Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника личной работы




Семья

 

Родители, а косвенно и старшие поколения передают по наследству родившемуся на свет ребенку определенные предпосылки и признаки состояния его здоровья. Последующее формирование здоровья ребенка, подростка, молодого человека во многом зависит от культуры семейных отношений, в том числе и от сложившихся в ней традиций здорового поведения. Психологический климат в семье, ее сплоченность, доброжелательность отношений внутри нее, материальное благополучие и жилищные условия – все это слагаемые семейной жизни, от которых прямо зависит качество здоровья ее участников.

Женщины особенно тяжело переносят конфликты в семье. Они связывают больше надежд с семьей и более болезненно переносят ее разрушение.

Современные представления о здоровом образе жизни никогда не будут полными и совершенными, если в них не найдут достойного места те знания по данному вопросу, которые были накоплены на протяжении многих веков в индо-тибетской медицине. В ее традициях сложился стройный, целостный подход к тому, как жить, не болея, как сохранить здоровье, сообразуясь со своим типом телосложения, возрастом, профессией и даже временем года. Индо-тибетская медицина учит, чтоб образ жизни – это деяния тела, речи и души28.

Недопустимы такие деяния тела, как убийства, воровство, причинение вреда живым существам, изнурительный труд, безделье, бессонные ночи, голодание, неправильное питание и др.

Четыре недопустимых деяния языка: ложь, болтливость, грубость и сплетни. Не менее разрушительной может быть внутренняя речь, поэтому необходим решительный отказ от «мысленной брани».

Главное внимание придается деяниям души (в том числе переживаемым эмоциям, чувствам). Душа – это предмет постоянной работы. Следует оберегать себя от власти двенадцати пороков, порождающих расстройства и болезни:

невежество (не столь неведенье, сколько нежелание познавать природу мира, отвержение знания),

уныние,

жадность,

сонливость,

зависть

непостоянство,

страх,

раздражительность,

гнев,

похотливость,

немилосердие,

гордость.

При этом уныние, страх, зависть, жадность и гнев наиболее опасны для здоровья, поскольку их переживания особенно интенсивно «съедают» энергопотенциал человека. Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких чувств: приветливость, бескорыстие, беспристрастность, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадательность, ясность, детская способность к изумлению миром. Таким образом, здоровый образ жизни человека, в том числе руководителя, включает ряд вопросов, связанных с правильной организацией питания, сна, физической культуры, закаливания, личной гигиены и медицинской активности. Что касается режима труда и отдыха, что этот вопрос рассматривается нами в следующем параграфе.

 

 

Всякая техника личной работы способствует повышению производительности труда. Хорошо организованная работа вызывает чувство удовлетворенности ее результатом, повышает тонус и настроение людей, создает в коллективе благоприятный социально-психологический климат. Важно научиться работать так, чтобы работа была легкой, красивой, дружной, радостной. Известно, что люди устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а от того, что плохо работают.

В основе техники личной работы лежит забота об экономии времени. Время – единственное, что действительно принадлежит нам, и в нашей власти распорядиться им достойно. В книге известного русского специалиста по научной организации труда П.М.Керженцева «Борьба за время» выделено то, что определяет главный нерв техники личной работы, это чувство времени. Работа над чувством времени, полагает автор, должна войти как необходимый элемент во все организации. Так же, как мы должны приучить к развитию глазомера, быстроты, сообразительности, мы должны приучить и к чувству времени.

Из человека, не умеющего ценить время, трудно вырастить делового человека. Человек, остро чувствующий ценность самого крошечного промежутка времени, успевает многое, и кажется, что он не суетится, и не спешит. Замечено, что людям, умеющим работать, времени хватает, его у них больше чем у других. Власть над временем дается только тому, кто обретет власть над собой, овладеет умением управлять собой, с уважением относясь ко времени. Умение ладить с людьми – это менеджмент, умение ладить со временем – самоменеджмент. Причем качество последнего определяет эффективность первого. Самоменеджментом называют отдельное и целесообразное использование испытанных работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Важным элементом научной организации труда руководителя является его рабочее место – кабинет, письменный стол. Организованное по душе рабочее место служит дополнительным стимулом к плодотворной работе. Красивая работа на красивом рабочем месте создает хорошее настроение, радует, и не раздражает. Стол должен быть чистым, то есть на нем перед началом работы должен быть минимум самых необходимых письменных и других принадлежностей. Из последних рекомендаций: 1) настольный календарь-пятидневка; 2) блокнот-ежедневник; 3) ручка и 4) телефон (на ближнем левом углу стола). В пределах одного метра на отдельной приставке или полке (чтобы дотянуться и взять) должны находиться принадлежности, бумага и т. д. Гигиенисты говорят, что работающему за столом нужны микро-паузы с элементами физзарядки: потянуться, чтобы взять, встать, чтобы поставить и т. п. «Психотерапевтическая» возможность места приложения своих сил нашла отражение в «законе чистого стола». «Чистота, – говорил отец отечественной научной организации труда А. Гастев10, – даст настоящую бодрость, подъем».

Когда же вы приступаете к работе, на столе должно находиться, кроме указанного выше набора из четырех предметов, только то, что относится к текущей работе. Неукоснительное соблюдение «закона чистого стола» не только ускоряет работу, но и предупреждает нервный срыв, ибо постоянный вид горы бумаг не ускоряет саму работу, но ускоряет утомляемость, чувство беспомощности и ведет к стрессу.

Думающий человек уделит внимание не только письменному, но и комнате, в которой этот стол стоит. Помещение, в котором проходит лучшая часть жизни, должно быть достойно вас. В рабочем кабинете руководителя рекомендуется повесить на стене живописную картину или фото, поместить в шкафу хорошие книги, на подоконниках –цветы. На отдельном столике необходимо иметь электрочайник, чайную посуду; нелишними являются также радиоприемник, телевизор, видеомагнитофон и компьютер. По санитарно-гигиеническим и эстетическим условиям рабочее место современного специалиста, в том числе и руководителя должно приближаться к домашнему интерьеру (чтобы было уютно, как дома).

Точно определите свои цели. Кроме организации рабочего места техника личной работы руководителя включает также организацию трудового процесса. В этом аспекте определение целей имеет первостепенное значение. Римскому философу Л.Сенеке принадлежит афоризм: «Если корабль не знает, в какой порт он плывет, ни один ветер ему не будет попутным». Это полностью относится и к каждому руководителю. Первая задача и главное достоинство организатора – умение правильно найти, и точно сформулировать очередную цель работы. Так говорил патриарх отечественной НОТ П. М. Керженцев. Необходимо твердо запомнить: первейшая цель – это определение целей. Только характер цели до мелочей определяет все особенности организационной работы, а поэтому избегайте неясности и неопределенности в целях организации, неточности и смутности ее конкретных задач. Держать цель! Цель нужна, иначе любой разговор о технике личной работы станет бессмысленным. Цель определяется тремя характеристиками: нашими стремлениями, нашим сегодняшним положением, с которым сравнивается желаемая ситуация, временем, течении которого цель должна быть достигнута.

Необходимо всегда помнить, что работоспособность каждого человека привержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Пик работоспособности, как правило, приходится на первую половину дня, в течении дня этот уровень постепенно снижается, поэтому наиболее значимые, важные и срочные дела следует выполнять до обеда. После обеда наступает некоторый спад продуктивности, который многие пытаются побороть при помощи кофе. В это время не надо работать наперекор своему режиму. Расслабьтесь за чашкой чая и используйте перерыв для социальных контактов и рутинной деятельности. Не пытайтесь идти против своего естественного дневного режима, а используйте эти закономерности в своем распорядке дня. Среднестатистические колебания работоспособности и график, который характеризуется высшей активностью с 8 до 12 часов, получен в результате сотен тысяч измерений во всех промышленно развитых странах. К фазам максимальной активности примыкают двухчасовые периоды, во время которых организм во время которых организм работает в «щадящем режиме» и не должен чрезмерно нагружаться.

Оценка работоспособности человека. Определите свой индивидуальный дневной режим, и на основе систематических наблюдений постройте свою «кривую работоспособности». Понаблюдайте за собой и спросите себя:

в какое дня я ощущаю наибольший прилив сил?

когда я соображаю наиболее быстро?

когда я начинаю уставать или когда определенные виды
деятельности даются мне особенно тяжело?

к какому времени я чувствую себя уставшим и опустошенным?

когда я занимаюсь спортом, отдаю себя своим увлечениям, расслабляюсь?

когда я начинаю бороться со сном или ложусь в постель? В этой связи установите также:

когда вы заняты наиболее важным делами?

когда вы выполняете менее важную работу?

Зафиксируйте результаты наблюдений в течение 10 дней в формулировке, где необходимо фиксировать время, прилив сил, творчество, трудности, сонливость и т.д., и какие виды работ вы выполняете (важные задачи и менее важная деятельность).

В соответствии с колебаниями работоспособности чередуйте напряженную, ответственную деятельность, менее важную и напряженную деятельность и менее ответственные дела. Помните всегда о том, что вместе с работоспособностью изменяется качество выполняемой вами работы. Самые важные дела, требующие наибольшей концентрации и тщательности, должны приходится на высшую точку вашего графика продуктивности, на самые лучшие часы.

С точки зрения повседневной производительности труда и заботы о собственной нервной системе, куда полезней ограничится окончательным решением лишь нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел, которые все равно не удастся довести до конца. Нерешенные до конца проблемы тяжким грузом ложатся на нашу психику, тогда законченное дело дарит нам чувство морального удовлетворения и свободы. Поэтому переходить к новой задаче можно только тогда, когда предыдущая уже полностью решена или хотя бы получено ясное представление о характере ее решения.

Победить собственное слабоволие будет легче, если заранее установить для себя жесткие сроки решения вопросов.

При организации работы надо иметь в виду, что работоспособность человека становится максимальной в течении второго, третьего и четвертого дней недели, а уже на пятый день недели начинается ее спад. Более низкой является работоспособность и в первый рабочий день после выходных. У работников во время более длительных перерывов нарушается рабочий динамический стереотип, и необходимо определенное время для вхождения в него.

Работоспособность человека колеблется в течении дня. Всегда есть период вхождения в работу, который длится у холериков и сангвиников 20-40 минут, у флегматиков и меланхоликов более часа. Максимальная работоспособность обычно длится 3-4 часа (у холериков и сангвиников в первой половине дня, у флегматиков и меланхоликов – во второй).

Теория биоритмов. Итак, работайте и живите не вопреки, а в соответствии с биологическим ритмом, так как наряду с регулярными колебаниями дневной работоспособности наблюдаются другие биологические закономерности в течении более длительных периодов времени – биоритмы.

Наша работоспособность имеет регулярные фазы активности и расслабления, и мы не должны длительное время жить вопреки показаниям стрелок этих «внутренних часов». Основой учения о биоритмах является объективная истина, согласно которой в организме человека постоянно происходит процесс строительства и разрушения клеток, что существенно влияет на его физическое состояние, сопротивляемость и активность. Подобные изменения наших клеток ведут к повышению или понижению содержания в крови питательных веществ, а это, в свою очередь, воздействует на наш потенциал.

Согласно теории биоритмов, каждый человек с рождения находится под воздействием различных постоянно меняющихся потоков энергии. Отдача энергии означает активность (подъем), поглощение энергии соответственно отдых (спад).

Различают три отдельных ритма:

Физический ритм – продолжительность периода 23 дня, перепад каждые 11,5 дней. Влияет на физическую силу и силу воли.

Психологический ритм – продолжительность периода 28 дней, перепад каждые 14 дней. Влияет на динамику чувств, настроений, творческих сил.

Интеллектуальный ритм – продолжительность периода 33 дня, перепад каждые 16,5 дней. Влияет на умственные способности, например, на концентрацию и присутствие духа.

Особого внимания заслуживают дни перепадов, когда происходит смена биоритмов. Их называют критическими днями, потому что в это время могут произойти спонтанные нарушения нормальных физических функций, работоспособности, контроля над волей и рассудком. Подобные смены фаз длятся 24 часа, их наступление зависит от часа рождения, т.е. они могут захватывать как предыдущий так и последующий дни. Важно знать: не каждый критический период приводит к критическому состоянию, однако в эти дни надо быть особенно осторожным!

В среднем мы каждые 6 дней бываем обременены дополнительным фактором риска, т.е. когда смена фаз совпадает с нулевой точкой одного из ритмов – этот день считается «плохим днем». Когда в этой точке сходятся два ритма (цикла), этот день оценивается как «очень плохой» (таких дней шесть в году). А когда сходятся три цикла – день считается «опасным» (бывает только раз в году).

Обратите внимание на сведения о сфере воздействия и последствиях каждого из трех биоритмах в трех различных фазах.

Физический биоритм. Сферы воздействия: физическая активность, выносливость, выдержка, сопротивляемость, уверенность в себе, жажда деятельности.

Подъем (расход энергии): характеризуется приливом сил и физической выносливостью. Благоприятный период для путешествий, операций, удаления зубов, прививок. В этот период сопротивляемость организма самая высокая.

Спад (накопление энергии) – фаза покоя, усталости, нежелания работать, подверженности заболеваниям. В этот период отмечается сильное воздействие медикаментов, чувствительность к боли.

Критические точки (состояние нестабильности) – нежелание работать, недовольство собой, обострение заболеваний, особенно выраженные последствия алкоголя. Возможны несчастные случаи, нанесения ущерба здоровью.

Психологический ритм. Сферы воздействия: сфера психики, характер, душевный мир, подсознание, интуиция, коммуникабельность, гармония, способность к сотрудничеству, моральные силы, творческие силы, настроение, самообладание.

Подъем: позитивный настрой, гармония с окружающим миром, контактность. Благоприятное время для сдачи экзаменов, знакомств, участия в соревнованиях, публичных выступлениях.

Спад: негативные эмоции обременяют работу «в команде» и сотрудничество. Предрасположенность к замкнутости, монотонности, иногда к депрессии. Следует контролировать отношения с окружающими.

Критические точки: острые споры, бессмысленная нервозность. Ухудшение болезненного состояния. Замедленная реакция.

Интеллектуальный ритм. Сферы воздействия: умственные, интеллектуальные, мыслительные способности, приспособляемость, логика, рассудок, внимание, способность к реагированию, память (жизненная сила, жизнеутверждение).

Подъем: духовная раскрепощенность, восприимчивость к новому, хорошая память, приспособляемость. Благоприятное время для выполнения новых задач, заграничных поездок, изучение трудных предметов, составления планов, принятие решений, сдачи экзаменов.

Спад: недостаток мыслительных способностей, концентрированности, ухудшение памяти, недостаток выразительности. Благоприятное время для выполнения рутинной работы, сбора и упорядочения информации, повторений (репетиций).

Критические точки: слабая память, предрасположенность к ошибкам и заблуждениям. Духовный дискомфорт, недостаток присутствия духа, способности к реагированию. Подверженность к несчастным случаям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.