Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления. Глубина – способность проникнуть в глубинную суть явлений, умение увидеть проблему там, где другие ее не видят




Качества мышления

 

Глубина – способность проникнуть в глубинную суть явлений, умение увидеть проблему там, где другие ее не видят. Способность решать серьезные проблемы.

Целеустремленность – способность концентрировать мысль на определенной цели, не отвлекаясь на побочные, не главные цели. Целеустремленность зависит от важности задачи, а также от волевых качеств личности.

Самостоятельность – способность ставить и решать задачи самому, не прибегая к помощи других. Это показатель высокого интеллекта и волевых качеств характера.

Гибкость – умение изменить путь мышления, если он оказался неверным, умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, умение отказаться на данный момент от старых представлений, старых способов мышления.

Быстрота – хорошо развитые находчивость и смекалка, умение быстро найти правильное решение.

Широта – способность охватить одновременно разные стороны предметов или явлений, широкий кругозор, развитая эрудиция.

Критичность – умение объективно и строго оценивать свои и чужие мысли, суждения; умение всесторонне проверять выводы, положения.

 

 

Предметно-действенное – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Характерно для людей, деятельность которых осуществляется через интеллектуальный ручной труд (слесарь КИП, конструктор-изобретатель и т.д.).

Наглядно-образное – вид мышления, который опирается на восприятие, представление, воображение. Особенно развито у людей искусства (художники, артисты, музыканты, писатели).

Абстрактное – мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности с применением законов и методов логики.

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Понятия «личность» и «индивидуальность»

2. Психологическая структура личности

3. Темперамент

4. Характер

5. Акцентуация характера

6. Способности

 

1. Понятия «личность» и «индивидуальность»

Изучением личности занимаются многие науки: анатомия, антропология, медицина, психология, история, социология, философия, демография и т.д.

«Человек» – биосоциальное существо, обладающее разумом, как субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Биологическая составляющая человека – индивид есть совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе. Социальная составляющая – личность, как носитель свойств, определяющих социальную природу человека.

Понятие «личность» прежде всего определяется как дееспособный человек, т.е. человек как член общества. Личность – это социальный индивид, субъект познания, общения, труда и общественных отношений.

Термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» – его социально-психологическую сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.

В общей психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Личность характеризуется:

1) активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности;

2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убеждений и т.д.

3) глубинными смысловыми образованиями, формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов;

4) степенью осознанности своих отношений к действительности.

Понятие «индивидуальность» означает неповторимое сочетание психологических и физических свойств человека (особенности темперамента, характера, мышления, эмоций и т.д.). Индивидуальность – это человек в его своеобразии.

Как человек (ребенок) становится личностью?

Основными способами вхождения человека в социум являются предметная деятельность, включая учение и общение. Взаимодействие человека с внешним миром, общение с людьми, познание – это путь становления и развития личности как субъекта предметной деятельности и общения. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики. С содержательной точки зрения развитие человека связано прежде всего с овладением им способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте и культуре, с формированием знаний, умений и навыков. Этот процесс перевода компонентов деятельности из внешнего мира во внутренний мир, в психику человека называют интериоризацией.

Исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений. Виды деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и с реализует определенные отношения между людьми как носителями статуса. В этом смысле личность всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности и субъектом и объектом социальных отношений, взаимодействия между людьми и социального поведения. Например, молодой человек, имея статус учащегося, является субъектом учебно-познавательной деятельности и общения, взаимодействует с преподавателями, однокурсниками, родителями и друзьями, придерживается определенных отношений между ними, выполняет целый комплекс ролей по отношению к ним (ролевое поведение личности). Он сам также испытывает с их стороны определенные отношения, взаимодействия, т.е. становится объектом социальных отношений. Вот почему сотрудник одновременно является и субъектом, и объектом педагогического процесса.

Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно трансформируется из объекта социального развития в субъект регуляции собственного социального поведения. Он сам выбирает ценностно-допустимые цели и соответствующие нормы и способы поведения, т.е. становится зрелой, самостоятельной личностью.

В процессе социализации и развития личности большое значение имеют обучение и воспитание (семья, детский сад, школа и т.д.), общение с людьми, условия жизнедеятельности человека, искусство, литература, средства массовой информации, менталитет общества и другие факторы. Кроме того, учитывая закономерную связь психики и деятельности человека, следует отметить значение его собственной активности, в том числе рефлексию (самоанализ, самооценка, саморегуляция), самообразование, самовоспитание и саморазвитие.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.