленного названным Законом.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий он может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.

Законом предусмотрены условия для назначения, а также основания приостановления и прекращения полномочий арбитражного заседателя. Также закон предусматривает вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении правосудия за счет средств федерального бюджета. Арбитражному заседателю возмещаются и командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах России.

На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, законами о судебной системе, о статусе судей. Кроме того, в соответствии с Законом о государственной защите судей арбитражные заседатели подлежат государственной защите наряду с судьями всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством страны.

§ 4. Организация приема граждан, рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций

Общий порядок организации приема граждан руководством арбитражных судов установлен Регламентом арбитражных судов.

В арбитражных судах председателем суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.

Порядок и время приема утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) председателя арбитражного суда.

Информация по вопросам организации приема должна размещаться в доступном для посетителей месте.

Порядок пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливается приказом председателя суда.

Пропускной режим должен обеспечивать соблюдение принципа гласности разбирательства дел, безопасность судей и работников аппарата арбитражного суда, а также поддержание порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда.

Правила по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда.

Информация о порядке пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда и правилах по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда должна размещаться в доступном для посетителей месте.

В Высшем Арбитражном Суде организация приема представителей организаций и других граждан руководящим составом подразделений и руководством Высшего Арбитражного Суда возложена на Приемную Высшего Арбитражного Суда, которая является структурным подразделением Секретариата Председателя Высшего Арбитражного Суда.

В Приемной сосредотачивается вся работа с представителями организаций и гражданами, обратившимися лично или по телефону в Высший Арбитражный Суд. В соответствии с Положением о Приемной Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации[133], основными задачами Приемной являются:

— прием руководителей организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, их представителей и других лиц (далее — граждан), обратившихся в Высший Арбитражный Суд по вопросам организации и обеспечения деятельности арбитражных судов страны, а также с жалобами на действия судей, не связанными с рассмотрением конкретных судебных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей;

— прием от граждан письменных заявлений, жалоб и предложений (далее — обращения) и направление их в установленном порядке на разрешение по принадлежности;

— организация приема граждан руководителями структурных подразделений центрального аппарата, запись граждан на прием к руководству Высшего Арбитражного Суда (при наличии оснований) и обеспечение их приема;

— выдача устных, в том числе по телефону, справок о результатах рассмотрения заявлений, представлений и судебных дел по обращениям сторон и поручениям руководства Высшего Арбитражного Суда;

— рассмотрение письменных и устных обращений граждан, адресованных в Приемную, рассмотрение иных обращений по указанию руководства и руководителя Секретариата Председателя Высшего Арбитражного Суда, их учет и направление в необходимых случаях в установленном порядке на разрешение по принадлежности;

— изучение и систематический анализ вопросов, с которыми обращаются граждане в Приемную, периодическое информирование Председателя Высшего Арбитражного Суда о количестве и характере обращений граждан; подготовка предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, и совершенствованию работы по приему граждан.

Учет граждан, обратившихся в Приемную, ведется в специальных журналах.

В связи с введением в действие АПК РФ 2002 г. с 10 февраля 2003 года распоряжением по Высшему Арбитражному Суду прекращен личный прием представителей организаций и граждан в связи с их письменными обращениями по судебным делам.

Установлено, что личный прием представителей организаций и граждан осуществляется только по вопросам организации и обеспечения деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, а также с жалобами на действия судей, не связанными с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей.

Прием по этим вопросам ведется заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда по графику приема и спискам, подготовленным Приемной Суда, а также руководителями структурных подразделений центрального аппарата Суда, в производстве которых находятся письменные обращения, в дни и часы, согласованные Приемной Суда, не нарушающие график личного приема заместителями Председателя Суда.

В соответствии с Положением о Приемной начальник Приемной докладывает Председателю Высшего Арбитражного Суда или его заместителям письменные и устные сообщения граждан о грубых нарушениях законности и деятельности должностных лиц арбитражных судов, а также о фактах волокиты и иных серьезных нарушениях в работе с обращениями граждан в центральном аппарате.

Рассмотрение обращений, заявлений и жалоб. Организация в арбитражных судах рассмотрения обращений, заявлений и жалоб регламентируется Регламентом арбитражных судов.

Арбитражные суды в пределах своей компетенции обеспечивают рассмотрение обращений, заявлений и жалоб (далее — обращения), в том числе касающихся деятельности суда в целом либо действий судьи, работника аппарата суда, и направление по ним ответов в установленные законом сроки.

В этих целях в арбитражных судах организуется работа с письменными обращениями.

Работа с письменными обращениями осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах.

При поступлении жалобы на действия судьи, работника аппарата суда председатель арбитражного суда, исходя из ее содержания, может поручить проверку по ней одному из своих заместителей, председателю судебного состава, руководителю структурного подразделения.

Каждая жалоба на действия судьи должна быть проверена. При установлении фактов нарушений действующего законодательства, норм и правил судебной этики председатель арбитражного суда принимает меры организационного характера, а при необходимости решает вопрос о внесении в отношении судьи соответствующего представления в квалификационную коллегию судей.

Председатель арбитражного суда обязан незамедлительно информировать Высший Арбитражный Суд о фактах привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы должен быть мотивированным и подписан председателем или заместителем председателя арбитражного суда либо по их поручению иным должностным лицом в пределах его компетенции.

§ 5. Организация повышения квалификации кадров арбитражных судов

Подготовка и повышение квалификации кадров — важнейшее направление обеспечения деятельности арбитражных судов.

Общество, его экономическая сфера нуждаются в эффективной, профессиональной и отвечающей требованиям рыночных отношений судебной власти. В условиях динамично обновляющегося законодательства в экономической сфере, наличия в нем пробелов и противоречий квалифицированное рассмотрение споров в экономической сфере и обеспечение стабильности правового порядка невозможно без постоянного обновления профессиональных правовых знаний.

Профессиональная подготовка кадров арбитражных судов России осуществляется на основании и в соответствии с законами об арбитражных судах, о статусе судей.

В системе арбитражных судов повышение квалификации кадров включает в себя следующие направления.

1) повышение квалификации судей арбитражных судов:

- впервые назначенных на должность судьи, по общей программе;

- рассматривающих споры, вытекающие из определенных правоотношений (административных, гражданско-правовых) по специализированным программам;

- повышение квалификации председателей и заместителей председателей арбитражных судов по актуальным проблемам организации правосудия в экономической сфере;

- повышение квалификации судей арбитражных судов на краткосрочных региональных семинарах по отдельным вопросам правоприменения и обеспечения единообразия судебной арбитражной практики;

2) повышение квалификации государственных служащих арбитражных судов:

- помощников судей арбитражных судов по общей программе;

— работников аппарата арбитражных судов в соответствии с их специализацией и занимаемой должностью.

Система повышения квалификации судей арбитражных судов с самого начала (с 1993 г.) функционировала на базе Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС), которая остается центральным звеном системы повышения квалификации судей арбитражных судов России.

Система повышения квалификации государственных служащих арбитражных судов опирается на Российскую академию правосудия и ее региональные филиалы, где проходят обучение все категории государственных служащих арбитражных судов.

Организацией повышения квалификации судей и государственных служащих арбитражных судов занимается Отдел подготовки и повышения квалификации кадров арбитражных судов, входящий в структуру Управления кадров и государственной службы Высшего Арбитражного Суда.

Приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда от 21 сентября 1998 г. № 36 образован Координационный совет по повышению квалификации кадров арбитражных судов России. На заседаниях Совет рассматривает ежегодные программы и учебные планы повышения профессионального уровня кадров, а также определяет перспективную политику повышения квалификации кадров в целом.

Рабочие материалы, программы повышения квалификации, исходя из принципа специализации судей и государственных служащих, разрабатывает Отдел подготовки и повышения квалификации кадров арбитражных судов.

В течение ряда лет сложилась хорошая практика реализации совместных учебных программ с участием зарубежных судей и ученых юристов из США, Канады, Германии, Франции, Испании, Франции, экспертов Совета Европы из других стран.

В повышении квалификации судей арбитражных судов России широко используется метод сравнительного правоведения, когда в рамках международного проекта в дискуссиях по проблемам правоприменения при разрешении экономических споров участвуют российские и иностранные эксперты, судьи, ученые и практики. Особенность таких международных проектов в том, что они проводятся не только на учебной базе в Москве, но и в столицах субъектов РФ.

В ходе занятий судьи встречаются с высококвалифицированными специалистами в области экономики и права, ведущими учеными и практическими работниками Высшего Арбитражного Суда, РАГС, Российской академии наук, комитетов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, других учреждений.

С целью активизации участия слушателей в учебном процессе используются интерактивные методики с разбором наиболее сложных судебных дел, проведением круглых столов, дискуссий, деловых игр, учебного консультирования и обмена положительным опытом работы судей и судов в целом. Российскими судьями и экспертами Европейского Союза разработаны для слушателей методические материалы, аудио- и видеоматериалы (с последующей рассылкой на систему), которые способствуют активному сравнительному правоведению.

Программа “Содействие системе арбитражных судов Российской Федерации” проекта Европейского Союза Тасис позволила в течение 2004—2006 гг. повысить квалификацию более половины всех судей, каждого четвертого помощника судьи арбитражных судов и председателя каждого арбитражного суда совместно с руководителем аппарата — администратором этого же суда.

С 1995 г. в Высшем Арбитражном Суде проводятся стажировки судей. В 2003 г. разработано Положение о прохождении стажировки судей арбитражных судов России в Высшем Арбитражном Суде и Типовая программа стажировки судей, которые были направлены в арбитражные суды России.

В соответствии с этими документами, на стажировку направляются заместители председателей арбитражных судов, председатели судебных составов и наиболее опытные судьи. Каждый из них составляет индивидуальную программу прохождения стажировки, которую и реализует. Как показывает опыт, такая форма повышения квалификации дает положительные результаты и высоко оценивается судьями, прошедшими стажировку.

Арбитражные суды — это экономические суды, поэтому отправление правосудия в экономической сфере требует основательной экономической подготовки судей. И Высший Арбитражный Суд использует все возможности для получения судьями арбитражных судов дополнительно к юридическому второго высшего экономического образования. Такое обучение позволяет обеспечить непрерывность повышения квалификации судей с использованием современных форм и методов в целях совершенствования содержания профессионального обучения судей.

Для системы повышения квалификации кадров арбитражных судов большое значение имеет и обучение государственных служащих аппаратов арбитражных судов РФ на основании Указа Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 983[134] “О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих” на базе РАГС, а также на базе образовательных учреждений, подведомственных РАГС. В соответствии с этим Указом на подготовку направляются государственные служащие судов из числа работников высшего и среднего руководящего состава.

Потребности системы арбитражных судов в повышении квалификации судей и государственных служащих из года в год возрастают.

В Законе о статусе судей имеется положение о праве судьи на повышение квалификации один раз в три года. Реально же периодичность планового пополнения знаний «среднестатистического» судьи арбитражного составляет один раз в четыре-пять лет.

Создание Российской академии правосудия (РАП) в 2000 г., учредителями которой являются Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, стало новым этапом в развитии системы повышения квалификации кадров арбитражных судов[135].

Уже в 2001 г. на ее базе впервые в истории судебной системы России начато планомерное повышение квалификации работников аппаратов судов. Особое внимание уделяется подготовке основного кадрового резерва для пополнения судейского корпуса — помощников судей арбитражных судов, должности которых введены в штаты в 2001 г.

Профессиональная переподготовка кадров арбитражных судов организована на бюджетной плановой основе в Институте государственной службы Финансовой академии при Правительстве РФ, Академии государственного и муниципального управления, а также более чем в 10 высших учебных заведениях РФ.

Начиная с 2003 г. в программы обучения работников аппаратов судов включены занятия на базе учебных центров компании Консультант-Плюс и Гарант по освоению практических приемов использования компьютерных справочно-правовых систем в соответствии с соглашениями о сотрудничестве Высшего Арбитражного Суда с этими компаниями по участию их в повышении квалификации судей и специалистов судов системы.

Появление в арбитражных судах арбитражных заседателей, администраторов судов ставит в повестку дня вопрос их специальной подготовки.

§ 6. Организация международных связей [136]

Международные связи Высшего Арбитражного Суда, арбитражных судов РФ осуществляются в порядке, установленном законодательством, в соответствии с планами и программами международно-правового сотрудничества, подготавливаемыми Отделом внешних связей Высшего Арбитражного Суда и утверждаемыми его Председателем.

Международно-правовые связи Высшего Арбитражного Суда используются для изучения полезного зарубежного опыта в целях совершенствования порядка разрешения экономических споров и повышения эффективности работы арбитражных судов.

В последнее время в арбитражных судах произошло увеличение количества дел по спорам, возникающим из административных правоотношений (далее — административные споры). Количество административных споров, большинство которых составляют налоговые дела, превысило 60% от общего числа дел, рассматриваемых арбитражными судами. Это создает значительную нагрузку на многих судей, разрешающих эту категорию дел, что отрицательно влияет на качество отправления правосудия.

С учетом изложенного были организованы выезды в ряд государств для изучения порядка разрешения налоговых и других административных споров: в Германию для ознакомления с процедурами рассмотрения налоговых споров в системе германских финансовых судов, в Австрию, Великобританию, Финляндию, Канаду.

На основе сравнения порядка разрешения налоговых споров, действующего в нашей стране, с материалами, полученными в результате выездов в зарубежные государства, Высшим Арбитражным Судом подготовлены предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ.

Большое значение для повышения эффективности работы арбитражных судов имеет изучение и использование опыта иностранных государств, осуществляющих реформирование и совершенствование судебных процедур в целях устранения кризисных ситуаций и иных затруднений, возникающих в судах в результате скопления значительного количества неразрешенных дел, длительного их рассмотрения и т. п.

В рамках Совета Европы эти вопросы анализируются и обобщаются по поручению Комитета министров Консультативным Советом европейских судей для подготовки соответствующих рекомендаций (заключений) государствам — участникам Совета. Материалы наиболее важных обобщений до окончательной отработки проектов рекомендаций выносятся на обсуждение конференций судей. Первая Европейская конференция на тему “Урегулирование споров на ранней стадии и роль судей” была организована Советом Европы в Страсбурге в 2003 г. с участием Высшего Арбитражного Суда.

Расширился круг иностранных государств, с высшими судами которых установлены деловые связи. Представители Высшего Арбитражного Суда впервые посетили Высший Кассационный Суд Итальянской Республики, Верховный Суд Республики Мальта и ознакомились с деятельностью этих высших судебных инстанций. В Республике Болгария состоялись переговоры с Председателем Верховного Административного Суда о развитии правового сотрудничества, по итогам которых между Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Административным Судом Республики Болгария подписано Соглашение о сотрудничестве.

Постоянное внимание уделяется развитию и укреплению правового сотрудничества с судами стран СНГ.

В 2004 г. начал свою работу созданный по инициативе Высшего Арбитражного Суда в рамках Содружества Совет председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики.

В связи с заключением Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г., установившего принципиально новый подход к взаимному исполнению судебных решений на территории обоих государств, возникла необходимость в подготовке соответствующих разъяснений для арбитражных судов, судебных приставов-исполнителей, банков и других кредитных организаций.

Такое информационное письмо по вопросам применения данного Соглашения было подготовлено Международно-правовым отделом Высшего Арбитражного Суда совместно с Министерством юстиции РФ и Центральным банком РФ, и после его подписания руководителями трех ведомств в 2004 г. письмо разослано в арбитражные суды и другие указанные организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.