Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История эстетической мысли




 

1. Эстетические взгляды античности и средневековья.

2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.

3.Эстетическая мысль Украины.

 

Эстетические взгляды античности и средневековья

Основные направления в развитии эстетики отчетливо обозначи­лись в Древней Греции, где искусство и философское осмысление его сущности достигли высокого уровня развития.

Первые попытки решения эстетических проблем были предприняты Пифагором, Алкмеоном, Эмпедоклом, Теофрастом. Пифагор считал, что в основу всего сущего положено число, которое является основой гармонии. Гармония чисел виделась им даже в движении небесных сфер. Среди искусств высшим носителем гармонии выступает музыка – “искусство искусств”.

Основу эстетических взглядов Сократа составляют идеи о том, что этическое и эстетическое – это единое целое. Для обозначения этого единства он вводит понятие “калокагатия”. Прекрасное связано с пользой и целесообразностью, отсюда, прекрасное – это все, что служит достижению определенной цели. Искусство, по мнению Сократа, должно подражать природе, отражать состояние человеческой души. Объектом произведения искусства должен быть прекрасный духом и телом человек.

Платон объявил идею источником эстетиче­ского начала. Важнейшей эстетической проблемой Платона является прекрасное. Он ищет абсолютно прекрасное: идея делает предме­ты материального мира прекрасными, она вне времени и про­странства, она неизменна. Красота носит сверхчувственный ха­рактер и постигается не чувствами, а разумом.

Гераклит, Демокрит, Аристотель считали, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах и закономерностях бытия. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, цельность рассматриваются ими как объективные основы прекрасного.

Аристотель рассматривал проблемы эстетики в своих трудах «Риторика», «Политика», «Поэтика». Искусство - это подражание, воспроизведение природы. Аристотель был против простого копирования. Он говорил о творческом отражении действительности, когда можно отойти от точного воспроизведения, обеспечивая большую выразительность художественного произведения. Однако художник не должен допускать ошибок, например, изображать коня, поднявшегося одновременно на две правые ноги. Аристотель также выдвигает каноны искусства, т.е. четкие правила, на основе которых рождается произведение искусства.

Завершающей стадией античной эстетической мысли стала эллинистическая эстетика, важнейшими представителями, которой явились Эпикур и Плотин. В частности, Эпикур настаивал на идее возникновения искусства из потребности человека в наслаждении, хотя и признавал утилитарную роль искусства. Плотин и неоплатоники признавали чувственный мир проявлением Божественной эманации, следовательно, вторичным и несовершенным. Цель человека – вернуться к Богу через аскезу и экстаз, через освобождение души от телесного.

В период средневековья идеалистические тенденции антич­ной эстетики получили продолжение в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др. Августин (354-430) считал, что мир прекрасен, ибо его сотворил Бог. Он есть сверхчувственная, вечная и абсолютная красота. В своей сущности - красота – это добро и истина, которые чувственно воспринимаются в форме созерцаемой красоты. Кра­сота имеет значение не сама по себе, a соответствует смыслу, который в ней заключен. Отсюда пренебрежение к форме произведения: Августин теоретически оправдывает схематизм, символичность, аллегоризм средневекового официального искуства.

Фома Аквинский (1225-1274) пытался определить специфи­ку эстетического чувства, которое, на его взгляд, бескорыстно. Искусство он, следуя за Аристотелем, рассматривает как подра­жание. Прекрасным Фома называет тот образ, который наиболее точно отражает вещь, даже если она сама по себе безобразна.

Расцвет эстетики Византии связан с IV-VI вв. Видными ее представителями были Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо - Дионисий Ареопагит. Их интересовали не только традиционные вопросы о прекрасном, но и проблемы образа, символа, значения слова и его внутреннего содержания. Особенное место в эстетике Византии занимала разработка эстетико-искусствоведческих функций иконы и правил изображения Бога. Для решения этой проблемы разрабатывались понятия канона, условности, лако­ничности, декоративности.

В целом средневековая эстетика носила схоластический, формальный, оторванный от жизни характер и в основном обобщала положения искусства, находящегося под непосредст­венным влиянием церкви.

 

Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Одной из важнейших особенностей эстетики Возрождения является тесная связь с художественной практикой. Это предметная эстетика, ставившая целью решение конкретных вопросов искусства. Согласно гуманистам, мир по своей глубокой сущности прекрасен: красота лежит в его законах. Искусство должно открыть эти объек­тивные законы и руководствоваться ими.

Главный тезис эстетики Возрождения – это положение о том, что искусство является отображением действительности. Требуется воспроизведение в искусстве природы и человека, как совершеннейшего творения природы. Несмотря на то, что эстетика Возрождения не представляла абсолютно однородного явления, она была реалистической эстетикой, тесно связанной с художественной практикой, направленная на действительность.

Центральной фигурой эстетической мысли Ренессанса был итальянский художник, архитектор и гуманист Леон Батист Альберти (1404-1472). Свое учение о прекрасном он изложил в трактате «Об архитектуре». Мыслитель сущность прекрасного видел в гармонии: хотя красота архитектуры и определяется математически, однако без гармонии, суть которой в упорядочении частей, прекрасное невозможно. Каждый вид искусства имеет свои элементы гармонии. Так в музыке – это ритм, мелодия и композиция, в скульптуре – мера и пропорции. Альберти пытался объяснить прекрасное через его антипод – безобразное. Он считал, что задачей искусства является не подражание безобразному, не исправление его, а сокрытие, утаивание.

Эпоха Возрождения поставила в центр внимания своего времени фигуру художника. Именно художник признавался идеалом для людей этой эпохи. Он должен быть универсально образованным человеком, и практически все художники Ренессанса стремились соответствовать этим высоким требованиям. Свидетельством этому является творчество Леонардо да Винчи. Важное место в эстетической концепции Леонардо занимает проблема прекрасного в искусстве. Сущность его состоит в наличии всей гаммы эстетических ценностей – прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Художник, сопоставляя их, усиливает выразительность прекрасного в искусстве.

Значительное место в эстетике Ренессанса отводится проблеме пропорции, которая признавалась предпосылкой совершенства и прекрасного. Этой проблеме посвящен труд Луки Паччоли «О божественной пропорции». Учение о пропорции составляет основу эстетической теории немецкого художника Альбрехта Дюрера. Суть красоты человеческого тела Дюрер видел в правильных пропорциях, при этом он абсолютизировал роль математических вычислений: разработал шкалу измерений, которая содержала 1800 частей человеческого тела.

В Новое время в Европе зарождается классицизм (лат.c lassicus — первоклассный) - направление в эстетике XVII-XVIII вв. Родиной классицизма считается Франция. Эстетика классицизма ориентировала на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Для эстетики характерны отвлеченная типизация образов, регламентация жанров, форм, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам.

Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Николя Буало (1636-1711). Духовную красоту он ставит выше физической, а произведения искусства — выше творений природы. По Буало, художник в своем творчестве должен руководствоваться строгими правилами. Регламентация жанров разделяет их на «высокие» - ода, поэма, трагедия и «низкие» - эпиграмма, басня, комедия. Образцом искусства признавалось античное искусство. Буало также считает, что искусство выполняет функцию катарсиса.

Эстетика классицизма подвергалась критике в следующую эпоху- эпоху Просвещения. Французские просветители главное внимание уделили выяснению социальной функции искусства и познавательной природы художественного творчества. Вольтер, Дидро, Гельвеций, Руссо, с одной стороны, подчеркивают нравственно-социальный аспект искусства, а с другой стороны — указывают на то, что искусство может выполнить свою высокую миссию, если будет давать праведное отражение реальности. В развитии эстетической мысли Просвещения особенно весомы заслуги Дени Дидро (1713-1784). По убеждению Дидро, природа выше искусства. Художник никогда не создаст такое произведение, которое бы превосходило природу, ибо копия никогда не способна полностью воспроизвести оригинал.

Из немецких просветителей. И.Гердер (1744-1803) впервые поставил вопрос, о необходимости исторического подхода к художественной культуре. Красота, по Гердеру, возникает из жизни, которая выше искусства. В основе прекрасного лежит истина, всякая красота должна вести к истине и добру.

Глубокую трактовку у немецких просветителей получили фундаментальные эстетические понятия: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, а также вопросы, связанные с общественной природой искусства (его социальная обусловленность, место в жизни общества).

Эстетика Просвещения утверждала за искусством функцию воспитания посредством прекрасного, возвышенного, а также гармоний, вкуса. Мыслители Просвещения, в отличие от античных философств, считали «искусством искусств» поэзию.

Эстетика как самостоятельная наука сформировалась в середине ХVIII в. благодаря немецкому философу и теоретику искусства Александру Готлибу Баумгартену Эстетика, по Баумгартену, относится к теории познания – гносеологии, как и логика. Различия между логикой и эстетикой состоят в следующем: эстетика связана с чувственным познанием, а логика – с интеллектуальным; эстетика изучает суждения вкуса и ведет к познанию прекрасного, а логика изучает суждения разума и ведет к познанию истины.. Исходя из этого, Баумгартен называл эстетику наукой о чувственном познании, которая познает прекрасного, законы его воссоздания и восприятия.

Эстетика Баумгартена оказала значительное влияние на эстетические концепции представителей немецкой классической философии И. Канта и Г.Гегеля.

Эстетические взгляды Канта изложены в его труде «Критика способности суждения». Впервые в истории эстетической мысли Кант доказывал, что сфера эстетического – это самостоятельная сфера человеческого опыта, человеческого духа. Она лишена утилитарного интереса и заключается в бескорыстной творческой деятельности. Мыслителя интересовали эстетические категории прекрасного, возвышенного, целесообразного.

Существенную роль в развитии эстетики сыграл Гегель. Он читал лекции по эстетике в университетах Европы. Результатом является труд «Лекции по эстетике». Гегель отмечал, что предметом эстетики должно быть «царство прекрасного». Он негативно относился к термину «Эстетика» и считал, что его следует заменить другим – «философия искусства» или «философия художественного творчества». Гегель - «прекрасное» отождествлял с искусством, отсекая от предмета эстетики все, что находиться вне искусства. Одной из важнейших категорий эстетики Гегеля была категория идеала, которая составляет цель искусства. Эта мысль стала альтернативой взглядам Аристотеля и просветителей, которые цель искусства видели в подражании.

Идею связи эстетики и прекрасного развил Н.Г.Чернышевский. Определяя предмет эстетики через понятие прекрасного, он не ограничивал его сферой искусства, а настаивал на способности этой науки к всестороннему охвату жизни. Он считал, что значение эстетики как науки о прекрасном слишком узки, ибо при этом нивелируются категории возвышенного, трагического, комического. Помимо этого прекрасное не ограничивается только сферой искусства. По мнению Чернышевского, «прекрасное есть жизнь». Прекрасное проявляет себя в действительности и в искусстве.

В эстетике марксизма возникновение искусства рассматривалось в контексте культурно-исторического процесса, подчеркивалось, что подлинными творцами эстетических ценностей являются народные массы.

Современная эстетика, т.е. эстетика ХХ-ХХI вв., предстает сложным и противоречивым явлением. В ХХ в. эстетическая проблематика весьма продуктивно развивается не столько в специальных исследованиях, сколько в контексте других наук, прежде всего, в теории искусства, художественной практике, психологии, социологии, семиотике, лингвистике.

В середине и второй половине ХХ в. начали формироваться, а сегодня всесторонне развиваются новые направления, среди которых интуитивистская эстетика (А.Бергсон, Б.Кроче, Г.Рид), психоаналитическая эстетика (З.Фрейд, А.Адлер), феноменологическая эстетика (Э.Гуссерль, М.Шелер, М.Мерло-Понти), экцистенциалистская эстетика (Л.Шестов, Н.Бердяев, Ж.-П.Сартр, А.Камю), структуралистская эстетика (К.Леви - Стросс, Р.Берт, Ф.Шлейермахер, Г. Гадамер).

Основоположником интуитивистской эстетики является французский философ, лауреат Нобелевской премии А.Бергсон. Его волновала проблема познавательной деятельности человека, который, по мнению Бергсона, наделен двумя видами познания – интеллектом и инстинктом, сформировавшимся в процессе исторического развития. Интеллект и инстинкт являются основой третьей формы познания – интуиции. Результатом существования интуитивной формы познания явилась сфера эстетического и художественного творчества. Бергсон разработал собственную теорию искусств, основная идея которой – искусство абсолютно независимо от реальности. Если бы искусство было связано с действительностью, то творцом – художником мог бы стать любой. Следовательно, искусство – это призвание избранных. Идеи Бергсона оказали значительное влияние на современную литературу Последователи интуитивистской эстетики Бергсона стали итальянский философ Б.Кроче и английский эстетик Г.Рид.

Психоаналитическая эстетика возникла на основе психологического и философского учения З.Фрейда. Одной из концепций его психоанализа является концепция бессознательного. Он считал, что все процессы психической жизни человека бессознательны. Сознательная жизнь человека лишь малая частица в сравнении с бессознательным, в котором властвуют несознательные инстинкты, связанные с удовлетворением биологических потребностей. Однако в процессе социализации на человека накладываются определенные ограничения на удовлетворение этих потребностей, они вытесняются в сферу инстинктивной психологической энергии (либидо). Одной из возможных реализаций поглощенной инстинктивной энергии является творчество. Преображенное либидо – источник творческой активности человека.

В теории психоанализа Фрейд уделяет особое внимание феномену сновидений. Он стремился разъяснить символику снов. Фрейд использовал анализ сновидений при исследовании специфики художественного творчества деятелей искусства. Так, он работал над расшифровкой некоторых произведений Леонардо да Винчи, В.Шекспира, В.Гете, Т.Манна, Ф.Достоевского. В наше время метод психоанализа стал использоваться в исследованиях украинских и русских психоаналитиков и эстетиков. С точки зрения психоанализа стали изучаться жизнь и творчество А.Пушкина, Н.Гоголя, Л.Толстого.

Экзистенциалистская эстетика основывалась на философии экзистенциализма, которая возникла на рубеже ХІХ – ХХ вв. в России (Л. Шестов, Н. Бердяев) и достигла расцвета в Германии в первой половине ХХ в. (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и во второй половине ХХ в. во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю). В развитии экзистенциалистской эстетики огромную роль сыграла французская традиция.

Ж.П. Сартр основное внимание уделял чувственной природе человека, эстетического восприятия, художественного творчества художественного образа. Он выступил против традиционной концепции подражания в процессе рождения произведений искусства. По мнению Сартра, образ связан только с воображением и является состоянием сознания.

Основная идея философии А. Камю состояла в том, что «жизнь-это абсурд, ложь». Доказывая эту идею, он ссылалсяна героев Достоевского. Идеи абсурдности бытия нашли отражение также во французской драматургии абсурда (С.Беккет, Э.Ионеску). «Театр абсурда» отказался от сюжета, развития характеров. Подчеркивается гротеск, пародия, трагикомедия.

Особое место в эстетической мысли 50-70 гг. ХХ в. занимала феноменологическая эстетика, на которую повлияли идеи философов Э.Гуссерля и М.Шелера. В русле феноменологической эстетики творил польский эстетик Р.Ингарден. Основная проблема его исследований – эстетическое переживание. Своеобразно мыслитель решает проблему отличия художественной и эстетической ценности. К эстетическим ценностям он относил динамичность, экспрессивность, драматичность, ясность, изящество, оригинальность предмета искусства. Художественная ценность стимулирует эстетическое переживание, дает особенную радость при восприятии произведения искусства.

Начиная с 20-30 гг. и на протяжении всего ХХ в. особое место в развитии эстетического знания заняла структуралистская эстетика. Наибольшее распространение она получила во Франции (К. Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт). Структуралисты идут от идеи целесообразности абстрактно-теоретического, структурного метода в исследовании всех процессов и явлений человеческой жизни. Метод основан на знаковой теории и заключается в разделении материала на части – сегменты и анализе каждого сегмента.

В эстетике структуралисты рассматривали проблемы сущности искусства, творчества, эстетической функции, структурного анализа словесного искусства. Значительный вклад в развитие структуралистской эстетики внес Р. Барт. Основной проблемой у него выступает внутренняя структура произведения. Он утверждал, что в художественном произведении важную роль играют не только «язык» как общеобязательная норма и «стиль» как индивидуальная манера творчества, но и художественная форма. Барт поднял еще одну ванную проблему в эстетике – «диалог» читателя с литературным произведением и интерпретация произведений искусства. Это сблизило структуралистскую эстетику с герменистической.

Представителями герменевтики выступали Ф.Шлейермахер и Г.Гадамер. Шлейермахер дал четкое разъяснение специфики творчества художника и интерпретатора. Творчество художника, по его мнению, продукт бессознательного, интерпретатор же руководствуется сознанием, чтобы познать произведение через анализ его частей. Гадамер отождествлял предмет эстетики и искусства. Герменистическая эстетика в трактовке творчества разделяет аристотелевскую идею подражательния его природе.

Постмодернистский этап в развитии эстетического знания наметился в начале 70-х гг. ХХ вв. Тогда было заявлено о независимости эстетики от философии и решено отстаивать абсолютную самостоятельность эстетики. Среди работ современных ученых выделяются труды английского эстетика Х.Осборна, посвященные постмодернистской эстетике, а также американского культуролога И.Хасана в области культуры постмодернизма, синтеза художественного и научного познания.

 

Эстетическая мысль Украины

Первые эстетические идеи Украины отражены в трактатах периода Киевской Руси – «Изборниках» 1073 и 1076 годов, «Поучении» Владимира Мономаха, а также в «Повести временных лет» Нестора и «Слове о полку Игореве». В Х – ХХІ эстетическая мысль была эмоциональна, подчеркивала «переживания сердца». Особое место в эстетике этого времени занимает символ Софии - Премудрости Божьей.

Важную роль в развитии отечественной эстетики сыграл труд «Слово о красе», где сравнивается краса физическая и краса духовная. В «Повести временных лет» уделено внимание раскрытию эстетических ценностей искусства, народных традиций и быта. В «Слове о полку Игореве» эстетическое опирается на фольклорные традиции.

В ХІІІ-ХV вв. эстетическое знание переплетается тесно с этическим и религиозным пониманием человека. Эстетика опирается прежде всего на духовные ценности. На рубеже ХV-ХVІ вв. серьезное влияние на духовную жизнь Украины оказывала философская концепция, созданная в Острожской академии. Наиболее полно она выражена в трудах И.Вышенского, который отстаивал идеи аскетизма, самоотречения от проблем красы.

Особое место в истории украинской эстетики принадлежит Киево-Могилянсокй академии. Значительный вклад в украинскую эстетику был сделан Ф.Прокоповичем (1681-1736). Сосредоточив свое внимание на проблеме красы, он рассматривал красу человека как гармонию духа и тела. Прокопович также считал, что поэтика влияет на развитие таких способностей человека, как ощущение прекрасного, стиля, фантазии, воображения.

Вторая половина ХVІІІ в. связана с деятельностью Г.С.Сковороды (1722-1794). Его эстетические взгляды перекликаются с философскими, этическими и поэтическими идеями. Размышления украинского философа завершаются созданием философии сердца, одной из составляющих которой было эстетико-художественное познание мира. Особое значение имеют идеи Сковороды о единстве красы, добра, блага, истины. Именно в объединении этих состояний, по мнению философа, происходит нравственно-эстетическое самоутверждение человеческой сущности.

В ХІХ веке с новаторскими эстетическими идеями выступил Т.Г.Шевченко (1814-1861). Он уделял значительное внимание вопросам специфики прекрасного, сущности художественного процесса, социальной значимости искусства.

Известный композитор, фольклорист и музыковед П.Сокальский (1832-1887) занимался исследованием эстетических проблем музыкальной критики, национальных особенностей музыкального творчества, стремился раскрыть соотношение музыкальной психологии и эстетики А.Потебня (1835-1891) выступил основоположником лингвистической эстетики.

На рубеже ХІХ-ХХ вв. развитие эстетической мысли в Украине ассоциируется с литературой и именами И.Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского, О. Кобылянской, В. Винниченко и др. Одни из них свои эстетические взгляды высказывали опосредованно (в эссе, письмах, дневниках, автобиографиях). Другие работали как ученые, и их научное наследие не менее важно для эстетики Украины, чем художественное творчество.

Особенное значение имеет теоретическое наследие И.Франко (1856-1916), в частности, его работа «Из секретов поэтического творчества». Исследования И.Франка соединило в себе этические и эстетические аспекты бытия. Он обогатил науку идеями, посвященными изучению природы художественного сознания, социальных и психологических основ творчества.

В развитии эстетической мысли Украины в первой половине ХХ в. значительную роль сыграли выдающийся деятель и теоретик искусства Лесь Курбас (1887-1942) и Микола Хвылевий (1893-1933), интересовавшийся проблемами эстетической культуры. Через все сферы деятельности Л.Курбаса проходит его понимание украинской культуры в контексте, общеевропейских процессов. С его именем связано обновление украинского театра и создание «Березиль». М.Хвылевого больше интересовала проблема эстетической культуры, которая рассматривалась как явление самодостаточное, центром которого должно стать элитарное, высокое, искусство и специфический путь развития украинской литературы и искусства на основе романтизма.

Во второй половине ХХ-начале ХХІ вв. появляются труды украинских авторов, в которых непосредственно анализируются проблемы эстетического (П.Гаврилюк, А.Гордиенко, В.Коршенко, К.Шудря и др.) Важную роль в развитии эстетики сыграли труды Б.Кубланова «Естетичне відчуття та мистецтво», И.Иванова «Практика і естетична свідомість», В.Баленко «Естетичне і природа».

Значительный вклад в развитие отечественной эстетической мысли внесли В.Мазепа («Художня творчість як пізнання»), А.Канарский («Діалектика естетичного процесу: діалектика естетичного як теорія чуттєвого пізнання»), О.Фортова («Про діалектичну єдність морального та естетичного»), М.Гончаренко («Геній в мистецтві і науці»).

Осмыслению и оценке украинской эстетики посвящен труд И.Иваньо «Очерк развития мысли Украины». Эстетике труда – исследование Д.Кучерюка «Естетика праці». Сложные проблемы существования искусства в современном культурном пространстве поднимает В.Панченко в работе «Художня творчість у контексті культури». Л.Левчук посвящает свои исследования проблемам культуры и эстетики.

 

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Аристотель», «Августин Блаженный», «Фома Аквинский», «Гегель», «Фрейд», «Сартр», «Сковорода».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Естетика», «Відродження» «Аристотель Стагірит», «Августин», «Тома Аквінський», «Гегель», «Фройд», «Сартр», «Сковорода».

.

 

Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов.

 

1. Художественная реальность: формы и способы существования.

2. Эстетическое воспитание и его функциональные особенности.

3. Государственная политика в области культуры и искусства.

 

Художественная реальность: формы и способы существования

Художественная реальность современной Украины весьма разнообразна, что связано и с особенностями развития искусства, и с его видовым и жанровым разнообразием и его богатыми историческими традициями. Сама же художественная жизнь требует определенной организации, профессиональной подготовки кадров, наличия определенных институтов, которые всемерно способствуют уведомлению общества о продуктах художественного производства, их пропаганде.

Профессиональная подготовка художественных кадров прошла длительный исторический путь от кустарного производства античности и цехового ремесла средневековья до автономизации художественного творчества в эпоху Возрождения и Нового времени. Появилось первое учебное заведение художественного образования – Болонская академия искусств. В ней студенты обучались не только навыкам своей профессии, но и получали теоретические знания по теории и истории искусства, знания по эстетике, философии, психологии и другим гуманитарным наукам. Уже тогда для работы в художественных академиях привлекали выдающихся деятелей искусств. Эта практика сохранилась и в наши дни.

Художественная реальность требует не только высокого профессионализма художников, но и возможности сделать их творчество доступным широким массам любителей искусства, а также обеспечить мастерам возможность творческого общения. Эти функции выполняют различные художественные учреждения: библиотеки, музеи, театры, концертные залы, выставки. Можно сказать, что художественные произведения становятся фактами культуры тогда, когда они доходят до публики. Они должны быть не только созданы, но и восприняты людьми.

Благодаря современным техническим средствам массовой информации художественная жизнь значительно активизировалась, произведения искусства становятся доступными широкой публике, входит в практику обмен художественными достижениями между народами и государствами. Сегодня можно утверждать, что искусство начинает развиваться как единый мировой художественный процесс.

Достижения науки и техники расширили возможности внедрения искусства в жизнь, что привело к значительному росту общей художественно-эстетической культуры. Благодаря масс-медиа и массовому тиражированию искусство расширило границы своего влияния, увеличилось число почитателей, что, в целом, привело к переориентации художественного рынка на массовый, не всегда требовательный, вкус и запросы.

Существует парадокс, который заложен в самой природе искусства. С одной стороны, автор художественного произведения создает его, стремясь выразить в нем свое индивидуальное видение мира. Он независим в своем творчестве, ведь творческая деятельность, по сути, имеет индивидуально-личностный характер. Однако с другой стороны художник творит, желая, чтобы его труд был воспринят другими и привлек к себе их внимание. Произведение искусства должно вызывать интерес – это непременное условие, которому оно должно соответствовать. Следовательно, художник также зависим от потенциальных потребителей своей продукции: если его творчество никому и никогда не будет интересно, то оно не имеет ценности. Автор-художник должен представлять себе, чем и как он может заинтересовать потенциального потребителя искусства и уметь сделать для этого все необходимое. Для этого требуется творческий дар, талант, высокое художественное мастерство, эстетический вкус, чувства и мысли, которые должны представлять интерес для публики, иметь значение для нее. В связи с этим великий И.Гете сказал: «чтобы что-то создать, надо чем-то быть».

Художественные произведения становятся фактами культуры только тогда, когда они доходят до публики. Поэтому любое художественное произведение всегда нуждается в соответствующей оценке своего общественного значения. Социальная оценка художественных произведений совершается читателями, а также посредством художественной критики. Деятельность критика заключается в профессиональном мастерстве словесно интерпретировать специфическую художественную образность живописи, танца, музыки, литературы и др. видов искусства. Искусство в общественной жизни позволяет расширить сферу форм общения человека: процесс восприятия искусства дает возможность общения с автором художественного произведения и его героями. В этом случае искусство выступает универсальным способом коммуникации, так как позволяет преодолевать барьер времени и пространства. Так, например, потребность в общении с литературными героями привела к особенной форме общественного резонанса – установлению памятников литературным героям (в частности, памятник Проне Прокоповне и Голохвастову в Киеве на Подоле).

Это значит, что искусство, составляющее основу художественной реальности, по самой своей природе диалогично: в диалог вступают, с одной стороны, творцы, создатели художественного произведения (авторы, а также исполнители – в таких видах искусства, как музыка, театр, кино), с другой – потребители, публика (читатель, зритель, слушатель). При этом каждое художественное произведение открывает нам какие-то черты социального мира культуры, в котором мы живем. А искусство в целом – это панорама всего многообразия этого мира. Поэтому российский философ культуры М.Каган утверждал, что искусство являет собой самосознание культуры, т.е. культура общества отражается в художественной сфере искусства, как в зеркале.

 

Эстетическое воспитание и его функциональные особенности

Эстетическое воспитание направлено на формирование цело­стной творческой личности, охватывает интеллектуальную, эмо­циональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны.

Эстетическое воспитание определяет не только знания, но и характер человека. При этом личность формируется под воздействием: эстетической теории; природного и общественного мира; произведений искусства; эстетической деятельности.

Термин «эстетическое воспитание» в научный обиход ввел немецкий поэт и мыслитель Фридрих Шиллер. Автором предполагались коренные социальные преобразования с помощью эстетического воздействия на психику человека. Очевидная утопичность таких идей впоследствии доказана исторической практикой. Вместе с тем значение эстетического воспитания для полноценного человеческого бытия недооценивать нельзя.

По своей сути эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования определенного – выраженного эстетического отношения человека к действительности. В ходе этого процесса вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей (прекрасное, изящное, грациозное, возвышенное, героическое, трагическое), в соответствии с представлениями об их характере, сложившихся в культуре определенного общества. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию мира, его эстетический вкус и идеал, способность к творческой деятельности по законам красоты, к созданию эстетических ценностей.

Тем самым эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями: формирование эстетическо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих способностей. Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, его связь с другими видами социально-воспитательной деятельности.

В широком философском смысле эстетическое воспитание предполагает качественное изменение общего уровня эстетической культуры отдельной личности, социальной группы, в перспективе – общества в целом. Практически это непрерывно длящийся процесс на протяжении всей жизни человека. Это воспитание – наиболее оптимальная форма создания и восприятия красоты, передачи художественно-эстетического опыта и навыков, приобретенных обществом индивиду.

Формы передачи эстетического опыта могут быть различными. Они усложняются по мере развития человека, а в историче­ском процессе – по мере усложнения структуры знания и общественных отношений. Но они должны быть непрерывными (кумулятивными), ибо ход истории невозможен без передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания. Общество не в состоянии социально-исторически и духовно совершенствоваться вне трансляции всех накопленных богатств культуры.

Эстетическое воспитание – это не только получение знаний на уровне информационных навыков, это одновременно и эстетическая деятельность индивида, его активная участие в художественно-эстетическом процессе.

Цели эстетического воспитания достаточно широки. В них отсутствует прямая утилитарная польза, но проявляется широкая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приоритетное значение. Если при нравственном воспитании предполагается формирование человека как субъекта социальных качеств, актуальных для данного общества, то эстетическое воспитание имеет в виду не только данное общество, но все человечество как общезначимый ориентир и критерий жизнедеятельности лично­сти. Эстетическое воспитание развивает творческие способности человека, научает его относиться к миру истинно по-человечески. Во всем этом есть источник и актуальности, и дальнейшего развертывания значения эстетического воспитания.

Важнейшие показатели эстетической воспитанности человека – его самостоятельные творческие личностные действия, их гуман­истический характер, благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразуемые с высоким художественным вкусом.

Характерными дидактическими особенностями эстетического воспитания, его закономерными проявлениями выступают такие качества личности, как: артистизм (совершенствование чувств, вкусов челове­ка, его облика и стандартов жизненного поведения); ценностно-ориентационный эффект (выработка способности личности оценивать естественные явления действительности и произведения искусства); креативность (пробуждение в человеке творческого потенциала художника).

Эстетическое воспитание не является самозамкнутым процессом. Оно соотносится с морально-нравственным воспитанием, поскольку существует органическое единство между эстетическими и этическими ценностями. Ведь красота, помимо своего прямого художественно-эстетического назначения, выступает также как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере гуманными.

Эстетическое воспитание развивает духовные способности человека, необходимые в различных областях творческой деятельности. Так, например, А.Эйнштейн много времени посвятил игре на скрипке. Это отнюдь не было время похищенное у науки, поскольку по его же собственному свидетельству настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.

Можно констатировать, что ядром и генеральным средством эстетического воспитания выступает искусство как вид духовно-практического освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Согласно И.Канту исключительная роль искусства (в общей системе способностей человеческого духа) заключается в том, что оно преодолевает грань между миром явлений и миром «вещей в себе», т.е. естественным миром природы и миром человеческой свободы. Эту роль (миссию) выполняет искусство. Истина и добро «находят» друг друга в красоте. «Красота спасет мир» – так истолковал кантовскую мысль о значении искусства и эстетики Ф.М.Достоевский.

Искусство социологизирует личность, делает ее истинно человечной и истинно общественной, вовлекая в сферу социальной жизни самые интимные и самые личные стороны человеческого существа. Другими словами высшая цель искусства – это всестороннее развитие социально-значимой и самоценной личности, культурное формирование ее потребностей и эстетических ценностных ориентаций. Ведь само развитие человека, его непрерывное совершенствование идет через общество, во имя лю­дей, а развитие общества – через человека и во имя человеческой личности.

Спо­собствовать историческому прогрессу во имя счастья человека, гармонизации и совершенствования его бытия – подлинное предназначение искусства. Поэтому эстетическое воспитание – это также воспитание экзистенциальной потребности в искусстве, развитие его понимания и художественного чувствования. В конечном итоге оно направлено на формирование и развитие эстетической культуры личности и общества в целом, которая представляет собой совокупность всех феноменов социокультурной жизни (мировоззрения, языка и коммуникативных форм, практических установок, общественных институтов и т.д.), способствующих реализации художественно-эстетического опыта на определенном этапе культурно-исторического процесса развития общества.

 

Государственная политика в области культуры и искусства

Художественная реальность в Украине напрямую зависит от культурной политики государства. Культурная политика представляет собой деятельность государства и власти в области культуры и искусства с целью содействия развитию национальной культуры и искусства.

Искусство и культура формируют целостную картину мира, т.е. определенную систему взглядов, благодаря которой человек вос­принимает окружающую действительность. Данная картина мира существует как общечеловеческая, как личностная либо как нацио­нальная. Именно с последней связана самоидентификация этноса, нации и личности как таковой. Культурная политика государства за­ключается в стремлении либо закрепить существующую картину мира, либо видоизменить ее в соответствии со своими целями. Субъектом культурной политики выступает государство, объектом – народ с его общенациональной картиной мира.

Картина мира – стройная система, содержащая три главных элемента: мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Она показывает, как именно представляет человек реальную действитель­ность и свое место в ней, в мире в целом, взаимодействие с природой, с обществом и другими людьми. Национальная картина мира формируется в обществе на протяжении многих веков. Можно сказать, что художник, так или иначе, отражает в своем творчестве существующие в культуре его народа и его эпохи взгляды и установки. Влияние государства проявляется в сохранении национальной картины мира или ее изменении частичном или даже полном (тогда речь идет уже о культурных революциях). Вспомним политику Советского Союза в области культуры.

Основными задачами государственной культурной политики являются: формирование определенной картины мира и внедрение ее в сознание граждан через средства массовой информации и специальные социальные институты (систему воспитания и образования, уч­реждения культуры); определенная консервация картины мира посредством традиций; приспособление прежней картины мира к изменяющейся современной социокультурной реальности.

Сложность художественной реальности в Украине заключается в том, что в обществе функционирует не одна культура, а несколько, т.е. субкультуры в культуре – элитарная, массовая, народная, консервативная, молодежная, криминальная и т.п. Каждая из них имеет свою сложившуюся картину мира. Такое разнообразие культурных направлений по­зволяет говорить о потенциале развития, так как чем шире и разнообразнее культурное пространство, тем больший выбор общества определяющей картины мира. В связи с этим политика государства в области культуры должна учитывать разнообразие культурных проявлений и виды искусства, которые их представляют. Политика государства направлена на развитие и сохранение национальной картины мира, которая является основой, ядром культуры общества. Именно ядро культуры становится культурной традицией, передается поколениям.

Культурная политика имеет два направления относительно национальной картины мира: внутреннее, которое направлено на формирование, популяризацию и сохранение в виде традиций, а также их приспособление к меняющимся условиям, внешнее, направленное на защиту национальной картины мира от влияния агрессивных культур, а также пропаганду своей культуры за гра­ницей с целью ознакомления с ней других народов и распространения ее элементов в их культурной среде.

Сейчас осуществление культурной политики происходит тремя путями: а) популистская политика – стремление уравнять права на существование и развитие всех имеющихся субкультур; б) патерналистская политика – дает преимущества одним субкультурам по отношению к другим; в) тоталитарная политика – навязывание единой картины мира, представляющей правящую элиту, при запрещении всех иных.

Выделяются два вида культурной политики: инновацион­ная, стремящаяся ускорить эволюцию ядра культуры в опреде­ленном направлении и консервативная, стремящаяся сохранить ядро культуры неизменным.

Сегодня в художественной жизни Украины, эти два вида или тенденции культурной политики слились: интенсивно насаждается агрессивная картина мира западного, в основном, американского образца (так называемая «вестернизация») и, од­новременно с этим, прослеживается стремление возродить и популяризовать собственные национальные гуманистические традиции искусства и культуры в целом.

Инструментами культурной политики выступают:

- современная система образования, которая осуществляет
«экспертизу» произведений искусства, разделяя их на достойные и недостойные внимания потомков;

- финансирование учреждений культуры: театров, концертных залов, музеев, библиотек, архивов;

- премирование за выдающиеся заслуги деятелей искусства, присуждение почетных званий;

- телепередачи и публикации в прессе;

- включение имен известных деятелей культуры и искусства в соответствующие справочники и энциклопедии.

В настоящее время ЮНЕСКО определяет следующие на­правления культурной политики в Европе: сохранить культурное разнообразие в Европе и помогать его развитию; реализовать по­тенциальные возможности локальных культурных типов; использовать по­тенциал культуры на индивидуальном, социальном и националь­ном уровнях; учитывать все возможности для претворения куль­туры в действенную силу, способную поддерживать и стабилизировать гуманитарное развитие общества.

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новейший философский словарь / В.А.Кондрашов, Д.А.Чекалов, В.Н.Копорулина; под общ. ред. А.П.Ярещенко. – Изд. 2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 672 с. Ст.: «Эстетика».

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Эстетика», «Культура», «Воспитание».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Естетика», «Культура».

Раздел ІІІ. Философия мышления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.