Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь общества 1 страница




Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена бога­тым содержанием, что создает благоприятную духовную атмо­сферу жизни людей, хороший морально-психологический кли­мат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества прояв­ляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Основные элементы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различ­ными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам Духовной жизни следует отнести также духовное потребление


372 ________________________________________

как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духов­ного общения'.

Основу духовной жизни общества составляет духовная дея­тельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определен­ные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях на­родного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духов­ных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художествен­ные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом мораль­но-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распростра­нение духовных ценностей с целью их усвоения возможно боль­шим числом людей. Это имеет решающее значение для повыше­ния их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятель­ности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни

1 См.: У ледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.


___________^_____________________________373

людей и выражают объективную необходимость духовного освое­ния ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общест­венного и индивидуального сознания и самосознания.

Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характе­ром существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пони­манием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, то есть тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных по­требностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности. Тем самым бо­гатство предметов и явлений духовной культуры общества вы­ступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

Духовное потребление может быть в какой-то мере стихий­ным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребле­ние может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.

Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрес­сивным сознательное формирование потребностей в подлинных Духовных ценностях — познавательных, художественных, нрав­ственных и других. В этом случае потребление духовных ценнос-


тей будет выступать как целенаправленное созидание и обогаще­ние духовного мира людей.

Встает задача повышения уровня культуры духовного потреб­ления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.

Производство и потребление духовных ценностей опосредует-ся духовными отношениями. Они реально существуют как отно­шения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей — их производства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отно­шениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духов­ных отношений, как познавательные, нравственные, эстетичес­кие, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

Духовные отношения — это прежде всего отношения интел­лекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете — ко всей действительности. Они пронизыва­ют духовную жизнь общества от начала до конца.

Установившиеся в обществе духовные отношения проявляют­ся в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они со­здают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологичес­кий фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Общественное и индивидуальное сознание. Как уже говорилось, центральным моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, напри­мер, духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплоще­ние ума и чувств людей. Духовное производство есть производ­ство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и


духовных ценностей. Все эти духовные образования выступают в качестве предметов духовного потребления. Духовные отноше­ния между людьми есть отношения по поводу духовных ценнос­тей, в которых воплощено их сознание.

Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Надо сказать, что отраже­ние общественной жизни в общественном сознании не является каким-то механически-зеркальным, подобно тому, как в зеркаль­ной глади реки отражается расположенный вдоль ее берегов природный пейзаж. В данном случае в одном природном явлении чисто внешне отразились черты другого. В общественном созна­нии отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание.

Общественное сознание имеет социальную природу. Оно воз­никает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. Имен­но в ходе совместной практической деятельности люди осмысли­вают окружающий их мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях — это две стороны практи­ческой деятельности людей.

Будучи отражением явлений общественной жизни, различно­го рода образы, взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми данных явлений в своих практических целях, в том числе в целях их непосредственного потребления или же иного их использования, скажем, в целях эстетического наслаж­дения ими и т.д. В конечном счете содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результат совместного осмысления социальной действитель­ности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного созна­ния и его основная особенность.

Можно, пожалуй, согласиться в какой-то мере с положением о том, что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество.


376 ________________________________________

Отдельный же человек мыслит постольку, поскольку он включа­ется в мыслительный процесс данного общества и человечества, то есть:

• включается в процесс общения с другими людьми и овла­девает речью;

• вовлекается в различные виды человеческой деятельности и осмысливает их содержание и значение;

• усваивает предметы материальной и духовной культуры прошлых и нынешних поколений и использует их в соот­ветствии с их социальным назначением.

Усваивая в той или иной степени духовное богатство своего народа и человечества, овладевая языком, включаясь в различ­ные виды деятельности и общественных отношений, отдельный индивид овладевает навыками и формами мышления, становится мыслящим социальным субъектом.

Правомерно ли говорить об индивидуальном сознании чело­века, если его сознание прямо или косвенно обусловлено обще­ством и культурой всего человечества? Да, правомерно. Ведь не приходится сомневаться в том, что одни и те же условия общественной жизни воспринимаются отдельными людьми в чем-то более или менее одинаково, а в чем-то по-разному. В силу этого у них появляются как общие, так и индивидуальные взгляды на те или иные общественные явления, иногда сущест­венные расхождения в их понимании.

Индивидуальное сознание отдельных людей — это прежде всего индивидуальные особенности восприятия ими различных явлений общественной жизни. В конечном счете — это индиви­дуальные особенности их взглядов, интересов и ценностных ориентации. Все это порождает определенные особенности в их действиях и поведении.

В индивидуальном сознании человека проявляются особен­ности его жизни и деятельности в обществе, его личный жизнен­ный опыт, а также особенности его характера, темперамента, уровень его духовной культуры и другие объективные и субъек­тивные обстоятельства его социального существования. Все это формирует неповторимый духовный мир отдельных людей, про­явлением которого выступает их индивидуальное сознание.

И все-таки, отдавая должное индивидуальному сознанию и


создавая возможности для его развития, следует учитывать, что оно функционирует отнюдь не автономно от общественного сознания, не является абсолютно независимым от него. Надо видеть его взаимодействие с общественным сознанием. Верно, что индивидуальное сознание многих людей существенно обога­щает общественное сознание яркими образами, переживаниями и идеями, вносит вклад в развитие науки, искусства и т.д. В то же время индивидуальное сознание любого человека формирует­ся и развивается на основе общественного сознания.

В сознании отдельных людей чаще всего присутствуют пред­ставления, взгляды и предрассудки, которые они усвоили, пусть в особом индивидуальном преломлении, живя в обществе. И личность тем богаче в духовном отношении, чем больше она усвоила от духовной культуры своего народа и всего челове­чества.

Как общественное, так и индивидуальное сознание, будучи отражением общественного бытия людей, не слепо копируют его, а обладают относительной самостоятельностью, порой весь­ма значительной.

Прежде всего, общественное сознание не просто следует за общественным бытием, а осмысливает его, раскрывает суть общественных процессов. Поэтому оно нередко отстает от их развития. Ведь более глубокое осмысление их возможно лишь тогда, когда они приняли зрелые формы и проявили себя в наибольшей степени. В то же время общественное сознание может опережать общественное бытие. Опираясь на анализ тех или иных общественных явлений, можно обнаружить наиболее важные тенденции их развития и тем самым предвидеть ход событий.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется и в том отношении, что оно в своем развитии опирается на достижения человеческой мысли, науки, искусства и т.д., исходит из этих достижений. Это называется преемствен­ностью в развитии общественного сознания, благодаря которой сохраняется и развивается далее духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Все это показывает, что общественное сознание не только отражает общественную жизнь людей, но имеет свою внутреннюю логику


378 ________________________________________

развития, свои принципы и свои традиции. Это хорошо видно на примере развития науки, искусства, морали, религии, фило­софии.

Наконец, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в его активном воздействии на обществен­ную жизнь. Разного рода идеи, теоретические концепции, поли­тические доктрины, моральные принципы, направления в облас­ти искусства и религии могут играть прогрессивную или, напро­тив, реакционную роль в развитии общества. Это определяется тем, способствуют ли они его духовному обогащению, упроче­нию и развитию или же они ведут к разрушению и деградации личности и общества.

Важно учитывать, насколько те или иные взгляды, научные теории, моральные принципы, произведения искусства и другие проявления общественного сознания отвечают подлинным инте­ресам народов той или иной страны и интересам ее будущего. Прогрессивные идеи во всех областях общественной жизни являются мощным фактором развития, ибо они способствуют глубокому пониманию настоящего и предвидению будущего, вселяют уверенность в действия людей, улучшают их социальное самочувствие, вдохновляют на новые творческие действия. Они формируют ту самую духовность, без которой общество и отдель­ные люди нормально жить и действовать не могут. Все говорит о том, что роль общественного сознания в жизни современного общества является весьма существенной и постоянно повышает­ся.

Структура общественного сознания. Общественное со­знание представляет собой довольно сложное явление. В нем можно выделить различные стороны, каждая из которых пред­ставляет собой относительно самостоятельное духовное образо­вание и в то же время связана с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В конечном счете общественное сознание предстает как некая структурная целост­ность, отдельные элементы (стороны) которой взаимосвязаны между собой.

Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания такие стороны (элементы), как:

• обыденное и теоретическое сознание;


т'

__________________________ 379

• общественная психология и идеология;

• формы общественного сознания.

Дадим их краткую характеристику.

Обыденное и теоретическое сознание. Это по сути два уровня общественного сознания — низший и высший. Они различаются глубиной осмысления общественных явлений и процессов, уровнем их понимания.

Обыденное сознание присуще всем людям. Оно формиру­ется в процессе их каждодневной практической деятельности на основе их эмпирического опыта или, как еще говорят, повседнев­ной житейской практики. Это во многом стихийное (спонтанное, то есть самопроизвольное) отражение людьми всего, так сказать, потока социальной жизни без какой-либо систематизации обще­ственных явлений и обнаружения их глубинной сущности.

В тех случаях, когда люди лишены научного понимания каких-то явлений общественной жизни, они рассуждают об этих явлениях на уровне своего обыденного сознания. Таких случаев в жизни каждого человека и групп людей очень много, ибо далеко не обо всем мы мыслим научно.

Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Но и самый грамотный человек не обо всем мыслит научно. Так что область функционирования обыденного сознания весьма широка. Оно позволяет с достаточ­ной достоверностью, на уровне «здравого смысла» судить о многих явлениях и событиях общественной жизни и принимать на этом уровне в целом правильные решения, подкрепляемые житейским опытом. Этим определяется роль и значение обыден­ного сознания в жизни людей и в развитии общества.

В базирующемся на повседневном житейском опыте обы­денном сознании содержится великое множество полезных сведений, совершенно необходимых для ориентации людей в окружающем их мире, для их производственной и иной дея­тельности. Эти сведения касаются свойств природного мира, трудовой деятельности, семьи и быта людей, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.д. Народное искусство и поныне почти полностью основано на обыденных Представлениях людей о прекрасном. Вместе с тем нельзя не


сказать, что обыденное сознание полно иллюзий, весьма аб­страктных, приблизительных, а то и просто ошибочных суж­дений и предрассудков.

В отличие от него теоретическое сознание есть осмысле­ние явлений общественной жизни путем обнаружения их сущ­ности и объективных закономерностей их развития. Это касает­ся явлений экономической, социальной, политической и духов­ной сфер жизни общества. В силу этого оно предстает как более высокий по сравнению с обыденным уровень общественного сознания.

Теоретическое сознание выступает как система логически взаимосвязанных положений, следовательно, как определенная научная концепция, касающаяся того или иного явления обще­ственной жизни. В качестве субъектов теоретического сознания выступают далеко не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний, то есть люди, которые могут научно судить о соответствующих явлениях развития общества. Нередко бывает, что тот или иной человек научно судит о сравнительно ограниченном круге общественных явле­ний. Об остальных же он размышляет на уровне обыденного сознания — «здравого смысла», а то и просто на уровне иллюзий и мифов.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой, результатом чего является развитие того и другого. В частности, обогащается содержание обыденного сознания, в которое включается все больше научных сведений и суждений о различных явлениях общественной жизни. В этом отношении современное обыденное сознание людей существенно отличает­ся от того, которое было, скажем, одно или два столетия тому назад.

Оба уровня общественного сознания — обыденное и теорети­ческое — играют свою роль в жизни и деятельности людей и в развитии общества.

Общественная психология и идеология. Своеобразными структурными элементами общественного сознания выступают общественная психология и идеология. В них выражается не только сам по себе уровень понимания существующей социаль­ной действительности, но и отношение к ней со стороны различ­


ных социальных групп и национально-этнических общностей. Данное отношение выражается прежде всего в потребностях людей, то есть в их внутренних побуждениях к освоению дейст­вительности, к утверждению одних условий общественной жизни и к устранению других, к производству тех или иных материальных и духовных ценностей и их потреблению.

Заключенные в общественной психологии отношения к явлениям общественной жизни находят свое выражение не только в потребностях и интересах людей, но и в их разнообраз­ных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, прояв­лениях моды, а также в их стремлениях, целях и идеалах. Речь идет об определенном настрое чувств и умов, в котором сочета­ются некое понимание происходящих в обществе процессов и духовное отношение к ним субъектов.

Общественная психология выступает как единство эмоцио­нальных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, к их общественному бытию. Ее можно охаракте­ризовать как проявление психического склада социальных групп и национальных общностей. Такова, например, социально-клас­совая и национальная психология. Последняя может вопло­щаться в национальном характере народа. Психический склад классов и других социальных групп также находит выражение в их социально-классовом характере, во многом определяющем их деятельность и поведение. В конечном счете общественная психология проявляется «в форме убеждений, верований, со­циальных установок на восприятие действительности и отно­шения к ней»'.

Общественная психология, как и обыденное сознание, пред­ставляет собой проявление сознания больших масс людей, в том числе классов, наций и целых народов. В этом смысле она выступает как массовое сознание, ей присущи все его свойства.

Можно указать на некоторые основные функции обществен­ной или социальной психологии. Одну из них назовем ценност­но-ориентировочной.

Она заключается в том, что сложившаяся социальная психо­логия классов, наций, народов формирует ценностные ориента­ции людей, а также установки их поведения, исходя из оценки

1 У ледов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968. С. 180.


социальными группами тех или иных явлений общественной жизни.

Другую функцию общественной (социальной) психологии можно охарактеризовать как мотивационно-побудительную, по­скольку она побуждает массы людей, отдельные социальные группы действовать в определенном направлении, то есть порож­дает соответствующую мотивацию их деятельности. В этом смысле воздействовать на общественную психологию — значит способствовать появлению определенных мотивов деятельности и поведения людей, их волевых усилий, направленных на реали­зацию их социальных интересов. Многие из этих мотивов возни­кают стихийно в процессе постоянного воздействия на сознание людей объективных условий их жизни.

Все говорит за то, что в ходе осуществления государственной политики, касается ли она всего общества или какой-то его сферы, необходимо учитывать общественную психологию раз­личных социальных групп и слоев населения. Ведь социально-психологические мотивы их действий являются весьма сущест­венным фактором, способствующим или же, напротив, препятст­вующим осуществлению этой политики.

В механизме мотивации социальной деятельности людей большую роль играет идеология. В ней, как и в общественной психологии, выражаются объективные потребности и интересы различных социальных групп, прежде всего классов, а также национальных общностей. Однако в идеологии эти потребности и интересы осознаются на более высоком, теоретическом уровне.

Сама идеология выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально-политический строй обще­ства, его социальную структуру, потребности и интересы различ­ных социальных сил. В ней может быть четко выражено отноше­ние тех или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе общества, государственно­му строю, отдельным политическим институтам.

Тот факт, что идеология выступает в виде теоретических концепций, свидетельствует о том, что она должна научно освещать процесс общественного развития, обнаруживать сущ­ность политических, правовых и иных явлений и закономерности их развития. Однако это случается не всегда.


В большей степени научным содержанием наполняется идео­логия тех социальных субъектов, интересы которых соответству­ют основным тенденциям развития общества и совпадают с интересами общественного прогресса. В этом случае их интере­сы совпадают с подлинными интересами большинства членов общества. Поэтому у них нет необходимости скрывать свои интересы, в то же время есть потребность понять закономернос­ти развития общества, взаимодействие объективных и субъек­тивных условий его функционирования. Отсюда заинтересован­ность в научном анализе общественных явлений, в постижении истины. Так что если движущей силой идеологии выступает социальный интерес, то ее познавательным ориентиром, в дан­ном случае, является истина.

Не всякая идеология научна. В ряде случаев в идеологии тех или иных классов скрываются их настоящие интересы, посколь­ку они расходятся с интересами прогрессивного развития обще­ства. Создается идеология, цель которой заключается в том, чтобы нарисовать заведомо ложную картину происходящих в обществе процессов, расстановки социально-классовых сил, ис­казить цели их деятельности и т.д. Другими словами, происходит сознательная мистификация действительности, появляются один за другим социальные мифы, а то и множество таковых, чтобы затемнить сознание масс и в этих условиях реализовать интере­сы тех сил, которым служит данная идеология.

Идеология имеет социально-классовую природу. Это, однако, не означает, что она всегда выражает только узкую систему взглядов определенного класса. Во-первых, в идеологии того или иного класса могут существовать положения, разделяемые представителями других классов и слоев общества. В силу этого она становится в какой-то мере их общей идеологией. Тем самым расширяется ее социальная база. Во-вторых, идео­логия выражает не только социально-классовые, но и нацио­нальные, а также и общечеловеческие интересы, скажем, ин­тересы сохранения всеобщего мира, защиты природной среды на нашей планете и т.д.

Тем не менее сердцевиной идеологии выступают те ее поло­жения, которые выражают интересы того или иного класса, согласующиеся или расходящиеся с интересами других классов.


Идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной. Все зависит от ее социально-классового содержания, форм и способов ее воплоще­ния в жизнь.

В отличие от общественной психологии, которая формирует­ся больше стихийно, чем сознательно, идеология создается идео­логами вполне сознательно. В роли идеологов выступают те или иные теоретики, мыслители, политики. Затем через соответст­вующие механизмы (различные системы образования и воспита­ния, средства массовой информации и др.) идеология внедряется в сознание больших масс людей. Таким образом, процесс созда­ния идеологии и ее распространения в обществе является от начала до конца осознанным и целенаправленным.

Можно считать нормальным, если большее распространение имеет та идеология, которая отвечает интересам большей части общества. Бывает, однако, что идеология навязывается массам, даже если она чужда их подлинным интересам. Многие индиви­ды и группы людей могут впадать в заблуждение и руководство­ваться объективно чуждой им идеологией. Тем самым они пере­ходят на позиции иных сил нередко в ущерб собственным интересам.

Сила влияния той или иной идеологии определяется положе­нием в обществе тех классов и социальных групп, интересы которых она выражает, а также глубиной ее разработки, форма­ми и способами ее воздействия на массы. Ее влияние является нередко более глубоким и устойчивым, чем общественной пси­хологии. Выражая не только текущие, но и коренные интересы классов и более широких масс людей, идеология способна ока­зывать долговременное воздействие на характер их социальной активности.

Разумеется, идеология формируется под влиянием всех объ­ективных и субъективных условий развития общества, в том числе и общественной психологии. В то же время она оказывает существенное влияние на общественную психологию.

Под влиянием идеологии может значительно меняться эмоци­ональный настрой тех или иных социальных групп и их умона­строение, словом, вся система социально-психологических моти­вов их действий. Установки идеологии могут вписываться в


социально-психологические мотивации действий социальных групп и придавать им определенную направленность. Как прави­ло, идеологические установки побуждают людей к серьезным социальным преобразованиям. Отдельные исключения из этого лишь подтверждают общее правило.

Формы общественного сознания, критерии их разгра­ничения. В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания, как политическое, право­вое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философ­ское сознание. Каждая из них отражает соответствующие сторо­ны общественной жизни и как бы воспроизводит их духовно. При этом сохраняется относительная самостоятельность всех форм общественного сознания, которые в той или иной мере воздействуют на происходящие в обществе политические, эконо­мические и другие процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.