Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные ценности и социализация личности




Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его по­требности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные цен­ности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный харак­тер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) может вызвать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими слова­ми, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориен­тации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую

1 Shibittani Т. Society and personality. N.Y., 1961. P. 105.

31-942


основу сознания и поведения личности и непосредственно влия­ют на ее развитие. При этом, в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относитель­ный характер ценностных ориентации. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возмож­ность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентации и их иерархии вы­ступает регуляторами развития личности. Они служат критери­ем норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социально­го опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентации, стержень ее сознания и являются им­пульсом ее действий и поступков. Важнейшим моментом социа­лизации личности является ее самоактуализация.

В литературе существуют разные способы и принципы клас­сификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели или высшие (абсолютные) ценности и ценности-средства (ин­струментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и послед­ствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации цен­ностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта цен­ность должна рассматриваться только как ценность-цель, и ни­когда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек — это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и цен­ностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мисти­ческие спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценнос-


483

тей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. По этому поводу видный русский философ П.И. Новгородцев писал следующее: «Личность есть начало безусловное, но не самодов­леющее: общество, которое ей противопоставляется, ведь это другие лица, которые могут быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность. Я не могу видеть в обществе, т.е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т.е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей»'.

Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупней­ших философов XX в. А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличи­вает продолжительность существования, является Миром Цен­ности. Ценность по самой своей природе вневременна и бес­смертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах»2. Этот тип ценностей оказывает первостепен­ное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реали­зовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жизней было отдано за одну лишь свободу.

По поводу роли высших ценностей в социализации и само­актуализации личности видный американский ученый А. Мас-лоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 198. 2 Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 306.

зг


в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это — призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд-радость». «Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других»'. Эти ценности бытия выступают как важнейшие по­требности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от по­стоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей.

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни связана и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшие­ся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов.

Постоянным спутником и формой проявления экзистенциаль­ного вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности:

пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциаль­ному, отклоняющемуся поведению. Как верно то, что потеря ценностей ведет к бегству от действительности, так же верно и

* Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 110.


обратное утверждение: «Если не хочешь бежать от действитель­ности, нужно найти в ней человеческие ценности»'.

Но не только высшие ценности воздействуют на социализа­цию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению справед­ливости, он никогда не будет использовать для этого несправед­ливые средства, а стремление к добру несовместимо с недобры­ми средствами. Другими словами, без ценностей-средств не достижимы никакие ценности-цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают дурных средств.

Ценности-средства в большей степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей-средств. Последние могут быть при этом самого раз­ного плана и иерархии: материальные и духовные, более общие и менее общие, экологические, экономические, социально-поли­тические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Следующий аспект рассматриваемой проблемы касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специ­фические ценности, которые составляют важный фактор де­терминации ценностных ориентации и поведения личности, а также способы ее социализации. Возьмем, например, две наибо­лее значительные в истории человечества ценностные парадиг­мы: восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего обще­ства. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искрен­ность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь

1 Камю А. Бунтующий человек//Философские науки. 1989. № 7. С. 123.


семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья.

Главная установка в воспитании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосо­вершенствование. Для западной же традиции характерным явля­ется противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности связывается здесь прежде всего с изменением социальной среды и мира.

В контексте этих двух традиций генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятности, должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценнос­тей. И дело тут не только в евразийском характере нашей страны, хотя этот факт тоже не следует игнорировать. Думается, нам нечего «стесняться» принципа коллективизма (общности, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете, сущностью которого, по словам Ф.М. Достоевского, являются «братские связи» людей. Но вместе с тем не следует и абсолютизировать этот принцип и отождествлять его с ценностями «казарменного коллективизма». В этой связи нам необходимо реабилитировать ценности индиви­дуализма, но не в смысле голого эгоизма, а в значении утверж­дения индивидуальности, активности и самостоятельности лич­ности. И только в случае утверждения диалектического единства ценностей коллективизма и индивидуализма можно говорить о наиболее благоприятных условиях развития личности.

В соответствии со сказанным следует подходить и к вопросу о том, какому способу социализации личности отдать предпочте­ние, что необходимо менять в первую очередь — личность или социальную среду. Для нормального развития личности следует изменять и себя и социальную среду, мир. Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением к социальной среде, обречена на кон­формистское поведение. Абсолютизация же ценностей индиви­дуализма ведет к отчуждению личности от общества.

Сравнительный анализ ценностей западной и восточной куль­тур на современном этапе их развития показывает, что в первом типе культуры в качестве первичных выступают такие ценности,


как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, аг­рессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обще­стве. Во втором типе культуры на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к стар­шим, патриотизм, материнство, авторитаризм'. Сказанное свиде­тельствует о том, что в каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в том, чтобы на основе своей собственной культуры, традиций и мента­литета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и в восточном типах культуры. Не следует при этом пытаться ни вестернизировать, ни остернизировать нашу культуру и ис­кусственно навязывать ей западные или восточные ценности. Другая сторона этого вопроса заключается в том, что в межкуль­турном общении необходимо учитывать эту специфику ценнос­тей различных культур.

Еще одна актуальная и важнейшая для нас сегодня пробле­ма — влияние рыночных ценностей на социализацию личности. Наше общество переживает ответственный исторический этап — становление рыночных отношений. Он связан с измене­нием не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентации, мотивации поведения и всего процесса социализации личности.

Суть рыночных отношений — экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бес­спорно, пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчест­ва личности. Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что развитие экономического либерализма и конкуренции, как это хорошо показали известные западные ученые К. Хорни, Э. Фромм, Дж. Хоманс и др., приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т.д. Ценности

' Ситарм К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации / / Человек. 1992. №4. С. 116.


личности как бы пропускаются через призму рынка и приобре­тают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личности строятся по законам рыночных отношений и экономического обмена.

В условиях господства рыночных отношений личность неред­ко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл ее жизни. А это ведет к образованию экзистенциального вакуума. При этом следует иметь в виду, что в нашей стране проблема, видимо, будет усугубляться. Дело в том, что автоматизация домашнего хозяйства, с одной стороны, и рост безработицы — с другой приведут к увеличению свободного времени, а следовательно, и-к росту числа людей, испытывающих экзистенциальный вакуум, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому службе социальной защиты населения следует быть готовой к тому, что у людей будет расти потребность не только в социальной и психической помощи, но и в логотерапевтической помощи, т.е. помощи в обретении смысла жизни, в формировании высших, бытийных ценностей, без которых человек, как мы уже говорили, очень часто не может жить. Сейчас эту логотерапевтическую функцию выполняют главным образом психотерапевты и пред­ставители церкви. Однако тут нужна отдельная служба в систе­ме социальной защиты населения, специалисты которой должны будут уметь лечить не только психику, но и душу людей.

Сами по себе рыночные отношения и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. высту­пать как высшие ценности. Это всегда лишь ценности-средства для собственного развития человека. Преследующие цели мате­риального обогащения рыночные ценности, конечно, необходи­мы. Но за ними всегда стоят (и не должны забываться) более основополагающие ценности духовного развития личности. Не­маловажная роль по их утверждению в жизнь принадлежит и философии. Сегодня для нашего общества и для нашей филосо­фии особо актуально звучат слова Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей»'.

1 Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 560.


К сказанному следует добавить, что хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, но государственные струк­туры не должны отстраняться от регулирования рыночных отно­шений. Экономика должна быть социально ориентированной. Ценности экономического либерализма и социальной справедли­вости должны быть интегрированы в едином синтезе.

Только при этом условии мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально активной и способной

части населения.

Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и соци­альных ценностей связан с тем, что последние могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действительности, а могут носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естест­венные» и «искусственные». В первом случае они имеют истори­ческое основание и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перел­етают доминировать, но не исчезают полностью из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, прини­мают форму мифологем — искусственно создаваемых ценност­ных конструкций, не имеющих аналогов в действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами.

Нельзя не затронуть и такой аспект проблемы, как все шире распространяющиеся в нашем обществе иррациональные и псев­донаучные ценности. На личность сегодня систематически обру­шивается лавина информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдов­ство и т.д.). В этих условиях непроизвольно, на бессознательном уровне формируется некритическое мышление и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается рациональным. Формиру­ется тип сознания, в котором реальные противоречия не прини­маются в расчет, принцип объективности подменяется субъекти­визмом, логика разума заменяется верой и внушением. Налицо, таким образом, основные признаки мифологического мышления. И если Леви-Брюль назвал первобытное мышление «дологичес­ким», то формирующийся тип мышления можно назвать «постло-


гическим», содержательной основой которого является иррацио­нализм и субъективизм.

В заключение хотелось бы отметить, что одной из важнейших тенденций развития современной философии является все боль­шее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь -рационально-практическим способом соединить человека с миром, т.е. сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действитель­но человечным.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее общие и основные вопросы современной философской антропологии. Вместе с тем это и заключительный раздел настоящего пособия по филосо­фии. Однако философское учение о человеке можно превратить в исходный пункт ее более глубокого изучения и, более того, собственного философского творчества читателя. И даже если это творчество не будет носить профессионального характера, необходимо, чтобы оно постоянно присутствовало в сознании каждого, а особенно молодого человека. Ибо философия всегда была, есть и будет сферой формирования творческих способнос­тей, духа и мудрости.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.