Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По принципу зависимости затрат от объемов производства затраты делятся на постоянные и переменные 3 страница




В условиях рыночной экономики значения цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конце концов, на уровень жизни общества.

Ценовая политика фирмы – важнейшая составная часть маркетинговой политики, которая состоит в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и которая содержит выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и т. п.

Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживания, максимизация прибыли и удержание рынка.

Обеспечение выживания фирмы – главная цель фирмы, которая осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, если на рынке много производителей аналогичных товаров. Важными компонентами данной ценовой политики является объем сбыта (продаж) и доля рынка. Для увлечения большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, которые имеют стойкое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, которые стараются максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру. В этих условиях фирма делает оценку спроса и затрат относительно разных уровней цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль.

Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Для достижения этой цели фирма принимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

Валовые затраты производства (сумма постоянных и переменных затрат) определяют минимальную величину цены. Значительное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и цены на их продукцию.

Важнейшим фактором ценообразования является государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы влияния государства на цены. Прямые способы – это установления определенного порядка ценообразования, косвенные – направлены на смену конъюнктуры рынка, достижение определенного статуса в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.

 

 

10.6 Финансовые результаты деятельности предприятия, выручка, доход, прибыль, рентабельность

 

Все производственные решения предпринимательских структур ориентируются на обеспечение максимально возможной прибыли и такого же высокого уровня рентабельности. Стремление получить прибыль заставляет предприятия постоянно разрабатывать новую продукцию, которую можно успешно реализовать на рынке, совершенствовать уже освоенную продукцию и методы производства с тем, чтобы добиться большей разности между доходами и затратами за счет снижения затрат производства.

Устав каждого современного предприятия предусматривает получение прибыли от хозяйственной деятельности, как основную цель функционирования предприятия. Таким образом, можно утверждать, что в общем виде эффективность хозяйствования предприятия может оцениваться положительным финансовым результатом, полученным от всех видов его деятельности.

Финансовый результат – это экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, выраженный в денежной форме. Он может характеризоваться такими показателями как доход, выручка, прибыль (убыток), рентабельность.

Понятие дохода в экономике трактуется по-разному.

В макроэкономическом государственном смысле доход – это разность между выручкой и материальными или приравненными к ним затратами.

Иногда доход неправильно отождествляется с прибылью. На практике, с целью учета и уплаты налога в соответствии с действующим законодательством, показатель дохода отождествляется с выручкой предприятия от хозяйственной деятельности.

В соответствии с действующими государственными нормативными документами общий доход субъекта хозяйствования состоит из дохода от:

- производственной деятельности (выручки от реализации продукции);

- прочей операционной деятельности;

- финансовой деятельности;

- участия в капиталах;

- чрезвычайной деятельности;

- прочей обычной деятельности.

С целью учета результатов хозяйственной деятельности доход определяется как увеличение экономических выгод в виде возрастания активов или уменьшения обязательств, что приводит к увеличению собственного капитала предприятия (кроме увеличения капитала за счет взносов собственников).

Доход от производственной деятельности включает выручку от реализации этих работ, услуг, товаров.

Доход от прочей операционной деятельности содержит: доходы от реализации оборотных активов (кроме финансовых и инвестиционных); доходы от операционной аренды, положительную операционную курсовую разность, полученные штрафы, пени, гранты и т. п.

Доход от финансовой деятельности состоит из доходов, полученных от финансовых операций; а также процентов, дивидендов и т. п.

Доход от участия в капитале включает в свой состав доход от инвестиций в ассоциированные и дочерние предприятия, доходы от совместной деятельности.

Доход от чрезвычайной деятельности – это суммы возмещения убытков от чрезвычайных событий (катастроф, аварий).

Доход от прочей обычной деятельности состоит из доходов от реализации финансовых инвестиций, основных средств и других необоротных активов; дохода от неоперационных курсовых разниц; дохода от бесплатно полученных активов, сумм, полученных от ликвидации необоротных активов.

Прибыль является частью дохода предприятия, полученного от его общей хозяйственной деятельности, которая вычисляется как разность между общим доходом (выручкой) от всех видов деятельности и общими затратами предприятия.

С другой стороны, прибыль как экономическая категория может определяться как часть стоимости дополнительного продукта, выраженная в денежных единицах.

Прибыль является не только основным показателем результатов хозяйственной деятельности, а и источником его развития: финансирование инновационных и инвестиционных проектов, удовлетворение других потребностей предприятия, его собственников, работников и общества в целом. Поэтому, главным в системе распределения прибыли должен быть учет интересов субъектов хозяйствования, работников и общества.

При распределении прибыли, предприятие, в первую очередь, нужно исполнить финансовые обязанности перед обществом, уплатить налог на прибыль, а потом использовать ее на свои потребности.

Суммы превышения затрат над полученными доходами называют убытками, а предприятие – убыточным.

Таким образом, финансовым результатом деятельности предприятия может быть прибыль или убыток (рис. 10.6).

 

 

Рисунок 10.6 – Схема формирования прибыли предприятия

В соответствии с действующим законодательством и нормативными документами различают:

- чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Определяется путем вычитания из дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) налога на добавленную стоимость и акцизного сбора;

- прибыль (убыток) от основной деятельности (реализации продукции, работ, услуг, товаров). Ее еще называют валовой прибылью (убытком) от реализации. Вычисляется как разность между чистой выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции;

- прибыль (убыток) от операционной деятельности вычисляется путем вычитания из прибыли от основной деятельности административных расходов и расходов на сбыт, прибавлением к этой величине дохода от прочей операционной деятельности и вычитанием затрат от прочей операционной деятельности;

- прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения вычисляется путем прибавления к прибыли от операционной деятельности дохода от участия в капитале, дохода от финансовой деятельности и дохода от прочей обычной деятельности за минусом соответствующих затрат.

Отдельно от финансовых результатов от обычной деятельности отражаются непокрытые затраты и доходы от чрезвычайных ситуаций (стихийного бедствия, пожаров, техногенных аварий и т. п.).

- чистую прибыль – вычисляется как алгебраическая сумма между прибылью от обычной деятельности, прибылью (убытками) от чрезвычайной деятельности и суммой налога на прибыль от чрезвычайной деятельности;

- нераспределенную прибыль – это чистая прибыль минус сумма дивидендов и других необходимых платежей, которые выплачиваются из чистой прибыли.

Нераспределенная прибыль остается на предприятии и используется на его усмотрение. Порядок распределения и использования прибыли обуславливается уставом и другими положениями, утвержденными собственниками предприятия.

В соответствии с уставом, нераспределенная прибыль может использоваться на расширение (развитие) производства, на социальные потребности трудового коллектива и на материальное поощрение рабочих путем пополнения соответствующих фондов развития, оплаты труда, инноваций и т. п.

Прибыль отражает абсолютный эффект деятельности предприятия без учета использованных при этом ресурсов, поэтому ее следует дополнять показателем рентабельности. Степень прибыльности предприятия и характеризует рентабельность.

Рентабельность – это качественный, стоимостный показатель, который характеризует уровень отдачи затрат или степень использования ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

Фирма рентабельна, если суммы выручки достаточно не только для погашения затрат на производство, но и для получения прибыли. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, дает представление о способности предприятия увеличивать свой капитал. В зависимости от цели анализа деятельности предприятия различают:

1 Рентабельность продукции – характеризует эффективность производства продукции, которая выпускается или реализуется предприятием. Этот показатель используется при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле прибыльности, при внедрении новых видов продукции:

 

, (10.5)

 

где ПВАЛ – валовая прибыль от реализации единицы продукции, грн;

СРП – себестоимость реализованной продукции, грн.

2 Общая рентабельность производства (рентабельность предприятия) – этот показатель характеризует прибыльность предприятия по всем ресурсам, которые есть в распоряжении предприятия:

, (10.6)

 

где ПЧИСТ – чистая прибыль, грн.;

СОПС – стоимость основных производственных средств, грн.;

СОС – стоимость нормированного остатка оборотных средств, грн.

3 Рентабельность совокупных активов (рентабельность совокупного капитала или экономическая рентабельность ) характеризует эффективность использования всего имеющегося имущества предприятия:

 

, (10.7)

 

где ПОБ.ДЕЯТ..ДО НАЛОГ – прибыль от обычной деятельности до налогообложения;

СА – совокупные активы предприятия (валюта баланса).

4 Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) характеризует уровень прибыльности собственного капитала:

 

, (10.8)

 

где СК – сумма собственного капитала, грн.

Величину собственного капитала берут по данным баланса. Она равняется сумме активов за вычетом долгосрочных и краткосрочных обязательств. Этот показатель интересует, прежде всего, акционеров, поскольку он определяет верхнюю границу дивидендов.

5 В многономенклатурном производстве наряду с рентабельностью всей продукции определяется также рентабельность отдельных ее видов. Рентабельность определенного изделия:

 

, (10.9)

 

где Ці – цена і-го изделия, грн..;

Сі – себестоимость і-го изделия, грн.

6 Рентабельность продаж продукции – это отношение валовой прибыли к чистому доходу:

 

, (10.10)

 

В процессе анализа финансового состояния могут рассчитываться и другие частные показатели: рентабельность необоротных активов, рентабельность инвестиций и др.

Все показатели рентабельности могут быть плановыми и фактическими. Отличие состоит в том, что для определения плановой рентабельности берут запланированные данные, а для определения фактической – фактические.

Уровень рентабельности всех предприятий, организаций и учреждений зависит от величины прибыли, товарной продукции, затрат производства, величины основных производственных средств и нормированных оборотных средств. Важными факторами, которые обеспечивают рост прибыли и рентабельности предприятия, является повышение производительности труда, фондоотдачи, экономия материальных ресурсов, уровень технического прогресса, а именно, механизации и автоматизации трудоемких технологических процессов, усовершенствование организации производства и др. Учет предприятием вышеперечисленных факторов дает возможность повышать эффективность его деятельности.

 

 

10.7 Маржинальный анализ

 

С начала 90-х гг. на фирмах стали применять понятие «маржа» прибыли. В мировой практике для факторного анализа прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, который базируется на распределении затрат на постоянные и переменные. Это есть одна из особенностей калькулирования себестоимости продукции в системе «директ-костинг». Она предусматривает многостадийное составление отчета о доходе промышленного предприятия.

Маржинальная прибыль – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Из нее покрываются общие постоянные затраты (в том числе административные и затраты на сбыт):

 

, (10.11)

 

где В – выручка от реализации продукции, грн.;

ЗПЕР – переменные затраты, грн.

Маржинальная прибыль отражает степень участия каждого продукта или подразделения предприятия в покрытии постоянных затрат и формировании прибыли предприятия:

 

(10.12)

 

где ЗПОСТ – постоянные затраты на весь объем производства, грн.;

ОП – операционная прибыль, грн.

Если от маржинальной прибыли отнять постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли:

 

. (10.13)

 

Если изготавливается один вид продукции, то:

 

, (10.14)

 

, (10.15)

 

де N – количество продукции;

КМП – ставка МП.

 

 

10.8 Управление доходами и затратами на предприятии

 

Одним из эффективных методов планирования, учета, контроля и управления доходами и затратами на предприятии является система бюджетирования, которая позволяет определить эффективные направления расходования ресурсов предприятия для обеспечения выполнения стратегического прогноза сбыта продукции, увеличения потенциала прибыльности предприятия.

Бюджетированне – это процесс планирования, учета, контроля и управления ресурсами (затратами) предприятия. Он базируется на консолидированном бюджете доходов и затрат предприятия.

Под бюджетом (в этом смысле) понимают сбалансированную (в денежной форме) смету доходов и затрат на определенный промежуток времени (год), совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия; баланс израсходованных и полученных средств за год.

Система бюджетирования на предприятии позволяет:

- обеспечить управление и координацию деятельности всех подразделений предприятия относительно выполнения задач, предусмотренных стратегией предприятия;

- выяснить направления эффективного использования ресурсов и минимизации затрат;

- оптимизировать затраты денежных средств;

- обеспечить контроль за выполнением статей бюджета;

- выяснить и оценить уровень эффективности всех видов деятельности: основной (производственной), операционной, инвестиционной, финансовой;

- обеспечить бюджетную оценку эффективности работы производственных подразделов, центров затрат и центров ответственности.

Консолидированный бюджет предприятия состоит из операционных и финансовых бюджетов.

К операционным бюджетам относятся:

- бюджет товарной продукции;

- бюджет валовой продукции;

- бюджет прямых материальных затрат;

- бюджет прямых затрат на оплату труда;

- бюджет общепроизводственных затрат производственных подразделений;

- бюджет общепроизводственных затрат предприятия;

- бюджет административных затрат;

- бюджет затрат от прочей деятельности;

- бюджет затрат от обычной деятельности;

- бюджет остатков готовой продукции;

- бюджет остатков незавершенного производства;

- бюджет остатков товарно-материальных ценностей на складах.

К финансовым бюджетам относятся:

- бюджет движения денежных средств, который позволяет контролировать прибыль;

- бюджет балансового листа, который определяет обязательства и вложения по основным счетам активов и пассивов, позволяет оценить капитал предприятия.

Процесс формирования консолидированного бюджета включает подготовку бюджетов структурных подразделов предприятия. Выполняет эту работу планово-экономический отдел. Контроль за выполнением бюджета осуществляет финансовый отдел, а учет выполнения осуществляет бухгалтерия предприятия.

 

 

10.9 Контрольные вопросы

 

1 Раскройте суть понятий: товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция.

2 Что такое финансовый результат деятельности предприятия, и что обозначают понятия выручка и доход?

3 Какие виды дохода составляют доход от хозяйственной деятельности предприятия?

4 Каким образом определяется прибыль от обычной деятельности?

5 Каким образом определить прибыль от основной деятельности и от операционной деятельности?

6 Что такое чистая и нераспределенная прибыль?

7 Каким образом определяется рентабельность продукции, предприятия, использованного капитала?

8 В чем состоит сущность ценовой системы и функции цен?

9 Какие известны современные методы ценообразования?

10 Каким образом выбирают ценовую стратегию?

11 Какая цена на продукцию связана с системой хозяйствования на предприятии?

 


11 НАЛОГИ И УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

11.1 Налоги, их функции.

11.2 Хозяйственный учет, его основные виды.

11.3 Бухгалтерский учет на предприятии.

11.4 Управленческий учет на предприятии.

11.5 Отчетность предприятий.

 

11.1 Налоги, их функции

 

Налоги появились с возникновением государства, которому необходимы средства на удержание государственного аппарата, армии, здравоохранения, развития культуры и т. п. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Налоги – это обязательные платежи, которые служат основным источником бюджетных средств государства и местных органов управления. Сущность налога заключается в изъятии части валового внутреннего продукта (совокупной стоимости в рыночных ценах конечной продукции и услуг, произведенных в стране) в виде обязательного взноса.

В соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в Украине» под налогом, сбором, таможенной пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, обусловленных законодательными актами.

Из вышеприведенного определения вытекает, что в настоящее время отсутствует четкое определение термина «налог», поскольку законодательство оперирует расширенным понятием «налог, сбор, таможенная пошлина и другой платеж». Поэтому для понятия «налог» характерна многоплановость:

во-первых, налогом может считаться обязательный бюджетный платеж, в названии которого присутствует слово «налог» (налог на добавленную стоимость – НДС);

во-вторых, налогами являются платежи, которые формируют налоговые доходы бюджета;

в-третьих, это все обязательные плановые и законодательно установленные финансовые изъятия, которые совершает государство.

С помощью налогов государство влияет на разные стороны экономической и общественной жизни. В этой связи целесообразно обозначить основные функции, которые могут выполнять налоги:

- регулирующую;

- стимулирующую;

- распределительную;

- фискальную.

Регулирующая функция направлена на упорядочение рыночных отношений и обнаруживается в сфере экономики в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма. Налоговое регулирование относится к одному из наиболее эффективных рычагов управления рыночной экономикой и способствует сглаживанию социальных противоречий, выполнению научных, научно-технических, а также значительных производственных программ, которые без участия государства практически не могли бы быть реализованы.

Стимулирующая функция реализуется через систему льгот и направлена на внедрение достижений научно-технического прогресса, развитие производства, продажу товара за границу, ввоз капитала и т. п.

Распределительная функция состоит в перераспределении налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.

Фискальная (бюджетная) функция обеспечивает сбор средств для формирования бюджета финансовых ресурсов государства. Она должна быть подчинена денежной политике государства и обеспечивать определенное соответствие между суммой денег, которые находятся в обороте, включая банковские депозиты (денежная масса), и темпами роста валового национального продукта (ВНП).

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и одной из основных форм доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического влияния государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Современные принципы налоговой системы:

- экономическая эффективность. Налоговая система должна носить поощрительный характер, не препятствовать эффективному использованию ресурсов, развитию предпринимательства;

- дешевизна налогообложения. Законы о налогах должны содержать простые формулировки, а процедура изъятия налогов должна быть относительно дешевой. Административные затраты по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными;

- гибкость. Налоговая система должна уметь реагировать на изменения экономической ситуации;

- определенность налогообложения. Налоговая система должна иметь такую структуру, при которой каждый налогоплательщик точно знает, сколько он платит;

- справедливость. Налоговая система должна обеспечивать справедливый подход ко всем физическим и юридическим субъектам хозяйственной деятельности и гражданам государства. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую часть в бюджет государства.

Налоги и сборы (обязательные платежи), которые существуют на территории Украины, в соответствии с законом, делятся на две группы:

- общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) (которых более двадцати). Важнейшие из них: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, таможенная пошлина, государственная пошлина, налоги на имущество, землю, сборы на обязательное социальное и государственное пенсионное страхование и прочие.

- местные налоги и сборы (которых насчитывается около пятнадцати). К ним, в первую очередь, относятся: коммунальный налог, налог на рекламу; гостиничные, рыночные сборы и прочие.

Классификация налогов

По методу установления налоги могут быть прямыми и косвенными, что обуславливает возможность их перенесения на потребителя.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги включают налоги на землю, промысел и т. п.

К личным налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль, налог на доходы от денежного капитала, ресурсные платежи, налог на имущество.

Подоходный налог – основной вид прямого налога, который изымается с дохода или прибыли предприятия, организации, юридических лиц и поступает в доходную часть бюджета.

Налог на прибыль предприятий – составная часть налоговой системы. Он устанавливается в процентах (ставка налога), является частью прибыли от обычной деятельности и служит источником перераспределения национального дохода.

Налог на имущество предприятия, которое находится на балансе, – это совокупность основного капитала, нематериальных активов, производственных запасов и затрат. Налог на имущество не может превышать 20% от стоимости налогооблагаемого имущества.

В зависимости от характера ставок различают налоги:

- пропорциональные;

- прогрессивные;

- регрессивные.

Пропорциональный налог не зависит от размера дохода, то есть применяются одинаковые ставки.

При прогрессивном налоге отчисления в бюджет возрастают по мере увеличения дохода.

Регрессивные – ставки уменьшаются по мере роста дохода.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые платятся в виде надбавок к цене и тарифам.

К ним относятся:

- акцизы;

- налог на добавленную стоимость;

- таможенные пошлины;

- налоги на операции с ценными бумагами.

Акцизные налоги применяются в основном для товаров массового потребления и услуг предпринимателей и организаций. Их включают в цену на товар или тариф. Абсолютная величина акцизного налога устанавливается как надбавка к свободной отпускной цене товара.

По способу изъятия акцизные налоги подразделяются на индивидуальные и универсальные.

Индивидуальный налог изымается из стоимости валовой продукции предприятия, а универсальный – из единицы стоимости товара.

По времени оплаты налоги классифицируются на одноразовые и многоразовые.

Одноразовые налоги выплачиваются один раз на какой-нибудь стадии производства, многоразовые – на каждой стадии производственного цикла.

Налог на добавленную стоимость наиболее приемлем для условий рыночных отношений, рассчитывается на основе дохода, полученного предприятием на всех стадиях производственного процесса и оборота. Таким образом, НДС представляет в бюджете часть добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производственного процесса и реализации товаров (работ, услуг). В свою очередь, установленная ставка НДС в соответствии с действующим законодательством применяется к налогооблагаемому обороту. Итак, для определения абсолютной величины НДС, предназначенной для внесения в бюджет, следует из НДС, полученного от реализации, исключить налог, уплаченный поставщикам и подрядчикам. Другими словами, добавленная стоимость предприятия, налогооблагаемая налогом, представляет собой разность между стоимостью реализованной продукции и стоимостью материальных ресурсов, использованных в процессе производства и реализации продукции.

Таможенные налоги – это инструмент государственной политики, которая уравнивает цены на импортные товары и аналогичную продукцию внутреннего рынка. Другими словами, таможенные пошлины взимаются при импорте и экспорте разных товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.