Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамент




Особенности мотивации поведения и общественное поведение личности;

Психологическая структура личности

С психологической точки зрения личность есть единое целое, и разделение ее на структурные элементы является несколько условным. Следует понимать, что все качества и стороны личности, все структурные элементы тесно взаимосвязаны и оказывают значительное влияние друг на друга. Выдающийся отечественный психолог Б.Г.Ананьев рассматривал личность на трех уровнях1:

1) статус личности в обществе (экономические, политическое, правовое, образовательное и другие положения в обществе). На основе статуса строятся общественные функции, цели и ценностные ориентации личности.

3) характер и склонности личности, являющиеся высшим интегрированным эффектом взаимодействия личностных предыдущих уровней. Характеризуя человека как субъекта деятельности, Б.Г.Ананьев в структуре личности выделял сознание, деятельность, знания, умения, способности и талант.

В исследованиях академика А.Н.Леонтьева личность выступает как субъект деятельности, как психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях человека, в результате преобразования его деятельности. Принципиальным является положение о том, что личность формируется и развивается в предметной деятельности, в общении с другими людьми33.

В социальной психологии личности широко распространена концепция, в которой личность рассматривается как система усвоенных «ролей». «Роль» – это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы («роль» отца, «роль» руководителя и т.д.). Идея прямого сведения личности к совокупности «ролей», которые исполняет человек, подвергается критике А.Н.Леонтьевым. Теоретический анализ деятельности и личности человека позволил А.Н.Леонтьеву выделить три основных параметра личности: широту (богатство) связей человека с миром (система деятельности); степень их иерархизированности и общую структуру. Кроме того, он выделил такие свойства личности, как потребности, установки, эмоции, самосознание (осознание своего «я»), знания и волю.

Приводим психологическую структуру личности по К.К.Платонову, известному отечественному психологу, внесшему значительный вклад в изучение психологии личности.

1. Направленность. Собирательное понятие, состоит из ряда элементов: влечения, желания, стремления, интересы. По К.К.Платонову направленность это – «что человек делает и ради чего». Важным показателем данного структурного элемента является уровень направленности – социальная значимость деятельности личности. Чем выше уровень направленности, тем большее удовлетворение приносит личности ее деятельность.

Стержнем направленности является мировоззрение. Принято различать два уровня мировоззрения:

обыденный уровень – поверхностное восприятие окружающего мира, восприятие мира с «посторонними прибавлениями» (ошибочные представления, предрассудки, вера в сверхъестественное, в чудеса и т.д.).

научный уровень – восприятие окружающего мира без всяких «посторонних прибавлений»; он строго опирается на научные данные, является материалистическим мировоззрением.

2. Опыт. Состоит из знаний, навыков, умений, привычек.

Знания приобретаются человеком в течение всей жизни. Для личности самые важные знания – социальные и профессиональные. Социальные знания – знания об обществе, об общественном устройстве, гражданские, патриотические, нравственные представления. Профессиональные знания приобретаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях – в ПТУ, колледжах, вузах. Постоянно меняющаяся жизнь требует от специалиста постоянного пополнения знаний, приобретения новых. Источники приобретения знаний:

– обучение в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

– самостоятельное приобретение знаний, работа с книгой;

– регулярное повышение профессиональной квалификации в специальных учреждениях;

– опытная, экспериментальная работа.

Навыки – способность действовать автоматически без специально направленного внимания. Иначе говоря, навыки – автоматизм действий, который обладает следующими особенностями: экономия времени (быстрота действий), высокое качество, экономия сил и энергии. Навыки образуются в соответствии с диалектическим законом – переход количественных изменений в качественные и наоборот – качественных изменений в количественные. Данное положение можно проиллюстрировать следующим примером. Человек решил научиться ездить на велосипеде. На первых порах он будет падать. Не все понимают, что в принципе каждое падение является количественным накоплением будущего навыка, а сохранение равновесия при езде и есть автоматизм действий.

Умения – способность действовать на высоком уровне в изменившихся обстоятельствах. В жизнедеятельности человека нередко происходит изменение обстоятельств, и если человек может быстро приспособиться к новым условиям, изменить способ действий, подойти к делу творчески, следовательно, можно сказать, что он обладает умением.

Привычки – действия, выполнение которых стало необходимостью. Привычки относятся к условным рефлексам, которые образуются после многократных повторений. Привычки индивида можно подразделить на полезные и вредные. Каждый человек должен знать о своих вредных привычках и стараться изживать их путем многократного отказа от вредных манер, действий и т.д.

3. Индивидуальные особенности отдельных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, мышления эмоций, чувств.

4. Биологически обусловленная подструктура: темперамент, половые и возрастные особенности, патологические изменения.

На эти четыре подструктуры личности накладываются индивидуально-типологические свойства – характер и способности.

5. Характер. Типичные особенности действий и поступков, проявляющиеся в типичных обстоятельствах и отражающие отношение к ним (см. параграф 3.4.).

6. Способности – комплекс психофизиологическихкачеств, позволяющих быстро овладевать каким-либо видом деятельности осуществлять эту деятельность на высоком уровне. Стержнем любой способности является интеллект – общая способность к мышлению(более подробно см. параграф 3.6.).

Свой теоретический подход к психологии личности предложили представители гуманистической психологии. Наиболее известными представителями этого подхода являются американские психологи К.Роджерс и А.Маслоу. Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личному самосовершенствованию. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности. Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Согласно гуманистической теории личности основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к совершенствованию и самовыражению. По мнению А.Маслоу, к психологическим характеристикам самоактуализирующей личности относятся37:

- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

- обладание чувством юмора;

- развитые творческие способности;

- способность к глубокому пониманию жизни;

- стремление установить с окружающими людьми доброжелательные отношения;

- адекватное, безоценочное принятие себя, честность и доверие по отношению к себе;

- принятие на себя ответственности за свои поступки и действия;

- способность быть непосредственным и естественным, быть открытым новому опыту, происходящим изменениям;

- стремление к независимому, автономному существованию, определение собственной точки зрения на окружающий мир и философского взгляда на понятия добра и зла;

- развитие демократичности, чувства сопричастности, единения с другими людьми, способности к глубоким межличностным отношениям.

 

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.

Можно выделить следующие характеристики психических процессов, определяющих темперамент человека.

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека. Она выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. В проявлении этого свойства могут иметь место две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой – большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная или моторная активность. Она показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности(или, наоборот, сдержанности), говорливости(или молчаливости).

3. Эмоциональная активность, которая выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращения их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессоввозбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила нервных процессов,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной системы.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равенства не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности – подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни) скоростью движения нервных процессов, быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа. Комбинация указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности, уравновешенности процессов возбуждения и торможения выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов – преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Сильный уравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

По мнению И. П. Павлова, темперамент характеризует основные черты индивидуальных особенностей человека. Принято различать следующие виды темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом:

 

 

Сила нервных процессов Уравновешенность нервных процессов Подвижность нервных процессов Темперамент
Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвиник
Сильный Уравновешенный Инертный Флегматик
Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерик
Слабый Неуравновешенный Инертный Меланхолик

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.