Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Развитие супружеских отношений




План

1. Периоды формирования супружеской пары.

2. Мотивы вступления в брак.

3. Теории выбора брачного партнера.

4. Психологические особенности развития семьи на различных этапах ее существования.

5. Семейный конфликт: понятие, причины, профилактика.

 

1. Периоды формирования супружеской пары. На основе обобщения работ С.И. Голода, А.Г. Харчева и К.Л. Емельянова, в которых изучались некоторые аспекты добрачного периода, предлагается разделить период становления брачных отношений на два этапа:

а) до знакомства с брачным партнером;

б) после знакомства с брачным партнером.

Основные ценностно-мотивационные составляющие этих этапов можно конкретизировать следующим образом. На первом этапе формируются общие

 

представления о браке и семье, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциального), согласно сложившимся эталонами и в соответствии с личной мотивацией.

На втором этапе идет процесс проверки отношений между потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы, побуждающие и брак с данным партнером. Уровень образования влияет на отношение к добрачным связям. Для мужчин эта зависимость выглядит следующим образом: чем выше уровень образования, тем реже добрачные сексуальные связи. Для женщин наоборот, чем выше уровень образования, тем более свободны они в своем сексуальном поведении. Результаты исследования подтверждают эту зависимость так, добрачные половые связи имели 30 % женщин, окончивших начальную школу, 47% - среднюю и 60 % колледж.

Факторы, способствующие возникновению аттракции, пробуждению первоначального влечения, которые были рассмотрены в предыдущей теме это близость и физическая привлекательность. Это объясняет, почему люди в ходе брачного выбора формируют пары с довольно высоким внутрипарным сходством по уровню физической привлекательности.

2. Мотивы вступления в брак. Социологи выделяют три мотива вступления в брак: брак по любви, брак по расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает рассуждение: "Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать". В таких случаях доминирующее значение имеет не осознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в основе брака лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную: симпатичней, умней, или наоборот, не очень симпатичную - никто не уведет, будет лучше ко мне относится, больше меня ценить.

Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте между супругами очень велика. Данные опросов показывают, что от 72% до 86% женятся по любви, 9 %-23 % - по шаблону и 5%-9% - по расчету.

Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаблону могут перерастать в браки по любви. И, наоборот, в браках по любви постепенно идеализация уступает место реальным взглядам.

В последние годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на долю гак называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают вероятность разводов. Половина всех браков, где невеста, моложе 18 лет, заканчивается разводом. По данным социологов, среди женщин, вышедших замуж в 17-18 лет, считают свой брак удачным только 18 % опрошенных, а среди женщин, вышедших замуж в 28 лет и старше, удовлетворены своим браком 58 %. Среди мужчин, женившихся в 18-21 год, рассматривали свой брак как удовлетворительный 28 % опрошенных, а из тех, кто женился в 28-30 лет, браком удовлетворен 61%.

 

 

3. Теории выбора брачного партнера. Существует ряд теорий, объясняющих принцип выбора брачного партнера. К ним относятся:

6. психоаналитическая теория 3. Фрейда;

7. теория компелементарности (дополнительности) Винчов (Winchov);

8. теория ценности моногамии Кумбса (Coombs);

9. теория фильтров А. Кьергоффа, К. Дэвиса;

10. теория "стимул-ценность-роль" или "обмен и максимальная выгода" Б. Мурстейна.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие общественно одобряемые объекты - на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на отцов.

Разные подходы в определенной мере нашли отражение в комплексной теории Б. Мурстейна - теории фильтров. В соответствии с этой теорией при выборе действуют 3 фактора: побуждение, достоинства, роль. Согласно этой концепции отношения проходят в своем развитии ряд своеобразных фильтров (фаз).

Первый фильтр, первая фаза - побуждение. На этом этапе объект предстает в качестве стимула, обладающего определенными характеристиками. Здесь действуют закономерности возникновения аттракции: (близость, как частота взаимодействия, дающая основу для обнаружения сходства, внешняя привлекательность). При неблагоприятном сочетании этих переменных аттракция не возникает и общение не продолжается.

Второй фильтр, вторая фаза - достоинства. Состоит в требовании определенного уровня сходства партнеров. Мы отмечали, что принцип сходства действует и на начальном этапе знакомства. Здесь оно является решающим условием поддержания и развития отношений. Но акцент снимается на сходство установок по различным вопросам, т.е. сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей. Сходство рождает чувство удовлетворения. Сходство делает расположение друг к другу длительным.

Третий фильтр, третья фаза - роль. Фаза ролевого соответствия. Речь идет как о соответствии друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей.

Так и об определенном сочетании личностных характеристик членов пары. Р. Винч выдвинул принцип дополнительности потребностей, согласно которому условием стабильного взаимодействия является такое сочетание систем потребностей двух людей, при котором удовлетворение потребности одного будет одновременно и удовлетворением потребностей другого. Примером такого дополнения могут служить потребность в доминировании у одного из партнеров,

 

сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого. Предположение Р. Винча получило подтверждение в работах А. Кьеркофа и К. Дэвиса, которые обнаружили, что после 18 месяцев знакомства принцип дополнительности действительно играет существенную роль в детерминации взаимоотношений. До истечения этого срока по их данным, важнее соответствие систем установок.

Следует отметить, что во всех фазах действует принцип "соизмеримости обмена ". Равновесие достигается в таком случае, если он является равноценным с точки зрения обоих партнеров.

Эмоциональные отношения, проходя через систему фильтров, характеризуются все большим учетом внутреннего мира другого человека. Партнер воспринимается вначале как объект, носитель определенных свойств, и лишь потом, формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается общая картина мира.

4. Психологические особенности развития семьи на различных этапах ее существования. Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла: образование семьи - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребёнка; окончание деторождения - вождение последнего ребёнка; "пустое гнездо" - вступление в брак (и выделение из семьи ) последнего ребёнка; прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Жизненный цикл семьи, который иногда называют моделью развития семьи, исследуется по шкале возраста супругов либо возраста семьи, под которым понимается продолжительность брака супружеской четы, образующей ядро семьи. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие смерти какого-либо из членов семьи, разделения или воссоединения родственников или прекращения брака, вступления во второй брак и т.д.

Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста. У нас получила большое распространение периодизация Э.К.Васильевой.

1. Зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно.

2. Рождение и воспитание детей это сложный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально -

 

духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуги, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно - эмоциональная общность гораздо и большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются: перегрузка одного из супругом или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил; необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания, супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине "разочарования в характере" и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.

3. Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. Все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семьи приобретают новые обязанности, связанные с активным участием в домашнем труде и уходе за детьми, появляются новые роли "бабушек и дедушек" особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей семейной жизни, перекладывается на старшее поколение. В этот период характерно завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей.

Особую классификацию стадий развития семьи предложил Г. Бейтсон:

· Стадия монады - добрачная стадия представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правила родительской семьи.

· Стадия диады - пара начинает жить вместе и сталкивается с различными проблемами. Молодые люди должны договориться, по каким правилам будут строить свою семью. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей. Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие - внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам, связанным с самооценкой. Пример, ситуации, когда муж работает, а жена нет - вопрос - как ей будут доставаться финансы. Дистанция между двумя в диаде очень близкая.

· Стадия триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную

 

структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов - дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребенка - это символический развод с мужем. Появление ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4) Стадия квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации - младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему все, а ему ничего. Здесь надо вновь договориться, кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт. Распределить силы и средства и прийти к новым соглашениям.

5) Стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерно, если течение всего 1-го класса ребёнок справляется с предъявляемыми требованиями это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

6) Стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себя, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи, как ребенка. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к ребенку. Семья - это функциональная модель. Семья, где есть подросток, должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся. Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40- летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после ее прохождения происходит отделение ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

7) Стадия пожилой диады - все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда).

8) Стадия пожилой монады - наступает после смерти одного из супругов.

В процессе изучения семейного функционирования и организации психосоциальной помощи семье необходим учет нормативных (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) периодов или кризисов. Многое зависит от желания и культуры межличностных отношений супругов, их способности пересматривать свои взгляды, стремления поддерживать здоровые отношения с

 

другими членами семьи. Кризисная ситуация в браке характеризуется нарастанием чувства неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникает молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки. В литературе описаны два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

Первый наступает между третьим и седьмыми годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы: исчезновение романтических настроений, неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту; рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию; более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он может продолжаться несколько лет. Его возникновение совпадает с приближением периода старости, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб; с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; возможного стремления мужа сексуально проявить себя "пока еще не поздно".

Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

5. Семейный конфликт: понятие, причины, профилактика. Семья древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют на протяжении продолжительного времени, которое начисляет десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать конфликты.

В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между супругами, родителями и детьми, супругами и родителями, бабушками (дедушками) и внуками.

А. И. Кочетов называет семь основных причин, перечисляя их в соответствии с частотой встречаемости:

· нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

· биологическая несовместимость;

· неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми - родственниками, знакомыми, сослуживцами и т. д.;

· несовместимость интересов и потребностей;

· различные педагогические* позиции по отношению к ребенку;

· наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов;

· отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.

 

 

Ключевую роль в семейных отношениях имеют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения определенных потребностей. Исходя из этого выделяют основные причины супружеских конфликтов:

· психосексуальная несовместимость супругов;

· неудовлетворение потребности в значимости своего "Я", неуважение со стороны партнера;

· неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, внимания;

· страсть одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые затраты только на себя и т.д.);

· неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношениях с родителями и т.д.;

· расхождение в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения мши их семей; чрезмерная занятость одного из супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; Продолжительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и т.д.

Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, то есть изменения, которые происходят в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного статуса женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения является полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

Конфликтное поведение партнеров может выражаться в скрытой и открытой формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, который говорит о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность во взаимоотношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные обвинения; демонстративные действия (хлопанье дверью, биения посуды, стучания кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др.

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще оказываются в виде переживаний, которые в силу выразительности, продолжительности или повторения сильно влияют на личность. Выделяют такие

 

психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, "семейная тревога", нервно-психическое напряжение чувство вины.

Ощущение полной семейной неудовлетворенности возникает в результат конфликтных ситуаций, в которых оказывается заметное расхождение между ожиданиями индивида относительно семьи и ее действительной жизнью, Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствия радости, ностальгически воспоминаниях, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражаете«в эмоциональных взрывах и истериках.

Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений. Большинство из них сводится к следующему:

· Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) ближайший дли тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не собирать ошибки и обиды, а сразу реагируй на них.

· Не делайте замечаний друг другу в присутствия других (детей, знакомых, гостей и т.д.).

· Не преувеличивай собственные способности и достижения, не считай себя всегда и во всем правым. Больше доверяй, и ревность своди к минимуму.

· Будь внимательным, умей слушать и чувствовать партнера.

· Не опускайся, проявляй заботу о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками.

· Никогда не обобщай даже явные недостатки партнера, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

· Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением.

Конструктивность устранения супружеских конфликтов, как ничто другое, зависит в первую очередь от умения партнеров понимать, прощать и уступать.

 

Задания

1) Описать психологические особенности семьи на различных этапах ее развития. Проанализировать ряд психологических проблем, с которыми сталкиваются члены семьи (на примере своей собственной семьи).

2) Разработать психокоррекционные мероприятия, направленные на улучшение взаимоотношений в семье, где воспитывается подросток.

3) Провести психологический анализ семейной конфликтной ситуации на примере художественных произведений. Обозначить роль психолога на различных стадиях конфликта.

 

Литература

1. Бондарчук О.І. Психологія сім’ї курс лекцій. - К., 2001.

2. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М., 1988.

3. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. - Мн., 1988.

 

 

4. Войтко В.И. Этика семейных отношений. – К., 1981.

5. Краткохвил А. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М„ 1991.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

7. Сысенко В.А.Семейные конфликты. – М., 1989.

8. К. Шевандрин Н.И.. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. – М., 2000

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.