Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение по звуковым каналам




Особенностью стереофонических многоканальных звуковых форматов являются те дополнительные удобства, которые несет в себе “многоканальность”, и прежде всего – наличие нескольких (трех) фронтальных каналов.

 

В случае неудовлетворительной разборчивости в отдельных фрагментах кинофильма звукорежиссер может перераспределить в них звуковую информацию, “разгрузив” репличный канал (чаще – это центральный канал).

Действительно, если в необходимом фрагменте информацию центрального канала (шумы или музыку) распределить между левым и правым фронтальными каналами, то репличная информация в центре будет звучать менее напряженно, и станет легко управляемой. Однако надо помнить, что наращивание громкости в канале не может быть беспредельно. Цифровая звукотехника не прощает перегрузок!

 

Что же делать в случае, когда необходимо создать очень большую громкость, например, репличной информации? Здесь опять приходит на помощь распределение звуковой информации по каналам.

 

Чаще всего потребность в такой большой громкости носит акцентный, непродолжительный характер (кульминация). Можно воспользоваться кратковременным “подбросом” репличной информации в соседние крайние каналы (левый и правый в нашем примере). И проще всего это сделать с помощью панорамного регулятора (Film-Pan).

 

 

- 52 -

 

Такой “панорамник” имеет дополнительный регулятор дивергенции (регулятор кривой панорамирования, т.е. распределения звуковой энергии между соседними каналами). И если в общем случае Film-Pan будет направлен строго в центральный канал, то в напряженном фрагменте фильма (там, где необходима повышенная громкость реплик), необходимо повернуть регулятор “дивергенции” так, чтобы эти реплики также распределились в крайние каналы (левый и правый), а не в только один центральный канал.

Какой уровень необходим в этих каналах - должен решить звукорежиссер, опираясь на слуховые ощущения и на индикаторы в суммирующих шинах пульта перезаписи. По окончании критического фрагмента регулятор дивергенции возвращается в исходное положение, и реплики продолжают звучать только из центра. Если этот прием провести “интеллигентно”, то зритель не заметит “швов” в работе звукорежиссера.

 

В принципе, мы можем говорить не только о репличной, но и о музыкальной и шумовой разборчивости. Все, что было обсуждено выше применительно к разборчивости реплик, в равной степени относится и к этим звуковым компонентам.

 

8. Панорамирование звуковой информации

 

Панорамирование является одним из важнейших приемов работы звукорежиссера при производстве многоканальных стереофонических кино - и видео - фильмов. Основная идея панорамирования состоит в следующем:

1. Имеет место раздача одной и той же звуковой информации в несколько соседних каналов одновременно с повышенной громкостью в одном из

них. Слуховое восприятие зрителя фиксирует этот факт, как место положения Кажущегося Источника Звука (КИЗ).

2. Собственно панорамирование при этом заключается в перемещении повышенного уровня громкости сигнала из одного звукового канала в соседний, где до этого его громкость была меньшей.

3. Скорость перемещения может быть любой, выбираемой по желанию звукорежиссера.

4. Частным случаем панорамирования является перемещение звуковой информации из одного канала в другой, соседний, сосредоточенно (“перескок”), то есть, без ее частичного рассредоточения в соседних каналах.

 

Основных причин для панорамирования может быть две. Одна из них предполагает формальную локализацию звуковой информации (реплик, синхронных или игровых шумов) в точной “географической” привязке к изображению. Убедительность звуко - зрительного ряда при этом возрастает многократно.

 

- 53 -

 

Простейшими примерами могут быть перемещения по экрану говорящего персонажа или проезды автомобиля при условии фиксированного положения съемочной камеры.

 

Второй причиной для панорамирования может быть создание виртуальных КИЗ, не поддерживающих формальное изображение на экране. Это позволяет реализовать чисто творческие, художественные замыслы создателей кинофильма, по созданию более “многослойной” звуко - зрительной информации, часть из которой будет домысливаться зрителями.

Примерами могут быть закадровые перемещения КИЗ (приезд автомобиля, не въезжающего в кадр), пролет самолета вне кадра и т.п.

Частным случаем такого варианта панорамирования является создание КИЗ – “невидимок” в фантастических и приключенческих фильмах.

 

Панорамирование может затрагивать как фронтальные каналы, так и каналы звукового окружения. Частным случаем является комбинированное панорамирование между “фронтом” и “тылом”, в том числе и круговая панорама.

 

Следует напомнить, что формальное панорамирование всей репличной информации в многоканальных кинофильмах не одобряется Dolby Laboratories. Это связано с многолетними психофизическими исследованиями, проведенными компанией, и показавшими, что после некоторого периода (порядка 15 – 20 минут) нормального восприятия постоянных перемещений КИЗ, формально относящихся к соответствующим зрительным образам на экране, у кинозрителей нервная система переутомляется и возникает

раздражение. Это особенно заметно в кинозалах с большими размерами экранов и, соответственно, с большой стереобазой заэкранных громкоговорителей. В таких залах зрителям приходится буквально вертеть головой, “преследуя” КИЗ персонажей.

 

Специалисты Dolby Laboratories рекомендуют в основном сосредотачивать репличную информацию (основной звуковой компонент, передающий смысловую информацию) в центральном звуковом канале. Одновременно с этим рекомендуется очень точное формальное воссоздание акустической “атмосферы” каждого звукового плана. Как показали исследования, это оказывается очень важным для итогового зрительского восприятия, более важным, чем формальное перемещение реплик между звуковыми каналами.

 

В рекомендации учтена и еще одна психологическая особенность: главная звуковая информация становится легко воспринимаемой для кинозрителей, разместившихся в самых различных точках кинозала, а не только в оптимальной зоне стереофонического прослушивания.

 

- 54 -

 

Безусловно, эти обоснования носят рекомендательный характер, и не предполагают запрета на панорамирование реплик и впрямую связанных с ними синхронных шумов.

 

Технически панорамирование на пультах перезаписи реализуется двумя типами специальных регуляторов.

 

 

Кассета кино - панорамируещего регулятора Film-Pan

 

Рассмотрим реальное устройство на примере панорамного регулятора SL 597 / 599, также представленного в Учебном пособии.

 

Важно отметить, что фактически мы имеем дело с набором отдельных регуляторов, осуществляющих раздельное панорамирование по “фронту” (большой регулятор LCR) и в каналах звукового окружения (регулятор

 

- 55 -

 

Surround). Аналогичное регулирование возможно и в современных цифровых пультах. При этом необходимо помнить, что конфигурирование формата стереофонии, а значит – и панорамирования, назначается с помощью дополнительных переключателей. Так, в приводимом примере к ним относятся кнопки «мастер» - кассеты SL 599 и кнопки 2CH и MONO в канальной кассете SL 598.

 

Также важно не забывать о регуляторе “кривой” панорамирования – Divergence, позволяющей менять распределение звуковой информации между соседними каналами (самая “острая” кривая – звук поступает только в один из фронтальных каналов; самая “тупая” кривая – звук поровну поступает во все три фронтальных канала).

Пример использования этого регулятора для улучшения разборчивости реплик описано выше.

 

Также иногда целесообразно сделать более “широким” кажущийся источник звука (КИЗ) при стереофонизации монофонической информации в процессе записи “премиксов” шумов.

 

Следует отметить, что при этом также реализуется более плавное межканальное панорамирование, и практически не бывает резкого “перескока” информации из канала в канал.

 

Особую сложность представляет панорамирование КИЗ по комбинированным траекториям – так называемые перемещения “фронт – тыл” и “круговые циркуляции”. То, что достаточно легко реализуется панорамными регуляторами типа “джойстик”, очень не просто реализовать совместными перемещениями двух регуляторов LCR и Surround. В современных цифровых консолях это помогает сделать автоматика пульта, программируемая в процессе панорамирования. При микшировании на аналоговых пультах функцию “запоминания” выполняет соответствующий “премикс”.

 

В современных условиях необходимо учитывать, что указанные типы перемещений КИЗ соотносятся к полно - частотным источникам звука (в том числе – к репликам), и это дополнительно усложняет работу звукорежиссеров при перезаписи.

 

Требуется значительная предварительная подготовка (репетиции) для того, чтобы сформировать необходимый эффект. Если иметь в виду, что современный звуковой формат 6.1 предполагает возможную фиксированную (или динамическую) “партию” задней стены, то усложнение работы звукорежиссеров по панорамированию не требует дополнительных

 

- 56 -

комментариев.

 

В приводимом примере (секция Film Pan SL 597) нет специальной коммутации под формат 6.1. А что мешает включить указанный канал с панорамным регулятором в тракты сюрраунда? Из практики также известно, что сформировать КИЗ на задней стене достаточно легко за счет равной раздачи звуковой информации между левой и правой стенами. Остальное

сделают матричные кодер и декодер.

Панорамирующий регулятор SL 598 (Джойстик)

 

Подробности конструкции устройства (см. ниже) также рассмотрены в Учебном пособии.

Аналогичные устройства являются неотъемлемой частью всех современных цифровых консолей перезаписи. Они поддерживают все современные форматы стереофонии, включая 6.1 и 7.1, и в обязательном порядке поддерживаются программируемой автоматикой.

 

 

Первым действием в начале работы с джойстиком является выбор звукового формата. Каждый джойстик является независимым панорамным регулятором, со своими входами и выходами. Последние обычно коммутируются прямо в суммирующие шины пульта.

 

 

- 57 -

 

Однако в ряде консолей эти регуляторы могут соединяться по управлению в “цепочки”. Таким образом, звукорежиссер, управляя первым по счету устройством, может последовательно приводить в действие и все последующие регуляторы. Более того, между ними можно вводить управляемое замедление срабатывания. Таким образом, звукорежиссер одной рукой может панорамировать несколькими КИЗ одновременно (однотипно).

 

Все джойстики, как правило, оборудуются дисплеями с обозначением КИЗ в виде светящейся “точки”. Это значительно упрощает работу звукорежиссера, которому достаточно наблюдать “географию” размещения КИЗ на таком дисплее и перемещать его в требуемую точку пространства. Особенно это важно в случаях различного размещения звукорежиссеров в зоне пульта перезаписи, при значительных линейных размерах последних. Понятно, что для звукорежиссера, располагающегося ближе к одной из боковых стен, возможно искаженное восприятие понятий “центр”, “лево”, “право” и т.д.

 

Панорамные регуляторы типа джойстик, с одной стороны, достаточно громоздки, а с другой стороны – дороги. Поэтому их количество в составе реальных консолей обычно невелико, в то время, как секции Film Pan обычно размещаются в каждом тракте микширования.

Раздел 5. Особенности работы звукорежиссера при

многоканальной стереофонической перезаписи.

а/ Особенности звукового монтажа стереофонограмм к перезаписи,

Звуковой монтаж фонограмм при подготовке их к многоканальной стереофонической перезаписи имеет ряд существенных особенностей по сравнению с традиционным монофоническим. Прежде всего, следует отметить, что при таком производстве имеется несколько вариантов стереофонических фонограмм – двухканальных, пятиканальных, шестиканальных и т.п.

Прежде всего, это относится к музыкальным и шумовым фонограммам. А вот фонограммы реплик и синхронных шумов, как правило, монофонические, в том числе и очень часто используемые в качестве “чистовых” фонограммы с синхронных съемок.

 

Монтаж монофонической части фонограмм при этом особых отличий не имеет. Достаточно их правильно сгруппировать, исходя из однотипности, “персонажной” принадлежности и плановости.

Новым следует считать лишь желательное в некоторых случаях дополнительное группирование с учетом поканальной локализации (“левые”,

 

- 58 -

 

“правые”, “центральные” и т.д. фонограммы). Это может существенно

облегчить работу звукорежиссеров перезаписи в процессе промежуточного сведения фонограмм.

 

Монтаж стереофонических фонограмм кардинально отличается от монтажа моно- фонограмм.

 

Во-первых, при сохранении обязательности разбиения фонограмм на группы (музыка, игровые и фоновые шумы) следует раздельно монтировать фонограммы разного стандарта записи (двухканальные, пятиканальные и т.п.).

Из этого следует, например, невозможность монтажа двухдорожечной музыки с музыкой пятиканальной в одних и тех же дорожках.

А это означает существенное увеличение числа монтируемых дорожек записи. Звуковые проекты становятся более громоздкими, возрастают требования к аппаратам записи и воспроизведения, прежде всего – в части их повышенной многоканальности.

 

Практически то, что сравнительно легко реализовывалось при монофонии (дорожки с условным названием Музыка 1 и Музыка 2) в части обеспечения звуковых переходов, становится гораздо более громоздкой конструкцией: Музыка 1 и Музыка 2 двухканальные, Музыка 1 и Музыка 2 пятиканальные и т.п.

 

Особого внимания требует монтаж многоканальных фонограмм 6.1 к кинофильмам, имеющим информацию “задней” стены. Их нельзя монтажно соединять в одни дорожки с фонограммами 5.1 из-за различного размещения дорожек в каналах звукового окружения (L-C-R-Ls-Rs-Sw для формата 5.1 и L-C-R-Ls-Bs-Rs-Sw для формата 6.1). В противном случае путаница с распределением дорожек по каналам пульта перезаписи гарантирована. А ведь за этим следуют различные поканальные коррекции, посылки в устройства звуковой обработки, использование автоматики пульта и т.п.

 

При поэтапном производстве многоканальных кинофильмов на базе различных киностудий (озвучивание – на одной студии, монтаж – на другой, а перезапись на третьей) важным становится также вопрос совместимости форматов записи, ибо чаще всего возможно применение разных типов рабочих станций, использующих разнотипные форматы файлов. “Отследить” этот фактически организационный вопрос – прямая обязанность звукорежиссера кинофильма.

 

Еще одной возможной проблемой может стать случайное “зеркальное” распределение звуковой информации в стереофонической записи. Например, L – R и R – L в двухканальных записях. Это обязательно приведет к

 

- 59 -

 

“прыжкам” кажущихся источников звука (КИЗ) слева направо и наоборот при прохождении монтажной склейки. В многоканальных записях в этом случае реальны “пересадки” исполнителей в оркестре и т.п.

 

Подобная ситуация легко может возникнуть в звуковых монтажных комнатах, оборудованных монофоническим звуковым контролем, неспособным обеспечить одновременное многоканальное прослушивание. Даже двухканальный стереофонический звуковой контроль резко снижает вероятность ошибки с поканальным распределением фонограмм при монтаже.

 

Приведение в строгое монтажное соответствие стереофонических фонограмм с изображением предполагает высокую профессиональную квалификацию звуковых монтажеров. Действительно, они обязаны отслеживать такое соответствие в процессе монтажа. А иначе неизбежен очень неприятный момент, когда в ходе перезаписи “проезжающая” на экране машина при склейке планов вдруг “прыгнет” в звуке в обратную сторону, а на следующей склейке снова изменит направление своего звукового “движения” на противоположное. Отследить корректность звукового монтажа каждого типа фонограмм одному звукорежиссеру просто невозможно, поэтому и идет речь о грамотных звуковых монтажерах.

 

Безусловно, звукорежиссер кинофильма должен отслеживать вероятность возможных казусов с локализацией КИЗ еще в процессе съемок, чтобы случайно не возникла тупиковая ситуация в ходе будущих звукомонтажных работ. Действительно, ошибки в выборе точек съемки и направлении движения снимаемых объектов обязательно приведут к полной звуковой “абракадабре”.

 

б) Дополнительная стереофонизация

 

Часть стереофонических фонограмм нередко удается использовать в их первоначальной по -канальной раскладке. Но значительная часть этой информации требует модификации или полной реконструкции. Речь, прежде всего, идет о двухканальных игровых и фоновых шумах, а также о двухканальной музыке, в том числе – компиляционной. Подобные фонограммы часто приходится дополнительно стереофонизировать до форматов 3.1, 5.1, 6.1, и 7.1.

 

В простейшем случае возможно распараллеливание звуковой информации в свободные каналы (например – стереофонические фоны L-R легко распараллеливаются в смежные каналы звукового окружения – соответственно в Ls и в Rs).

 

 

- 60 -

 

Вариантом этого способа является раскопирование информации в соседние дорожки. Это позволяет звукорежиссеру применить различную обработку одной и той же исходной звуковой информации, направляемой в различные каналы, и тем самым разнообразить ее.

 

Более сложный вариант – формирование “жесткого” центра. Особый случай при этом возможен при необходимости последующего перемещения КИЗ в строгом соответствии с изображением. Нередко для решения подобной задачи звукорежиссеры используют два панорамных регулятора (по одному в каждом из исходных стереоканалов) и дополнительное регулирование

дивергенции. Последнее регулирование эффективно изменяет межканальное распределение звуковой информации, что способствует, например, формированию информации для центрального канала.

 

В последние годы при перезаписи кинофильмов стали активно использоваться многоканальные устройства звуковой обработки (4х-, 6ти- и 8ми-канальные). Часть из подобных устройств имеет алгоритмы работы, способствующие весьма простому “прямому” преобразованию двухканальной входной информации в 3х – 5ти- канальную. При этом возможна, в случае необходимости, дополнительная акустическая обработка, если требуется подобная коррекция возникающей звуковой “сферы”.

 

в) Формирование СНЧ

Еще одну особенность представляет формирование информации СНЧ – канала сверхнизких частот. Для записи подобной информации на натуре нужны специальные микрофоны. Они существуют, однако крайне дороги. Кстати, точно также очень дороги немногочисленные микрофоны 5.1.

Действительно, не у всякой съемочной группы есть возможность записать реальный извергающийся вулкан, стартующую ракету или взрывающуюся бомбу.

С другой стороны, нужная СНЧ информация для конкретной записи объекта у последнего может вообще отсутствовать.

 

Поэтому гораздо чаще звукорежиссеры прибегают к синтезу недостающей информации СНЧ из обычной, традиционной фонограммы, в том числе – фонотечной. Такой синтез может быть произведен с помощью специальных устройств звуковой обработки – гармонайзеров.

 

В общем случае возможны два варианта формирования СНЧ. В первом из них звукорежиссер производит “обогащение” низкочастотной части спектра исходной фонограммы.

“Фонотечные” танки и самолеты, выстрелы и взрывы становятся при этом

 

- 61 -

 

гораздо более убедительными и выразительными.

 

Звукорежиссер направляет часть такой исходной информации на вход гармонайзера. Далее она будет транспонирована в более низкочастотную и подмешена к основному исходному сигналу (либо возвращена в базовые каналы, либо перенаправлена в канал СНЧ). При этом звукорежиссер имеет возможность регулировать коэффициент гармонизации (транспонирования), регулировать спектр частот СНЧ диапазона, компрессировать формируемый сигнал и т.п.

 

Согласно второму варианту сформированный сигнал направляется только в канал СНЧ, а исходный сигнал вообще не поступает в основные каналы. Таким образом имеет место полное преобразование этого исходного сигнала, а не его спектральное “внутри – канальное” обогащение.

 

Следует напомнить, что вся полученная СНЧ информация направляется в свою собственную суммарную шину, и этот итоговый сигнал также далее управляем.

 

 

г) Предварительное сведение (premix) при стереоперезаписи.

Предварительное сведение фонограмм при стереофонической перезаписи является очень длительным и трудоемким технологическим процессом. Его суть состоит в последовательном (по частям кинофильма) групповом сведение фонограмм. Отдельно сводятся реплики, затем сводятся музыкальные фонограммы, далее - связанные с репликами синхронные шумы, и в последнюю очередь – игровые шумы и фоны. Итог сведения – 4 и более многоканальных фонограммы “премиксов”.

 

- Ручное сведение.

Такое сведение проводится по группам звуковой информации раздельно и предполагает ее запись на отдельные дорожки аппарата записи частями кинофильма.

 

- Сведение с использованием автоматики пульта перезаписи.

Такое сведение предполагает использование автоматики пульта перезаписи. Суть сведения состоит в формировании сессий работы автоматики, синхронизированных с исходными фонограммами и изображением по таймкоду LTC. Таким образом, физическая запись “премикса” в процессе сведения не производится.

Полагается по окончании такого “сведения” сделать страховочную запись на случай возможных сбоев в работе автоматики при финальном

 

- 62 -

 

микшировании.

 

Примечание 1: понятно, что по-прежнему рационально сводить звуковую информацию последовательно группами. При этом сведенная ранее группа (например, реплики) воспроизводится через мониторинг студии перезаписи, что позволяет точно балансировать компоненты каждой следующей сводимой группы (режим Mix-In-Context).

 

Примечание 2: сведение с использованием автоматики требует значительных ресурсов аппаратов воспроизведения и каналов микширования пультов

перезаписи, поскольку при этом необходимо постоянно задействовать весь

исходный звуковой проект каждой части кинофильма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.