Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь общества 3 страница




Как уже отмечалось, исторический процесс имеет поступа­тельный характер, то есть развивается в направлении от низшего к высшему. Это видно из развития материального производства, социальной структуры общества, его политической системы, науки и духовной культуры. Случаи кризисов и застоев в тех или иных сферах общественной жизни, отдельные попятные движе­ния и даже временная реставрация реакционных порядков не меняют общей направленности поступательного развития того или иного общества и всего человечества. Другими словами, имеет место общественный прогресс как доминирующая тенден­ция функционирования и развития общества.

Необходимо, однако, учитывать весьма противоречивый ха­рактер общественного прогресса. Так, например, несомненный прогресс в развитии науки и техники наряду с положительными результатами имеет и многие негативные последствия. Имеются в виду загрязнение природной среды химическими, радиоактив­ными и другими веществами, многочисленные нарушения эколо­гического равновесия, использование науки в военно-разруши­тельных целях. Развитие цивилизации и связанное с ней по­вышение грамотности и духовной культуры людей сопровожда-


ются обесцениванием в сознании части общества многих гума­нистических традиций и норм поведения, распространением преступности, наркомании, алкоголизма, проституции, падением нравов многих людей. Имеют место углубление социального неравенства, преступное обогащение одних за счет других людей и общества, снижение по вине государственных деятелей жиз­ненного уровня большей части населения страны, многочислен­ные нарушения прав человека, проявления расизма, национализ­ма и шовинизма, межнациональные конфликты. Все это отнюдь не способствует гармоничному развитию общества, сочетанию интересов составляющих его социальных групп и отдельных личностей.

Встают вопросы, как соотнести данные отнюдь не прогрессив­ные явления с поступательным развитием общества и человече­ства? И каковы критерии общественного прогресса?

Ответы на эти весьма непростые вопросы можно дать лишь в самом общем виде. Действительно, поступательное развитие материального производства, науки и образования отрицать не­возможно. В ряде стран более или менее решены проблемы социальной защиты населения и демократизации деятельности политических институтов. Все это указывает на потенциальные возможности общества решать современные экономические, со­циальные и другие проблемы, исходя из принципов согласования интересов различных слоев общества. Важно, чтобы эти возмож­ности превращались в действительность и чтобы ими пользова­лось все население страны.

Однако уже сами достигнутые возможности общества свиде­тельствуют о том или ином уровне его развития. Они могут служить неким объективным критерием общественного прогрес­са показывающим, каких возможностей достигло общество в тот или иной период своего развития.

Таким критерием может служить уровень развития произво­дительных сил, включая развитие самих производителей, их знания, навыки, опыт, творческие способности, а также развитие средств производства, прежде всего техники, технологии, совре­менных материалов с заранее заданными свойствами, средств транспорта и связи. Показателем прогресса производительных сил в современную эпоху может служить компьютеризация


производства, указывающая, по сути дела, на безграничные возможности их развития.

Объективный критерий общественного прогресса, каковым является уровень развития производительных сил, указывает на основную тенденцию развития общества и на реально достигну­тые им возможности решать свои проблемы. Речь идет не только об удовлетворении материальных потребностей людей и самого производства, но и о материальном обеспечении функционирова­ния социальной, политической и духовной сфер общественной жизни.

В конечном счете прогресс общества характеризуется теми реальными возможностями, которые оно предоставляет каждому человеку, обеспечивая его социальную защиту, получение обра­зования и достойной работы, гражданские свободы и права, доступ к предметам духовной культуры и т.д. Речь идет о возможностях всестороннего развития каждого человека, о реа­лизации его способностей во всех сферах общественной жизни. В этом заключается более широкий подход к пониманию крите­рия общественного прогресса. Данный критерий указывает, ско­рее, на идеал общества, к которому стоит стремиться и с которым можно сопоставлять достигнутый уровень развития любого общества и качество жизни в нем.

С этим общим критерием общественного прогресса можно соотнести научно-технический прогресс, а также прогресс в области социальной, политической и духовной жизни, чтобы уяснить, насколько они способствуют прогрессу общества в целом и насколько гармоничным оно является. При этом необхо­димо бережно относиться к тому, что достигнуто прежними поколениями людей. Соблюдая преемственность в отношении достигнутого, важно в полной мере учитывать исторический опыт того или иного народа и человечества в целом, развивать и обогащать этот опыт.

Преемственность — важнейшая закономерность историчес­кого процесса, определяющая его поступательный характер. Свя­зывая культуры различных народов и исторических эпох, она обеспечивает связь времен и тем самым единство истории чело­вечества во времени и пространстве. Всестороннее сотрудниче­ство народов разных стран и континентов, усиление их взаимо-

26-942


зависимости подтверждает и укрепляет единство мирового исто­рического процесса.

Единство исторического процесса не исключает его многооб­разия. Развитие любой страны отличается своими исторически­ми и национальными особенностями. Каждый народ имеет свой язык и свою культуру, присущий ему экономический и социаль­ный уклад жизни, особые природные условия существования. К тому же народы находятся на разных этапах своего развития, что означает неодинаковый уровень их материальной и духовной культуры. Все это и другие факторы обусловливают разнообра­зие в развитии народов, многовариантный характер их развития.

Однако это не означает, что утрачивается единство челове­ческой истории. Речь идет о многообразии в рамках общего и единого мирового исторического процесса. Данное многообразие его существенно обогащает. С этой точки зрения весьма уязвима «теория локальных культур и цивилизаций». Как известно, ее сторонники (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), говоря о специфи­ческих особенностях развития народов и целых цивилизаций, делают вывод о замкнутости и локальности их существования, их изолированности друг от друга. Исторический опыт развития народов, по существу, опровергает такой вывод. Нет полностью замкнутых и локальных цивилизаций, которые развивались бы исключительно сами по себе. Все культуры и цивилизации развиваются в более или менее интенсивном общении между собой в рамках общего исторического процесса.

Исторический процесс необратим. Другими словами, он идет в направлении от прошлого к настоящему и будущему тех или иных народов и человечества в целом. Возврата к прошлому не может быть. Даже реставрация прежних порядков, которая имела место в истории некоторых народов, совершалась в изме­нившихся исторических условиях и не была полным повторени­ем того, что было ранее. К тому же она носила временный характер. Поступательное развитие любого общества в целом доминирует.

Имея научные представления о законах развития общества, о роли и значении объективных и субъективных факторов истори­ческого процесса, можно строить прогнозы и предвидения отно­сительно будущего общества. Речь идет о его ближайшем (непо­


средственном), обозримом и отдаленном будущем. В ближайшем будущем с необходимостью обнаруживаются многие прямые последствия современных действий людей. Уже сегодня о них можно иметь достаточно конкретные представления и планиро­вать их. Будущее, которое отстоит, скажем, на десять — пятнад­цать лет, можно назвать обозримым, поскольку можно как бы обозревать основные контуры развития общества за это время. На этот период также возможно составление планов и прогно­зов, прежде всего в области экономики, где объективные связи и отношения людей носят более устойчивый характер, чем в других сферах общества. Относительно отдаленного будущего, отстоящего от сегодняшнего дня на несколько десятилетий и более, можно строить те или иные предвидения, касающиеся наиболее общих тенденций развития общества. Данные предви­дения могут иметь разные степени вероятности.

Отныне люди постоянно будут строить прогнозы и предвиде­ния относительно своего будущего. Это особенно необходимо, когда стремительно увеличивается население планеты, а разви­тие общества крайне усложнилось. К тому же иссякают многие природные ресурсы. В этих условиях особенно необходимо иметь точные представления о ближайших и отдаленных перспективах развития общества и последствиях сегодняшней деятельности людей. При этом требуется прогнозировать и предвидеть послед­ствия своих действий не только в области материального произ­водства, но и в области политики и духовной жизни.

Актуальность проблемы социального предвидения и прогно­зирования усиливается в связи с объективным процессом ус­корения ритма истории. Сегодня в единицу исторического времени, скажем за год или десять лет, общество проходит такой путь развития с точки зрения его результатов, на который ранее требовались столетия и тысячелетия. История ускоряет свой бег.

Ясно, что в данных условиях человечество не может пустить свое развитие на самотек, иначе оно погибнет. Приобретают огромное значение опять-таки проблемы сохранения и защиты природы, освоения космоса, всеобщего мира, развития всесто­роннего сотрудничества между народами. Все это должно быть подчинено интересам выживания и развития человечества, всех


существующих на земле народов и в конечном счете каждой человеческой личности.

В решении этих фундаментальных проблем и в его реальных результатах заключается гуманистическая сущность и мера об­щественного прогресса.

Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА 1. Философское осмысление проблемы

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологи­ческие и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствую­щим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя «кухня»), построенного жилища, чаще всего отве­чающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосо­циальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его сущест­вования и развития. Многие свои потребности люди удовлетво­ряют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой — необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества вклю­чено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие,. с ней, в конечном счете — в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Имен­


но поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы за­ключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу, Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и нового времени, волнуют они и современных философов. Фило­софия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодей­ствие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой куль­туры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков харак­тер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем, о которых будет идти речь.

С одной стороны, неверно противопоставлять общество и природу, скажем, сводя развитие общества исключительно к развитию сознания, в том числе к сознанию отдельных людей, «интеллектуальной эволюции человечества» (О. Конт), или же к саморазвитию мирового духа (Гегель) и т.д. Развитие общества осуществляется в процессе деятельности людей и совершенство­вания их общественных отношений. Одновременно это есть развитие отдельных индивидов, которые большинство своих по­требностей, в том числе духовных, удовлетворяют за счет при­роды. Так что наличие сознания, духовного начала в человеке и обществе не доказывает их независимости или автономности по отношению к природе. Органическая связь с природой была и остается фундаментальной закономерностью развития общества. Она проявляется не только в области удовлетворения потребнос­тей людей, но, прежде всего, в функционировании общественно­го производства, в конечном счете — в развитии всей матери­альной и духовной культуры. Так что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Их искусственный разрыв и метафизическое противопоставление являются надуманными, не соответствующими действительнос­ти.

С другой стороны, было бы неправильно представлять обще­ство только как часть природы и игнорировать его специфичес-


кие черты. Подобное отождествление объясняется характеристи­кой людей только как природных существ со столь же природ­ными связями между собой, а также между ними и окружающей средой. Не учитываются их социальные связи, в которые они вступают в процессе производственной, семейно-бытовой, поли­тической и иной деятельности. В конечном счете игнорируется социальное содержание общественной практики людей, на осно­ве которой возникает и развивается их общественное и индиви­дуальное сознание.

Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отли­чает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологи­ческие, и социальные качества. Поэтому современная филосо­фия истолковывает человека как биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов развития общества (касающих­ся, например, функционирования семьи, роста народонаселения и др.) как биосоциальные. Все это подчеркивает взаимосвязь в развитии человека и общества биологических и социальных начал. ^

Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя сущест­венно изменяет их характер. Связи людей с природой осущест­вляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.

Природа была и остается естественной средой и предпосыл­кой существования и развития общества. К его естественной среде относятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и разви­тия общества — от микромира до макро- и мегамира.


Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли:

растительный и животный мир, существование которого объек­тивно необходимо для существования человека и общества.

Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один из представителей философского романтизма — Ж.-Ж. Руссо ут­верждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) явля­ется источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой — залог благополучия обще­ства, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.

На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродот и мыслители нового времени Ш. Монтескье, А. Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковыва­ется как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государст­венного правления и законодательства, словом, всю их общест­венную и личную жизнь. Так Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной влас­ти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что «народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши»'. По его мнению, климат и географическая среда определяют «харак­тер ума и страсти сердца», что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов2.

Географический детерминизм выступил вначале как антире­лигиозное учение, стремившееся доказать земное происхожде-

1 Монтескье Ш.Л. О духе законов. Избр. произв. М., 1966. С. 350.

2 Там же. С. 350-352.


ние общественных порядков. Однако со временем он переродил­ся в так называемую геополитику, то есть теорию и политичес­кую доктрину, согласно которым в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее терри­тории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов. Такой подход сближает геополитику с расистскими и фашист­скими доктринами.

Разумеется, природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо большее влияние на них оказывает практическая деятельность людей, направляе­мая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не менее роль природы во всех направлениях деятельности совре­менного человечества весьма значительна и постоянно повыша­ется.

Повышается и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники. В этом проявляется усиление влияния челове­ческого разума на разные области природы — от микромира до мегамира. Среда обитания человечества в самом широком пони­мании становится средой активного воздействия человеческого разума — ноосферой (от греческого noos — ум, разум). Таким образом биосфера, как сфера живой природы, включающая в себя и человеческое общество, под его воздействием превраща­ется в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

Надо сказать, что понятие ноосферы ввел в 20-е годы нашего столетия французский ученый Э. Леруа (1870—1954). У исто­ков же концепции ноосферы — работы великого русского учено­го В.И. Вернадского (1863—1945) и французского мыслителя П. Тейяра де Шардена (1881—1955). Они показали, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более актив­ном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны при­роды и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Чело­


веческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает.

В.И. Вернадский считал, что по мере того, как связь общества с природой становится более глубокой и органичной, человечес­кая история все больше совпадает с историей природы, и наобо­рот, история природы все больше совпадает с историей челове­чества, испытывает на себе возрастающее воздействие послед­ней. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы, чем войны или социальные и межнациональные конфликты.

Концепция ноосферы характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, науч­но-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель — определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между обществом и природой.

На основе использования энергии и вещества природы, прак­тического применения ее законов создан мир современной циви­лизации, ставший важнейшей частью ноосферы. Этот мир не без оснований называют «второй природой», ибо предметы цивили­зации чаще всего представляют собой материал природы, под­вергшийся воздействию человеческого труда. В результате они приобретают свойства и формы, благодаря которым могут удов­летворять потребности людей. Современная цивилизация, буду­чи наиболее динамичным элементом ноосферы, расширяет и качественно совершенствует свое воздействие на природу. Это, однако, не означает, что результаты данного воздействия всегда положительные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.