Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Славянофилы




Западники и славянофилы

В трудах отечественных философов

Проблема исторического выбора и миссии России

Русская философия первой половины XIX века.

 

Русских мыслителей глубоко волновали идея самосознания и самоопределения русского народа, проблема его исторического выбора. Круг обсуждения этих вопросов получил название «русской идеи». Русская идея – многогранное и многоаспектное понятие, и какие бы формы выражения она не принимала, это стремление лучших людей России утвердить право нашего Отечества на самостоятельную мысль, на самостоятельные выводы, а также оригинальность, ценность
и важность этих выводов для всего мира.

Русская идея получила свое первоначальное развитие еще в работе «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, который философски осмысливал значение крещения Руси и через это ее соединение со всем христианским миром. Свой особый вклад в формирование русской идеи внесли западники и славянофилы (табл. 6).

Основное расхождение во взглядах западников и славянофилов касалось судьбы России. Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, при этом западные народы здесь опередили все остальные. Россия идет по тому же пути, но несколько отстает, поэтому она должна учиться у Запада. Славянофилы же полагали, что у России свой собственный путь развития, связанный, в частности, с влиянием православия на русский народ.

Таблица 6

 

Вопросы полемики Западники Славянофилы
Концепция мирового развития Существует единый обще­человеческий путь развития (концепция глобального развития культуры) У разных народов возможны различные пути развития (концепция локальных культур)
Исторический путь России Россия идет по тому же пути, что и Запад, но несколько отстает У России свой особый путь развития, отличный от западного
Отношение к петровским преобразованиям Положительное: они ускорили общее развитие России Отрицательное: они «стол­кнули» Россию с ее соб­ственного пути развития в сторону западного пути
Отношение к религии и церкви В целом равнодушное Позитивное
Отношение к православию Критическое Положительное: видели в нем основу духовной и социальной жизни русского народа
Отношение к крепостному праву Негативное: избавиться от него можно, идя по пути просвещения и нравственного совершенствования дворян Негативное: избавиться от него можно благодаря освобождению крестьян «сверху», т.е. царской властью

 

К числу виднейших славянофилов относились Алексей Степанович Хомяков (1804-1869), Иван Васильевич Киреевский
(1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860),
Юрий Федорович Самарин (1819-1876).

По своим философским взглядам славянофилы были сторонниками примирения религии и философии, разума и веры, но на базе христианско-православных воззрений. Соответственно, высшей формой познания они считали Откровение. Некоторые из них для подтверждения своих взглядов обращались к философии Шеллинга (особенно последнего этапа) и выступали с критикой философии Гегеля. Важное место
в их творчестве заняла и критика позитивизма – за его бездуховность
и атеизм. Славянофилы критиковали отдельные стороны общественно-политической жизни России, высказывались за свободу слова и гласный суд, за освобождение крестьян «сверху» (с выкупом и небольшим наделом земли) и т.д. Но при этом они считали самодержавие исконной формой правления в России, наиболее подходящей для нее.

Для славянофилов была характерна идеализация исторического прошлого России (в частности, допетровской Руси). Они полагали, что русская культура и политическая жизнь развиваются по собственному пути, отличному от западного. Особенность исторического пути России они связывали со спецификой «русского характера» (включающего в себя религиозность и аскетизм) и влиянием православия, основанного на учении восточных отцов церкви, поэтому в своих работах много внимания уделяли проблемам религии.

Славянофилы видели историческую миссию России в том, чтобы оздоровить Запад и духовно помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами, т.е. мирным путем, без всяких революций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.