КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Служебная этика
Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. В рыночных условиях этические правила играют особую роль во взаимоотношениях предпринимателей, коммерсантов, руководителей с учащимися, между учащимися в трудовых коллективах и т.д. Известно, что быть нравственным – это значит строго соблюдать установленные в обществе нравственные нормы, правила поведения, основывающиеся на исторических, культурных, духовных ценностях, на менталитете общества. Современный специалист не зависимо от того, на каком уровне управления он действует, испытывает потребность в этическом подкреплении своего поведения. Поскольку объектом его воздействия выступает человек или группа людей, он стремится действовать в определенных рамках, соблюдая те нравственные нормы, которые приняты в данном социуме. Этика специалиста проявляется в его отношениях к учащимся, в методах и стиле руководства, в его поведении на работе и в быту, во взаимоотношениях с вышестоящим персоналом, с другими людьми. В зависимости от уровня нравственного развития человека (в том числе и предпринимателя, специалиста), выделяют три типа личности: моральный, аморальный и внеморальный. Моральный тип личности предпочитает строить свою деятельность на общечеловеческих этических нормах. В поведении этого типа превалируют такие поступки, которые социумом оцениваются как честные и справедливые. В системе его мотивов преобладают ценностные ориентации и склонности на деловую активность при строгом соблюдении нравственных норм и законов. Тенденции личного обогащения у него сведены к минимуму. Аморальный тип придерживается прямо противоположных (отрицательных) норм поведения. В его поведении часто проявляются нечестность, пренебрежение нравственными нормами, эгоизм, стремление обойти закон, грубое отношение к людям и т.д.
Внеморальный тип в своих практических действиях не связывает себя ни с какой моралью. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, социальная справедливость, единство слова и дела, патриотизм. Решения и действия специалистов должны быть проникнуты истинным уважением к работникам, заботой об их здоровье, улучшении условий труда, быта и отдыха, развитии общеобразовательного, культурного и профессионального уровня. Обязательным условием выполнения профессионального долга руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам и интересам, служебным притязаниям и устремлениям, профессиональному мнению сотрудников. Важное значение в моральном плане имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого сотрудника в успехи организации (предприятия). Реальным проявлением профессиональной порядочности руководителя, показателем оправдания доверия людей является единство слова и дела. В единстве слова и дела проявляются такие нравственные характеристики как долг, честь и совесть, которые являются основами нравственного самосознания личности. Нравственную сферу личности руководителя и предпринимателя характеризуют такие качества, как развитое чувство долга и ответственности, человечность, высокая требовательность к себе и учащимся, справедливость, добросовестность, честность, правдивость, тактичность, скромность, нетерпимость к лести, подхалимству и т.д. Человечность руководителя проявляется в доброжелательном отношении к людям, общительности, понимании психологии человека, способности к сопереживанию, стремлении к сотрудничеству и взаимопомощи, заботе о людях. Его требовательность предполагает: строгий контроль за соблюдением всеми сотрудниками дисциплины, принятие соответствующих мер в отношении нарушителей дисциплины; нетерпимость к небрежности, расхлябанности, бескультурью. Кроме рассмотренных нравственно-психологических качеств руководителя во взаимоотношениях с людьми следует отметить его порядочность, справедливое отношение к учащимся, уважение к человеческому достоинству и самокритичность.
При выборе той или иной линии поведения специалист должен знать, что люди всегда тянутся к тем, кто старается соблюдать нормы общечеловеческой морали. Вот эти нормы применительно к деятельности менеджера и предпринимателя: • Подчиняйся закону. Систематически изучай законы и другие нормативные документы, связанные с деятельностью специалиста и предпринимательством, постарайся их не нарушать. • Говори только правду. Это касается твоих взаимоотношений слюдьми, а также со всеми, с кем ты общаешься. • Уважай человека. Поступай с человеком так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою («золотое правило нравственности»). • Поступай соразмерно с возложенной на тебя ответственностью. • Выработай привычку: все, с чем ты сталкиваешься, рассматривать не только с точки зрения пользы для дела, но и соблюдения нравственных норм. • Выполняй обещания в срок; если не сможешь сделать этого, определи новый срок и сдержи слово. • Будь внимателен и объективен к предполагаемым идеям; сомнительные предложения вежливо отклоняй. • Избегай быть самоуверенным. • Не забывай, что твоя позиция не всегда оптимальна, учитывай и другие мнения. • Не оставляй без тщательного анализа ни один случай сбоя, промаха, нравственного ущерба. • Руководствуйся в бизнесе тремя «не»: не раздражайся, не теряйся, не разбрасывайся. • Будь терпим к недостаткам людей. • Помни, что человека можно оскорбить, даже не желая этого. • Избегай заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, свидетельствующего о пренебрежении к окружающим. • Нет ничего болезненнее для человека, чем унижение; не совершай несправедливостей.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |