Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации личного приема и рассмотрение обращении граждан в арбитражных судах 21 страница




С учетом накопленного опыта информатизации судов, использования автоматизированных технологий, предполагается:

— создать целостную систему автоматизированного судебного делопроизводства, объединяющую процессуально связанные информационные потоки между судами при движении дел по различным судебным инстанциям,

— предусмотреть возможность оперативного поиска справочной информации по запросам о нахождении дела,

— обеспечить поддержку принятия решений для судьи,

— сформировать процессуальные документы на каждой стадии рассмотрения дела и отразить их в информационной системе,

— сформировать гибкие запросы к информационной системе,

— обеспечить автоматизированное формирование статистической отчетности по единым утвержденным формам и стандартам,

— обеспечить выполнение гибких запросов статистической информации аналитического характера для руководителей.

Подсистема «Судебное делопроизводство и статистика» предусматривает наличие единой автоматизированной технологии судебного делопроизводства и формирования статистики, состоит из двух взаимосвязанных компонентов: автоматизированной информационной системы судебного делопроизводства и многоуровневой подсистемы сбора, обработки хранения и анализа судебной статистики. Структура отчетных форм, контрольные соотношения, алгоритмы выборки централизованно настраиваются в Судебном департаменте и передаются в качестве обновлений в работающие программные комплексы.

При разработке подсистемы учитывается различный уровень информатизации судов, эксплуатация ранее созданных программных продуктов по судебному делопроизводству и статистике, работающих в разных операционных средствах и использующих различные программные средства, необходимость их интеграции в единый комплекс и конвертацию накопленных данных (Централизованные разработки по судебной статистике НИЦ «Агора» — программные комплексы для свода отчетности и ведения базы данных по судимости в среде DOS 1996—1998, АРМ судебного делопроизводства в среде Windows98—2000 Borland Interbase; программный комплекс судебного делопроизводства ЗАО «КРОК» и ПО «Судебная статистика», использующее SQL-server).

Таким образом, в автоматизированной технологии обеспечивается преемственность действующих программных продуктов, возможность конвертации старых данных, внесения данных вручную на различных стадиях формирования отчетности из данных делопроизводства на бумажных носителях.

Задача создания единого информационного пространства судебного делопроизводства предполагает устранение дублирования ввода в информационные системы судов данных, являющимися первичными данными судов других уровней, а также справочников общего пользования.

Так, например, в настоящее время утвержденные инструкциями по судебному делопроизводству документы первичного статистического учета предусматривают внесение в них кроме информации о движении дела в суде, результаты рассмотрения дела в нижестоящей и вышестоящих инстанциях, которые уже в свою очередь имеются в учетных документах судов.

Подсистема должна использовать единые справочники и кодификаторы ГАС «Правосудие». Имеются ввиду не только справочники судов и судей, но и носящие правовой характер: составов УК РФ и других кодексов, обязательных учетных показателей судебного делопроизводства, отражающих процессуальное движение дел. Совокупность таких справочников и взаимосвязи между ними и представляют информационный стандарт модели базы данных судебного делопроизводства. Совместимость различных систем должна быть обеспечена централизованным ведением и сопровождением стандарта модели базы данных судебного делопроизводства, обновлением кодификаторов и справочников юридического характера, отражающих материальное и процессуальное право. Практическая внедрение подсистемы должно оказать помощь судьям при организации судебного производства и обеспечить сокращение сроков осуществления правосудия, повысить качество подготовки процессуальных документов, обеспечить контроль руководителей за сроками рассмотрения, распределением служебной нагрузки, доступ граждан к информации в канцелярии суда, формирование полной, достоверной статистической информации.

Для подсистемы также поставлены задачи:

— обеспечить доступ по телекоммуникационным каналам к интегрированным статистическим данным на уровне субъекта РФ и на федеральном уровне для всех субъектов отчетности,

— обеспечить возможность формирования ими запросов на выборку интересующей информации в виде аналитических статистических таблиц, в том числе обеспечить интеграцию в АРМ руководителей в части формирования аналитической статистической информации.

Для обеспечения эксплуатации системы создается служба эксплуатации ГАС «Правосудие».

Внедрение новых технологий ГАС «Правосудие» предполагается по трем основным направлениям:

1) информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества;

2) информатизация системы Судебного департамента;

3) создание интегрированной сети средств информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития ГАС «Правосудие».

Взаимосвязанные работы по этим направлениям в рамках федеральной целевой программы должны обеспечить поэтапное формирование целостной системы судебных информационных ресурсов и единой технологической среды для судов и органов Судебного департамента.

§ 5. Обеспечение на основе компьютерных технологий доступа граждан к правосудию и его открытости для общества.

Информатизацию судебной системы необходимо рассматривать в неотрывной связи с активно происходящим в последние десятилетия формированием современного информационного общества.

Сегодня во всем мире растет осознание тех колоссальных преимуществ, которые несет с собой развитие и распространение компьютерных информационно-коммуникационных технологий. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей.

Инфокоммуникации становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики, политики и общественной жизни. Они предоставляют людям возможность широкого использования своего потенциала и служат достижению устойчивого экономического роста, повышению благосостояния населения, укреплению демократии, развитию культурного многообразия, укреплению международного мира и стабильности. Глобальное информационное общество — это новая ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам.

22 июля 2000 г. лидерами стран G8, включая Российскую Федерацию, подписана Окинавская Хартия глобального информационного общества. В ней подчеркивается, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

Суть стимулируемой ИКТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности открывать огромные возможности в содействии людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого надо сделать так, чтобы ИКТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует выработки эффективных национальных и международных стратегий.

В Российской Федерации в качестве национальной стратегии разработана и реализуется Федеральная целевая программа "Электронная Россия", рассчитанная на 9 лет[193], в течение которых предстоит предпринять разнообразные меры, направленные на информатизацию страны.

Программа предполагает реформу нормативного регулирования информационных технологий, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т. д.

В государственной сфере развитие технологий направлено на создание новых возможностей взаимодействия государства и его граждан. Концепция этих преобразований получила в развитых странах наименование «Электронное правительство» (E-Government).

Электронное правительство — это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Электронное правительство — это сетевая инфраструктура органов государственной власти, обеспечивающая реализацию большинства функций государственного управления, в том числе взаимодействие государственного аппарата с институтами гражданского общества, бизнесом и населением, на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Электронное правительство — это интерактивное правительство.

В идеале электронное правительство должно состоять из трех основных модулей: G2G (government to government) — правительство правительству; G2B (government to business) — правительство бизнесу; G2C (government to citizens) — правительство гражданам.

Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных достижений "электронного правительства" называют следующие: возможность для граждан непосредственно воздействовать на принятие управленческих решений; повышение качества услуг, предоставляемых правительственными организациями людям; возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом; повысить уровень информированности населения, которое сможет получить свежую всеобъемлющую информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах.

Первый этап процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в России характеризуется созданием Интернет-сайтов различных органов власти.

По поручению Президента РФ в Правительстве РФ был подготовлен и утвержден Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет. Согласно постановлению Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»[194] федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов, в том числе своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет.

В числе этих сведений особый интерес для юристов представляют законы, указы, постановления, иные нормативные акты, которые становятся обязательными для размещения в сети Интернет. Там же публикуются сведения о судебных решениях, которыми были отменены или изменены отдельные нормативные акты, сведения о регистрации нормативных актов Министерством юстиции РФ и другая правовая информация.

Следующим этапом является развертывание в сети Интернет инфраструктуры, предоставляющей пользователям и другие возможные сервисы. Сегодня, в рамках работ по созданию Интернет-портала Правительства Российской Федерации создается более совершенная инфраструктура системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти. Создается инфраструктура сетевых механизмов диалога (взаимодействия) правительства (ведомств) и граждан (сообществ) в виде специализированных онлайновых форумов по тем или иным общественно значимым проблемам. Создаются онлайновые сервисы для журналистов и редакции средств массовой информации. Для пользователей создана справочно-информационная база данных правительственных документов, интегрирующие тексты более 17 тыс. правительственных документов с интерфейсами, обеспечивая удобный поиск. Правительственный портал — это важнейшая составляющая электронного правительства, его инфраструктуры. Реализация проекта создания Правительственного портала — один из первых этапов на пути к электронному правительству.

Проект "электронного правительства" реализуется с 2002 г. в качестве приоритетного.

Один из разделов проекта предусматривает вопросы информатизации судебной власти. В нем, в частности указано, что в целях повышения эффективности и качества правоприменительной деятельности судов, открытости всей судебной системы, оперативности сбора и оформления документов в процессе подготовки и слушания дел, сокращения сроков их рассмотрения на основе информационных технологий необходимо обеспечить создание единой системы учета и анализа обращений граждан, создание единой системы учета судебных дел и единого реестра судебных решений, создание системы доступа к вступившим в законную силу судебным решениям, создание системы информационно-правового обеспечения деятельности судов и мировых судей, создание единой системы судебного делопроизводства, системы обобщения судебной практики, совершенствование системы информирования сторон и иных заинтересованных лиц о времени, месте и результатах рассмотрения дел судами.

В настоящее время отсутствуют какие-либо специальные нормативные акты, обязывающие суды размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, однако в целях обеспечения открытости правосудия и его доступности для граждан суды общей юрисдикции при наличии к тому необходимых кадровых и материальных условий по своей инициативе создают свои Интернет-страницы. На этих страницах обычно размещается информация о времени работы суда, порядке приема граждан и направления документов в суд, контактные телефоны канцелярии суда, списки дел, назначенных к слушанию, материалы судебной практики и судебной статистики. Разрабатывают свои сайты и территориальные управления Судебного департамента.

Открылся и центральный сайт Судебного департамента, расположенный по адресу: www.cdep.ru, на котором основной интерес представляют официальные данные судебной статистики о работе всех судов общей юрисдикции.

Одним из первых в декабре 1997 г. был разработан сайт Верховного Суда РФ, расположенный в сети Интернет по адресу: www.supcourt.ru.

Сайт создан с целью оперативного и свободного предоставления разнообразной информации, касающейся деятельности Верховного Суда РФ, всем заинтересованным организациям, судебным учреждениям, средствам массовой информации, профессиональным юристам и частным лицам, как в России, так и за рубежом. Сайт постоянно развивается и в настоящее время в на нем представлены следующие материалы:

— законодательство о судебной системе РФ;

— сборники документов и решений Суда; постановления Пленума Верховного Суда РФ;

— журналы «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»;

— документы и решения органов судейского сообщества РФ;

— расписание рассмотрения дел в коллегиях;

— указы Президента России о назначении судей;

— разнообразная справочная информация (структура Верховного Суда РФ, порядок личного приема граждан и т. п.).

Все материалы сайта распределены по нескольким основным разделам.

Раздел "О Верховном Суде Российской Федерации" раскрывает структуру Верховного Суда РФ, содержит список должностных лиц, их служебных телефонов, краткие биографические справки о руководстве Суда; законодательство о судебной системе; порядок личного приема граждан в Верховном Суде РФ.

Раздел периодически обновляется, в том числе в случаях изменения кадрового состава или структуры Верховного Суда РФ, внесения поправок, изменений или дополнений в законодательство о судебной системе России.

Следующий раздел "Постановления Пленума", обновляется с выходом очередных постановлений Пленума, и в настоящее время содержит все постановления Пленума Верховного Суда РФ с 1997 г., а также архивы постановлений Пленума Верховном Суда РФ с 1992 по 1996 гг. и с 1961 по 1991 гг.

В разделе "Бюллетень" находятся электронные версии журнала "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" с 1997 г.

Узнать списки назначенных к рассмотрению дел в коллегиях Верховного Суда РФ на текущую неделю, можно в разделе "Судебные заседания". Эта информация полезна как для участников заседаний, так и для заинтересованных средств массовой информации. В этом же разделе представлена информация о нормативных актах, обжалованных в судебном порядке и принятых решениях.

Имеется на сайте и раздел, посвященный органам судейского сообщества РФ: постановления и решения Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, съездов (конференций) судей, собрания судей Верховного Суда РФ и Высшей квалификационной коллегии.

Информация, представленная на сайтах судов представляет интерес у пользующихся Интернетом граждан и организаций. Так, например, идет оживленная дискуссия о необходимости представления в сети Интернет всех судебных решений, вынесенных судами в открытых судебных заседаниях. Учитывая, что такие публикации могут затронуть вопросы частной жизни граждан и содержать другие сведения, не подлежащие разглашению, этот вопрос заслуживает законодательного урегулирования.

Глава 26. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества.

§ 1. Значение и задачи материально-технического и иного обеспечения деятельности судов

Надлежащее функционирование судебной системы на конституционных основах возможно лишь при ее надлежащем финансировании и обеспечении материально-техническими ресурсами.

Достаточное материально—техническое и финансовое обеспечение судебной власти позволяет обеспечивать самостоятельность и независимость судов, внедрять современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии для обеспечения законных сроков рассмотрения дел, исключения волокиты, бюрократизма и медлительности в осуществлении судопроизводства.

С вступлением России в Совет Европы российские граждане получили право обращаться в Европейский Cуд по правам человека с жалобами на нарушения их прав при осуществлении правосудия. В том числе и по указанной причине обеспечение надлежащего материального и финансового положения судов наполняет этот вопрос не только финансовым, но и политическим содержанием. Без решения проблем надлежащего финансового и материального обеспечения судебной системы России невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия.

Высокий социальный статус судей и работников аппаратов судов, престижность работы в судебной системе, авторитет судебной власти и обеспечение личной безопасности судей — это основополагающие компоненты обеспечения реальности принципа независимости судей, закрепленного в ст. 120 Конституции РФ.

Конституционные нормы-принципы, положенные в основу статуса судей, нашли свое развитие в законах, составляющих специальную отрасль законодательства, предметом которой являются вопросы организации и деятельности судебной власти.

Статья 124 Конституции РФ определяет, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Принципиальное значение материального и социального обеспечения для обеспечения независимости судей подчеркивается и в Законе о статусе судей. В статье 9 названного Закона о гарантиях независимости судьи прямо указано, что такая независимость обеспечивается, в том числе, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.