Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Социально-психологическая модель семейно-брачных отношений




План

1. Концептуальные подходы при изучении семейных отношений.

2. Теоретическая типология моделей семьи.

3. Альтернативные формы развития семейно-брачных отношений.

4. Социально-психологические особенности семьи с благоприятным психологическим климатом.

5. Социально-психологические особенности семьи с неблагоприятным психологическим климатом.

 

1. Концептуальные подходы при изучении семейных отношений. К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм. Рассмотрим эти подходы несколько подробнее.

Эволюционный подход. Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений внесли И.Я.«Баховен и Дж.Ф. Мак-Леннан. Авторы подчеркивали в своих работах идею изменчивости форм брака. Идеи патриархальности семейного уклада отражены, а работах Платона и Аристотеля. Идея группового брака отмечалась у Геродота. Идеи матриархата и исторического

 

развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л.Г.Моргана, Ф. Энгельса. В качестве основной причины изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи является разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности, появление частной собственности и наследования. Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства.

Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления Э. Дюркгейм сконцентрировал исследования на механизмах сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимосвязи разводов и самоубийств. Он обратил внимание, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Представителям данного подхода принадлежит разработка проблем материнства и отцовства (Б. Малиновский). Большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам (У. Огборн). В функциональном подходе в отличии от эволюционистского ключевым моментом выступает проблема ответственности, т.к. мера ответственности способна задавать динамику семейных отношений.

В рамках функционального подхода рассматривается этологическое направление. Представители этого направления оперируют методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Сторонники данного направления отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений, т.к. он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому инстинкту взрослых. Необычность этологической точки зрения заключается в предположении изначальной моногамности предков человека. В последнем сосуществовали программы моногамного и группового брака. При изменении условий жизни люди могли легко переходить к разным формам брачных отношений.

Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальником данного подхода считают Ф. Ле Пле. В качестве эмпирического метода исследования автор использовал анализ бюджета семьи как количественного выражения многообразия внутрисемейного функционирования и микросреды семьи. Ле Пле подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, оказавшихся под прессингом индустриализации и

 

 

урбанизации, что проявляется в разрозненном существовании родителей и догм в ослаблении отцовского авторитета.

В рамках сциентистского подхода семейные отношения рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. К сторонникам этого подхода, относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса, Ж.Пиаже, 3. Фрейда и др. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семьякакединство взаимодействующих личностей" - вот ключевые моменты теорий сциентистской социально-психологической направленности.

Таким образом, психология семейных отношений сложилась как науки изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы семейных отношений.

2. Теоретическая типология моделей семьи. Вопрос о классификации, типологии семьи очень сложен. До сих пор не существует общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием еще более сложным, потому что она не только объединяет несколько различных личностей, но и использует разные формы, системы связей, отношений между ними. Поэтому о строгой типологии семьи пока еще не может быть и речи, но попытки дифференциации семьи уже предпринимаются.

Семья, в момент появления родовой структуры человеческого общества, была патриархальной по стилю управления и многопоколенной по структуре. Такая модель семьи, с небольшими вариантами, была характерна для самых различных человеческих сообществ на протяжении более чем 5-6 тысяч лет.Впатриархапьно-многопоколенной семье все обязанности жестко предписаны, каждый член семьи четко знает, что ему нужно делать. Это определено раз и навсегда и не подлежит никаким изменением.

Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Так, выделяются моногамная и полигамная семьи. Родственные связи |определяют простой, нуклеарный или сложный, расширенный тип семьи. Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений - прародители, родители и дети (внуки). Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений. Кроме того, В. С. Торохтий семьи различает по таким параметрам:

По семейному стажу супругов: семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста (от трех до десяти лет совместного проживания), семья старшего супружеского возраста (десять- двадцать лет супружеского стажа), пожилые супружеские пары (после вступления в брак их детей и появление внуков).

По количеству детей: бездетные, малодетные (семья с одним-двумя детьми), многодетные (трое и более детей).

По составу семьи: неполная (один родитель с детьми); простая (нуклеарная); сложная (расширенная); большая (состоит из трех и более супружеских пар).

 

 

По типу главенства, руководства семьей: эгалитарная (равноправная); авторитарная (беспрекословное повиновение одного члена семьи другому) – матриархальная (женщина во главе), патриархальная (мужское главенство).

По семейному быту, семейному укладу, направленности: детоцентрическая (в центре семьи здоровье, развитие, образование и воспитание семья отдушина (главное внимание уделяется душевному комфорту всех членов семьи); семья бивуачного типа (члены семьи много путешествуют, невнимание, пренебрежение к "бытовым мелочам").

По однородности социального состава: социально-гомогенные (однородные, члены семьи принадлежат к одинаковым слоям общества: рабочие, служащие, люди искусства и т.д.); социально-гетерогенные (разнородные супруги, и имеют неодинаковое образование, различные профессии).

По типу потребительского поведения семьи: с физическим уклоном (на первом месте стоят проблемы биологического существования, не от нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей); с интеллектуальным типом поведения (члены семьи предпочитают иметь хорошую книгу, чем престижную вещь или лакомое блюдо); смешанный тип (гармонично сочетаются интересы, потребности материальные с духовными, культурными).

По особым условиям семейной жизни: студенческие семьи (один из супругов является студентом); дистантные семьи (супруги большую часть «ни не живут совместно - семьи моряков, полярников, артистов, геологов и т. д.)

По качеству отношений в семье: благополучные, счастливые; проблемные (нет взаимопонимания, сотрудничества, холодная психологическая атмосфера); конфликтные (во взаимоотношениях есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния); социально неблагополучные (культурный уровень супругов низкий, распространено пьянство, наркомания); дезорганизованные семьи (процветает культ силы, господствует чувство страха, каждый член семьи живет сам по себе).

3. Альтернативные формы развития семейно-брачных отношений. Рассматривая различные типы, модели и формы семейных отношений следует заметить, что большинство людей живет традиционными формами семьи и брака. Темне менее, увеличение возможности расторжения брака и появившиеся к настоящему времени альтернативы влияют на тех, кто живет в традиционном супружестве. Все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни. Происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется. Концепция традиционного брака представляется слишком тяжеловесной и обязывающей. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная одинокая жизнь и т.д. являются развившимися к настоящему времени альтернативами. Р. Зидер полагает, что, по-видимому, они предлагают лучшие возможности для познания жизни и облегчают

 

 

разрыв сложившихся отношений. Рассмотрим эти альтернативные формы

(таблица 1).

 

Табл ица 1. Формы брачн о-семейных от ношений

Традиционные брачно-семейные отношения Альтернативные формы брачно- семейных отношений
1. Законные (юридически оформленные, фиксированные) 1.1. Одиночество (мужчины и женщины в "подходящем для брака" возрасте решают жить отдельно, но эта установка может и не быть пожизненной) 1.2. Незарегистрированное сожительство (это форма неформальных брачно-семейных отношений или "пробный брак")
2. Наличие детей 2.1. Сознательно бездетный брак (здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей)
3. Стабильные семейно-брачные отношения 3.1. Развод 3.2. Повторный брак
4. Установка на главенство мужчины (патриархальные семьи) 4.1. Открытый брак (целью такого брака является увеличение открытости, самовыражения, аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу)
5. Сексуальная верность партнеров 5.1. Внебрачный секс или интимная дружба (наличие внебрачных связей интимного характера, возможно появление внебрачных детей и некоторое участие в совместном ведении хозяйства) 5.2. Свингерство (обмен брачными партнерами)
6. Гетеросексуальность 6.1. Гомосексуальность (в основе таких отношений лежит однополая любовь)
7. Диадный брак 7.1. Групповой брак

Таким образом, кризис современной семьи сигнализирует о тенденции возникновения альтернативных форм брачно-семейных отношений. Большинство людей живет традиционными формами семьи и брака. Наиболее сильным аргументом в пользу традиционных вариантов остаются интересы детей.

4. Социально-психологические особенности семьи с благоприятным психологическим климатом. Социально-психологические особенности семьи

 

 

принято рассматривать в рамках изучения психологического климата каждой конкретной семьи. Психологический климат - это совокупность психологических состояний, настроений, отношений людей в группе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др. На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Наиболее ярко психологический климат проявляется в совместимости людей. Под этим обычно понимается определенная созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью Причин супругов. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе критически. Рассматривая, признаки благополучия и неблагополучия семьи американский психотерапевт В. Сатир отмечает, что в благополучной или зрелой семье "...всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом, там можно открыто проявлять свою радость и боль, а рассказывая о неудаче, не боятся, что будешь осмеян, так как все в этой семье понимают, что вместе с риском, с попытками попробовать что-нибудь новое в жизни обязательно будут и ошибки, которые означают, что человек растет и развивается. В таких семьях легко увидеть и услышать проявления особой жизненной силы. Люди, счастливо живущие друг с другом, даже выглядят по особому. Их движения свободны и грациозны, выражение лица умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга или в пол; они искренни и естественны в отношениях друг с другом. Дом, в котором живет такая семья, наполнен светом и яркими красками. Люди в таких семьях с удовольствием прикасаются друг к другу, открыто выражая при этом свои чувства, совершенно независимо от возраста. Зрелая семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, но если что-то в плане нарушается, она может спокойно принять и оценить эти изменения. В зрелой семье хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо еще..." Американский психотерапевт К. Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как: преданность и сотрудничество; общение, предполагающее открытое самовыражение; гибкость отношений; самостоятельность. Он исходил из того, что семейные отношения представляют собой процесс развития всех членов семьи. Особую роль в укреплении семейных отношений он отводил совместному переживанию радости в семье, аутентичности отношений и толерантности членов семьи друг к другу.

5. Социально-психологические особенности семьи с неблагоприятным психологическим климатом. Проблемные семьи или неблагополучные, по мнению И. Сатир независимо от характера проблем тоже имеют много общего в

 

своей жизни. "...Атмосфера проблемной семьи чувствуется очень быстро, характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Иногда семейная атмосфера полна скрытности. В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованны и напряжены или неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражают словно маски. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только не видят, но и не слышат. Голоса их звучат резко и скрипуче или почти не слышны. Никто никогда не улыбнется. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Юмор в таких семьях чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. В таких семьях люди просто избегают друг друга: они настолько погружаются в свою работу, что все реже и общаются со своими близкими. Родители призывают детей не обижать и огорчать друг друга, а сами беспрестанно шлепают или бьют..." В. Саш утверждает, что семья может стать тем местом, где каждый найдет любовь, понимание и поддержку. Семейная жизнь, по мнению американской психотерапевта, самый трудный вид деятельности и значение данной деятельности слишком велико.

Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если помочь неблагополучной семье стать зрелой, а зрелой подсказать, как быть еще гармоничнее, потенциал членов таких семей значительно возрастет и вместе с ними проникнет в правительство, школы, ни предприятия и организации - во все социальные институты.

Задания

· Кратко опишите модели семьи любого этноса, конфессии и т.п.

· Сравните значение словосочетаний "взять в жены" и "выйти замуж".

· На примере художественной литературы привести примеры различных взаимоотношений в семье (3-4 примера).

· Согласно рассмотренным моделям семейных отношений определить принадлежность своей семьи к тому или иному типу по указанным признакам.

Литература

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.

2. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. - М., 1996.

3. Дружинин В.П. Психология семьи,- М., 1996.

4. Зацепин В.И. Молодая семья. - К., 1991.

5. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVII - XX вв.). - М„ 1997.

6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.,

2000.

 

 

 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.