Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) Финальное микширование в формате 6.1




 

Рассмотрим процесс финального микширования на примере варианта кинофильма 6.1.

 

Полный звуковой ряд кинофильма в формате 6.1 формируется в процессе финального микширования. С формальной точки зрения - это суммирование всех фонограмм, полученных в процессе промежуточного сведения (премиксов). Однако на самом деле - это сложная процедура по решению общехудожественных задач технологическими приемами и техническими средствами звукозаписи.

 

Как указывалось ранее, в результате промежуточного сведения на финальное микширование выходят: премикс реплик, премикс музыки, премикс синхронных шумов, премиксы игровых шумов, фонов, эффектов. Все фонограммы – многоканальные (до 7 каналов каждая), и имеют частичную или полную обработку акустическими эффектами.

 

В описании процедуры сведения премиксов указано, что часть звуковой информации может быть записана в них без окончательной локализационной “привязки” по каналам, а также без окончательного звукового баланса и акустических эффектов. Таким образом, при финальном микшировании обязательно необходимо решить множество дополнительных конкретных вопросов по поканальной раскладке всей звуковой информации, ее громкостной и частотной балансировке, акустической обработке и созданию специальных эффектов.

 

- 74 -

 

Финальное микширование является кульминацией создания звукового ряда кинофильма. В процессе участвуют звукорежиссеры перезаписи и звукорежиссеры-постановщики (нередко и звукорежиссеры записи музыки), режиссеры-постановщики, композиторы и музыкальные редакторы, монтажеры изображения и фонограммы, инженеры комплекса перезаписи и другие специалисты.

 

Процесс происходит в студии перезаписи под изображение 35 мм. или под

видео - “мастер”.

 

В современных студиях перезаписи возможно использование либо сквозных цифровых трактов (аппарат воспроизведения - пульт перезаписи – аппарат записи), либо смешанных трактов (цифровые аппараты воспроизведения – аналоговый пульт перезаписи – цифровой аппарат записи).

 

Первый вариант в любом случае предпочтительнее, поскольку позволяет избежать дополнительной оцифровки звуковой информации. Это может иметь решающее значение для технического качества фонограммы, поскольку число

оцифровок некоторых конкретных видов фонограмм к этому времени может достичь предельного значения (до 3 раз).

 

В различных студиях перезаписи также возможно использование различных устройств звуковой обработки и акустической эмуляции. Все они – цифровые, но часть из них (предыдущих лет производства) имеет аналоговые входы и выходы. Если студия имеет звуковые тракты смешанного типа (см. выше), то это не вызывает дополнительных проблем. В цифровых студиях перезаписи необходимо иметь в этом случае дополнительные аналого–цифровые (АЦП) и цифро–аналоговые ЦАП) преобразователи для реализации сопряжения с такими устройствами звуковой обработки.

 

Мониторинг современных студий перезаписи – 3х-полосный, по аналогии с самыми современными кинотеатрами. Он имеет более высокие качественные показатели, чем 2х-полосный, в том числе улучшенную равномерность частотной характеристики и меньшие интермодуляционные искажения.

Часть студий перезаписи сохранили 2х-полосный мониторинг. В любом случае, для левой, задней и правой стен используются громкоговорители, сбалансированные между собой по громкости, с нормализованной частотной характеристикой, включенные через специальный звуковой процессор СР650S производства фирмы Dolby Laboratories. Процессор позволяет мгновенно перекоммутировать (без электрического рассогласования) громкоговорители окружения для форматов 5.1, 6.1 и 7.1, а также де-матрицировать закодированную информацию каналов окружения Lts – Rts в Ls – Вs - Rs.

 

 

- 75 -

 

Процесс финального микширования начинается с коммутационного распределения всей ранее сведенной информации. Та ее часть, которая предполагает локализацию КИЗ, включается через панорамные регуляторы. Производится также коммутационное распределение посылочных и возвратных маршрутов для всех устройств звуковой обработки, и эмуляции акустических эффектов.

 

На следующем этапе производится проверка звукового материала,

поступившего на перезапись из звуковых монтажных аппаратных. Проверка

проходит под синхронно проецируемое изображение на ленте 35 мм. (или под

видео - “мастер”).

Практически все выявленные ошибки и необходимые монтажные изменения могут быть исправлены и реализованы непосредственно в студии перезаписи, имеющей для этого все аппаратурные возможности. Более того, эти исправления очень удобно производить именно там, поскольку там имеется большое число звуковых каналов, позволяя очень точно выверить взаимный монтаж различных фактур, контролируя их в реальном высококачественном

мониторинге.

 

В финальном микшировании обычно принимает участие несколько звукорежиссеров. Однако современные цифровые консоли имеют высокую оснащенность различной автоматикой, поддерживающей практически все органы управления реального микшерского пульта. Это позволяет провести последовательную отладку каждой звуковой фактуры в каждом звуковом канале, перепоручая ее в итоге автоматической поддержке пульта перезаписи. Вопрос о полной поддержке автоматикой финального микширования решают звукорежиссеры перезаписи каждого конкретного проекта, исходя из творческих соображений.

 

Поскольку сведение премиксов каждого типа (за исключением реплик) производится обычно в режиме “Mix-In-Context”, т.е. с полноценным “подслушиванием” в основном студийном мониторинге ранее сведенных премиксов, то принципиальных трудностей процесс финального микширования обычно не вызывает. Исключение составляют фильмы, в которых режиссеры-постановщики откладывают окончательное творческое решение до последнего момента, и тогда фактически в премиксах частично отсутствуют внутренние балансы в каких-либо эпизодах и окончательное распределение информации по каналам.

 

Как показала практика, наиболее удобно проводить запись финального микширования 6.1 в формате 7ми каналов. Именно прямая запись (и контроль) каждого из каналов позволяет осуществить любую редакцию фонограммы (вплоть до перетяжки), легко сформировать из нее фонограммы 5.1, Dolby

 

- 76 -

 

Surrоund и “моно”, а также изготовить в процессе финального микширования исходные шумы с музыкой в режиме автоматической записи на отдельный АЗВ.

 

Схема прохождения звуковой информации через основное оборудование в формате 7-ми каналов представлена в структурном виде на рисунке ниже.

 

Следует напомнить, что на всех киностудиях - производителях фонограммы Dolby, в студиях перезаписи установлен звуковой процессор

CP650S (студийный вариант). Этот процессор имеет два варианта – более старый, с шестью входами, не имеющий сквозного канала для задней стены, и

современный восьмиканальный.

По этой причине возникает необходимость в использовании двух различных технологических вариантов перезаписи в формате 6.1.

 

 

Первый вариант – с прямой семиканальной записью, мы начали рассматривать выше.

 

Второй вариант перезаписи фонограммы финального микширования – “шестидорожечный” семиканальный. В нем действительно в шести физических или виртуальных “дорожках” формируется звуковая информация для семи каналов мониторинга студии перезаписи, а в последующем – для просмотровых залов кинотеатров. Схема прохождения звуковой информации

 

- 77 -

 

при шестиканальном варианте записи показана на рис.2. ниже.

 

Из нее ясно, что кодер SEU - 4EX (или его аналог) сразу же устанавливается в тракте записи. Студийный процессор – “декодер” по-прежнему включен в каналах окружения мониторинга. Таким образом, сформированная на пульте перезаписи звуковая информация для каналов 3-х стен (левой, задней, правой) при выходе с пульта поступает на три входа кодера SEU - 4EX, преобразуясь с помощью его матрицы в два комплексных сигнала Lst и Rst. Именно эта комплексная информация будет “прочитана” с

помощью процессора СP650S и преобразована, в свою очередь, его матрицей в три звуковых каналах левой, задней и правой стен.

 

Надо еще раз отметить, что семидорожечная информация более удобна в последующей работе, чем шестидорожечная, особенно при формировании фонограмм Dolby-стерео, моно и исходных, включая мастер – фонограмму для DVD.

 

 

При записи семиканального мастера не происходит каких -либо накладок из-за неточного использования устройств звуковой обработки, поскольку отсутствует процедура матричного кодирования в каналах окружения.

 

Звукорежиссерам даже не приходится задумываться о том сложном преобразовании, которое происходит, например, с сигналом звуковой обработки при перезаписи. Они просто создают именно то звучание, которое их устраивает.

 

- 78 -

 

Итак, на финальное микширование поступают многоканальные премиксы отдельных звуковых компонентов (реплик, музыки, шумов и т.п.). Как уже указывалось ранее, они в той или иной степени имеют законченный вид, либо являются всего лишь промежуточным результатом. Число условных звуковых “дорожек” в каждом из этих “премиксов” может варьироваться (см. раздел “Сведение премиксов”).

 

Чаще всего при этом и акустическая обработка звуковой информации не имеет законченного вида по многим причинам. Поэтому процесс финального микширования ни в коем случае не может рассматриваться, как простое электрическое суммирование. Именно это процесс является кульминацией творческого процесса, в результате которого создается звуковой ряд кинофильма. Этот процесс точно также является кульминацией технологических и технических операций, позволяющих нередко реализовывать уникальные звуковые явления.

 

Очень важно, приступая к финальному микшированию, не утерять в премиксах все то, что имеет в них окончательный вид. Это внутренние балансы (громкостной и частотный), звуковую плановость, панорамирование и специальные эффекты, если они уже могли быть реализованы. Нередко в каждом премиксе перед звуковой информацией пишется специальный тест. Обычно это “Долби – уровень” (Dolby Level) – тональный сигнал с частотой 1 кгц. и уровнем - 20 дб. (по цифровому индикатору), принятый как основной, для настройки всех устройств фирмы Dolby Laboratories. Сигнал записывается во столько каналов, во сколько сделано сведение конкретного премикса. Это позволяет очень легко и точно выстроить поканальное воспроизведение в каждом тракте пульта.

 

Для случаев, когда не удается по каким-либо причинам “финализировать” звучание тех или иных звуковых составляющих во время сведения премиксов, для последних часто приходится создавать вспомогательную поканальную раздачу информации. При этом могут быть задействованы тракты распараллеливания, панорамирования, включаться в разрыв различные устройства звуковой обработки (специальные фильтры, гармонайзеры и т.п.).

 

Очень важно при этом сохранить логику поканального распределения информации (Левый – Центр – Правый - Левая стена - Задняя стена - Правая стена - СНЧ) на пульте перезаписи для каждого из премиксов. Когда начнется собственно финальное микширование, и количество информации, “обрабатываемой” одновременно звукорежиссерами, будет очень велико, то важно будет не задумываться, где же находится та или иная информация, и какова логика ее распределения.

 

 

- 79 -

 

Не менее важно удобно сформировать на пульте зону управления устройствами звуковой обработки (эмуляторами акустики, гармонайзерами, специальными генераторами эффектов и т.п.).

 

Возможны два случая. В первом из них формируется специальная зона, куда выводятся все логически распределенные каналы управления указанными устройствами. Их может “опекать” один из звукорежиссеров, принимающий

участие в финальном микшировании, а также автоматика пульта перезаписи.

 

Во втором случае локальные зоны управления устройствами звуковой обработки создаются в непосредственной близости к зоне управления каждого премикса. При этом управление конкретной обработкой берет на себя тот звукорежиссер, который управляет основной информацией данного премикса.

 

Нельзя однозначно сказать, какой из этих двух способов удобнее – все зависит от конкретного звукового проекта. Иногда эффекты настолько сложны, что ими просто невозможно управлять одновременно с другими регулировками, и тогда это должен делать специальный “исполнитель”. В других случаях логика связи регулировок прямого сигнала и эффекта требует, чтобы ими управлял один и тот же звукорежиссер.

 

В современных условиях производства финального микширования очень часто возможно параллельное производство многоканальных исходных материалов (музыки и шумов). Электрическое распараллеливание той или иной звуковой информации на входы несколько различных устройств записи, работающих одновременно и синхронно, не представляет особой трудности.

 

Но очень важно в этом случае правильно сформировать информацию, получаемую с выходов устройств звуковой обработки. Из этого следует общее правило: реплики всегда должны иметь собственные независимые устройства звуковой обработки. Т.е. на эти устройства не должна поступать никакая другая (кроме реплик) звуковая информация. Точно также, реплики не должны поступать на другие (“чужие”) устройства обработки. Только так можно избежать появления “репличных” эффектов (репличной реверберации) в исходных материалах (M&E – “Music and Effects”).

 

Надо также учесть, что в большинстве современных кинофильмов используется значительное количество фонограмм, записанных синхронно в процессе киносъемок. Они обязательно содержат различные компоненты – реплики, синхронные и иные шумы и фоны.

 

Поэтому предполагается, что процесс параллельной записи исходных

звуковых материалов обязательно будет продолжен в ходе специальной

 

- 80 -

 

дополнительной доработки – редакции.

 

Специфика балансирования информации и ее локализации для формата 6.1 предполагает два возможных аспекта. Во-первых, это реализация заметной зрителю “сферичности” звучания, и тем самым – максимального вовлечения зрителей в соучастие в драматургическом действии (зритель – в центре действия). И во-вторых, это построение множественных эффектов, основанных как на “точечной” (поканальной) локализации источников информации, так и на их разнообразных динамических перемещениях в

пространстве (диагональных, дуговых, круговых, осевых и т.п.).

 

В отличие от традиционно использовавшихся ранее в каналах окружения шумовых компонент, теперь очень активно используется музыкальная и репличная информация. Этому способствует также несколько иная акустическая настройка трактов воспроизведения в кинотеатрах (и студиях перезаписи), основанная прежде всего на использовании нового поколения звукотехники (широкополосность всех акустических каналов, за исключением СНЧ).

 

Особенность использования устройств звуковой обработки при финальном микшировании 6.1 уже упоминалась ранее – 4х- и 6ти- “канальность” различных акустических эффектов. Специально созданные базовые программы, и неограниченное количество оригинальных программ, эмулируемых по воле и фантазии звукорежиссеров, позволяют теперь реализовать самые смелые, недоступные ранее идеи.

 

Надо только еще раз подчеркнуть, что выделение задней стены в формате 6.1 в самостоятельный звуковой канал, позволило реализовать все это.

 

Независимо от конфигурации зрительного зала и его линейных размеров теперь реализуется дискретная звуковая картинка для каждой стены, на чем и основывается уход от условностей, существовавших ранее (где заканчивается стена боковая, и где начинается задняя стена, как это было в формате 5.1?), и все связанные с этим творческие возможности.

 

Основная часть приемов, используемых при финальном микшировании, уже описана в информации о сведении премиксов.

 

Фонограмме финального микширования предшествует специальный тест, записываемый в начале этого процесса, в котором 6 “дорожек” содержат стандартный сигнал “Долби – уровень” (1 кгц, -20дб) и седьмая “дорожка” - частоту 100 гц, - 20дб. (для канала СНЧ).

 

 

- 81 -

 

Обычно, весь процесс финального микширования вносится в “память” главного компьютера микшерского пульта на случай, если в дальнейшем потребуется редакция полученной фонограммы “мастер – микс”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.