Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)




Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийно­го, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он щ-ждается в целенаправленном воздействии, где при­сутствуют все компоненты сознательного >ттравления. Хотя сфера соци­ально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого ис­пользования управленчеасих технологий в решающей степени зависит и объем, и качество производимого культурного продукта и уатуг,

Посколксу социально-культурная деятельность является объектом >ттравления, постольку наравне с производственным, финансовым, поли­тическим, педагогичес1сим менеджментом правомерно говорить о ме­неджменте социально-культурном.

Принципиально важным для характеристики управленческих техно­логий в области искусства, образования, досуга, спорта является выявле­ние сущности самого понятия «социально-культурный менеджмент»,

В течение предающих десятилетий в республиках бывшего Совет­ского Союза широко потреблялись термины «социальное управление» и


Раздел V. Социально-культурные технологии

«управление культурой». В их содержание вкладывались выработка ста­бильной социальной и культурной политики, включавшей, в частности. контроль за реализацией социальных и культурных программ, многим из которых не суждено было успешно завершиться,

В современных условиях перехода к рынку в социально-культурной сфере возникли новые отношения, формируются новые ценностные ори­ентации и установки.

В связи с этим социально-культ>рный менеджмент по своим функци­ям сегодня правомерно рассматривать как совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социально-культурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми - субъектами этой деятельности. В условиях рыночных отношений менеджмент является мощным катализа­тором развития новых форм собственности и выработки соответствую­щей времени социально-культурной политики,

В сфере социально-культурной деятельности выделяется многообра­зие различающихся по своему назначению управленческих технологий. прямо или косвенно связанных с понятием «социально-культурный ме­неджмент». Предметом технологий этого менеджмента служат театр, ки­нопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, средства массовой инфор­мации, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбиз-нес, спортивнекдцоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книго­торговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и мно­гие другие отрасли.

Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента прин­ципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менедж­мента финансового, педагогического, психологического, инновационного

Не случайно в крупных учреждениях и организациях социально-культурной сферы штат менеджеров практически мало отличается от но­менклатуры специалистов производственных или торговых фирм и пред­приятий. Кроме ведущего, <сгоп-менеджера», он включает менеджеров по экономике, кадровым и социальным вопросам, по общественным связям и рекламе и других. Существуют должности менеджеров по проектам, реализуемым фирмой или предприятием.

Управленческие технологии открывают неограниченньш простор для социально-культурного менеджмента как свободного творческого само-


Т-Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

проявления, открытого для множества инвариантных форм самореализа­ции менеджерской предпринимательской инициативы.

В калугой из этих технологий преобладает один из основных управ­ленческих подходов: управление как процесс (процессный подход), управление как система {системный подход), управление как технологии, связанные с конкретной социально-культурной ситуацией (ситуационный подход). Одновременно в управленческих социально-культурных техно­логиях нетрудно вычленить определяющие ролевые (лидерские, посред­нические) функциональные элементы предприпимательства и менедж­мента в области искусства, образования, досуга, спорта и т.д.

В практике социально-культурной деятельности в России пока лишь нарабатываются необходимые знания, умения и навыки в области со­временного менеджмента. Между тем хорошо известен исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворитель­ности в социально-культурной сфере. Лучшие традиции российского ме­неджмента в этой сфере, научные взгляды и подходы к его теории и практике еще ждут своего возрождения и развития.

Технологически управленческий цикл в социально-культурной сфере представляет собой совокупность основных действий менеджера, педаго­га, технолога, которые выполняются в определенной последовательности, с момента конкретизации стоящей проблемы и выдвижения цели до мо­мента достижения ожидаемого результата. Этот цикл включает в себя такие технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию вы­полнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кад­ровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией. В качесгве родовых, тесно взаимосвязанных друг с другом базовых техно­логий социально-культурного менеджмента, как это будет показано нижс: выступают маркетинг и промоутерство.

Изначальными для процесса управления являются технологии ана­лиза, или маркетинговые технологии. Речь идет о профессиональном использовании нормативного, информационно-управленческого ресурса - мониторинге социально-к^'.тьтурных процессов, необходимости органи­зации изучения и формирования современного рынка спроса на культур­ные продукты и услуги, проведения различных видов опроса, наблюде­ния, эксперимента, изучения документальных источников с целью сбора. обработки, систематизации, последующего анализа и использования пра-


Раздел V. Социально-культурные технологии

вовьгх и организационно-хозяйственных документов, обширной социо­логической и инструктивной информации.

Известны различные виды и особенности современных мониторин­говых технологий социально-культурной сферы. Обладая ярко выражен­ной социальной ориентацией, они направлены на удовлетворение куль­турных потребностей, интересов, предпочтений населения.

Изучение требований рынка к культурным продуктам или услугам включает в себя сегментацию рынка, то есть выделение (дифференциа­цию) целевых групп, аудиторий потенциальных потребителей (покупате­лей, зрителей, слушателей, читателей) по самым различным основаниям: региональным (социально-экономическим, географическим и другим особенностям региона); возрастным, образовательным, этническим, про­фессиональным, половым, конфессиональным признакам. Основаниями для сегментации могут быть и другие признаки - поведенческие (актив­ное, пассивное, индифферентное поведение потребителя), субкультурные, социально-психологические, по степени интенсивности потребления со-циально-культурных благ и услуг и т.д.

Результатом использования аналитических, маркетинговых техноло­гий является выработка требований к качеству культурного продукта и обеспечению его потребительских свойств (обоснованности, достоверно­сти, доступности, надежности и др.), а также отбор наиболее рациональ­ных способов распространения рекламы. По с\ти дела, маркетинговые технологии в данном случае правомерно ассоциировать с технологиями социально-культурных нововведений, активно формирующими опреде­ленный образ жизни, быта и досуга семьи или отдельно взятого человека.

Существенную роль играют и технологии прогнозирования, кото­рые позволяют выработать необходимые ориентиры в социально-культурной деятельности, обеспечить соблюдение нормативных, законо­дательных требований, предупредить и скорректировать возможные от­клонения в достижении намеченных целей. Результатом использования технологии прогнозирования являются предположения по поводу раз­личных условий, факторов и обстоятельств, рассчитанные на внешнюю и внутреннюю среду

Выбору оптимальных вариантов из существующих прогнозных аль­тернатив в социально-культурной деятельности способствуют техноло­гии выработки и принятия управленческого решения. Эти технологии направлены на обеспечение таких требований к управленческим решени­ям, как их эффективность, реальность, экономичность, своевременность.


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

обоснованность и т.д. Существует масса управленческих решений, в ос­нове которых лежат различные основания и признаки, например, харак­тер целей (оперативные, тактические и стратегические); характер решае­мых задач (экономические, организационные, экологические и т.д.); при­чины возникновения (ситуационные, инициативные, эпизодические и тд.).

Аналогичное разнообразие наблюдается и в традиционных, и нетра­диционных способах принятия решений. К первому виду относятся соб­рания и совещания, деловые, в том числе и телефонные, переговоры, кон­ференции, дискуссии, симпозиумы и т.д

Второй вид включает в себя совокупность нетрадиционных методов менеджмента, привнесенных в социально-культурную деятельность представителями родовых наук - социологами, психологами, педагогами, экономистами и др. Метод мозгового штурма представляет собой коллек­тивную выработку творческих идей, в которой участвуют «генераторы» -создатели идей и «аналитики», оценивающие эти идеи. В процессе выра­ботки творческих идей прибегают также к помощи прямых, фантастиче­ских, символических, личных аналогий (метод синектики), использова­нию самых неожиданных направлений творческого поиска (метод инвер­сии), перемещению автора идеи в центр проблемы и выработке идеи уже с этой позиции (метод эмпатии), постановке наводящих вопросов - что? где? куда? (метод ключевых вопросов), привлечению случайно выбран­ных понятий, метафор-гтротиворечий, метафор-загадок (метод свободных ассоциаций) и других.

Чтобы, по возможности, выстроить и детализировать процесс реали­зации управленческого решения, специалисты социально-культурной сферы широко пользуются технологиями планирования,

Эти технологии, имеющие прямое отношение к тому или иному субъекту социальжнеультурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые для их достижения, действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой и реализацией бизнес-планов, медиапланов других видов стратегического и оперативно­го планирования.

Стратегические и тактические (оперативные) планы призваны дать ответ на следующие вопросы: 1) где на данный момент находятся наши социально-культурные учреждения или организации, каковы их возмож­ности и перспективы в области маркетинговых отношений, финансового, материального, кадрового обеспечения, научных исследований; 2) куда


Раздел V. Социально-культурные технологии

двигается учреждение или организация на основании оценки реальных возможностей.

В нашем курсе под менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в соорганизации и коор­динации действий всех участников социально-культурного процесса Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально-культурной сферы

Технологии организации направлены на выполнение, активное про­движение («промоушн») того или иного плана, проекта, программы в социально-культурной сфере. По существу, любой специалист-менеджер, занятый в этой сфере, выступает в качестве лидера, основного персонажа в рамках того или иного социально-культурного проекта, внутри любой инициативной группы.

Организаторские технологии предполагают управленческую дея­тельность по формированию и регулированию (в том числе совершенст­вованию) социально-культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития. Эффективность формирования обеспечивается использованием организационных социально-культурньгх проектов. Регулирование социально-культурного процесса связано, в пер­вую очередь, с обеспечением его устойчивого функционирования, час­тичным или кардинальным его совершенствованием, развитием на пер­спективу,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.