Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По сферам деятельности 4 страница




Качество продукции – это совокупность свойств продукции, которые обуславливают его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойства продукции, которые определяют ее качество, можно разбить на две группы:

- свойства, которые возникают как результат преобразований, происходящих в природе (механические, электрические, химические и др.);

- свойства, которые получаются как результат производственной деятельности людей.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, которые составляют ее качество, называется показателем качества продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предвиденные ценности могут со временем изменяться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым.

В зависимости от количества свойств, которые характеризуются, показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия.

Комплексные показатели принято разделять на обобщающие (характеризуют наиболее важную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отображают соотношения суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отображают соотношение качества разнородной продукции).

По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства в сравнении с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

По свойствам, которые характеризуются, показатели качества делятся на несколько групп.

Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, которые определяют способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность).

Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять необходимые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности.

Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке.

Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления).

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое влияние на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного выполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных влияний на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических влияний, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений.

Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:

- информационные (связанные с получением, переработкой и передачей информации);

- материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);

- технико-технологические (связанные с обслуживанием оборудования и его состоянием);

- трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);

- организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).

В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители продукции, которая выпускается, становятся более требовательными и ожидают высокого уровня качества по низким ценам. В то же время покупателей не устраивают лишь заявления производителя об уровне качества продукции. Им необходимы подтверждения, гарантия того, что качество соблюдается. И таким видом гарантии становится сертификат, которыйподтверждает наличие на предприятии внедренной системы качества.

Национальные стандарты в области систем качества впервые были введены в Великобритании в 1983 г. Целью проведенной компании было внедрение на фирмах систем качества и создание методик сертификации таких систем. За Великобританией пошли и другие страны Европы. Однако настоящий бум внедрения систем качества в работу предприятий состоялся после издания в 1987 г. Международной организацией по стандартизации группы стандартов ІSО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ІSО носят рекомендательный характер, однако документы серии ІSО 9000 более чем в 90 странах приняты как национальные стандарты.

В ІSО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. Стандарт применяется именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая обеспечивала бы долгосрочную поддержку и повышение качества.

Важнейшим элементом в системах управления качеством является стандартизация – деятельность по созданию нормативов, которая определяет наиболее рациональные нормы, а потом закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики, требования к продукции или процессу.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, которая определяет прогрессивные требования к продукции, изготовленной для потребителей национальной экономики, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Стандартизация основывается на ряде принципов:

повторяемость, охватывающая круг объектов, которые обладают общим свойством – повторяемость или во времени, или в пространстве;

вариантность охватывает рациональное многообразие и обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, которые входят в объект, подвергающийся стандартизации;

системность – определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собою внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;

взаимозаменяемость предусматривает сборку или замену одинаковых компонентов продукции, изготовленных в разное время и в разных точках пространства.

Значения стандартизации постоянно возрастает. Без стандартов невозможно современное производство и производственная кооперация. Стандарты в рыночной экономике, являются одним из эффективных средств защиты потребительского рынка. Они оказывают большое влияние на процессы регулирования внешней торговли. Постоянно растут масштабы и влияние международной и региональной стандартизации.

Эффективность стандартизации проявляется через экономическую, социальную и коммуникативную функции.

Экономическая функция проявляется через систему достоверной информации о продукции; содействие конкуренции на основе представления возможности для объективного сравнения параметров продукции и распространения сведений о ее новых свойствах, методах испытаний и технологических достижениях предприятий, лидирующих на рынке; увеличение серийности и масштабов производства; достижение взаимозаменяемости и совместимости продукции и процессов; совершенствование управления производством.

Социальная функция стандартизации обеспечивает достижения уровня параметров и показателей продукции, которые отвечают требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей при производстве, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция оказывает содействие достижению необходимого взаимопонимания и упрощает восприятие разных видов информации на основе фиксации терминов и определений, условных знаков, символов и обозначений, установления единых правил оформления документов.

В Украине нормативные документы по стандартизации делятся на следующие категории:

- государственные стандарты Украины;

- отраслевые стандарты;

- стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов;

- технические условия;

- стандарты предприятий.

В соответствии с нормативными документами Украины, государственная система стандартизации направлена на обеспечение:

- реализации единой технической политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;

- защиты интересов потребителей в вопросах безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости, совместимости продукции, ее унификации, качества продукции, потребностей населения и хозяйства в целом;

- экономии всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;

- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения естественных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация в Украине осуществляется на основе следующих принципов:

- учета уровня развития науки и техники, требований экологии, экономической целесообразности и эффективности для производителя и безопасности для потребителей и государства в целом;

- гармонизации с международными, региональными и, в случае потребности, – с национальными стандартами других стран;

- обеспечения соответствия требований нормативных документов законодательным актам;

- участия в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон (разработчиков, потребителей, органов государственной власти и т. д.).

 

 

3.5 Контрольные вопросы

 

1 В чем заключаются сущность и функции рынка?

2 Какие существуют виды ринков, каким образом они классифицируются?

3 В чем заключаются сущность маркетинга, его концепция и стратегия?

4 Каким образом реализуется комплексный подход к исследованиям рынка?

5 Что понимается под понятиями качество и конкурентоспособность продукции (услуг)?

6 Какие показатели характеризуют качество продукции?

7 Какими методами определяется качество продукции?


4 АКТИВЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

4.1 Активы предприятия, их виды.

4.2 Финансовые ресурсы, финансовая стратегия. Финансовая система предприятия.

4.3 Кредитование деятельности предприятия.

4.4 Расчеты в хозяйственной системе предприятия.

4.5 Финансовый менеджмент.

4.6 Предприятие на рынке ценных бумаг.

 

4.1 Активы предприятия, их виды

Активы предприятия представляют собой экономические ресурсы, контролируемые предприятием. Активы предприятия – это совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании, в которые вложены средства владельцев, хозяев.

Активы формируются за счет инвестированного в них капитала; характеризуются детерминированной стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход. Постоянный оборот активов в процессе их использования связан с фактором времени, риском и ликвидностью.

К активам предприятия относятся:

- собственность юридического лица (предприятия), которая имеет денежную стоимость;

- собственность юридического лица и привлеченные средства;

- ценные бумаги;

- товарно-материальные ценности;

- основные средства;

- финансовые инвестиции, вложенные в предприятия других субъектов;

- собственные патенты;

- изобретения;

- «ноу-хау»;

- права пользования землей и естественными ресурсами;

- любая другая собственность хозяйствующего субъекта (предприятие, фирма, компания и т. п.), которую можно использовать для осуществления предпринимательской деятельности.

Различают активы материальные, активынематериальные, а также активы финансовые (рис. 4.1).

Активы материальные – это собственность юридических или физических лиц, имеющая вещественную форму и денежное выражение. Это:

- земля, находящаяся в собственности;

- здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения;

- административные здания;

- непромышленные объекты, находящиеся на балансе предприятия (жилые дома, учебные, детские, лечебные, оздоровительные, спортивные и другие учреждения, помещения, которые находятся на балансе предприятия);

- установленное и неустановленное производственное оборудование;

- движимое имущество непроизводственного назначения;

- запасы сырья, топлива, полуфабрикатов (на складах, в цехах и в пути), готовая продукция;

- имущество, основные средства, земельные участки, сданные в аренду, которые принадлежат предприятию; филиалы; дочерние компании, если они не имеют статуса юридического лица, а их балансы не разделены с балансом головного предприятия.

 

Рисунок 4.1 – Классификация активов предприятия

Материальные активы подразделяются на воспроизводимые (запасы материальных оборотных средств, основные средства, материальные и художественные ценности) и невоспроизводимые (земля, недра).

Кроме материальных ресурсов предприятия, к которым относятся основные средства и оборотные средства, эффективность его деятельности зависит от наличия и степени использования нематериальных ресурсов.

К нематериальным ресурсам относятся те ресурсы, которые не имеют материальной основы, но способны приносить прибыль или пользу предприятию (фирме) довольно продолжительное время. Основной особенностью таких ресурсов является отсутствие возможности определить общий размер пользы, которую они приносят.

Активы нематериальные – условная стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности, других аналогичных имущественных прав, признанных объектом права собственности конкретного физического или юридического лица, которые приносят ему доход.

Нематериальные активы – это активы у которых отсутствует материально-вещественная структура, новая категория в составе имущества предприятия.

Основные характерные черты нематериальных активов:

- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

- использование на протяжении продолжительного времени;

- способность приносить пользу предприятию;

- высокая степень неопределенности в отношении размеров возможной в будущем прибыли от их использования.

Все нематериальные ресурсы делятся на объекты промышленной и интеллектуальной собственности.

К объектам промышленной собственности относятся:

- изобретения;

- промышленные образцы;

- рационализаторские предложения;

- ноу-хау;

- товарные марки и товарные знаки;

- гудвил.

Изобретением называется принципиально новое техническое решение существующей производственной проблемы, дающее положительный эффект для области народного хозяйства.

Промышленным образцом называется разработанная автором или авторским коллективом модель изделия, которое будет выпускаться на данном предприятии. Промышленный образец бывает объемным, плоским (рисунок) или комбинированным и предназначен для демонстрации продукции на презентациях и выставках. Образец считается новым, если совокупность свойств нового изделия не известна ни в одной из стран к фиксации его приоритета.

Рационализаторское предложение это полезная рекомендация относительно техники и технологии, используемая на отдельно взятом предприятии. В отличие от изобретений оно может бытьуже известно на других предприятиях или в областях народного хозяйства, но на данном предприятии используется впервые: это усовершенствование используемой техники, изготовляемой продукции, способов контроля, наблюдения и исследования; улучшение техники безопасности; повышение производительности труда, эффективности использования энергии, материалов и т. п.

Ноу-хау ( «знать, как сделать») – это определенные знания и опыт предприятия в какой-либо сфере его деятельности: научно-технической, производственной, управленческой, коммерческой, финансовой, на получение которых предприятие затратило значительные средства. Ноу-хау не защищено охранными документами, но не разглашается.

Товарные знаки и товарные марки это оригинальные символы, которыми товар данной фирмы отличается от товаров конкурентов.

Гудвил это сформированный имидж фирмы, составляющими которого является опыт, деловые связи, престиж товарных знаков, постоянная клиентура, доброжелательность и благосклонность потребителей и т. п.

К объектам интеллектуальной собственности относятся:

- информационная деятельность, связанная с получением информационных материалов, их обработкой, хранением, использованием и распространением;

- программное обеспечение – характеризуется совокупностью программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации;

- базы данных;

- база знаний, а также произведения литературы и искусства.

Права на использование объектов промышленной и интеллектуальной собственности называются нематериальными активами предприятия. Отдельные элементы нематериальных активов имеют правовую защищенность в виде патента и авторского права.

Патент – это документ, выданный государством (государственным органом) лицу или предприятию с предоставлением им исключительного права на использование указанного в патенте изобретения или рационализаторского предложения. Патентообладатель создает монополию на промышленное или другое коммерческое использования нематериальных ресурсов и, в случае необходимости, может запретить кому-нибудь их использовать без определенного разрешения.

Авторское право – это система правовых норм, определяющих исключительное право авторов научных, литературных и художественных произведений на использование плодов своего труда.

Реализовать права собственности на нематериальные ресурсы может или сам их собственник, или доверенное лицо, или предприятие.

Разрешение на использование нематериальных ресурсов называется лицензией. Она предусматривает, что пользователь (лицензиат) будет использовать объекты промышленной или интеллектуальной собственности на протяжении указанного в лицензии срока и будет платить вознаграждение собственнику (лицензиару).

Такое вознаграждение может выплачиваться в виде установленных определенных ставок к объему чистых продаж, себестоимости производства, к стоимости единицы лицензионной продукции (роялти) или как разовое за весь период использования (паушальная выплата). Фактически паушальная выплата является платой за лицензию.

Активы финансовые – это средства физических или юридических лиц в объекты, от которых в будущем ожидается прибыль:

- кассовая наличность;

- депозиты в банках;

- взносы;

- чеки;

- страховые полисы;

- вложения в ценные бумаги;

- потребительский кредит;

- акции других предприятий, которые дают право контроля;

- специфические активы (монетарное золото и специальные права заимствования).

 

 

4.2 Финансовые ресурсы, финансовая стратегия. Финансовая система предприятия

Финансовая система – совокупность взаимозависимых между собой сфер (финансов предприятия, страхования и государственных финансов) и звеньев (финансовых учреждений, структурных подразделений налоговой системы и др.).

Внутри каждой из глобальных сфер выделяют отдельные элементы, причем группирование финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта.

Так, в сфере финансов предприятия (учреждений, организаций) выделяют такие элементы, как финансы предприятий, которые функционируют на коммерческих началах, финансы предприятий, которые осуществляют некоммерческую деятельность, финансы общественных организаций; в сфере страхования выделяют: социальное страхование, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков; к сфере государственных финансов относят государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Каждый элемент финансовой системы может разбиваться на более мелкие составляющие, например, финансы предприятий, которые функционируют на коммерческих началах, могут классифицироваться по отраслевой направленности и формам собственности.

Финансовая стратегия предприятия – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами, основывающийся на финансовом анализе, оптимизации основных и оборотных средств, распределении прибыли, безналичных расчетах, налоговой и ценовой политике, политике в области ценных бумаг. Принято различать генеральную и оперативную финансовые стратегии, главную стратегическую цель и ее составляющие.

Генеральная финансовая стратегия определяет деятельность предприятия, его взаимоотношения с бюджетами всех уровней, создание и использование дохода предприятия, размер потребностей и источников финансирования на определенный срок.

Оперативная финансовая стратегия охватывает все валовые доходы и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям) и все валовые затраты (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками).

Главная цель финансовой стратегии – обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами. Финансовая стратегия предприятия предусматривает разные способы и действия для достижения главной стратегической цели, а именно: формирование финансовых ресурсов и централизованное руководство ими; выявление основных направлений деятельности и сосредоточение на них финансовых резервов; ранжирование и поэтапное достижение целей; анализ финансово-экономического состояния и возможностей конкурентов и т. п.

Финансы предприятия представляют собой совокупность финансовых отношений, возникающих в связи с получением, распределением и использованием финансовых средств в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности (рис. 4.2).

Финансовые отношения предприятия можно подразделить следующим образом:

- внутри самого предприятия;

- с кредитно-финансовыми учреждениями;

- с другими субъектами хозяйственной деятельности;

- с бюджетной системой государства.

Для реализации финансовых отношений на предприятиях формируются соответствующие денежные фонды:

- уставный;

- резервный;

- инвестиционный;

- потребления;

- развития (накопления);

- платежей в бюджет и др.

Финансовые ресурсы предприятия – денежные и другие доходы, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, вложения средств в расширение производства и экономическое стимулирование работников. Финансовые ресурсы состоят из собственного, привлеченного и заемного капитала (рис. 4.3).

Основу собственного финансового капитала составляют уставный и паевой капитал, кроме того, в него входят дополнительно вложенный капитал, нераспределенная прибыль, резервный капитал и целевое финансирование.

 

 

Рисунок 4.2 – Структура финансов предприятия

 

Уставный и паевой финансовый капитал формируется за счет взносов учредителей предприятия.

Дополнительно вложенный капитал составляют суммы превышения стоимости реализации акций предприятия над номиналом. Другой дополнительный капитал образуется из сумм дооценки необоротных активов и стоимости активов полученных бесплатно.

Нераспределенная прибыль – это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после изъятия из нее налогов, процентов по кредитам и дивидендам.

Резервный капитал создается путем накопления сумм, которые отчисляются из нераспределенной прибыли в соответствии с законодательством или учредительными документами.

Под целевым финансированием понимают невозвратные суммы бюджетных или других субсидий полученных предприятием.

 

 

Рисунок 4.3 – Структура финансовых ресурсов

 

Привлеченный финансовый капитал состоит из:

- кредиторской задолженности (задолженность предприятия) за товары, работы и услуги;

- текущих обязательств по расчетам с бюджетом, с внебюджетными фондами (пенсионный, инновационный и т. п.), с работниками (заработная плата), авансы и др.

Заемный финансовый капитал составляет кредиторская задолженность за приобретенные предприятием товары работы и услуги, а также текущие обязательства (задолженность) по расчетам с бюджетом, внебюджетными фондами (пенсионной, инновационный и др.), с работниками (заработная плата), авансы.

Заемный капитал предприятия состоит из долгосрочных и краткосрочных банковских и других кредитов, отсроченных налоговых обязательств (реструктуризация налоговой задолженности), других долгосрочных финансовых обязательств (инвестиций, лизинга и др.).

 

 

4.3 Кредитование деятельности предприятия

 

Одним из главных источников формирования заемной части финансовых ресурсов являются кредиты. Но они выполняют и другие функции, которые обусловлены действием хозяйственных расчетов и характером кругооборота средств предприятий в процессе хозяйственной деятельности. При этом размеры денежной части фондов предприятий постоянно изменяются и не совпадают с потребностями времени. Производственные процессы и денежное обращение на предприятии проходят непрерывно, поэтому в случае временного отсутствия средств, предприятию нужны краткосрочные кредиты. Для внедрения новых технологий и оборудования, реконструкции и диверсификации производства предприятию нужны долгосрочные заемные денежные средства (кредиты).

Кредит – это деньги, материальные и прочие ценности, которые предоставляются финансовыми учреждениями в пользование предприятиям и другим субъектам хозяйствования на определенный срок под проценты. Кредит подразделяется на финансовый кредит, товарный кредит и кредит под ценные бумаги, которые удостоверяют отношения займа.

Финансовый кредит – денежные средства, которые предоставляются банком в соответствии с действующим законодательством в долг предприятию на определенный срок для целевого использования и под проценты.

Товарный кредит – товары, которые передаются производителем поставщику в собственность на условиях договора, который предусматривает отсрочку конечного расчета на определенный срок под процент.

Кредит под ценные бумаги, которые удостоверяют отношения займа – это денежные средства, которые заимствуются предприятием-дебитором у кредиторов как компенсация стоимости выпущенных дебитором ценных бумаг.

Инвестиционный налоговый кредит – это отсрочка уплаты налога на прибыль, которая предоставляется субъекту предпринимательской деятельности на определенный срок с целью увеличения его финансовых ресурсов для осуществления инновационных проектов с последующей компенсацией отсроченных сумм в виде дополнительных поступлений налога, полученных в результате роста прибыли вследствие реализации инновационных программ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.