Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская мысль средневековой Руси X-XVII веков




 

Древнерусская мудрость как начальный этап развития отечественной мысли имеет ряд отличительных особенностей. С одной стороны, она восприняла некоторые элементы восточнославянского языческого мировоззрения, многокомпонентного по своему составу, поскольку древнерусская народность формировалась с участием угро-финского, балтского, тюркского, нормандского, иранского этносов.

С другой стороны, после принятия православия в качестве официальной идеологии и вытеснения язычества она развивает традиционные темы христианского богословия.

К числу наиболее значительных произведений и учений периода Киевской Руси относятся «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.), которое поднимает вопросы философии истории и религии, и «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XII в.) – первый трактат на Руси, посвященный проблемам гносеологии. В этих работах обосновывается закономерность православного выбора России, доказывается особый – полиэтнический – характер великорусского государства. Особое внимание уделяется нравственной проблематике.

Проблемы натурфилософского осмысления действительности ограничивались рамками, определенными Священным Писанием. Так, распространение на Руси получают «Шестодневы» Иоанна экзарха Болгарского и Василия Великого. В их работах философски осмысливается текст Библии о шести днях творения мира. Шаровидная Земля помещается в центре сферического небесного свода, с внутренней стороны которого находятся светила, а с наружной располагаются воды. Составители этих трактатов опровергали учения античных авторов, которые учили «по стихиям мира, а не по Христу». Но жизнь требовала конкретных знаний о природе, которые в эту эпоху не находили отражения в философских трактатах.

Можно сказать, что уже в домонгольскую эпоху на Руси служилась характерная для отечественного средневековья философская мысль в разнообразии жанров, источников, имен, интенций развития.

Эволюция отечественного самосознания. Если отечественное самосознание домонгольского периода отличал исторический оптимизм, то после разгрома Руси и начала длительной изнуритель­ной борьбы за выживание против «злогорького ига» стали внедряться идеи о трагическом пути Отечества, об особом историческом жре­бии,
о возросшем восточном факторе и ставшей отныне важнейшей проблеме бытия между Европой и Азией с выбором опти­мальной собственной позиции в евразийском контексте.

Натиск с Востока имел, как мы уже писали выше, не только негативные последствия. В борьбе с империей Чингизидов, Золотой Ордой и оставшимися от нее ханствами Русь не только закалилась и создала более мощ­ную военно-политическую организацию, но и восприняла многие достижения вовлеченных в орбиту монгольского завоевания народов. Она открыла для себя огромное пространство вплоть до Тихого океана и, освоив его, превратилась из небольшого княжества на окраине Европы в самое обширное государство планеты со сложным этно-культурно-конфессиональным составом.

Вместе с тем процесс превращения страны в мировую державу происходил с возрастанием централизаторских тенденций и постепенным превращением в империю, что нашло свое отражение в создании ведущей концепции государственного самосознания того времени – тео­рии «Москвы – Третьего Рима», сложившейся в ХVI в.

К ее созданию причастны многие идеологи, основным же считают старца Филофея, монаха Елеазарова монастыря из-под Пскова, который в ряде посланий великому князю Василию III, Ивану Грозному и другим адресатам изложил основные ее принципы: падение «первого Рима» от язычников и «второго Рима» от мусульман за прегрешения против веры; наступление эпохи «Третьего Рима» – России, после которого «четвертому» не быть; ответственность России за весь православный мир; борьба за чистоту веры, укрепление властей духовной и светской в их взаимной «симфонии» при разделении функций.

В историческом контексте того времени концепция «Москва – Третий Рим» не была продуктом русского философского творчества, но всего лишь одной из версий общеевропейской теории «Roma aeterna» (Рима вечного), распространенной во многих христианских странах. Достаточно вспомнить о Священной Римской империи Габсбургов или именование польской средневековой столицы Кракова «Третьим Римом». Понятно, что формирующаяся русская философская мысль этой доктриной удовлетвориться не могла.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.