Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уплата государственной пошлины при подаче исков, вытекающих из споров в сфере социального обеспечения 4 страница




В Законе Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" обращает на себя внимание установление размеров пособий при рождении детей, а также пособий по уходу за ребенком в зависимости от того, на какого по счету ребенка назначается пособие. Кроме того, размеры пособия определяются из месячного расчетного показателя. Например, пособие по уходу за первым ребенком составляет 5,5 этого показателя, за вторым - 6,5, за третьим - 7,5, за четвертым и следующими - 8,5.

В Узбекистане решение о назначении и выплате пособия на детей семьям принимается сходом граждан (собранием представителей) поселка, кишлака, аула или комиссией, уполномоченной сходом для принятия таких решений. Пособия назначаются лицам, нуждающимся в получении пособия. Размер пособия: на одного ребенка - 50% минимальной оплаты труда, на двух детей - 100%, на трех и более - 140%.

Из других актов Республики Узбекистан следует упомянуть Закон "Об основах государственной молодежной политики", Закон "О социальной защищенности инвалидов", Закон "Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Указ Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей".

Несколько важных социальных законов и подзаконных актов приняты в Кыргызской Республике. Это следующие законы: "О государственном социальном страховании", "О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах". К подзаконным актам относятся Положение о порядке назначения и выплаты пособия по беременности и родам и временной нетрудоспособности".

В Республике Таджикистан действуют законы "О государственном социальном страховании" и "О прожиточном минимуме".

Рассмотрение указанных выше вопросов привело к следующим выводам.

1. Возможна подготовка модельного учебника по праву социального обеспечения для стран ЕврАзЭС.

2. Существует необходимость проведения научно-практической конференции представителей стран ЕврАзЭС по вопросам права социального обеспечения.

3. Весьма желательно разработать модельные законы: "О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам", "О пособиях на детей", "О социальном обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей".

22.2. Вопросы пенсионного обеспечения в государствах СНГ

Государства, образовавшие СНГ, столкнулись с проблемами, вызванными экономическими, демографическими факторами, во многом связанными с изменениями, происшедшими после распада СССР. Как в России, так и в других странах СНГ среди негативных характеристик пенсионных систем отмечались слабая дифференциация пенсий, их низкий уровень, неблагоприятные последствия старения населения, обеспечение финансовой устойчивости системы. Наличие этих проблем послужило основанием для осуществления реформ, направленных на их преодоление.

На сегодня в мире получили распространение две модели пенсионных систем: распределительная и накопительная. Распределительная система предусматривает финансирование за счет взносов, уплачиваемых работодателями, работниками, бюджетных поступлений. Пенсии выплачиваются за счет текущих поступлений. Накопительная система предполагает сбор средств и помещение их в специализированную организацию, которая занимается их инвестированием. Пенсии выплачиваются за счет собранных средств и дохода от их размещения.

Например, в странах Европейского союза (ЕС) финансирование большинства пенсионных систем осуществляется из нескольких источников. Преимущественно финансирование строится по распределительному принципу, накопительные системы функционируют в основном в рамках дополнительных пенсионных схем[194].

В целом для стран СНГ характерно реформирование пенсионных систем в направлении снижения роли распределительной системы (особенно в части прямого бюджетного финансирования) и введения накопительных элементов.[195]

Схожая с российской смешанная система установлена Законом Украины от 9 июля 2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который предусматривает, что система пенсионного обеспечения состоит из трех уровней: солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования; накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования; система негосударственного пенсионного обеспечения на основах добровольного участия. Второй и третий уровни вводятся в действие отдельным законом (пока не принят). Помимо использования средств системы страхования ряд пенсий выплачивается за счет бюджетных средств[196].

Наиболее радикально пенсионная реформа была проведена в Республике Казахстан, где действует достаточно своеобразная система финансирования[197]. Согласно Закону от 20 июня 1997 г. «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» распределительная система действует в отношении пенсий, назначенных до 1 января 1998 г., а также в отношении части вновь назначаемой пенсии, исчисленной на основании имеющихся прав по состоянию на указанную дату. Прямое бюджетное финансирование применяется в минимальном объеме. Многие традиционные виды пенсионного обеспечения (пенсии по инвалидности, случаю потери кормильца и др.) заменены посредством введения соответствующих пособий. Для них параллельно действует и соответствующее финансирование в рамках обязательного государственного страхования.

В Республике Беларусь, напротив, сохраняется распределительная система, финансируемая за счет страховых взносов и бюджетных средств[198]. В обязательном порядке накопительная система применяется при финансировании профессиональных пенсий в соответствии с Законом от 5 января 2008 г. № 322-3 «О профессиональном пенсионном страховании», который вступил в силу с 1 января 2009 г. Страховщиком является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Беларусь. Взносы уплачиваются страхователем (работодателем). Поступившие средства учитываются на профессиональной части лицевого счета. Эти средства и доходы от их размещения являются государственной собственностью и не могут расходоваться на цели, не предусмотренные законодательством о профессиональном пенсионном страховании. Сохранность и возвратность средств гарантирует государство. Среди показателей, измеряющих социальный риск, выделяют уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации; объем материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахованных; среднюю продолжительность рисковой ситуации[199]. В связи с этим представляется логичным установление дифференцированных тарифов в зависимости от категории работников. Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» тариф дифференцируется от 1,5% до 4,8%. Следует отметить, что введение особой системы финансирования для досрочных трудовых пенсий в связи с особыми условиями труда продолжает оставаться актуальным для России, поскольку расходы на выплат таких пенсий ложатся на всех участников пенсионной системы, и законодательство Белоруссии является хорошим примером решения данного вопроса[200].

В Азербайджане действует система трудовых пенсий, основанная на трехступенчатой структуре (базовая, страховая и накопительная части).[201]

В других странах СНГ также наряду с солидарной применяется накопительная система как в обязательном порядке (например, в Кыргызской Республике), так и в добровольном (например, в Республике Молдова).

Система пенсий представлена пенсиями по старости (возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Однако их количество, условия назначения, порядок исчисления имеют существенные различия. Социальные пенсии также предусматриваются законодательством, но в некоторых государствах заменены социальными пособиями.

Самый низкий пенсионный возраст помимо России (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) установлен в Белоруссии. В остальных государствах этот возраст увеличен. В Армении в целом самые жесткие возрастные требования: для мужчин и для женщин возраст выхода на пенсию составляет 63 года. При этом средняя продолжительность жизни не превышает 73 лет. В Казахстане при установленном пенсионном возрасте 63 года для мужчин и 58 лет для женщин средняя продолжительность жизни составляет 68 лет. В Белоруссии, на Украине, как и в России, помимо невысоких значений средней продолжительности жизни, наблюдается уменьшение численности населения. Еще в 2000 г. академик Д. С. Львов и профессор Ю. В. Овсиенко, анализируя возможные пути реформирования российской пенсионной системы, констатировали наличие серьезных проблем, актуальность которых, к сожалению, сохраняется в настоящее время для некоторых стран СНГ. В частности, тенденция старения населения в отличие от других государств происходит не за счет повышения продолжительности жизни пенсионеров, а из-за депопуляции в результате снижения продолжительности жизни и снижения рождаемости. Демографические тенденции десятилетия «радикальных реформ» создали своеобразный «задел» будущего сокращения численности трудоспособного населения[202]. В таких условиях не может не вызывать критики возможность повышения пенсионного возраста.

Для назначения пенсии по старости необходимо наличие стажа определенной продолжительности. В ряде стран СНГ устанавливается в качестве необходимого для назначения пенсии стаж гораздо большей продолжительности, чем в России (например, в Белоруссии 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно), однако такие величины используются для определения размера пенсии по общему правилу, а продолжительность стажа как условия для назначения пенсии имеет другой масштаб. В той же Белоруссии пенсия в неполном размере устанавливается при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Заметно выше требования по стажу в Республике Молдова — не менее 30 лет (15 лет для неполной пенсии).

Анализ института трудового стажа применительно к государствам СНГ показывает наличие существенных различий как в периодах, включаемых в тот или иной вид стажа, так и его роль в пенсионном обеспечении. Например, в Республике Беларусь страховой стаж по Закону от 6 января 1999 г. № 230-3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» понимается как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, в которые уплачивались страховые взносы. При этом пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в него нестраховых периодов времени. Наряду с этим понятием используется понятие стаж работы. Законодательное определение отсутствует; в него включается страховой стаж и иные периоды времени. Существуют различные льготы при исчислении стажа работы, что наряду с обширным перечнем нетрудовых периодов приближает его к общему трудовому стажу в России до 1 января 2002 г. Имевшее место сокращение включаемых периодов времени по сравнению с ранее действовавшими нормами не столь масштабно, как в Российской Федерации.

Страховой стаж выступает в качестве условия для назначения трудовых пенсий. Трудовой стаж может быть необходимым условием для назначения пенсии за выслугу лет, а также в зависимости от возраста, группы инвалидности для трудовых пенсий по инвалидности и случаю потери кормильца, показателем, влияющим на их размер. В отличие от российского законодательства, определение размера трудовых пенсий имеет существенные различия в принципах исчисления.

В странах СНГ пенсии могут назначаться также на льготных условиях. Льготный характер пенсионного обеспечения состоит в снижении требований к возрасту (либо в отсутствии таких требований), преимущественных механизмах определения размера пенсии с точки зрения коэффициента замещения и индексации с одновременными повышенными требованиями к стажу, прежде всего специальному. Россия сохраняет один из самых широких перечней льготных пенсий. В Республике Беларусь в целом перечень предусмотренных досрочных пенсий (с 1 января 2009 г. трансформировались в профессиональные пенсии в рамках профессионального пенсионного страхования) и пенсий за выслугу лет аналогичен российскому: пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним, государственным служащим (включая судей), работникам авиации и летно-испытательного состава. Несколько меньше перечень досрочных (профессиональных) пенсий. В Республике Казахстан после 1 января 1998 г. по существу исчезают досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсии за выслугу лет. Так, для военнослужащих и приравненных к ним право на пенсию предусмотрено при наличии выслуги лет не менее 25 или уволенных по определенным основаниям при наличии общего трудового стажа 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная военная служба или служба в органах внутренних дел. Однако при отсутствии 10 лет выслуги на 1 января 1998 г. пенсия устанавливается в размере 2% от денежного содержания за год выслуги на 1 января 1998 г. Для лиц, имеющих на 1 января 1998 г. установленный стаж работы по Списку № 1 и отвечающим требованиям к возрасту и общему стажу, до достижения пенсионного возраста устанавливается специальное государственное пособие.

В целом для стран СНГ характерно снижение количества льготных пенсий. Особый порядок пенсионного обеспечения сохраняется, как правило, для государственных служащих (прежде всего военнослужащих), лиц, работающих в особо вредных и тяжелых условиях труда.

Существенным отличием в регулировании пенсий по инвалидности в странах СНГ является наличие требований к продолжительности стажа. В некоторых странах (например, Молдова, Украина) пенсия при наступлении инвалидности вследствие общего заболевания устанавливается при наличии минимума стажа, устанавливаемого в зависимости от возраста ко времени наступления инвалидности. Чем выше возраст, тем более высокие устанавливаются требования по стажу. Следует оговориться, что в ряде стран, например Белоруссии, Узбекистане, при отсутствии требуемого стажа пенсия назначается пропорционально имеющемуся или в фиксированных размерах, т.е. пенсия назначается, но снижается ее размер.

Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца в части требований к стажу аналогичны действующим условиям для пенсий по инвалидности. Есть различия в перечне лиц, имеющих право на пенсию. Например, в Республике Беларусь в зависимости от причины смерти устанавливается необходимость трудового стажа: пенсия по случаю потери кормильца, умершего вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, назначается, если кормилец ко дню смерти имел стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.

Размеры пенсий определяются с использованием различных способов. Все страны, реформировавшие свои пенсионные системы, были вынуждены решать проблему сочетания пенсионных прав, приобретаемых по законодательству, действовавшему до и после реформирования. Соответственно на размер пенсии влияют продолжительность трудового стажа, заработок лица, уплаченные взносы, доходы от размещения пенсионных накоплений (в рамках накопительной системы), некоторые социальные факторы. Например, согласно ст. 13 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» выплаты из Центра (уполномоченный орган) составляют 60% от среднемесячного заработка (за любые три года подряд). За каждый год сверх требуемого стажа, отработанного до 1 января 1998 г., происходит увеличение на сумму 1%, но не свыше 75%. В соответствии со ст. 9 названного Закона при отсутствии требуемого стажа пенсионные выплаты назначаются пропорционально имеющемуся стажу на 1 января 1998 г. Выплаты за счет пенсионных накоплений производятся по отдельной методике.

Согласно Закону Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 г. № 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» размер пенсии складывается из базового размера, повышения за стаж работы, надбавок. Базовый размер для полных пенсий по возрасту составляет 55% от среднемесячного заработка, повышение за стаж составляет 1% от среднемесячного заработка за каждый год стажа сверх требуемого, надбавки в процентах от минимальной заработной платы. Среднемесячный заработок считается за любые 60 месяцев подряд в течение последних 10 лет трудовой деятельности и принимается в размере не свыше восьмикратного размера минимальной заработной платы. Выплаты за счет пенсионных накоплений производятся по отдельной методике, в дополнение к государственной пенсии.

Используются различные способы обеспечения минимального уровня пенсии. В Республике Казахстан существует так называемая базовая пенсионная выплата фиксированного размера, которая предоставляется всем гражданам по достижении пенсионного возраста или при назначении пенсии за выслугу лет. На Украине применяется институт минимального размера пенсии по возрасту. Однако он зависит от имеющегося страхового стажа и устанавливается в размере прожиточного минимума при наличии 25 и 20 лет стажа у мужчин и женщин соответственно. При неполном стаже пенсия устанавливается в размере, пропорциональном имеющемуся. В Белоруссии предусмотрен минимальный размер пенсии по возрасту, который равен 25% от бюджета прожиточного минимума. При неполном стаже работы, но не менее пяти лет, минимальный размер составляет половину от общего.

Для индексации пенсий используются различные механизмы, устанавливающие ее зависимость от средней заработной платы по стране, роста цен, для некоторых видов пенсий изменения заработной платы по занимаемой ранее должности. Рассмотрим некоторые примеры для трудовых пенсий. В Республике Беларусь предусматривается перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы. На Украине индексация проводится в зависимости от роста потребительских цен, а также при росте среднемесячной заработной платы за прошедший год сверх проведенной в нем индексации. Другой способ определения величины индексации ряда социальных выплат применяется в Республике Молдова и состоит в следующем: коэффициент индексации определяется как средняя величина между среднегодовым ростом индекса потребительских цен и годовым ростом средней заработной платы за предыдущий год[203].

Уровень пенсионного обеспечения с точки зрения коэффициента замещения (т.е. соотношения средней заработной платы к средней назначенной пенсии) продолжает оставаться низким. В Республике Беларусь этот показатель один из самых высоких среди стран СНГ и составляет 0,41. Для сравнения в Российской Федерации он составляет 0,36. Во многих других странах этот показатель существенно ниже (Казахстан — около 0,3, Молдова — 0,23, Таджикистан — 0,28, и т.д.).

Контрольные вопросы и задания

· Дайте характеристику пенсионной системы Украины.

· Каковы основные черты пенсионной системы Республики Казахстан?

· Назовите отличительные признаки пенсионной системы Республики Беларусь.

· Каков пенсионный возраст в странах СНГ?

· Кому назначаются пенсии по старости на льготных условиях в странах СНГ?

· Каковы размеры пенсий в странах СНГ?

 

23.3. Социальное обеспечение
в Республике Казахстан

Социальное развитие Казахстана в последние годы, наряду с некоторыми позитивными тенденциями, проводимых различного рода реформ в социальной сфере характеризуется позитивным и своевременным развитием национального законодательства. Социальная политика требует от государства применения правовых средств.
В свою очередь, социальная политика не только пользуется правовыми нормами как средством для реализации своих целей, но и способствует совершенствованию права[204].
В ч. 1 ст. 28 Конституции Республики Казахстан провозглашается, что гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям[205]. В ситуации распада СССР на территории постсоветского пространства произошло резкое падение уровня жизни значительной части населения, данная проблема коснулась и граждан Республики Казахстан. Правительство Республики Казахстан во главе с Президентом
Н. А. Назарбаевым вынуждено было радикально реформировать существующие социальные обязательства государства перед своим населением, приведя их в соответствие с реальными экономическими возможностями страны и международными стандартами. В связи с этим в середине 1990-х гг. обсуждались новые принципы национальной социальной политики, особое внимание уделялось вопросам защиты материнства и детства, пенсионного обеспечения, защите от безработицы, развитию адресной социальной помощи, повышению качества оказания социальных услуг населению и т.д. В 2001 г. Правительство Республики Казахстан одобрило «Концепцию социальной защиты населения Республики Казахстан»[206], в котором «социальная защита — это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом
труде»[207].

Основным источником финансирования социального развития Казахстана является государственный бюджет. Расходы бюджета, нацеленные на решение проблем социальной сферы, имеют положительную тенденцию роста: к примеру, в 1998 г. доля затрат на социальное обеспечение и социальную помощь составила 3,1% от валового внутреннего продукта (ВВП), а в 2006 г. — 4,3%. В целом же по статьям социальной сферы, включая образование, науку, культуру, здравоохранение и т.д., затраты в 2006 г. составили 11,2% от ВВП. В 2008 г. расходы на социальный блок заложены в бюджет в сумме 936,9 млрд тенге, с ростом на 140,5 млрд тенге — 17,6%. В общем объеме бюджета эти расходы составили 32,4% или чуть более 6% от ВВП.

В Казахстане чаще используется понятие социальной защиты, которое по смыслу шире понятия социального обеспечения. Система социальной защиты Казахстана включают в себя следующие элементы: 1) государственные пособия; 2) обязательное социальное страхование; 3) пенсионное обеспечение; 4) гарантированную обязательную медицинскую помощь; 5) защиту материнства и детства;
6) обеспечение доступа к бесплатному образованию (общего и профессионального); 7) социальную помощь.

Государственные пособия. Государственные пособия в Республике Казахстан предназначены для обеспечения всех граждан гарантированными выплатами на определенном уровне в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите. Все граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно прожива-
ющие на территории Республики Казахстан, при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Понятие пособий в законодательстве Казахстана объемно, под ними понимают выплаты по наступлению инвалидности, по случаю потери кормильца, по временной нетрудоспособности, по безработице и т.д. В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан на 2008—2010 гг. за январь — февраль 2010 г. создано около 25 тыс. рабочих мест, из них 22,8 тыс. — постоянных (91,6%)[208]. В общественных работах приняли участие около 22 тыс. безработных. Всего по республике численность безработной молодежи составляет 264 652 человек, или 9,6%; из них в возрасте 15—24 лет — 183 610 человек, или 10,7%; в возрасте 25—29 лет — 81 042 человек, или 6,5%[209].

Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование, финансируемое за счет отчислений работодателей и работников, предназначено для дополнительной защиты работников, которая зависит от уровня взносов плательщика. В Законе Республики Казахстан от 25 апреля 2003 г. № 405-II «Об обязательном социальном страховании»[210]дается определение обязательному социальному страхованию как совокупности мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых государством для компенсации части дохода в связи с утратой трудоспособности и (или) потери работы, а также потерей кормильца.

В соответствии со ст. 8 того же Закона в перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, входят работники (за исключением работающих пенсионеров), самостоятельные занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Обязательное социальное обеспечение осуществляется на основании социальных отчислений, уплачиваемых в Государственный фонд социального страхования (далее —
Фонд), и дает право участнику системы обязательного социального страхования в случае потери кормильца членам его семьи, состоявшим на его иждивении, получать соци-
альные выплаты.

Плательщиком социальных отчислений является работодатель или самостоятельно занятое лицо, осуществля-
ющее исчисление и уплату социальных отчислений в Фонд в порядке, установленном законом.

Получателем социальной выплаты является физическое лицо, за которое производились либо которое уплачивало социальные отчисления в Фонд, в отношении которого уполномоченным органом по назначению социальных выплат вынесено решение о назначении социальных выплат. В случае смерти лица, являющегося участником системы обязательного социального страхования, за которое производились социальные отчисления, выплаты получают члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутству-
ющим или объявленного умершим) кормильца, состоявшие на его иждивении.

Обращение за назначением социальных выплат осуществляется путем подачи заявления по месту жительства заявителя в структурные подразделения Центра по учету социальных отчислений и социальных выплат (далее — Центр).

Центр в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов рассматривает их и принимает решение о назначении или отказе в назначении социальных выплат. В случае отказа он обязан письменно уведомить заявителя о причинах отказа и вернуть представленные документы заявителю через структурные подразделения Центра.

Пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение предназначено для регулирования процессов создания пенсионных накоплений каждым гражданином и зависит от возраста гражданина. Представляет особый интерес пенсионная реформа в Казахстане, где за основу был взят опыт Чили[211](накопительная система по латиноамериканской модели с сохранением солидарной системы). В Республике Казахстан с началом пенсионного реформирования 1997—1998 гг. был принят ряд законов: Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. № 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. № 126-I «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 414-I «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда»; Закон Республики Казахстан от 5 апреля 1999 г. № 365-I «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. № 126-II «О страховой деятельности»; Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения»; «Инструкция о порядке представления в накопительные пенсионных фонды документов на получение пенсионных выплат или изъятие пенсионных накоплений», утвержденная приказом Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 января 2000 г. № 6-П, и другие нормативные правовые акты[212].

Первоначально пенсионная система предполагала двухуровневую модель, без учета добровольной, но с 2006 г. в стране функционирует трехуровневая система пенсий, также без учета добровольной, которая является самостоятельным направлением пенсионирования[213].

По замыслу реформаторов трехуровневая система пенсионного обеспечения включает в себя следующие элементы (уровни).

Первый уровень — государственная базовая пенсия для всех граждан республики (выплачивается из бюджета и гарантирует официальную величину прожиточного минимума, предоставляется вне зависимости от трудового стажа всем гражданам). Пенсионные выплаты производятся состоявшимся пенсионерам, т.е. тем, кто получал пенсию до 1 января 1998 г. С июня 2005 г. была введена государственная базовая пенсионная выплата — 3000 тенге (23,58 долл.)[214], эта сумма составляла примерно 640 руб.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О рес-
публиканском бюджете на 2010—2012 годы»[215]с 1 января 2010 г. установлен размер государственной базовой пенсионной выплаты — 5981 тенге (около 1200 руб.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.