Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 22




Человек активно познает и преобразует окружающую действительность. Его деятельность материальна и целенаправленна, она предметным образом изменяет мир и самого человека. Основой человеческой деятельности – практики – выступает труд. В самой сущности труда заложена основа эстетического творчества.

Труд можно подразделить на: собственно конкретный труд и его продукт; труд как свободное творчество.

Трудовая деятельность как свободное творчество человека является эстетической деятельностью, которая предстает в предметах и вещах как прекрасных явлениях. Однако не всякая затрата физических сил приводит к созданию прекрасного: эстетическое творчество неосуществимо до тех пор, пока производственная жизнь как главная сфера жизнедеятельности человека будет являться для него лишь средством для реализации главной потребности – сохранения физического существования.

В процессе многовековой трудовой практики человек научился создавать в предметах красоту и изящество формы, гармонию красок, линий, ритма. Археология, этнография, история искусств доказывают, что человек научился чувствовать, осознавать и оценивать красоту лишь через трудовую деятельность, в процессе созидания предметов и вещей.

В трудовом акте соединилось две функции: деятельность по созданию замысла произведения (поиск оригинальной формы, подбор соответствующего материала, палитры красок, приемов обработки) и физическая работа по непосредственному производству предмета. С изменением характера труда эти две функции соединились с задачей эстетизации процесса производства. В решении данной проблемы главная роль отведена дизайну.

Дизайн – это предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, средство гуманизации орудий и продуктов производства, а также окружающей среды. Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления, ситуации технической революции, особенно развитием автоматизации в промышленности, что повлекло за собой необходимость стандартизации производства. Машинное производство тиражирует образец, который должен обладать высокими эстетическими качествами, опережающими и формирующими вкусы потребителя. Продукт дизайна своими эстетическими качествами должен соответствовать современному стилю, функции изготовляемого предмета, культурной традиции его социального функционирования, технологическим особенностям современного массового производства.

Дизайн выделился в самостоятельную сферу деятельности тогда, когда были созданы технические предпосылки для крупномасштабного промышленного производства. Именно оно выдвинуло особые требования к созданию предметов потребления, строительству городов, выпуску машин и механизмов, технологии промышленной эстетики. Ведь разнообразие социальных групп и индивидов со своими вкусами, различными эстетическими пристрастиями к одежде, мебели, жилищу, предметам быта не могут быть удовлетворены хотя и значительными по количеству, но однотипными по форме продуктами промышленного производства. А само промышленное производство, отлаженное, нацеленное на количество выпускаемой продукции, трудно приспособить к многообразию запросов и требований потребителя.

Дизайн предполагает: 1) выдвижение новой хозяйственной проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) рациональное воплощение этой идеи, выразительное стилистическое оформление этого предмета. При сочетании этих трех моментов перед нами полный дизайн, два последних – это модернизация, третий – стайлинг, стилизация, эстетическая обработка готовой продукции.

Дизайн – это продолжение художественной традиции и вкуса в сфере продукции индустрии, вещей обихода и утилитарного потребления. Дизайн – это эстетический и научно-технический уровень данного общества, воплощенный в товарах широкого потребления, в вещах быта и орудиях труда, в средствах транспорта и продуктах культуры.

Таким образом, эстетическое творчество – это особая форма практически духовного освоения действительности, осуществляемая с целью наслаждения творческой деятельностью и ее продуктами.

 

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Эстетика», «Практика», «Прекрасное», «Возвышенное», «Безобразное», «Трагическое», «Комическое»,.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Естетика», «Прекрасне», «Комічне» «Трагічне».

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.