Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и принципы социально-культурной деятельности




Педагогический статус социально-культурной деятельности законо­мерно требует рассмотрения её ведущих функций и основополагающих принципов.

Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культу­ры и образования, демократическими институтами, общественными ор­ганизациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на соци­ально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.

Вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их класси­фикации имеет несомненное методологическое значение. Не настаивая на абсолютности своей трактовки данной темы, авторы учебника открывают


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

перед обучающимися возможность аргументированно отстаивать и свою, даже не адекватную общепринятой, точку зрения.

Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Од­нако все его оттенки и значения в конечном счете связаны с родо­вым смыслом - «отправление», «деятельность». Любая функцио­нальная система характеризуется тремя принципиальными черта­ми. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.). Во-вторых, эти компоненты взаимосодействуют друг другу в дости­жении конкретных и определенных целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.

Функции в своем содержании отражают определенные на­правления и стороны деятельности как отдельных людей, так и: социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофесиональной, индивиду­альной и коллективной культурной деятельности.

Функции определяют природу, специфику и средства дости-; жения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают об­щественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функ­ции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке соци­ально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздейст­вия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определен­ные направления и стороны жизнедеятельности людей.

Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одно­временно компенсируют и дополняют друг друга. Противопостав­ления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, дея­тельности функционально связана с современным производством* и последствиями его интенсификации.

Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное со-


Разд ел I- Теоретические основы социально-культурной деятельности

блюдение дифференцированного подхода к интересам, потребно­стям и нуждам людей в рабочее и внерабочее/внеучебное время

функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предпри­имчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодея­тельные, самоуправляющиеся творческие организации, создавае­мые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эф­фективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Функции подвергаются изменению во времени - от возникно­вения к становлению до полной зрелости. В зависимости от дли­тельности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основ­ные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой че­ловеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимоза­висимость в целостном процессе формирования личности, под­вижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов об­новления российского общества.

Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или ина­че подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Творческое начало социально-культурной деятельности вклю­чает в себя множество основных «опорных элементов» - это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и при­кладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т. д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение,


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность » I

просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев путешествия, поездки и т. п.). Культурогенные начала изначально составляют качественную суть социально-культурно деятельности. Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспреде- лен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных на- чал, безусловно стимулирующих социально-культурную актив- ность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная трагедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие чело- веческой личности и её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллек- туальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каж- дая из функций ориентирует человека на определенный, заданный! способ социально-культурных занятий: либо на пассивный (зри- тельский, слушательский), либо на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно ис- пользующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени). Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индиви- дуальным; подражательным и творческим; функции по своему со- держанию могут носить либо опережающий (например, изыска- тельная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества).

Другим не менее существенным основанием для характери- стики функций социально-культурной деятельности является на- личие различных подходов к их классификации - системного, сре- дового, ситуационного, дифференцированного и т.д.


Разде л I Теоретические основы социально-культурной деятельности

К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-про­светительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная

Совершенно естественно, что в зависимости от профессио­нального и непрофессионального, индивидуального и коллектив­ного характера деятельности, от специфики её содержания и нали­чия возрастных, этносоциальных, профессиональных и прочих условий основные функции в каждом конкретном случае допол­няются отдельным рядом специально востребованных вспомога­тельных функций, благодаря которым в конечном счете обеспечи­вается достижение конечного результата.

Одной из характерных для социально-культурной деятельно­сти является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, празд­ники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном инфор­мационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к со­циально-культурной сфере составляют производство, обмен, ко­дирование и декодирование, потребление и использование огром­ных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учреж­денческий) и массовый.

Если, например, на групповом уровне эту функцию осуществ­ляют, как правило, малые группы, то на организационном (учреж­денческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функ­ции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в уч­реждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах ч концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библио­теках, парках и т.д.). На массовом уровне эта функция предполага­ет распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического ком­плекса: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютер­ных сетей и т.д.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

Наиболее полно развивающее начало воплощает в себе и ин­формационно-просветительная функция социально-культурной деятельности.

Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. По­скольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каж­дый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творче­ства от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов). Информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обяза­тельным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обес­печивает более полное удовлетворение разнообразных индивиду­альных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на более широ­кий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведе­ниях и из других источников.

С этой функцией тесно взаимодействует и культуро-творческая функция социокультурной деятельности. Она связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой; деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, худо­жественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фес­тивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объедине­ния, туристические походы, школы актива и т. п.).

Следует помнить, что в сфере социально-культурной деятель­ности иерархия интересов людей, особенно детей и молодежи, на шкале ценностей постоянно меняется. Изменяется и целевая на­правленность интересов. От этого зависит выбор времени, места и вида педагогически организованной творческой деятельности де»; тей и взрослых. На выбор содержания и форм досуга активно, влияют кино и телевидение.

Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд; важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной; мере компенсирует недостаток возможностей для более полной^

100 I


Раз дел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распростра­нен среди работающих на предприятиях.

Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекатель­ных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различ­ных групп населения, причем с целью восстановления сил, затра­ченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и ха­рактеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организо­ванный (запрограммированный) и неорганизованный, коллектив­ный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ог­раниченными возможностями, как физическими, так и психиче­скими,

В любом случае организаторы стремятся к созданию рацио­нальных, активных видов рекреации, основанных на доброволь­ном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформаль­ного общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, вклю­чающих экскурсии,соревнования и т.д.

Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требуют установления тесных контактов и взаимодействия с творчески­ми, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, Умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Социально-культурные функции сложились на основе много­летнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя и взаи-модополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга. Взаимодействуя, эти функ­ции образуют систему содержания и технологий социально-культурной деятельности.

На протяжении последних лет вместе с развитием функций со­циально-культурной деятельности динамично изменялись и функ­ции самих организаторов этой деятельности. Они соответствуют наиболее типичным проблемам и ситуациям практики, состав­ляющим суть профессии специалиста социально-культурной сфе­ры.

Одной из приоритетных является экономическая функция -участие в создании необходимых социально-экономических ус­ловий развития и рекреации в различных формах досуга и творче­ства жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и ком­петентно решать проблемы, связанные с социально-культурным менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией раз­вивающих и рекреационных программ. Они должны быть общи­тельными, способными к прогнозированию, выработке конструк­тивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфе­ре организованного и неорганизованного досуга.

Одной из важных является функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и са­модеятельности населения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту соци­ально-культурной сферы необходимо знать нормативные и право­вые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, вла­деть информацией в области правового регулирования деятельно­сти общественных организаций, добровольных обществ и люби­тельских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.


Ра здел L Теоретические основы социально-культурной деятельности

Функция финансово-экономического обеспечения учрежде­ний досуга связана не столько со способностью ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую дея­тельность, сколько с владением механизмом материального обес­печения самодеятельных инициатив, при котором не теряется вос­питывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всесто­роннему развитию личности.

Содержание функции обеспечения досуговых форм самодея­тельности населения заключается не только в разработке, кор­ректировке и реализации социально-культурных, досуговых ини­циатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и само­деятельности населения, поскольку это и есть стратегическая ли­ния и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населения, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государственных институтов, учрежде­ний, защищая их от некомпетентного, порой сугубо администра­тивного вмешательства.

Анализ уровня профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая сис­тема их обучения недостаточно соответствует требованиям време­ни, нуждается в совершенствовании.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной слузкбы досуга в социуме. Она основана на тра­диционном гуманизме, уважении достоинства человека независи­мо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное ис­пользование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы. Деятельность специалиста-организатора досуга является важным связующим звеном между жителями социума и социально-культурными институтами, дейст­вующими в сфере свободного времени.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Каждая из функций социально-культурной деятельности про­никнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих спо­собностей личности, создание максимальных условий для полно­ценного социально-культурного творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы со­вершенствовать, улучшать педагогическую организацию социаль­но-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функ­ций создает благоприятную возможность для углубления сотруд­ничества государственных, общественных, частных предпринима­тельских структур сферы досуга. Объективной основой укрепле­ния их взаимодействия служит выявление и творческое использо­вание совпадающих или частично сходных функций различных типов социьно-культурных институтов.

Важнейшими методологическими категориями, характери­зующими суть и диалектику развития социально-культурных про­цессов, являются принципы социально-культурной деятельности.

Принципы в педагогике - генеральная идея, объективная нор-.
ма, свод главных правил реализации воспитательного назначения:
субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности-группы людей или отдельного человека, основные особенности,; структура и функционирование того или иного социального ин­ститута.

Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию; принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, вы- полнение которых обязательно для всех систем управления и op-jганизации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государствен-;

104
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ных и негосударственных, общественных институтов, в докумен­тах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

В качестве принципов нами рассматриваются основопола­гающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности. Они подвержены постоянной и непре­рывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Как отрасль педагогической и культурологической наук, соци­ально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в ву­зах культуры и искусств, столько и различных подходов), и каж­дый из них опирается на собственный понятийный аппарат, харак­терные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также раз­ными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социо­культурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями кон­кретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определен­ному краю, области, городу, району и т.д.

В то же время существуют и некоторые общие, принципиаль­ные закономерности, характерные для различных видов общест­венной социально-культурной практики, учреждений и предпри­ятий сферы досуга, образования, искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.

К общим принципам социально-культурной деятельности прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип, к сожалению, не­редко воспринимают упрощенно: для того, чтобы решить в прак­тике учреждения культуры ту или иную этическую, психологиче­скую либо организационную проблему, полагают достаточным придать ей «статус» педагогической задачи, определить цель и


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

наиболее подходящие способы воспитывающего воздействия, вы­строить вариант соответствующего педагогического поведения субъекта и объекта, подобрать соответствующий педагогический инструментарий.

Повседневная практическая деятельность менеджеров, педа­гогов, технологов требует иного, более глубокого подхода к про­блеме. Принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педа­гогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.

В социально-культурной практике с такими закономерностями мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. При этом они позво­ляют не только обозначить наиболее существенное и устойчивое в содержании самого процесса деятельности, но и связать его со специфическими особенностями проявления в досуге, образова­тельной деятельности, профессиональном и непрофессиональном творчестве, социально-культурной реабилитации и других облас­тях.

К числу таких закономерностей относится сочетание про­дуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании соци­ально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир человека, на получение удовольствия от про­цесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творче­ского продукта, изделия, услуги.

Отсюда следует еще одна закономерность - аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энерге­тики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека.

Творческая энергетика людей, особенно в детском и подрост­ковом возрасте, обычно несовершенна, нестабилизированна. Од­нако личностная энергетика очень часто инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и мо­жет привести к негативным последствиям.

Для более глубокого педагогического проникновения в сущ­ность социально-культурной деятельности очень важно посто­янно видеть и ощущать в ней диалектику соотношения времени,


Ра здел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

пространства и содержания. Вся социально-культурная дея­тельность протекает в рамках свободного времени, определенного культурного пространства и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

Наконец, как любая педагогическая деятельность, связанная с духовным миром, социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как «зеркальность» и универсальность Не только досуг, но и все другие её сферы, включая и образова­ние, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту дея­тельность поистине волшебной.

Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подро­стка, взрослого человека высшей социальной и культурной цен­ностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каж­дой личности, признание прав и свобод людей в социально-куль­турной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутвержде­ния и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодейст­вующих субъектов и объектов касается большинства многона­циональных по составу регионов Российской Федерации (в том числе республик Дагестан, Татарстан, Башкортостан и др.).

Принцип ориентации на культурно-ценностные отноше­ния и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к ра­циональному, педагогически оправданному использованию со­держания и всего воспитательного потенциала социально-куль­турной деятельности.

Среди современных принципов социально-культурной дея­тельности перечислим принципы культуросообразности техноло­гического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетиче­ские нормы поведения, национально-этническую обрядность, осо­бенности народного творчества, фольклора, национальных промы-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

слов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих ин­тересов в содержании социально-культурных проектов и про­грамм; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и нацио­нально-этнического опыта, традиций и инноваций; принцип обще­ственно-государственного соуправления, обеспечения децентрали­зации и суверенности региональной политики в социально-куль­турной сфере.

В них отражены основные положения федеральных законода­тельных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культур­ной деятельности, выделению культурного аспекта развития и ут­верждения культурной самобытности каждого народа.

В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой раз­вития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и не­правительственных учреждений и организаций такого же заинте­ресованного отношения к культуре, как к экономическому разви­тию и социальному благосостоянию общества.

В качестве ключевых областей и приоритетных принципиаль­ных видов деятельности перечислим следующие: учет культур­ного аспекта развития; связь между культурой, наукой и техникой; сохранение культурного достояния; человек и средства массовой информации; участие в культурной жизни; стимулирование твор­чества и созидания в области искусств. Для оценки хода реализа­ции программ используется ряд критериев. Среди них: учет мест­ных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры; придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности; получение пред­полагаемого социального эффекта; развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской дея­тельности с практикой культурного развития; объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, пред­ставляющих интерес для ряда партнеров.

Таким образом, в опыте различных научно-педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных принципиальных


Раз дел L Теоретические основы социально-культурной деятельности

подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поис­ках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.